Мировой рынок услуг в сфере туризма: проблемы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 14:23, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы. Человек устроен природой так, что всегда будет рождать себе подобных, будет жить долго или не очень, уходить в иной мир. Печально, но таким уж получился мир, и на протяжении своей жизни человек будет непременно работать и отдыхать, причем с удовольствием, ибо без отдыха с положительными эмоциями никакой организм выжить не может в принципе.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Общее представление туристической отрасли……………………………………………………………….7
1.1. История развития туризма………………………………………………...7
1.2. Основные понятия и определение туризма как сферы деятельности….12
1.3. Основные макроэкономические показатели и их значение для
экономики туризма…………………………………………………………….24
1.4. Оценка роли туризма в национальной экономике……………………....29
ГЛАВА 2. Современное состояние мировой туристической отрасли………………………………………………………………35
2.1. Основные тенденции развития мирового туризма……………………...35
2.2. Проблемы современного туризма………………………………………..45
ГЛАВА 3. Перспективы развития туристского рынка в России………………………………………………………………...51
3.1. Прогнозы развития международного туризма…………………………..51
3.2. Разработка политики развития и поддержки туристической отрасли в России…………………………………………………………………………...65
Заключение………………………………………………………….72
Библиографический список………………………………………76
Приложение………………………………………………………....79

Файлы: 1 файл

д2.doc

— 515.50 Кб (Скачать файл)

Несмотря  на то,  что въездной  туризм  сдерживают  многие  факторы:

- политическая  и  экономическая  нестабильность,   обострение   криминогенной обстановки  и  террористические  акты,  законы  стран  ближнего   зарубежья, формальности стран и дополнительные  сборы,  сокращение  маршрутов,  которые прежде, как правило,  проходили  через  республики,  отсутствие  необходимой материальной базы, массированная антиреклама России  на  Западе,  негативная информация об общественном и политическом положении России и многие  другие. Россия обладает потенциалом развития международного туризма.

Этому могут способствовать:

1.  Освоение      рынков    сбыта     и     широких     сфер     приложения капитала,  привлекающих компании из-за рубежа;

2. Обеспечение свободы  перемещения на большей части территории страны;

3. Развитие индустрии  туризма.

В освоении рынков сбыта  большое значение имеют следующие  факторы:

1. Повышение достоверности  информации о международном туризме,  т.  е.  сбор информации, обследование, исследование международного туризма, аналитико-диагностическая деятельность на основе полученной  информации.  Проблема статистической информации о туризме в России ещё остается.

2. Сегментирование туристского  рынка, т. е. предоставление  услуг по вкусам, интересам, привычкам, возможностям и т.  д.  С обострением конкуренции следует ловить малейшие оттенки потребительского спроса.

Рыночный сегмент должен отвечать ряду условий:

- по географическому  принципу;

-  по  геодемографическому   принципу  (  запросы  городского  и  сельского

населения);

- по демографическому  принципу (заключается в делении  рынка на  группы  по возрасту, полу потребителей);

- по социально-экономическому  признаку, учету уровня  доходов.

Главным поставщиком  туристов являются страны с высоким  уровнем  жизни, но в них выделяется дифференциация доходов.  В середине 80-х  годов  в  СССР основную массу туристов из США составляли лица с годовым  семейным  бюджетом от 20 до 75 тыс. американских долларов; в  середине  90-х  годов  вследствие резкого увеличения цен на услуги в  России  такие  поездки  могли  позволить себе главным образом семьи, чей годовой доход превышал 50 тыс.  американских долларов.17

- сегментирование по  психографическому  признаку  (образ  жизни людей).

В  мировой        практике     этот     туризм     получил     широкое распространение. Наука "Психология" помогает сегодня туризму в определении,  в выделении типов туристов.

- сегментирование по  поведенческому признаку (однородные  группы людей,  по характеру, реакции, поведению);

-  многомерное  сегментирование,  по   нескольким   переменным   (семейное положение, холостые, уровень доходов, село, город и др.).

Анализируя спрос рынка  с  этой  точки  зрения,  следует  сказать,  что сегментация рынка туризма России сегодня отстает от мировых стандартов.

3. Изучение туристского  спроса. Спрос меняется вместе  с развитием общества.

Некоторые спросы  видоизменяются,  другие  отмирают,  следует  учитывать  эластичность спроса,  т.  е.  зависимость  от  дохода   потребителя,   временные   рамки, сезонность, пространство и современные тенденции туристского спроса.  Так  с середины  80-х  годов  в  мировом  туризме   обозначились   две   тенденции: увеличение средней продолжительности жизни  и  снижение  уровня  рождаемости привели к более высокой доле в туризме лиц старших возрастов,  и вторая тенденция происходит под влиянием социально-экономических факторов.  Сильное воздействие оказал мировой экономический кризис.  Он  сопровождается  резким падением  покупательских  способностей.  Это  вызвало  дробление  отпускного периода и рост непродолжительных поездок.

4. Обеспечение свободы   перемещения  на  большей   части  территории  страны зависит от развития в следующих направлениях:

-  Россия  может   предоставить  туристские  услуги  с  целью   отдыха   и развлечений на такой огромной, богатой природными красотами территории;

- В начальном этапе  развития находится и деловой   туризм.  Страны  Европы: Германия, Испания, Швеция, Швейцария, Бельгия  занимают  сегодня  особое место в  деловом  туризме.  Стремительно  развивается  бизнес-туризм  на американском континенте. Слабо меняется в России и  география  инсентив-туризма: поездки в виде поощрения, за успехи в работе,  делах.  США  по-прежнему  являются основным "поставщиком" премированных туристов.

ВЫВОД.

1.  Экономическая   деятельность,  связанная  с   туризмом,  традиционно определяется  с  точки  зрения   спроса,   потребления   товаров   и   услуг посетителями и производимых  ими  туристских  расходов.  При  таком  подходе туризм  выступает  в   качестве   собирательной   сферы,   охватывает   виды деятельности разных отраслей, поскольку посетители  несут  расходы  во  всех секторах экономики

2.Развитие индустрии  туризма. Изменения   в  отношениях  собственности нашли отражение  в  системе  индустрии  туризма.  Сегодня  получила  широкое распространение на Западе система "Таймшер". Это совместное  владение,  или, точнее, долгосрочная аренда клубных  средств  с  правом  пользования  ими  в течение определенного времени (например, одной недели, на  протяжении  30  – 50 и более лет, ежегодно).  Особенность классической  Таймшери   состоит в наличии сертификата собственности на  определенный  период  отдыха.  В  ряде стран Таймшер может быть передан по наследству, являться  предметом  залога, уступки и обеспечения  кредита.  Система  "владения  отдыхом"  первоначально возникла в Европе, была усовершенствована в Северной Америке. Сам  же  рынок Таймшеров сформировался позднее и существует 15-20 лет.

К  сожалению, эти перспективы  не  касаются   России,  в  которой  идея Таймшери, не успев возникнуть,   была   дискредитирована.   Таймшерские   компании    продавали "собственность на  каникулы"  по  завышенным  ценам,   а   главное   –   не обеспечивали последующего комплексного обслуживания клиентов.  В  результате многие их владельцы почувствовали  себя  обманутыми  и  безуспешно  пытаются продать приобретенные аппартаменты.

Возможности в обеспечении  рынка спроса очень велики.  Сегодня  следует России обратить  внимание  на  всевозможные  средства  размещения  туристов:

- коллективные,  индивидуальные  (в  собственном  загородном  доме,  аренда  у частного лица,  у  родственников,  знакомых),  улучшение  гостиничной  базы, улучшение питания в системе обслуживания (питание, как правило,  связывается с размещением),  развитие  сектора развлечений (это не  только  забавы  и удовольствия, но и мировая индустрия с  миллиардным  оборотом,  растущим  из года  в  год.  Сегодня  кроме   экскурсий   возможны   иные   познавательные возможности: посещение магазинов, игорных заведений и др.). Прежняя  система организации  досуга  оказалась  очень  жесткой.  Большую   популярность у американцев, например, имеют тематические парки:  развлекательные  программы и аттракционы (Дисней Уолт, Диснейленд и др.).

Развитие сети поставщиков туристических услуг: транспортные  компании, средства размещения,  предприятия питания следует вывести на  более  высокий уровень. Особый  интерес  сегодня   представляет   и   для   России   проблема глобализации международного  туризма.  Это  процессы  концентрации  процесса производства  и  концентрации   капитала,   что   приводит   к   образованию транснациональных компаний.

В туризме выход  компании  за  национальные  границы  во  многом предопределен своеобразием  туристского  продукта.  Как  уже  объяснялось  в работе,  он  представляет   собой   набор   услуг   и   некоторых   товаров, приобретаемых туристом. Товары и услуги, приобретаемые  туристами,  являются взаимодополняющими. Их  следует  использовать,  чтобы  достичь  необходимого результата. Поставщик знает, что спрос на его продукт означает  спрос  и  на остальные  туристические  услуги.  Поэтому  каждый  производитель  стремится распространить свою деятельность на другие сферы туризма.

Например, авиакомпании  могут  увеличить  свою  долю  в  туристических расходах путем интеграции производства.

Во-вторых, продажа инклюзив-туров, состоящих из нескольких  элементов, прежде  всего  перевозки  и  размещения,  приносит  компании  дополнительные выгоды.

В-третьих,  фирмы,  базирующиеся  в   странах-генераторах   туристских потоков, получают  преимущества  благодаря  хорошим  знаниям  туристического спроса.

Инициатива  интернационализации  производства  в  туризме  исходит   в значительной степени от стран-поставщиков  туристов,  которым  она приносит наибольшие выгоды. Пример.

Структура расходов международного туриста на ближнюю поездку в %  ( по А. Буллу, 1998).

Предположим, что существуют только туристические компании А,  В  и  С.

Они  являются  национальными  производителями  туристических   продуктов   в одноименных странах и не имеют зарубежных филиалов. Компания А  размещается в стране  генерирующей  туристский  поток,  и  предоставляет  весь  комплекс услуг, связанных с выездом граждан  за  границу.  Компания  С  базируется  в стране назначения. Она организует прием интуристов и обслуживание.  Компания В  принадлежит  третьей  стране,  по  территории  которой  туристы   следуют транзитом. Эта фирма обеспечивает перевозку пассажиров из страны А в  страну С через В. Если бы каждая компания имела возможность приобрести две другие, то компания А получила бы доход 11 + 35 + 47 = 93 % вместо прежних 119 %. Большинство транснациональных компаний в туризме базируются сегодня  в странах Западной Европы (Франция, Великобритания)  и Японии, а  с  недавнего времени  в  Сянгане  (Гонконге).  География  штаб-квартир  транснациональных компаний подтверждает тот факт, что интернационализация туристского  бизнеса берет начало в странах, генерирующих туристические потоки и осуществляющих зарубежное инвестирование.

Сегодня большая перспектива  развития  транснациональных компаний: интеграция        гостиничных     цепей,      превращающихся     в заметное      явление международной жизни.

Гостиничная цепь  представляет  собой  группу  отелей,  имеющих  общее руководство, концепцию продвижения продукта  и  торговую  марку.  В  Америке получила развитие система франчайзинга, т.е. прокат торговой марки.

В  Европе  большое  распространение   получила   практика   подписания контрактов   на   управление   между   владельцем   отеля    и    компанией, специализирующейся в гостиничном менеджменте, – оператором.

В  условиях  острой   конкуренции   со   стороны   интегрированных гостиничных цепей независимые отели объединяются в гостиничные консорциумы. Путем  членства в таких  организациях  они  получают  доступ  к  услугам,  ранее  считавшимися привилегией интегрированных гостиничных цепей. Отели часто вступают в консорциумы, чтобы стать абонентами  глобальных компьютерных систем резервирования. Кроме того, независимые  отели  проводят совместно маркетинговые исследования, рекламные  компании,  централизованные закупки  оборудования,  осуществляют  другие  виды   деятельности,   которые требуют  больших  затрат  и  не  всегда  под  силу  каждому  предприятию   в отдельности.

Список крупнейших консорциумов возглавляет "Ютел Интернейшнл".

По оценкам  международных  экспертов,  в  ближайшие  годы  гостиничная индустрия будет развиваться высокими темпами.

ВЫВОД.

Предлагаемые некоторые  пути решения проблемы  развития  международного туризма  свидетельствует   о  влиянии  его  развития   на  подъем  экономики страны.  Кроме  того,  развитие   таким   образом   международного   туризма, совокупность интернациональных туристских связей представляет собой  крупное общественное  явление  в  системе  современных  отношений  между   народами. Развитие международного туризма  с  присущими  ему   законами  и  традициями является  мощным  средством   развития   сотрудничества   народов   планеты, укрепления  взаимных контактов, взаимосвязей наций и народностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

 

В заключении дипломной работы можно сделать следующие выводы.

1. В настоящее время  туризм является одной из крупнейших и динамичных отраслей экономики.  Высокие темпы его развития, большие объемы валютных поступлений активно влияют на различные сектора экономики, что способствует формированию собственной туристской индустрии.  На сферу туризма приходится около 6% мирового валового национального продукта, 7% мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 11% мировых потребительских расходов. Таким образом, в наши дни нельзя не заметить того огромного влияния, которое оказывает индустрия туризма на мировую экономику. 

2.Туристский рынок представляет собой систему мирохозяйственных связей, в которых совершается процесс превращения туристско-экскурсионных услуг в деньги и обратного  превращения. В качестве основополагающих функций туристского рынка можно выделить следующие:

- реализация стоимости и потребительской стоимости, заключенных в туристском продукте;

- организация процесса доведения туристского продукта до потребителя (туриста);

- экономическое обеспечение материальных стимулов к труду.

3. Как и всякая другая  отрасль, туризм имеет свои особенности:

1) В отличие от путешествий туризм - это перемещение людей в достаточно короткие промежутки времени.

2) Для туризма важно определить категорию места постоянного проживания (местожительство). Туризм предусматривает выезд людей с места своего постоянного проживания в иную местность, страну в целях туризма. Перемещения в пределах местности постоянного проживания, например ежедневные поездки на работу, не могут быть отнесены к туризму.

Информация о работе Мировой рынок услуг в сфере туризма: проблемы и перспективы