Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2012 в 16:45, курсовая работа
Целью изучения данной работы являлось рассмотрение структуры ресторанного бизнеса. Ресторанный бизнес отличается от всех остальных видов бизнеса. Это бизнес, который объединяет в себе искусство и традиции, механизмы деятельности и опыт маркетологов, философию обслуживания и концепцию формирования потенциальной аудитории.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1.Теоритические основы туристского ресурсоведения……………..…...5
1.1. Понятие о туризме. Туризм и рекреация……………………………5
1.2. Классификация туризма…………………………………………….12
Глава 2. Культурно-исторические ресурсы туризма…………………………..20
2.1. Культурное наследие в туризме……………………………………20
2.2. Памятники Всемирного наследия ЮНЕСКО………………………30
2.3. География памятников Всемирного наследия……………………32
Заключение…………………………………………………………………….…35
Список литературы………………………………
Организация уникальных исторических территорий предполагает сочетание возрождения и развития традиционных форм деятельности, сформировавшихся исторически, с инновационными видами – туризмом, сельскохозяйственным и промышленным производством. Новые виды деятельности должны дополнять, но не подавлять сложившиеся природные, хозяйственные и социокультурные процессы. В основу современного освоения уникальных исторических территорий должны быть положены исторический, экологический и ландшафтный принципы.
Малые города в центральных частях сохранили архитектурный облик прошлых веков в гражданской застройке в сочетании с более ранними культовыми сооружениями. Неповторимый колорит им придает разнообразие природных ландшафтов, среди которых они расположены. Многие малые города находятся в окружении известных памятников истории и культуры, а также ценных природных объектов, удаленных от города на расстояние от 5 до 20 км. Это обусловливает возможность создания в городах туристских центров, организующих деятельность местной туристской сети.
При развитии необходимой туристской инфраструктуры важно не нарушить исторический архитектурный облик города. Каждый вновь создаваемый объект должен вписываться в сложившийся городской ансамбль по этажности, архитектурному стилю, интерьерному оформлению. Должны учитываться национальные и региональные особенности и традиции данной территории. Необходимо, чтобы каждый создаваемый туристский центр имел свой неповторимый облик. Исключается применение типовых архитектурных проектов для объектов туристской инфраструктуры в границах уникальных исторических территорий.
В расположенных вблизи малых городов монастырских и усадебных комплексах целесообразно создавать природно-исторические парки. В основу их создания может быть положен географический (несколько комплексов, объединенных одним географическим объектом – рекой, озером и пр.), исторический (серия комплексов, связанных одним историческим событием), мемориальный (серия комплексов, объединенных памятью об одной и той же исторической личности, места работы одной группы художников) принципы. Площадь этих уникальных исторических территорий колеблется от сотен до тысяч гектаров. Природно-исторические парки могут быть компактными, состоящими из одного исторического комплекса и его ландшафтного окружения, и дисперсными, в которых территория парка охватывает несколько близко расположенных исторических памятников [5].
Создание природно-исторических парков позволяет спасти ценнейшие памятники истории и культуры как целостные архитектурно-ландшафтные и культурные комплексы. В природно-исторических парках предусматривается охрана и восстановление как памятников истории и культуры, так и окружающего исторического рукотворного, природного или традиционного сельского ландшафта, который также рассматривается как непреходящая историческая и экологическая ценность, национальное достояние.
При возрождении усадебных и монастырских комплексов должен применяться ансамблевый принцип и индивидуальное проектирование каждого объекта инфраструктуры. В последнее время была выдвинута концепция освоения уникальных исторических территорий как особой формы организации культурного ландшафта. Эта концепция предполагает полифункциональное использование усадеб: туристско-экскурсионное, научно-просветительское и хозяйственное. Просветительская деятельность может включать, помимо создания музеев, организацию лицеев, постоянно действующих семинаров, посвященных изучению творчества выдающихся деятелей истории и культуры, с именами которых связаны конкретные усадьбы. Культурная деятельность в усадьбе должна охватывать как местное население, так и туристов.
Возможно создание литературно-музыкальных салонов, постановка любительских спектаклей, проведение балов, организация фестивалей, посвященных памятным датам, приглашение в усадьбу известных писателей, художников, артистов, которым предоставлялся бы творческий отдых в усадьбе, сопровождающийся встречами с местным населением и туристами.
Хозяйственная деятельность должна получить самое широкое развитие. Она может иметь два основных направления: возрождение художественных промыслов и ремесел и сельскохозяйственное производство. Первое сводится к воссозданию художественных школ и народного творчества, знакомству местного населения и туристов с различными формами традиционного производства образцов художественных ремесел и обучению старинным технологиям. Второе определяется созданием сельскохозяйственных комплексов по производству экологически чистых продуктов на основе традиционных и новейших технологий [8].
Важным средством для включения наследия в мировые информационные и экономические и политические потоки, а также стратегии устойчивого развития является именно туризм. В последнее время туризм рассматривается как самое эффективное средство массовой востребованности и доступности культурных ценностей. Одним из наиболее эффективных средств потребления культурного наследия является культурно-познавательный или культурный туризм.
М. Драгичевич-Шешич указывает на то, что культурный туризм как «путешествие в историю» особенно развит в тех странах, в которых подчеркиваются ценности культурно-исторических традиций, а также там, где уделяется большое внимание развитию национального самосознания, особенно среди малых народов, борющихся против культурной ассимиляции. С другой стороны, культурный туризм использует тягу людей к знакомству с «другими» – другими обычаями и культурой, желание сравнить увиденное с положением в этой области в своей стране.
Она предложила свою классификацию культурного туризма: «путешествия в историю»; «путешествия – реконструкции исторических событий»; изучение исторического периода; религиозные путешествия; географические путешествия (ознакомление туристов с зарубежной страной, определенным регионом или городом); культурологические поездки – изучение отдельных направлений искусства; специфические формы экологического и конгрессного туризма; специфические формы ностальгического туризма.
Культурное наследие чрезвычайно разнообразно и охватывает широкий спектр феноменов и артефактов – от памятников истории и культуры, музеев, мемориальных мест до явлений нематериального характера – традиций, нравов, обычаев, праздников, культов и т. д. Каждая территория обладает наследием различного статуса. Однако наибольшее предпочтение в качестве туристского ресурса получили объекты и явления, входящие в так называемый Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, речь о котором пойдет в следующем параграфе.
2.2. Памятники Всемирного наследия ЮНЕСКО
Особого внимания заслуживают конвенции и рекомендации ЮНЕСКО по охране культурного наследия, которые послужили основой для приоритетного развития культурного туризма во всем мире после того, как в рамках Всемирной конференции по политике в области культуры была принята рекомендация по вопросу о культурном туризме.
Конвенция об охране Всемирного культурного и природного наследия была принята на XVII сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО 16 ноября 1972 г. и вступила в силу 17 декабря 1975 г. Основная ее цель – привлечение сил мирового сообщества для сохранения уникальных объектов культуры и природы. В 1975 г. Конвенцию ратифицировало 21 государство, за 32 года ее существования к ней присоединилось еще 148 государств, и в настоящее время общее число государств – сторон Конвенции превысило 170. Для повышения эффективности работы Конвенции в 1976 г. были образованы Комитет и Фонд Всемирного наследия. Спустя два года первые культурные и природные объекты были включены в Список Всемирного наследия – своеобразный фонд выдающихся памятников культуры и природы [8].
Культурное наследие народа составляют произведения художников, архитекторов, музыкантов, писателей, ученых, мастеров народного творчества – совокупность ценностей, дающих смысл существованию человека. Оно охватывает как материальные, так и нематериальные произведения, выражающие творчество народа, его язык, обычаи, верования и т. д. Новым в вышеприведенном определении является нематериальное достояние, включающее фольклор, промыслы, технические и другие традиционные профессии, развлечения, народные фестивали, церемонии, религиозные обряды и ритуалы, а также традиционные спортивные состязания и т. д.
На основе принципов Хартии культурного туризма принятой на Международном семинаре по туризму (1976 г.) предложена следующая классификация использования культурного наследия: достояние, используемое туристами (фестивали, представления, памятники); достояние смешанного пользования (менее значительные исторические памятники и музеи, театры, места посещаемые экскурсантами, заповедники и т. д.); достояние, используемое местным населением (объекты религиозного культа и гражданские сооружения, кинотеатры, библиотеки и др.).
Из природных территорий первыми получили статус объекта Всемирного наследия Галапагосские острова, национальные парки «Йеллоустонский» (США), «На-Ханни» (Канада) и «Симэн» (Эфиопия). За последние годы Список стал весьма репрезентативным как по представленным регионам планеты, так и по количеству объектов: к началу 2007 г. он включал 830 объектов, из которых 162 природных, 644 культурных и 24 природно-культурных объекта в 184 странах мира (23 из них расположены в России). Наибольшее количество культурных объектов в Списке имеют Италия и Испания (более 30 каждая), Америка и Австралия – самые богатые по природным объектам Всемирного наследия. Ежегодно Список Всемирного наследия пополняется примерно на 30-40 объектов.
Чтобы попасть в один ряд с ними, любая территория, претендующая на статус Всемирного наследия, проходит тщательную экспертную оценку и может быть включена в Список при обязательном соответствии одному или нескольким природным критериям, разработанными специалистами Комитета Всемирного наследия. В этот документ включают культурные памятники, отвечающие следующим критериям: составляющие уникальный ансамбль; оказавшие в свое время значительное влияние на жизнь страны; служащие свидетельством исчезнувшей цивилизации; иллюстрирующие определенный важный период в истории государства; представляющие уникальный пример традиционного образа жизни; связанные с идеями или верованиями, имеющими всемирное значение. Следовательно, уникальные историко-культурные территории можно определить как территории, обладающие особой ценностью для мира, страны, региона, где памятники истории, культуры и природы составляют единый комплекс и тесно связаны с живой культурой народа [5].
Под природным наследием в Конвенции понимаются три вида объектов: природные памятники, состоящие из физических и биологических образований или групп таких образований, имеющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения эстетики и науки; геологические и физиографические образования и точно ограниченные зоны, представляющие ареал подвергающихся угрозе видов животных и растений, имеющих выдающуюся универсальную ценность с точки зрения науки или консервации; природные достопримечательные места или строго ограниченные природные зоны, имеющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения науки, консервации или природной красоты.
2.3. География памятников Всемирного наследия
Европа. Более половины всех культурных объектов Всемирного наследия размещается в Европе. В Европе объекты культурного наследия отличаются самым большим разнообразием и располагаются почти во всех странах. Их перечень включает все указанные разновидности. Они отражают динамику развития Европы начиная с первобытности. К выдающимся памятникам этого периода относятся древние рисунки на стенах пещер, на открытых каменных поверхностях и на отдельных камнях. Самые яркие образцы такого первобытного искусства находятся в пещерах Южной Франции и Северной Испании.
К первобытному периоду также относятся мегалитические постройки – гигантские каменные сооружения различной формы. В основном эти постройки служили для погребений или были связаны с погребальными культами. В списке объектов Всемирного наследия представлены мегалиты Ирландии, Южной Англии и Мальты. Памятниками античности являются объекты, расположенные на территории Греции (Афинский Акрополь, Дельфы, Вергина, Олимпия, Эпидавр, Бассай), а также наследием Древнего Рима и памятниками римской эпохи в Италии и других европейских странах.
Больше всего памятников относится к средневековью – набережные Сены в Париже, собор в Шартре (к юго-западу от Парижа), кафедральный собор в Бурже, исторические центры Авиньона и Страсбурга, собор в Трире, Кельнский собор, Вестминстер в Великобритании, Лондонский Тауэр, исторические центры Таллинна, Риги, Вильнюса, Варшавы, Кракова, Праги, Флоренции, Рима и владения Ватикана, старая часть Валетты, старинные кварталы Дубровника, Соборная площадь в Пизе и др. Несколько десятков объектов относится к эпохе нового времени – это светские резиденции, монастыри и церкви, объекты инженерного искусства, мемориальные места и садово-парковые ансамбли [9].
Россия и СНГ. В России располагаются следующие объекты культурного наследия: исторический центр Санкт-Петербурга и дворцово-парковые ансамбли его окрестностей; Погост Кижи; Московский Кремль и Красная площадь; исторические памятники Великого Новгорода и окрестностей; историко-культурный ансамбль Соловецких островов; белокаменные памятники Владимиро-Суздальской земли и церковь Бориса и Глеба в Кидекше; архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде; церковь Вознесения в Коломенском; исторический и архитектурный комплекс Казанского Кремля; ансамбль Феропонтова монастыря; Цитадель и крепость Дербента, исторический центр Ярославля; Казанский Кремль и др. (прилож.1).
На территории Украины располагаются два памятника культурного наследия. Это собор Святой Софии в Киеве и Киево-Печерская лавра. Три объекта расположены в Грузии (музей-заповедник Мцхета, кафедральный собор в Баграти и монастырь в Гелати, Верхняя Сванетия) и один в Армении (монастырь в Ахпате). Два выдающихся памятника культуры мирового значения находятся в Узбекистане. Это исторические части городов Бухара и Хива.