Мероприятия по совершенствованию методов стимулирования спроса в индустрии туризма и гостеприимства на примере ГК «Ал

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2015 в 20:45, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы состоит в том, что инноваций являются возрождением полезного, забытого ранее, но в другой форме. Большинство продуктов интеллекта через определенный промежуток времени исчезают, о некоторых забывают, но затем они снова возвращаются уже в другом, более совершенном виде. Инновации — это медленный процесс, и многие современные компании своим лидирующим положением обязаны поколениям, которые работали на будущее несколько десятков лет назад. Благодаря своим сегодняшним нововведениям многие малоизвестные компании станут лидерами в обозримом будущем. Сознательный упор на инновации больше всего необходим там, где технологические изменения наименее эффективны.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….…4

1. Инновация: понятия, функции, роль в современном мире
1.1 Механизмы распространения инноваций…………………………..…...6
1.2 Факторы, влияющие на спрос в туризме……………………………......15
1.3 Методы стимулирования спроса в туризме……………………………25
1.4 Зарубежный опыт инновационной деятельности в сфере стимулирования спроса в туризме………………………………………......32

2. Технико-экономический анализ гостиничного комплекса «Алькор»
2.1 Общая характеристика и анализ деятельности ГК «Алькор»……..…36
2.2 Анализ организационной структуры ГК «Алькор»………………...….43
2.3 Анализ финансово-хозяйственной деятельности ГК «Алькор»..……..50

3. Мероприятия по совершенствованию методов стимулирования спроса в индустрии туризма и гостеприимства на примере ГК «Алькор»
3.1 Мероприятий по совершенствованию стимулирования спроса посредством POS-рекламы и интернета…………………………………....58
3.2 Внедрение системы автоматизации гостиничного хозяйства KEI Hotel в ГК «Алькор»………………………………………………………………….66
3.3 Оценка эффективности предложенных мероприятий…………………72

Заключение………………………………………………………………….77
Список использованной литературы……………………………………80

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 1.14 Мб (Скачать файл)

В связи со сказанным возникает проблема социокультурного эффекта инноваций. В социологии различают три вида социальных эффектов инноваций (В. Огбер):

- Множественные эффекты отдельного изобретения или открытия (внедрения автомобиля привело к образованию отрасли промышленности, сократило время передвижения людей, оно влияло на человеческие ценности, на организацию рыночных отношений, стимулировало строительство дорог, изменило досуг);

- Произвольные эффекты отдельного изобретения или открытия, создающего цивилизованные, социальные, культурные изменения в обществе. Например, эффект, произведенный изобретением автомобиля, вызывает в разных областях социальной жизни множество последующих эффектов: возникла автомобильная промышленность, изменившая характер деятельности людей, в свою очередь это изменение породило проблемы занятости, проблемы проведения досуга и т.д.;

- Соединение эффектов различных изобретений (атомного реактора, ракеты, электронной системы обусловило появление оружия массового уничтожения; соединение социальных влияний таких изобретений, как автомобиль, конвейер, общественное разделение труда породило современное производство).

Таким образом, инновации, даже если они сразу принимаются и вступают в конфликт с существующими культурными образцами, ценностями и нормами, оказывают определенный эффект и не могут пройти бесследно для культуры. Радикальные инновации, как правило, дают сильный эффект, поскольку они не только разрушают имеющиеся культурные образцы и создают новые, но меняют характер социальных отношений. Именно такое глубочайшее воздействие на общество, на систему существовавших в нем социальных отношений произвели инновации типа изобретения и широкого внедрения автомобиля, средств массовой информации (прессы, радио, телевидения) и др.

 

 

    1. Факторы, влияющие на спрос в туризме

С точки зрения спроса можно выделить три типа туризма: внутренний, въездной и выездной. Категории туризма включают международный и национальный туризм, а также туризм в пределах страны. Ночующие посетители считаются туристами, а однодневные посетители экскурсантами. В качестве экскурсантов выступают и туристы, прибывшие в страну на круизном судне, если они не используют для ночевки местные средства размещения[11].

Спрос является категорией массовой и социальной. Он формируется на основе многочисленных факторов, воздействие которых может повышать или понижать спрос.

 

 

Примечание – составлено автором по теоретическим источникам

Рисунок 5. Типы и категории туризма

 

Наиболее важными и значительными факторами, влияющими на изменение спроса на туристическом рынке, являются следующие:

Общеэкономические факторы:

- уровень материального благосостояния массового потребителя

- соотношение рабочего и свободного времени у трудового населения

Социо-демографические факторы:

- возраст

- пол

- профессия

- образование

- социальная группа

- семейное положение

- имущественное положение

- состав семьи

- регион проживания

- город/сельская местность

- величина населенного пункта, где живут туристы

- род занятий

- факторы культурного и общественно-психологического характера

- приоритеты в системе духовных ценностей общества

- психология потребления

- личностно-поведенческие факторы

- личные особенности

- стиль жизни

- интересы в свободное время

- система духовных ценностей

- целевые установки

- мотивы

Все эти факторы оказывают воздействие на так называемый «черный ящик сознания покупателя», который, в конечном счете, является определяющем элементом поведения потребителя на рынке.

Совокупность тех или иных факторов определяет возникновение и характер поведения потребителей туристских услуг, которые могут быть выражены, например, такими показателями, как:

- частотность туризма;

- предпочтения в выборе географии туризма;

- предпочитаемая форма организации тура;

- представления туриста о цене тура и т. д.

И именно для того, чтобы выявить данные поведенческие особенности потребителей туристских услуг, необходимо подробнее рассмотреть воздействие на структуру туристского спроса общеэкономических и социо-демографических факторов, а также факторов культурного порядка.

Туризм как отрасль экономики, занимающаяся в первую очередь организацией свободного времени клиента, может успешно существовать и развиваться при наличии как минимум двух составляющих: свободного времени и достаточных материальных средств для его организации. Проще говоря, основу современного туристического рынка как в качественном, так и в количественном отношении составляют оплачиваемые отпуска работников с учетом того, что в последнее время в международном туризме значительно возрастает роль деловых поездок, а также путешествий лиц пенсионного возраста.

Существует прямая связь между тенденциями в развитии индустрии туризма и общими экономическими, техническими и социальными достижениями.

Растущий уровень жизни в развитых странах мира ведет к росту продолжительности отпусков работников и достаточно высокому уровню их обеспечения, что оказывает значительное влияние на развитие туристической отрасли.

Таким образом, необходимыми предпосылками возникновения массового туризма, его развития и поддержания высоких объемов спроса являются, увеличение свободного времени и рост материального благосостояния общества.

Измерением уровня жизни и дифференциации доходов населения занимаются многие международные организации, в том числе и Совет организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В 1980 году ОЭСР утвердил список социальных индикаторов, в число которых входит и такой индикатор, как «время и отдых», а его показателями являются, величина свободного времени и его использование. В качестве критерия рациональности структуры расходов семей используется закон, открытый немецким статистиком Э. Энгелем, согласно которому с ростом доходов семьи снижается доля затрат на питание, а доля расходов на удовлетворение культурных и иных нематериальных нужд (к числу которых можно отнести и использование свободного времени) существенно увеличивается. Примером может служить ФРГ, где рост общественного богатства сопровождается сокращением доли расходов на питание и предметы роскоши в структуре общих потребительских расходов граждан.

Одновременно же растет доля расходов на туризм и организацию свободного времени.

Однако исследователи туризма в западных странах, признавая несомненную зависимость изменений в спросе на туристском рынке от общеэкономической конъюнктуры, тем не менее, отмечают, что экономические спады и кризисы оказывают на туристическую индустрию меньшее влияние, чем, например, на такие отрасли, как строительная, автомобильная, производство мебели и другие, ориентированные на производство товаров длительного пользования или предметов роскоши. Они отмечают, что современный западный потребитель скорее откажется от приобретения видео-и аудиоаппаратуры, чем от финансирования ежегодного отпуска, и подчеркивают, что в периоды экономических кризисов люди экономили не на отпуске, а в отпуске [12].

Такую относительную стойкость туризма к изменениям общеэкономической конъюнктуры рынка западные исследователи объясняют, прежде всего, эластичностью спроса на туристические услуги. И именно поэтому в годы кризиса происходит не полное прекращение спроса на туристические услуги, а лишь его некоторые изменения, то есть увеличивается спрос на более дешевые виды туристических услуг и уменьшается на самые дорогостоящие виды туризма.

Таким образом, экономические кризисы все же затрагивают спрос на туристические услуги, но в гораздо меньшей степени, чем многие другие отрасли. И вызвано это, в первую очередь, тем, что туризм стал практически необходимой потребностью массового потребителя.

А также тем, что эластичность спроса и многообразие форм туризма обеспечивают в период экономических спадов возможность перелива спроса от дорогостоящих видов туризма к более дешевым.

В настоящее время в мире растет перспективность международного туризма для людей старших возрастных групп, и в первую очередь группы людей в возрасте «от 65 лет и старше».

В основе повышения интенсивности туризма во всех старших возрастных группах лежат следующие причины:

- повышение материального благосостояния всех групп общества;

- увеличение продолжительности жизни и повышение пенсионного порога;

- изменение психологического отношения к старению.

Например, в странах Европейского союза (ЕС) население составляет почти 372 млн. человек, при этом число людей достигших 65-летнего (пенсионного) возраста и старше достигло 60,3 млн.

На долю населения зрелого возраста приходится около 16,2 процента.

По сравнению с 1950 годом доля людей старше 65 лет возросла на 50%. В таблице 2 представлена информация об общей численности населения и его возрастной структуре в странах ЕС [13].

 

Таблица 2

Доля населения 65 лет и старше в странах ЕС

Страны Европейского союза

Общая численность населения (млн.)

Население 65 лет и старше (млн.)

Население 65 лет и старше (%)

Германия

81,6

13,1

16,0

Италия

57,3

10,2

17,8

Франция

58,1

9,3

16,0

Великобритания

58,6

9,3

15,8

Испания

39,2

6,5

16,5

Нидерланды

15,4

2,1

13,6

Греция

10,5

1,8

17,1

Бельгия

10,1

1,7

16,8

Португалия

9,9

1,5

15,1

Швеция

8,8

1,5

17,0

Австрия

8,0

1,3

16,2

Дания

5,2

0,8

15,3

Финляндия

5,1

0,8

15,6

Ирландия

3,6

0,4

11,1

Люксембург

0,4

0,06

15,0

Примечание: Никитина О.А. Исследование процессов функционирования и стратегического развития региональных санаторно-курортных комплексов / О.А. Никитина. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2009. 166 с.


 

Другой важной тенденцией дробления отпускного времени становится массовость использования туристско-рекреационных и санаторно-курортных объектов, расположенных внутри страны. При этом следует отметить, что эта тенденция наблюдается не только в курортных странах, таких как Греция, Испания, Италия, Португалия, но и в Финляндии, Швеции, Великобритании. Причем нет четкой зависимости по возрастным группам [14]. Сравнительная характеристика предпочтений туристов в период отпуска в странах ЕС в разных возрастных группах представлена в таблице 3 (Приложение Б)

В большинстве развитых стран пары с обоими работающими членами семьи становятся нормой. Более того, семьи, в которых оба члена семьи делают карьеру, могут позволить себе часто ездить на короткие путешествия. Эта тенденция отражается на рынках гостиничных и туристских услуг, которые переориентируют предложение с традиционных двухнедельных отпусков на короткие трехдневные путешествия, необходимые работающим парам.

Как видно из таблицы, по численности  населения самой "старой" по возрасту населения страной в Европейском союзе является Германия, которая не случайно лидирует среди Европейских стран по числу туристов пожилого возраста, а также в сфере фундаментальных научных медицинских исследований возрастно-зависимых заболеваний, особенно в кардиологии, трансплантологии, онкологии и других. Например, на баварских курортах, таких как Бад Тольц, Бад Гризбах, Бад Фюссен, Бад Рахенхаль, расположенных в предгорье альпийских гор и известных всему миру многочисленными минеральными источниками и целебным климатом, расположены современные санатории, позволяющие проводить не только диагностику и курортную терапию различных заболеваний, но и хирургическое лечение [15].

Потребители туристских услуг весьма разнообразны. Различные категории туристов отличаются целью поездки, своими требованиями к туристским услугам, а также ценой, которую они готовы заплатить. Каждому типу туристов соответствует определенный тип туристского рынка. Производители туристских услуг ориентируются на определенный тип отдыхавших. Их потребности они должны знать хорошо, а удовлетворение этих потребностей должно приносить наибольший доход. На туристский спрос могут влиять различные факторы. Были выявлены следующие из них: возраст, социальные, психолого-поведенческие факторы.

По возрастной структуре наиболее часто обращающихся туристов распределение выглядит  следующим образом:

 

Примечание – составлено автором по теоретическим источникам

Рисунок 6. Возрастная структура клиентов турфирм

Информация о работе Мероприятия по совершенствованию методов стимулирования спроса в индустрии туризма и гостеприимства на примере ГК «Ал