Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 14:23, дипломная работа
Актуальность темы. Человек устроен природой так, что всегда будет рождать себе подобных, будет жить долго или не очень, уходить в иной мир. Печально, но таким уж получился мир, и на протяжении своей жизни человек будет непременно работать и отдыхать, причем с удовольствием, ибо без отдыха с положительными эмоциями никакой организм выжить не может в принципе.
Введение …………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Общее представление туристической отрасли……………………………………………………………….7
1.1. История развития туризма………………………………………………...7
1.2. Основные понятия и определение туризма как сферы деятельности….12
1.3. Основные макроэкономические показатели и их значение для
экономики туризма…………………………………………………………….24
1.4. Оценка роли туризма в национальной экономике……………………....29
ГЛАВА 2. Современное состояние мировой туристической отрасли………………………………………………………………35
2.1. Основные тенденции развития мирового туризма……………………...35
2.2. Проблемы современного туризма………………………………………..45
ГЛАВА 3. Перспективы развития туристского рынка в России………………………………………………………………...51
3.1. Прогнозы развития международного туризма…………………………..51
3.2. Разработка политики развития и поддержки туристической отрасли в России…………………………………………………………………………...65
Заключение………………………………………………………….72
Библиографический список………………………………………76
Приложение………………………………………………………....79
Таблица 1.
Определение добавленной стоимости при производстве туристского продукта (у. ед.)
Стадии производства туристского продукта |
Выручка от реализации |
Стоимость промежуточных |
Добавленная |
Транспортные услуги + |
400 |
– 400 |
– 400 |
Услуги размещения + |
600 |
– 600 |
–200 |
Услуги питания + |
800 |
– 800 |
– 200 |
Услуги развлечения + |
900 |
– 900 |
– 100 |
Услуги реализации + |
1000 |
– 1000 |
– 100 |
Услуги рекламы + |
1050 |
– 1050 |
– 50 |
Другие услуги |
1150 |
- |
– 100 |
Конечный туристский продукт |
5900 |
– 4750 |
– 1150 |
Определение добавленной стоимости имеет смысл не только при определении действительной величины национального дохода (национального продукта). Не меньшее значение добавленная стоимость имеет при определении величины налогов. Действительно, если обратиться к таблице 1, мы показано, что добавленная стоимость туроператора (другие услуги) составляет только 100 у. ед., в то время как некоторые налоги у туроператоров как конечных собственников туристского продукта берутся иногда с полной суммы добавленного счета (1150 у. ед.) и даже с валового показателя (5900 у. ед.).
Национальный доход
может расходоваться по-
1. Стационарный вариант с нулевыми инвестициями, когда запасы капитала не увеличиваются в течение года, а капитал только лишь замещается на величину амортизационных списаний его стоимости.
2. Развивающийся вариант с положительными инвестициями, когда часть национального дохода направляется на прирост зданий, оборудования и товарных запасов.
3. Кризисный вариант с отрицательными инвестициями, когда ради сохранения потребителя приходится «проедать» капитал.
Данные варианты характеризуют инвестиционный процесс и динамику капитала как на уровне семейного потребления и деятельности фирмы, так и в национальном масштабе. В последнем случае национальный доход включает и конечное потребление, и капиталообразующую часть (прирост капитала за отчетный период), но не включает потребление, осуществляемое за счет «проедания» первоначального капитала.
Еще раз подчеркнем то обстоятельство, что показатели валового внутреннего продукта (ВВП) и валового национального продукта (ВНП) могут быть рассчитаны не только в масштабах страны, они репрезентативны и на уровне туристских фирм, так как те же методы используются для исчисления внутренних доходов, которые облагаются налогами. При этом возникают сотни парадоксов, которые необходимо учитывать предпринимателю в своей менеджерской деятельности, чтобы повысить эффективность производства туристского продукта и избежать излишнего и неоправданного налогообложения. Структура валового национального продукта представлена в таблице 2 Приложения 1.
Приведём пример: если туристская фирма выкупила у авиакомпании блок мест на самолет, а у отеля – блок номеров, то при этом она не увеличит национальный продукт, так как никакого нового продукта не создано и эти сделки по своей природе относятся к транспортным платежам. В туризме общий объем промежуточных сделок намного больше объема конечных сделок. Поэтому если брать с туроператоров налог с учетом промежуточных сделок даже в очень незначительном объеме (например, дорожный налог), то это может превысить значения прибыли и сделать невыгодной деятельность по формированию туристского продукта. Представьте, что туроператор выкупил блок мест у авиакомпании, но не сумел реализовать их, а с него еще возьмут налог за приобретение этих мест, т. е. за риск. Это способно отбить охоту к предпринимательству у любого, даже самого заинтересованного субъекта хозяйствования.
Если абстрагироваться от деятельности государства и рассмотреть формируемый национальный продукт на уровне фирмы, то следует за основу взять тождество:
NNP = C + I, или I = NNP – C,
где NNP – чистый национальный продукт, исчисленный по методу потока товаров;
I – чистые инвестиции;
С – поток потребительских товаров и услуг.
В экономике туристской фирмы не меньшее значение имеет показатель сбережений S, который также исчисляется по той же формуле:
S = NNP – C,
но при этом NNP определяется по методу потока доходов. Это позволяет сделать вывод, что показатели инвестиций и сбережений в туристском производстве тождественны, т. е. I = S.
Если далее мы станем анализировать сбережения государства, то показатель инвестиций I останется без изменений, но показатель S сбережений будет анализироваться в трех различных состояниях:
Далее мы рассмотрим оценку роли туризма в национальной экономике.
1.4. Оценка роли туризма в национальной экономике
Когда мы говорим о том, что туризм оказывает определенное влияние на развитие национальной экономики, то это значит, что нам придется доказать уровень воздействия туризма на основные макроэкономические показатели: валовой национальный продукт, чистый национальный продукт, национальный доход, личное потребление и сбережение граждан, инвестиции и другие параметры.
В литературе по экономике
туризма рекомендуется для
Модель мультипликатора Кейнса:
К = 1 / 1 – С – m,
где К – мультипликатор;
1 – показатель туристских расходов;
(1 – С) – экономия расходов;
m – импорт.
В дальнейшем эта модель для долгосрочных целей приобрела вид
К = 1 / 1 – С + m – i,
где i – предельная склонность к инвестициям.
С учетом эффекта прохождения затрат (результатов) через общественный сектор потребления формула может быть записана следующим образом:
К = 1 / 1 – С + m – i – g,
где g – предельная склонность к затратам в общественном секторе потребления.
В настоящее время
для целей краткосрочных
К = (1 – L) / (1 – C (1 – ti)(1 – td – b) + m),
где L – первый цикл прохождения средств через экономику (страны, районы, города);
ti – предельная норма косвенных налогов;
td – предельная норма прямых налогов и других удержаний;
b – предельная норма затрат на трансфер.
В результате применения протекционистской политики, снижая налоговые ставки, применяя структурные композиции, странам и географическим центрам удается в полной мере извлекать прибыль, используя модель мультипликатора выравнивания.
При анализе модели мультипликатора «Ad Hoc» используется матричная алгебра:
А × 1 / (1 – ВС),
где А – доля суммарных расходов, остающаяся в экономике (страны, региона) после первого цикла расходов, т. е. в кейнсианской модели мультипликатора соответствует параметру (1 – L);
В – склонность местного населения оставлять средства в местной экономике;
С – доля расходов местного населения, которая накапливается как доход в местной экономике.
Арчер и Оуэн предложили
для туризма модификацию модели «Ad Hoc». Значения мультипликаторов,
полученные Арчером
и Оуэном для ряда стран и районов, приводятся
ниже.
Таблица 3.
Мультипликатор расходов туристов для некоторых стран и туристских центров
Турция |
2,3–3,2 |
Колорадо, США |
1,94 |
Висконсин, США |
1,87–2,17 |
Пенсильвания, США |
1,58 |
Эдинбург, Великобритания |
1,51 |
Барбадос |
1,41 |
Уэльс, Великобритания |
1,16 |
Таблица 4.
Мультипликатор туристских поступлений (дохода) для некоторых стран и туристских центров
Великобритания |
1,73 |
Ирландия |
1,72 |
Шри-Ланка |
1,59 |
Ямайка |
1,27 |
Египет |
1,23 |
Доминиканская Республика |
1,20 |
Кипр |
1,14 |
Северная Ирландия |
1,10 |
Бермудские острова |
1,09 |
Фиджи |
1,07 |
Сейшельские острова |
1,03 |
Мальта |
1,00 |
Маврикий |
0,97 |
Антигуа |
0,88 |
Миссури, США |
0,87 |
Гонконг |
0,82 |
Филиппины |
0,79 |
Багамы |
0,78 |
Гибралтар |
0,66 |
Западное Самоа |
0,65 |
Кайман острова |
0,64 |
Ирландия |
0,60 |
Барбадос |
0,60 |
Виргинские острова |
0,55 |
Соломоновы острова |
0,51 |
Виктория, Канада |
0,44 |
Эдинбург, Великобритания |
0,34 |
Восточная Англия |
0,32 |
Из приведенных данных
видно, что значение мультипликатора
дохода в известной мере коррелируется
с масштабом экономики
В частности, мы видим, что использовать мультипликатор дохода гораздо выгоднее на уровне страны (например, Великобритания – 1,73), нежели для ее входящих регионов (например, Эдинбург – 0,34, Восточная Англия – 0,32).8 Мультипликатор дохода – важный механизм государственной заинтересованности в развитии туризма.
Прямое воздействие туризма на экономику страны можно оценить, если определить его долю в ВВП.
Статистические данные показывают, что только в некоторых островных государствах эта доля превышает 30 % (Антигуа – 58 %, Багамские острова – 52 %, Бермудские острова – 35 %). Это все «рекреационные цеха» США, вся экономика которых ориентирована на прием богатых туристов. Но даже в таких небольших по размеру территории островных государствах, как Ямайка, Кипр, Мальта, Фиджи, доля доходов от туризма в ВВП не превышает 20 %. Это значит, что в них наряду с туризмом развиваются и другие экономические комплексы, хотя туризм и остается главным источником дохода.9
Вывод: Уровень развития туризма во многом зависит от действующей в государстве финансовой системы и финансовой политики государства, проводимой в отношении туризма.
Финансовые отношения представляют собой принятый в государстве механизм, с помощью которого государство формирует и использует необходимые денежные средства для выполнения необходимых экономических, политических и социальных программ. Таким механизмом в совершенном государстве является государственный бюджет, т. е. централизованный фонд, используемый для решения важнейших социально-экономических задач, содержания вооруженных сил и государственного аппарата. Бюджет содержит различные статьи доходов и расходов. Статьи расходов включают расходы: на государственное управление, военные, социально-экономические программы, на хозяйственную деятельность, на внешнеэкономическую деятельность.
Глава 2. Современное
состояние туристической
2.1. Основные тенденции развития мирового туризма
Туризм является одной из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей мирового хозяйства. Расходы на туризм составляют 12% мирового валового продукта, 8% общего мирового экспорта и 30–35% мировой торговли услугами.
Информация о работе Мировой рынок услуг в сфере туризма: проблемы и перспективы