Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2015 в 20:45, дипломная работа
Актуальность темы состоит в том, что инноваций являются возрождением полезного, забытого ранее, но в другой форме. Большинство продуктов интеллекта через определенный промежуток времени исчезают, о некоторых забывают, но затем они снова возвращаются уже в другом, более совершенном виде. Инновации — это медленный процесс, и многие современные компании своим лидирующим положением обязаны поколениям, которые работали на будущее несколько десятков лет назад. Благодаря своим сегодняшним нововведениям многие малоизвестные компании станут лидерами в обозримом будущем. Сознательный упор на инновации больше всего необходим там, где технологические изменения наименее эффективны.
Введение…………………………………………………………………….…4
1. Инновация: понятия, функции, роль в современном мире
1.1 Механизмы распространения инноваций…………………………..…...6
1.2 Факторы, влияющие на спрос в туризме……………………………......15
1.3 Методы стимулирования спроса в туризме……………………………25
1.4 Зарубежный опыт инновационной деятельности в сфере стимулирования спроса в туризме………………………………………......32
2. Технико-экономический анализ гостиничного комплекса «Алькор»
2.1 Общая характеристика и анализ деятельности ГК «Алькор»……..…36
2.2 Анализ организационной структуры ГК «Алькор»………………...….43
2.3 Анализ финансово-хозяйственной деятельности ГК «Алькор»..……..50
3. Мероприятия по совершенствованию методов стимулирования спроса в индустрии туризма и гостеприимства на примере ГК «Алькор»
3.1 Мероприятий по совершенствованию стимулирования спроса посредством POS-рекламы и интернета…………………………………....58
3.2 Внедрение системы автоматизации гостиничного хозяйства KEI Hotel в ГК «Алькор»………………………………………………………………….66
3.3 Оценка эффективности предложенных мероприятий…………………72
Заключение………………………………………………………………….77
Список использованной литературы……………………………………80
Шумпетер создал теорию мультицикличности. Деловые циклы Шумпетера для описания всех явлений определяются волновыми колебаниями.
В длинные волны входят циклы с периодом в 55 лет (цикл Кондратьева). Со средними циклами (10 лет) связаны замена активной части капитала в форме станочного оборудования, транспортных средств и др. Короткие циклы в 2 года 4 месяца соответствуют рыночным конъюнктурным изменениям по отношению к определенным видам продукции [5].
Жизненные циклы инновации различаются по видам инноваций. Эти различия затрагивают, прежде всего, общую продолжительность цикла, продолжительность каждой стадии внутри цикла, особенности развития самого цикла, разное количество стадий. Виды и количество стадий жизненного цикла определяются особенностями той или иной инновации. Однако у каждой инновации можно определить «стержневую», то есть базовую, основу, жизненного цикла с четко выделенными стадиями.
Схемы жизненного цикла различны у инновационного продукта и у инновационной операции (процедуры).
Основные стадии жизненного цикла нового продукта:
- разработка нового продукта;
- выход на рынок;
- развитие рынка;
- стабилизация рынка;
- уменьшение рынка;
- подъем рынка;
- падение рынка [6].
Примечание – составлено автором по теоретическим источникам
Рисунок 3. Жизненный цикл нового продукта (операции)
Период создания новации включает стадии зарождения (осознание потребности и возможности инноваций, возникновение идеи); становления (разработка идеи) и освоения (внедрение в производство, эксперимент).
Жизненный цикл инновации включает фазы внедрения, коммерциализации и диффузии, рутинизации (стабильной реализации нововведений) и повсеместного распространения и превращения в традиционный продукт.
Инновационный цикл не будет полностью завершенным, если он остановится на одной из промежуточных стадий периода новации или фазе жизненного цикла.
В туристском бизнесе инновационный цикл начинается с момента возникновения идеи об открытии нового направления (дестинации) поездок, создания нового продукта или внесения изменений в существующий, внедрения новых видов технологии или коммуникаций. Разрабатывается и определяется целевая направленность продукта с ориентацией на определенного потребителя, примерное наполнение туристского продукта.
После формирования идеи будущего продукта изучаются возможности реализации идеи на практике, осуществляются поиск и отбор поставщиков и партнеров, планирование основных и дополнительных услуг, транспортировки, медицинского страхования, предварительная экономическая и ценовая проработка. После таких действий проводится экспериментальная проверка продукта: презентация, пробные продажи, оценка предполагаемого спроса и конкурентоспособности. На этом заканчивается период создания новации. Следующим этапом инновационного цикла является комплекс мер, направленных на продвижение туристского продукта и внедрение его на рынок, реализацию и коммерциализацию (проведение пропагандистских и рекламных акций, прямой маркетинг, стимулирование сбыта, паблик рилейшнз). Формируется система управления сбытом, включающая стимулирование персонала.
Инновационный цикл заканчивается, когда другие субъекты туристского рынка начинают в своей деятельности активно применять эту инновацию.
В инновационной деятельности туристский бизнес опирается на фундамент накопленных знаний. Приступать к воплощению новых идей и созданию новых направлений туризма следует лишь после познания и изучения форм и методов работы как прошлого, так и настоящего. Глубокое понимание сферы деятельности позволяет предвидеть развитие событий и опережать конкурентов. На внедрение инноваций в туризме влияет экономическая ситуация в стране, социальное положение населения, национальное законодательство, а также межправительственные и международные соглашения. Поэтому мотивы и причины появления инноваций в туристской деятельности в каждой стране бывают разными. Однако для любой страны имеется несколько характерных черт:
- растущие
потребности населения в
- насыщение
многих классических и
- опасность
потери квоты рынка во
- обострение
конкуренции, рост предложений
- необходимость
сдерживать выезд своих
- гармоничное
объединение привлекательных
- технологическая революция и экспансия услуг в экономике;
- переход от экономики предложения к экономике спроса.
Базируясь на положениях Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС), в туристской сфере развивается инновационная деятельность по трем направлениям.
1. Внедрение нововведений (организационные инновации), связанных с развитием предприятия и туристского бизнеса в системе и структуре управления, включая реорганизацию, укрупнение, поглощение конкурирующих субъектов на основе новейшей техники и передовых технологий; кадровой политики (обновление и замена кадрового состава, система повышения квалификации, переподготовка и стимулирование работников); рациональной экономической и финансовой деятельности (внедрение современных форм учета и отчетности, обеспечивающих устойчивость положения и развития предприятия).
2. Маркетинговые
инновации, позволяющие охватывать
потребности целевых
3. Периодические
нововведения (продуктовые инновации),
направленные на изменение
Примечание – составлено автором по теоретическим источникам
Рисунок 4. Схема основных функций инноваций
Инновация не просто создание различного рода новшеств, но и их внедрение, порождающее существенные изменения в социальной жизни и практике. Отношение и на производстве, и в обществе к инновациям может быть разным, но в основе своей оно двухполюсное [7]. Как правило, инновация встречает поддержку одной части населения и яростное неприятие другой.
Это связано с тем, что основной особенностью инновации является то, что инновация есть всегда разрыв с существующей традицией. Инновацию можно считать своего рода культурной девиацией, положительное значение которой состоит в том, что она стимулирует отторжение старого, мобилизацию современного и экспансию нового. Если рассматривать процесс появления и распространения инноваций, то можно заметить, что инновация всегда начинается с проявления творчества, оригинальности, а, следовательно, отхода от существующих общепринятых традиций.
В свою очередь, такими способностями обладают не все члены общества, а так называемое «творческое меньшинство». Большая, консервативная (а зачастую агрессивная) часть общества с помощью различных средств подавления, жесткого социального контроля, цензуры, всяческих запретов, законодательной обструкции стремится не допустить осознания или начального принятия инноваций более широким социальным сообществом. В зависимости от культурных механизмов, так называемых культурных селекторов, препятствующих принятию и распространению инноваций или наоборот способствующих этому, инновация может быть отвергнута, а может получить широкое общественное признание. Например, мусульманство в ряде восточных и африканских стран было принято, так как многоженство, разрешенное в исламе, было частью культуры местных жителей. В то же время католическая религия в России была отвергнута. В случае принятии инновации начинается фаза ее распространения. Здесь можно наблюдать несколько вариантов дальнейшего развития или, наоборот, регресса инноваций [8]:
- может произойти так называемая «компенсация», когда начальные инновационные изменения вызывают отрицательные обратные связи, которые стремятся уменьшить значение инноваций, а то и вовсе уничтожить их средствами контрреформы;
- может произойти и «чрезмерная компенсация», когда сопротивление внедряемой инновации столь велико, что компенсаторный механизм реагирует слишком сильно и как бы переполняется»», т.е. не только сохраняет существующее положение вещей, но и окончательно изменяет данную структуру в направлении, противоположном тому, что предполагалось инноваторами. Этот ответный удар именуется «эффектом бумеранга»;
- изменения, вызванные внедрением инновации, могут ограничиться заданной локальной областью (производства, науки, техники и т.д.) без каких-либо последствий для других сфер общественной жизнедеятельности;
- встречаются ситуации, когда начальные инновации в какой-то области ведут к случайным трансформациям ограниченного количества компонентов в смежных социальных подсистемах, это придает существующему социальному пространству хаотический характер; происходят некоторые модификации в различных его фрагментах, но, в конечном счете, оно сохраняется в прежнем виде;
- наконец, наиболее важный вариант развития инновации заключается в системном усилении изменений благодаря действию положительных обратных связей. Здесь начальные инновационные изменения влекут за собой цепь последовательных сдвигов в других компонентах уже мегасистемы и без непосредственного участия инициаторов нововведения вплоть до полной ее трансформации. Это часто случается, в сфере технологии: например, с изобретением автомобиля, аэроплана, конвейерного производства, компьютера радикально изменяется сам образ жизни миллионов людей.
В целом, процесс проникновения инноваций в жизнь общества имеет характер диффузии – распространения инновационных черт и образцов поведения от группы к группе как внутри данного общества, так и за счет контакта различных обществ. Такова, к примеру, судьба проникновения относительно новых для европейцев продуктов питания (картофель, кофе, некоторые фрукты).
Инновацию можно рассматривать не только как результат, но и как процесс взаимодействия культур. Это может быть историческое взаимодействие, так как инновация – это рождение и внедрение нового в рамках существующей культуры, хотя и выводящее путь к новой культуре. Но это и процесс взаимовлияния различных культур в одном временном пространстве. В обоих случаях это процесс сложный, противоречивый, и инновации могут не совмещаться, не совпадать с принимающей их культурой.
Если инновации вносят новые культурные образцы, не существующие в реальной культуре то возможны следующие пути развития:
1) Инновации присоединяются к существующим культурным образцам, обогащая культуру. Это вариант бесконфликтного принятия социальных инноваций. Новое входит в общество без отказа от старых культурных образцов. Общество медленно, эволюционно развивает новые образцы, сравнивая их со старыми, привычными. Только по прошествии достаточно длительного времени люди отказываются от старых, отживших форм и полностью принимают новые, ставшие привычными. Это – эволюционный тип социальной адаптации культурных образцов [9]. Например, мы хорошо воспринимаем новые виды спорта, пришедшие к нам с Запада (например, дельтапланеризм) или музыкальные инновации (американский джаз, тяжелый рок и др.).
2) Отдельные инновации способны только вытеснять культурные образцы, замещать их, а не просто присоединяться к ним. Это креативный тип адаптации инноваций. Например, рыночные отношения (как социокультурный феномен) в современном Казахстане не могут просто присоединиться к имевшим место планово-государственным отношениям, они должны их вытеснить и занять это место.
3) Инновации могут быть не совместимы с существующей культурой, вступать в конфликт с существующими культурными образцами. Тогда инновация отвергается обществом или социальной группой. Например, рабочую модель паровой турбины изобрел Герон Александрийский в 62 году н.э. Но это новшество не имело успеха в культуре, располагавшей практически неограниченными ресурсами рабского труда и не испытавшей нужды в механической энергии [10]. Конфликтом с существующими в обществах образцами объясняется, почему ислам в некоторых частях Азии и Африки получили большее распространение, чем христианство. Христиане отрицательно относились к многоженству, а это была часть культуры живших там людей. Ислам же разрешает многоженство.
4) Возможен вариант, когда инновация принимается, несмотря на конфликт с существующей культурой. Конфликт вызывает протесты, делает адаптацию неустойчивой.
5) Инновация принимается и происходит скрытая адаптация нового образца, не осознаваемая людьми. Хотя ее принятие сопровождается конфликтами и конфликт порождает новые проблемы, социальные напряжения в обществе, но они непосредственно не направлены против данной социальной инновации. Конфликт в этой ситуации имеет двойственную природу – цивилизационную и культурную. Например, внедрение идеологии классического либерализма, построенного на отношениях частной собственности, в нашей стране связано с фундаментальными изменениями привычных образцов социальных отношений, порождает материальные и моральные издержки.