Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2015 в 20:45, дипломная работа
Актуальность темы состоит в том, что инноваций являются возрождением полезного, забытого ранее, но в другой форме. Большинство продуктов интеллекта через определенный промежуток времени исчезают, о некоторых забывают, но затем они снова возвращаются уже в другом, более совершенном виде. Инновации — это медленный процесс, и многие современные компании своим лидирующим положением обязаны поколениям, которые работали на будущее несколько десятков лет назад. Благодаря своим сегодняшним нововведениям многие малоизвестные компании станут лидерами в обозримом будущем. Сознательный упор на инновации больше всего необходим там, где технологические изменения наименее эффективны.
Введение…………………………………………………………………….…4
1. Инновация: понятия, функции, роль в современном мире
1.1 Механизмы распространения инноваций…………………………..…...6
1.2 Факторы, влияющие на спрос в туризме……………………………......15
1.3 Методы стимулирования спроса в туризме……………………………25
1.4 Зарубежный опыт инновационной деятельности в сфере стимулирования спроса в туризме………………………………………......32
2. Технико-экономический анализ гостиничного комплекса «Алькор»
2.1 Общая характеристика и анализ деятельности ГК «Алькор»……..…36
2.2 Анализ организационной структуры ГК «Алькор»………………...….43
2.3 Анализ финансово-хозяйственной деятельности ГК «Алькор»..……..50
3. Мероприятия по совершенствованию методов стимулирования спроса в индустрии туризма и гостеприимства на примере ГК «Алькор»
3.1 Мероприятий по совершенствованию стимулирования спроса посредством POS-рекламы и интернета…………………………………....58
3.2 Внедрение системы автоматизации гостиничного хозяйства KEI Hotel в ГК «Алькор»………………………………………………………………….66
3.3 Оценка эффективности предложенных мероприятий…………………72
Заключение………………………………………………………………….77
Список использованной литературы……………………………………80
В связи со сказанным возникает проблема социокультурного эффекта инноваций. В социологии различают три вида социальных эффектов инноваций (В. Огбер):
- Множественные эффекты отдельного изобретения или открытия (внедрения автомобиля привело к образованию отрасли промышленности, сократило время передвижения людей, оно влияло на человеческие ценности, на организацию рыночных отношений, стимулировало строительство дорог, изменило досуг);
- Произвольные эффекты отдельного изобретения или открытия, создающего цивилизованные, социальные, культурные изменения в обществе. Например, эффект, произведенный изобретением автомобиля, вызывает в разных областях социальной жизни множество последующих эффектов: возникла автомобильная промышленность, изменившая характер деятельности людей, в свою очередь это изменение породило проблемы занятости, проблемы проведения досуга и т.д.;
- Соединение эффектов различных изобретений (атомного реактора, ракеты, электронной системы обусловило появление оружия массового уничтожения; соединение социальных влияний таких изобретений, как автомобиль, конвейер, общественное разделение труда породило современное производство).
Таким образом, инновации, даже если они сразу принимаются и вступают в конфликт с существующими культурными образцами, ценностями и нормами, оказывают определенный эффект и не могут пройти бесследно для культуры. Радикальные инновации, как правило, дают сильный эффект, поскольку они не только разрушают имеющиеся культурные образцы и создают новые, но меняют характер социальных отношений. Именно такое глубочайшее воздействие на общество, на систему существовавших в нем социальных отношений произвели инновации типа изобретения и широкого внедрения автомобиля, средств массовой информации (прессы, радио, телевидения) и др.
С точки зрения спроса можно выделить три типа туризма: внутренний, въездной и выездной. Категории туризма включают международный и национальный туризм, а также туризм в пределах страны. Ночующие посетители считаются туристами, а однодневные посетители экскурсантами. В качестве экскурсантов выступают и туристы, прибывшие в страну на круизном судне, если они не используют для ночевки местные средства размещения[11].
Спрос является категорией массовой и социальной. Он формируется на основе многочисленных факторов, воздействие которых может повышать или понижать спрос.
Примечание – составлено автором по теоретическим источникам
Рисунок 5. Типы и категории туризма
Наиболее важными и значительными факторами, влияющими на изменение спроса на туристическом рынке, являются следующие:
Общеэкономические факторы:
- уровень материального благосостояния массового потребителя
- соотношение рабочего и свободного времени у трудового населения
Социо-демографические факторы:
- возраст
- пол
- профессия
- образование
- социальная группа
- семейное положение
- имущественное положение
- состав семьи
- регион проживания
- город/сельская местность
- величина населенного пункта, где живут туристы
- род занятий
- факторы культурного и общественно-психологического характера
- приоритеты в системе духовных ценностей общества
- психология потребления
- личностно-поведенческие факторы
- личные особенности
- стиль жизни
- интересы в свободное время
- система духовных ценностей
- целевые установки
- мотивы
Все эти факторы оказывают воздействие на так называемый «черный ящик сознания покупателя», который, в конечном счете, является определяющем элементом поведения потребителя на рынке.
Совокупность тех или иных факторов определяет возникновение и характер поведения потребителей туристских услуг, которые могут быть выражены, например, такими показателями, как:
- частотность туризма;
- предпочтения в выборе географии туризма;
- предпочитаемая форма организации тура;
- представления туриста о цене тура и т. д.
И именно для того, чтобы выявить данные поведенческие особенности потребителей туристских услуг, необходимо подробнее рассмотреть воздействие на структуру туристского спроса общеэкономических и социо-демографических факторов, а также факторов культурного порядка.
Туризм как отрасль экономики, занимающаяся в первую очередь организацией свободного времени клиента, может успешно существовать и развиваться при наличии как минимум двух составляющих: свободного времени и достаточных материальных средств для его организации. Проще говоря, основу современного туристического рынка как в качественном, так и в количественном отношении составляют оплачиваемые отпуска работников с учетом того, что в последнее время в международном туризме значительно возрастает роль деловых поездок, а также путешествий лиц пенсионного возраста.
Существует прямая связь между тенденциями в развитии индустрии туризма и общими экономическими, техническими и социальными достижениями.
Растущий уровень жизни в развитых странах мира ведет к росту продолжительности отпусков работников и достаточно высокому уровню их обеспечения, что оказывает значительное влияние на развитие туристической отрасли.
Таким образом, необходимыми предпосылками возникновения массового туризма, его развития и поддержания высоких объемов спроса являются, увеличение свободного времени и рост материального благосостояния общества.
Измерением уровня жизни и дифференциации доходов населения занимаются многие международные организации, в том числе и Совет организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В 1980 году ОЭСР утвердил список социальных индикаторов, в число которых входит и такой индикатор, как «время и отдых», а его показателями являются, величина свободного времени и его использование. В качестве критерия рациональности структуры расходов семей используется закон, открытый немецким статистиком Э. Энгелем, согласно которому с ростом доходов семьи снижается доля затрат на питание, а доля расходов на удовлетворение культурных и иных нематериальных нужд (к числу которых можно отнести и использование свободного времени) существенно увеличивается. Примером может служить ФРГ, где рост общественного богатства сопровождается сокращением доли расходов на питание и предметы роскоши в структуре общих потребительских расходов граждан.
Одновременно же растет доля расходов на туризм и организацию свободного времени.
Однако исследователи туризма в западных странах, признавая несомненную зависимость изменений в спросе на туристском рынке от общеэкономической конъюнктуры, тем не менее, отмечают, что экономические спады и кризисы оказывают на туристическую индустрию меньшее влияние, чем, например, на такие отрасли, как строительная, автомобильная, производство мебели и другие, ориентированные на производство товаров длительного пользования или предметов роскоши. Они отмечают, что современный западный потребитель скорее откажется от приобретения видео-и аудиоаппаратуры, чем от финансирования ежегодного отпуска, и подчеркивают, что в периоды экономических кризисов люди экономили не на отпуске, а в отпуске [12].
Такую относительную стойкость туризма к изменениям общеэкономической конъюнктуры рынка западные исследователи объясняют, прежде всего, эластичностью спроса на туристические услуги. И именно поэтому в годы кризиса происходит не полное прекращение спроса на туристические услуги, а лишь его некоторые изменения, то есть увеличивается спрос на более дешевые виды туристических услуг и уменьшается на самые дорогостоящие виды туризма.
Таким образом, экономические кризисы все же затрагивают спрос на туристические услуги, но в гораздо меньшей степени, чем многие другие отрасли. И вызвано это, в первую очередь, тем, что туризм стал практически необходимой потребностью массового потребителя.
А также тем, что эластичность спроса и многообразие форм туризма обеспечивают в период экономических спадов возможность перелива спроса от дорогостоящих видов туризма к более дешевым.
В настоящее время в мире растет перспективность международного туризма для людей старших возрастных групп, и в первую очередь группы людей в возрасте «от 65 лет и старше».
В основе повышения интенсивности туризма во всех старших возрастных группах лежат следующие причины:
- повышение материального благосостояния всех групп общества;
- увеличение продолжительности жизни и повышение пенсионного порога;
- изменение психологического отношения к старению.
Например, в странах Европейского союза (ЕС) население составляет почти 372 млн. человек, при этом число людей достигших 65-летнего (пенсионного) возраста и старше достигло 60,3 млн.
На долю населения зрелого возраста приходится около 16,2 процента.
По сравнению с 1950 годом доля людей старше 65 лет возросла на 50%. В таблице 2 представлена информация об общей численности населения и его возрастной структуре в странах ЕС [13].
Таблица 2
Доля населения 65 лет и старше в странах ЕС
Страны Европейского союза |
Общая численность населения (млн.) |
Население 65 лет и старше (млн.) |
Население 65 лет и старше (%) |
Германия |
81,6 |
13,1 |
16,0 |
Италия |
57,3 |
10,2 |
17,8 |
Франция |
58,1 |
9,3 |
16,0 |
Великобритания |
58,6 |
9,3 |
15,8 |
Испания |
39,2 |
6,5 |
16,5 |
Нидерланды |
15,4 |
2,1 |
13,6 |
Греция |
10,5 |
1,8 |
17,1 |
Бельгия |
10,1 |
1,7 |
16,8 |
Португалия |
9,9 |
1,5 |
15,1 |
Швеция |
8,8 |
1,5 |
17,0 |
Австрия |
8,0 |
1,3 |
16,2 |
Дания |
5,2 |
0,8 |
15,3 |
Финляндия |
5,1 |
0,8 |
15,6 |
Ирландия |
3,6 |
0,4 |
11,1 |
Люксембург |
0,4 |
0,06 |
15,0 |
Примечание: Никитина О.А. Исследование процессов функционирования и стратегического развития региональных санаторно-курортных комплексов / О.А. Никитина. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2009. 166 с. |
Другой важной тенденцией дробления отпускного времени становится массовость использования туристско-рекреационных и санаторно-курортных объектов, расположенных внутри страны. При этом следует отметить, что эта тенденция наблюдается не только в курортных странах, таких как Греция, Испания, Италия, Португалия, но и в Финляндии, Швеции, Великобритании. Причем нет четкой зависимости по возрастным группам [14]. Сравнительная характеристика предпочтений туристов в период отпуска в странах ЕС в разных возрастных группах представлена в таблице 3 (Приложение Б)
В большинстве развитых стран пары с обоими работающими членами семьи становятся нормой. Более того, семьи, в которых оба члена семьи делают карьеру, могут позволить себе часто ездить на короткие путешествия. Эта тенденция отражается на рынках гостиничных и туристских услуг, которые переориентируют предложение с традиционных двухнедельных отпусков на короткие трехдневные путешествия, необходимые работающим парам.
Как видно из таблицы, по численности населения самой "старой" по возрасту населения страной в Европейском союзе является Германия, которая не случайно лидирует среди Европейских стран по числу туристов пожилого возраста, а также в сфере фундаментальных научных медицинских исследований возрастно-зависимых заболеваний, особенно в кардиологии, трансплантологии, онкологии и других. Например, на баварских курортах, таких как Бад Тольц, Бад Гризбах, Бад Фюссен, Бад Рахенхаль, расположенных в предгорье альпийских гор и известных всему миру многочисленными минеральными источниками и целебным климатом, расположены современные санатории, позволяющие проводить не только диагностику и курортную терапию различных заболеваний, но и хирургическое лечение [15].
Потребители туристских услуг весьма разнообразны. Различные категории туристов отличаются целью поездки, своими требованиями к туристским услугам, а также ценой, которую они готовы заплатить. Каждому типу туристов соответствует определенный тип туристского рынка. Производители туристских услуг ориентируются на определенный тип отдыхавших. Их потребности они должны знать хорошо, а удовлетворение этих потребностей должно приносить наибольший доход. На туристский спрос могут влиять различные факторы. Были выявлены следующие из них: возраст, социальные, психолого-поведенческие факторы.
По возрастной структуре наиболее часто обращающихся туристов распределение выглядит следующим образом:
Примечание – составлено автором по теоретическим источникам
Рисунок 6. Возрастная структура клиентов турфирм