Мировой рынок услуг в сфере туризма: проблемы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 14:23, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы. Человек устроен природой так, что всегда будет рождать себе подобных, будет жить долго или не очень, уходить в иной мир. Печально, но таким уж получился мир, и на протяжении своей жизни человек будет непременно работать и отдыхать, причем с удовольствием, ибо без отдыха с положительными эмоциями никакой организм выжить не может в принципе.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Общее представление туристической отрасли……………………………………………………………….7
1.1. История развития туризма………………………………………………...7
1.2. Основные понятия и определение туризма как сферы деятельности….12
1.3. Основные макроэкономические показатели и их значение для
экономики туризма…………………………………………………………….24
1.4. Оценка роли туризма в национальной экономике……………………....29
ГЛАВА 2. Современное состояние мировой туристической отрасли………………………………………………………………35
2.1. Основные тенденции развития мирового туризма……………………...35
2.2. Проблемы современного туризма………………………………………..45
ГЛАВА 3. Перспективы развития туристского рынка в России………………………………………………………………...51
3.1. Прогнозы развития международного туризма…………………………..51
3.2. Разработка политики развития и поддержки туристической отрасли в России…………………………………………………………………………...65
Заключение………………………………………………………….72
Библиографический список………………………………………76
Приложение………………………………………………………....79

Файлы: 1 файл

д2.doc

— 515.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.

Определение добавленной  стоимости при производстве туристского  продукта (у. ед.)

Стадии производства туристского продукта

Выручка от реализации

Стоимость промежуточных  
услуг

Добавленная  
стоимость

Транспортные услуги

+

400

– 400

– 400

Услуги размещения

+

600

– 600

–200

Услуги питания

+

800

– 800

– 200

Услуги развлечения

+

900

– 900

– 100

Услуги реализации

+

1000

– 1000

– 100

Услуги рекламы 

+

1050

– 1050

– 50

Другие услуги

1150

-

– 100

Конечный туристский продукт

5900

– 4750

– 1150


 

 

 

Определение добавленной  стоимости имеет смысл не только при определении действительной величины национального дохода (национального  продукта). Не меньшее значение добавленная стоимость имеет при определении величины налогов. Действительно, если обратиться к таблице 1, мы показано, что добавленная стоимость туроператора (другие услуги) составляет только 100 у. ед., в то время как некоторые налоги у туроператоров как конечных собственников туристского продукта берутся иногда с полной суммы добавленного счета (1150 у. ед.) и даже с валового показателя (5900 у. ед.).

Национальный доход  может расходоваться по-разному. Существуют три принципиально отличающихся друг от друга варианта в зависимости от величины выделяемых из национального дохода инвестиций:

1. Стационарный вариант с нулевыми инвестициями, когда запасы капитала не увеличиваются в течение года, а капитал только лишь замещается на величину амортизационных списаний его стоимости.

2. Развивающийся вариант с положительными инвестициями, когда часть национального дохода направляется на прирост зданий, оборудования и товарных запасов.

3. Кризисный вариант с отрицательными инвестициями, когда ради сохранения потребителя приходится «проедать» капитал.             

Данные варианты характеризуют  инвестиционный процесс и динамику капитала как на уровне семейного  потребления и деятельности фирмы, так и в национальном масштабе. В последнем случае национальный доход включает и конечное потребление, и капиталообразующую часть (прирост капитала за отчетный период), но не включает потребление, осуществляемое за счет «проедания» первоначального капитала.

Еще раз подчеркнем то обстоятельство, что показатели валового внутреннего продукта (ВВП) и валового национального продукта (ВНП) могут быть рассчитаны не только в масштабах страны, они репрезентативны и на уровне туристских фирм, так как те же методы используются для исчисления внутренних доходов, которые облагаются налогами. При этом возникают сотни парадоксов, которые необходимо учитывать предпринимателю в своей менеджерской деятельности, чтобы повысить эффективность производства туристского продукта и избежать излишнего и неоправданного налогообложения. Структура валового национального продукта представлена в таблице 2 Приложения 1.

Приведём пример: если туристская фирма выкупила у авиакомпании блок мест на самолет, а у отеля  – блок номеров, то при этом она  не увеличит национальный продукт, так  как никакого нового продукта не создано  и эти сделки по своей природе относятся к транспортным платежам. В туризме общий объем промежуточных сделок намного больше объема конечных сделок. Поэтому если брать с туроператоров налог с учетом промежуточных сделок даже в очень незначительном объеме (например, дорожный налог), то это может превысить значения прибыли и сделать невыгодной деятельность по формированию туристского продукта. Представьте, что туроператор выкупил блок мест у авиакомпании, но не сумел реализовать их, а с него еще возьмут налог за приобретение этих мест, т. е. за риск. Это способно отбить охоту к предпринимательству у любого, даже самого заинтересованного субъекта хозяйствования.

Если абстрагироваться от деятельности государства и рассмотреть  формируемый национальный продукт  на уровне фирмы, то следует за основу взять тождество:

NNP = C + I,   или   I = NNP – C, 

где  NNP – чистый национальный продукт, исчисленный по методу потока товаров;

I – чистые инвестиции;

С – поток потребительских товаров и услуг.  

В экономике туристской фирмы не меньшее значение имеет  показатель сбережений S, который также  исчисляется по той же формуле:

S = NNP – C, 

но при этом NNP определяется по методу потока доходов. Это позволяет  сделать вывод, что показатели инвестиций и сбережений в туристском производстве тождественны, т. е. I = S.

Если далее мы станем анализировать сбережения государства, то показатель инвестиций I останется  без изменений, но показатель S сбережений будет анализироваться в трех различных состояниях:

  • Как чистые личные сбережения, которые остаются у населения после вычета налогов;
  • Чистые сбережения корпораций, которые остаются у фирмы и не выплачиваются в виде дивидендов;
  • Чистый доход государства как разница между государственными доходами и расходами, т. е. превышение поступлений от налогов над суммой государственных средств, расходуемых на приобретение товаров (услуг) и трансфертных платежей.7

Далее мы рассмотрим оценку роли туризма в национальной экономике.            

 

 

1.4. Оценка роли туризма в национальной экономике 

 

Когда мы говорим о  том, что туризм оказывает определенное влияние на развитие национальной экономики, то это значит, что нам придется доказать уровень воздействия туризма  на основные макроэкономические показатели: валовой национальный продукт, чистый национальный продукт, национальный доход, личное потребление и сбережение граждан, инвестиции и другие параметры.

В литературе по экономике  туризма рекомендуется для измерения  экономического воздействия туризма  применять модель мультипликатора. Под мультипликатором понимается коэффициент, который показывает зависимость изменения дохода от изменений инвестиций. Мультипликатор действует в следующих сферах:

  • торговля;
  • выпуск продукции;
  • доход;
  • занятость населения;
  • государственный доход.         

 

         

Модель мультипликатора  Кейнса:

К = 1 / 1 – С – m,

где  К –  мультипликатор;

1 –  показатель туристских расходов;

(1 – С)  –  экономия расходов;

m –  импорт.

 

В дальнейшем эта модель для долгосрочных целей приобрела  вид

К = 1 / 1 – С + m – i,

где i – предельная склонность к инвестициям.  

С учетом эффекта прохождения  затрат (результатов) через общественный сектор потребления формула может  быть записана следующим образом:

К = 1 / 1 – С + m – i – g, 

где g – предельная склонность к затратам в общественном секторе потребления.

В настоящее время  для целей краткосрочных вычислений и прогнозов используется модель Арчера:

К = (1 – L) / (1 – C (1 – ti)(1 – td – b) + m), 

где  L – первый цикл прохождения средств через экономику (страны, районы, города);

t – предельная норма косвенных налогов;

td – предельная норма прямых налогов и других удержаний;

b – предельная норма  затрат на трансфер. 

 

В результате применения протекционистской политики, снижая налоговые ставки, применяя структурные  композиции, странам и географическим центрам удается в полной мере извлекать прибыль, используя модель мультипликатора выравнивания.          

При анализе модели мультипликатора «Ad Hoc» используется матричная алгебра:

А × 1 / (1 – ВС),

где  А  – доля суммарных расходов, остающаяся в экономике (страны, региона) после первого цикла расходов, т. е. в кейнсианской модели мультипликатора соответствует параметру (1 – L);

В  – склонность местного населения оставлять средства в местной  экономике;

С  – доля расходов местного населения, которая накапливается как  доход в местной экономике.

Арчер и Оуэн предложили для туризма модификацию модели «Ad Hoc». Значения мультипликаторов, полученные Арчером  
и Оуэном для ряда стран и районов, приводятся ниже.

 

 

 

 

Таблица 3.

Мультипликатор  расходов туристов для некоторых стран и туристских центров

Турция

2,3–3,2

Колорадо, США

1,94

Висконсин, США

1,87–2,17

Пенсильвания, США

1,58

Эдинбург, Великобритания

1,51

Барбадос

1,41

Уэльс, Великобритания

1,16


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 4.

Мультипликатор  туристских поступлений (дохода) для некоторых стран и туристских центров

 

 

Великобритания

1,73

Ирландия

1,72

Шри-Ланка

1,59

Ямайка

1,27

Египет

1,23

Доминиканская Республика

1,20

Кипр

1,14

Северная Ирландия

1,10

Бермудские острова

1,09

Фиджи

1,07

Сейшельские острова

1,03

Мальта

1,00

Маврикий

0,97

Антигуа

0,88

Миссури, США

0,87

Гонконг

0,82

Филиппины

0,79

Багамы

0,78

Гибралтар

0,66

Западное Самоа

0,65

Кайман острова

0,64

Ирландия

0,60

Барбадос

0,60

Виргинские острова

0,55

Соломоновы острова

0,51

Виктория, Канада

0,44

Эдинбург, Великобритания

0,34

Восточная Англия

0,32


 

 

Из приведенных данных видно, что значение мультипликатора  дохода в известной мере коррелируется  с масштабом экономики анализируемого объекта. Чем он больше, тем больше и значение мультипликатора, что связано с задачами развития экономической структуры туристского центра.

В частности, мы видим, что  использовать мультипликатор дохода гораздо  выгоднее на уровне страны (например, Великобритания – 1,73), нежели для ее входящих регионов (например, Эдинбург – 0,34, Восточная Англия – 0,32).8 Мультипликатор дохода – важный механизм государственной заинтересованности в развитии туризма.

Прямое воздействие  туризма на экономику страны можно  оценить, если определить его долю в  ВВП.

Статистические данные показывают, что только в некоторых островных государствах эта доля превышает 30 % (Антигуа – 58 %, Багамские острова – 52 %, Бермудские острова – 35 %). Это все «рекреационные цеха» США, вся экономика которых ориентирована на прием богатых туристов. Но даже в таких небольших по размеру территории островных государствах, как Ямайка, Кипр, Мальта, Фиджи, доля доходов от туризма в ВВП не превышает 20 %. Это значит, что в них наряду с туризмом развиваются и другие экономические комплексы, хотя туризм и остается главным источником дохода.9                 

Вывод: Уровень развития туризма во многом зависит от действующей в государстве финансовой системы и финансовой политики государства, проводимой в отношении туризма.

Финансовые отношения представляют собой принятый в государстве механизм, с помощью которого государство формирует и использует необходимые денежные средства для выполнения необходимых экономических, политических и социальных программ. Таким механизмом в совершенном государстве является государственный бюджет, т. е. централизованный фонд, используемый для решения важнейших социально-экономических задач, содержания вооруженных сил и государственного аппарата. Бюджет содержит различные статьи доходов и расходов. Статьи расходов включают расходы: на государственное управление, военные, социально-экономические программы, на хозяйственную деятельность, на внешнеэкономическую деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Современное  состояние туристической отрасли  в мире

2.1. Основные тенденции развития мирового туризма

 

Туризм является одной  из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей мирового хозяйства. Расходы на туризм составляют 12% мирового валового продукта, 8% общего мирового экспорта и 30–35% мировой торговли услугами.

Информация о работе Мировой рынок услуг в сфере туризма: проблемы и перспективы