Инновации в индустрии туризма: информационный аспект

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 16:54, дипломная работа

Описание работы

Новые технологии и постоянно растущий уровень обслуживания и технического оснащения туристических фирм и компаний вместе со смежными с ней областями, в том числе интернет-экономика, дают основание называть значительную часть турбизнеса передовой и инновационной в техническом и организационном отношениях. Это обстоятельство имеет огромное значение для обеспечения таких быстрых темпов в этой отрасли. При этом с учетом некоторой уязвимости туристического бизнеса от колебаний экономической и политической конъюнктуры, туризм показывает высокую стабильность, способность к динамичному росту и восстановлению в посткризисные периоды.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 8
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты информационных технологий в индустрии туризма 11
1.1 Инновации и туризм. Суть и основные принципы инноваций в туризме 11
1.2 Инновационная деятельность в туризме 21
1.3 Особенности применения информационных технологий в туризме 25
ГЛАВА 2. Анализ инновационной деятельности в российском и зарубежном туризме 31
2.1. Российские инновационные направления в сфере туризма 31
2.2 Зарубежный опыт использования инновационных технологий в туризме 42
2.3 Деятельность туристической фирмы ООО «Матур» по внедрению информационных технологий 44
ГЛАВА 3. Пути совершенствования использования информационных технологий в деятельности ООО «Матур» 57
3.1 Предложения по внедрению инновационных направлений в сфере туризма 57
3.2 Анализ экономической эффективности проекта 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 77

Файлы: 1 файл

belonogovadiplom.doc

— 584.50 Кб (Скачать файл)

Если европейские компании туристского профиля почти всю свою деятельность ведут на интернет-уровне, то в России данная система развита еще относительно слабо. Хотя, положительные тенденции выявлены.34

В Европе наблюдается в последнее время электронное наступление на туристский бизнес. Появилась электронная коммерция. Ее преимущества очевидны - это экономия на выплате агентских комиссионных, уменьшение расходов на издание рекламно-информационных материалов, создание нетрадиционных сбытовых каналов и т.д. По оценкам экспертов Всемирной туристской организации, около 25% - 40% всех продаж туристских услуг в ближайшем будущем будут реализовано через электронную коммерцию.

В последние годы стремительно растет доля самостоятельных бронирований авиабилетов в Интернете. Сегодня в Европе каждый третий билет покупается на специализированных сайтах или сайтах авиакомпаний – это более 400 млн. человек по всему миру. Российские авиакомпании стали предлагать эту услугу сравнительно недавно, и доля онлайн-продаж авиабилетов все еще невелика - менее 1 %. Однако в самом ближайшем будущем ситуация должна коренным образом измениться. Неслучайно компанией «Аэрофлот» была поставлена задача довести к 2010 г. долю Интернет-продаж авиакомпании до 25-30% от общего объема (более 1 млн. билетов).

В настоящее время около 30% продаваемых в мире билетов - электронные, а в США их доля превышает 70%. Электронный авиабилет удобнее бумажного аналога. Основное отличие от привычного интернет-бронирования - после выбора маршрута на сайте и оплаты по банковской карточке необходимо самостоятельно распечатать посадочный талон на принтере. Отпадает необходимость посещать офис продаж или обязательно приезжать в аэропорт заранее. К тому же электронный билет невозможно потерять. Еще один приятный момент: многие зарубежные авиакомпании при покупке электронного билета предлагают пятипроцентную скидку. Российские же перевозчики пока не могут предложить пассажирам полноценное данное электронное обслуживание (e-ticket) - не позволяет законодательство. Билет уже можно забронировать и оплатить через сайт перевозчика или агента, но за его бумажным аналогом все равно приходится ехать в авиакассу или забирать билет в аэропорту. Трудности с переходом к электронному билету заключаются в том, что билет является формой строгой отчетности, а российские налоговые службы не принимают к аудиту электронные аналоги. По законодательству РФ, документ должен быть обязательно бумажным и заверен соответствующим образом.

По подсчетам Транспортной клиринговой палаты, осуществляющей взаиморасчеты между перевозчиками и агентствами, изготовление одного бумажного билета стоит сейчас примерно 10 рублей. Объем перевозок российскими компаниями составляет около 35 млн. человек в год, и только на бумаге при полном переходе на электронные билеты можно было бы экономить до 350 млн. рублей ежегодно.35

Одно из главных направлений инноваций в гостиничном и туристском бизнесе - это мультимедийные технологии, в частности - справочники, буклеты, каталоги. Сейчас туристскими фирмами и гостиницами выпускаются справочники и каталоги (книги, видеокассеты, лазерные диски и т.д.). Мультимедийные технологии помогают оперативно предоставлять потенциальным гостям информацию, а также безошибочно выбирать именно тот тур, в котором нуждаются гости. Благодаря электронным каталогам можно виртуально путешествовать по номерам отеля, рассмотреть залы ресторанов, конгресс-центры, вестибюли, узнать все о гостиничном предприятии, о предоставляемых услугах, льготах и скидках.

Среди негативных факторов, которые сдерживают развитие индустрии туризма - боязнь терроризма и различных катастроф, а также сильного колебания цен рынка недвижимости.

Проблему безопасности гостиничного предприятия также можно решить с помощью инноваций. Это телевизионная система наблюдения, система контроля за доступом, система защиты. Но предприятий, которые оснащены этой защитой, пока недостаточно.

Еще одно эффективное средств - внутриномерные электронные сейфы в отелях категории четыре и пять звезд. Установку электронных замков считают одним из самых эффективных средств защиты от краж.

Мир бизнеса меняется очень быстро, прошлые знания устаревают, и для профессионализма компетентности любой работник сферы туризма должен постоянно совершенствовать свои знания. 36

Для того, чтобы развивать инновационные технологии, в сфере туризма российский туристский рынок должен повышать общую ответственности правительства, которое делает ставку на развитие туризма; обеспечивать безопасность туристов; усиливать роль государственно-частных партнерств в развитии туристской сферы.

 

2.2. Зарубежный опыт использования инновационных технологий в туризме.

 

Туризм - это сектор экономики, где с помощью современных компьютерных технологий можно получать большую прибыль. Речь идет о бронировании и резервировании гостиниц, билетов различные транспортные средства, круизов и т. д. Сегодня у таких крупнейших систем, как Ата-deus, Gabriel, Sabre, Word Span, Apollo и других есть представительства в Internet. Кроме того, с помощью Internet-технологий туристские фирмы экономят средства, сокращая расходы на международные телефонные разговоры и рассылку факсов.

Ежегодно все больше турфирм используют системы бронирования и резервирования гостиниц и билетов. С помощью таких систем бронируются места в отелях по всему миру, получается свежая информация о том, какие есть условиях бронирования, цены, скидки, причем за самое минимальное время, и не выходя из офиса. Раньше на это нужно было потратить гораздо больше времени, сил и денег. Система Alean является проектом, который появился в русском Internet, и, благодаря ему, в единую технологическую сеть объединились тур-агенты, туроператоры, а также объекты размещения. Теперь можно напрямую забронировать места в Крыму, Краснодарском крае, Подмосковье, в средняя полосе России и за рубежом. Есть удобная информационная поисковая система, которая помогает найти ответ на любой вопрос клиента всего за несколько секунд. Все изменения сразу вносятся в систему. Данные о наличии мест в отелях после каждого бронирования обновляются автоматически. Агентства, которые входят в эту в систему, используются уже последнюю, свежую информациею, а не прошлогодние данные Участники системы Alean не нужно дорогостоящее программное обеспечение, потому что ее основу составляют стандартные технологии сети Internet.

Другой пример - система Worldhotel, с помощью которой можно бронировать отели всего мира, и система ABC Travel Center, где содержится информация об транспорте, билетах, аренде автомобилей, круизах и многое другое. Часто в таких системах можно приобрести горящую путевку или авиабилет на несколько процентов дешевле.

И теперь даже крупными и успешными организациями вносятся важные изменения в философию долгосрочного планирования.

Сейчас интенсивно структуризируется рынок туруслуг, к этому привела новая технологическая волна. Резко понизилась стоимость обращения. Теперь любое агентство, состоящее из 2-3 человек, может пользоваться услугами, ранее недоступными них. Это значит, что небольшие турагентства смогут стать серьезными конкурентами для крупных организаций. Показательный пример - немецкая фирма "TISS". В 1997 г. два человека, которые занимались торговлей авиабилетами, смогли обеспечить оборот в 140 млн немецких марок.

По прогнозам в ближайшие годы 90% билетов будут реализовывать посредники типа "TISS" и подобные Internet-компании. При этом комиссионные уменьшатся вдвое.

Ежедневно задачи управления технологиями становятся все более сложными, поскольку растет международная и внутрироссийская конкуренция, развиваются технологии и наука. Становится намного больше подготовленных специалистов, которые могут заниматься технологиями в туристском бизнесе.

 

 

2.3. Деятельность туристической фирмы ООО «Матур» по внедрению информационных технологий

 

Сейчас наблюдается развитие компьютерных систем, электронной почты, реализации турпродуктов через сеть Интернет и заключения контрактов с помощью электронной подписи; телесовещаний, электронных выставок и конференций, многочисленных справочно-поисковых служб, сетевых автоматизированных рабочих мест. И все это стало доступно российским туристским организациям, когда в их деятельность стали внедряться современные компьютерные и информационные технологии. Но только компании сумели вовремя понять и использовать такие возможности, некоторые до сих пор предпочитают старые методы.

Именно проблема автоматизации сейчас - самый сложный вопрос для многих российских туристических фирм, особенно во время кризиса: не каждая фирма может позволить себе самый современный компьютер си необходимые лицензионные программы по туристической деятельности.

Внедрение компьютерных и информационных технологий в работу турфирм - это простые взаимосвязанные действия (см. рис 1).

 

 

 

 

 

 

Осознаются потребности

 

Идет поиск и оценивается информация

 

принимается окончательное решение

 

Составляется план

 
       
               
 

Начинаются переговоры

с поставщиками услуг

 

Компьютер, программа подключается,

устанавливается и эксплуатируется

 

контролируютсяизменения и анализируется опыт

   
     

 

Рис. 1 Этапы автоматизации деятельности туристической фирмы в процессе внедрения современной автоматизированной системы бронирования

 

Именно этапы автоматизации деятельности находят самое полное отражение во внедрении современной автоматизированной системы бронирования (САБ).

Само внедрение АСБ начинается с того, что руководство турфирмы признает необходимым инновации и информационные технологии для того, чтобы полноценно осуществлять финансово-хозяйственную деятельность.

Перед переходом к следующему этапу нужно четко сформулировать цели и задачи проекта, чтобы определилось направление усовершенствования.

Для этого используется коллективная экспертная оценкя, и оценивается относительная важность каждого варианта по стопроцентной шкале.

Цели внедрения современных систем бронирования в турфирме «Матур»:

  • заменить морально устаревшие информационные системы;
  • получить конкурентные преимущества (снизить себестоимость турпродуктов, сократить время на обработку заказов и т.д.);
  • расширить ассортимент услуг и границы рынка сбыта;
  • автоматизировать работу с партнерами и филиалами;
  • автоматизировать внутрифирменные процессы и оптимизировать управление;
  • использовать сравнительно недорогие рекламные возможности (реклама в сети Internet).

На втором этапе нужно искать и анализировать всею существующую информацию о системах бронирования, которые представлены на российском рынке. Необходимо собрать и проанализировать всю информацию о том какие системы функционируют на рынке, кто их разработчики и участники, условия подключения и эксплуатации37.

У всех ведущих систем бронирования есть представительства в России, а Интернет помогает проводить недорогие кабинетные исследования и не использовать крупные денежные расходы.

Кроме этого, на этом этапе принимается решение по форме собственности на приобретаемые информационные системы. Сейчас разработчиками систем бронирования предлагаются для турфирм следующие варианты:

  1. создать индивидуальную систему (право владеть, пользоваться и распоряжаться);
  2. приобрести права, чтобы пользоваться и распоряжаться информационной системой, обслуживание которой производит разработчик;
  3. приобрести систему, разработанную для нескольких фирм, которую обслуживает сам пользователь38.

В России оптимален второй вариант, по которому сегодня работают многие туристские организации: кроме доступной платы за установку и обслуживание, предполагается бесплатное обновление и льготное использование дополнительных возможностей, которые предлагают разработчики системы.

Выбирая информационную систему, нужно учесть следующие критерии:

1. Функциональные задачи:

- учитываются местные условия,

- возможность подключаться к сети различным абонентам,

- совместимость с подобными системами,

- работа в Windows и Интернете.

2. Требования к функционированию:

- ввода, прием, передача и обработка информации,

- круглосуточная работа,

- недопустимость длительной блокировки из-за перегрузок,

- возможность подключать новые и отключать старые устройства, не нарушая работу сети;

- информирование участников системы, если изменяется ее состав,

- обеспечить целостность и надежность данных.

3. Возможность в дальнейшем развивать и модернизировать систему.

4. Используемым решением должна гарантироваться сохранность данных и программного обеспечения, если вдруг откажут отдельные техническе средства системы или аварийно отключтся электропитание, а также быстро восстановить систему, примененив автоматические средства контроля работоспособности.

5. Обеспечение конфиденциальности и внешних коммуникаций.

Для того чтобы правильно оценить варианты и выбрать систему, которая может удовлетворить все требования, можно применить функционально-стоимостный анализ, потребительскую оценку, а также определение конкурентоспособности ИПУ, используя технические и экономические показателям.

Окончательное решение о внедрении инновационных технологий принимают после того, как получены показатели внедрения информационной системы и оценены риски, с которыми фирма может столкнуться.

Для того, чтобы препятствовать различным негативным ситуациям, турфирма должна провести ализ, оценку и разработку мероприятий, чтобы снизить уровень рисков еще при принятии решения о внедрении инноваций. Для этого может использоваться экспертная оценка, математическая статистика и др.

На четвертом этапе (планирование) начинается определение потребностей компании в ресурсах, которые нужны для внедрения системы.

Затем следует оценка предстоящих затрат, их распределение по статьям и по времени. Средства туристкой фирмы в этом случае нужны:

  • для технического обеспечения проекта;
  • для обучения сотрудников, поиска и найма персонала;
  • для самой системы, ее обслуживания, модернизации;
  • для заключения договоров;
  • для получения информации;
  • для непосредственно внедрения и эксплуатации АСБ.

Информация о работе Инновации в индустрии туризма: информационный аспект