Мировой рынок услуг в сфере туризма: проблемы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 14:23, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы. Человек устроен природой так, что всегда будет рождать себе подобных, будет жить долго или не очень, уходить в иной мир. Печально, но таким уж получился мир, и на протяжении своей жизни человек будет непременно работать и отдыхать, причем с удовольствием, ибо без отдыха с положительными эмоциями никакой организм выжить не может в принципе.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Общее представление туристической отрасли……………………………………………………………….7
1.1. История развития туризма………………………………………………...7
1.2. Основные понятия и определение туризма как сферы деятельности….12
1.3. Основные макроэкономические показатели и их значение для
экономики туризма…………………………………………………………….24
1.4. Оценка роли туризма в национальной экономике……………………....29
ГЛАВА 2. Современное состояние мировой туристической отрасли………………………………………………………………35
2.1. Основные тенденции развития мирового туризма……………………...35
2.2. Проблемы современного туризма………………………………………..45
ГЛАВА 3. Перспективы развития туристского рынка в России………………………………………………………………...51
3.1. Прогнозы развития международного туризма…………………………..51
3.2. Разработка политики развития и поддержки туристической отрасли в России…………………………………………………………………………...65
Заключение………………………………………………………….72
Библиографический список………………………………………76
Приложение………………………………………………………....79

Файлы: 1 файл

д2.doc

— 515.50 Кб (Скачать файл)

За последние двадцать лет среднегодовые темпы роста прибытия иностранных туристов в мире составили 5,1%, валютных поступлений–14,0%. По прогнозам специалистов, бурное развитие туризма ожидается и далее: к 2005г. эта отрасль станет ведущей в мировом экспорте. Ожидается, что при сохранении современных темпов роста число участников международных путешествий к 2005г. достигнет 1млрд. чел.

По прогнозам ВТО, количество туристов на планете к 2020г. возрастет втрое и будет составлять более 1 млрд. 600 млн. человек.

Самые высокие темпы роста числа прибытий ожидаются в странах Восточной Азии и Тихого океана. В Европе и Америке они будут ниже общемировых. Доля этих двух регионов в прибытии туристов упадет с 78,1% в 1998 г. до 62,6% в 2020 году. Одновременно ожидается возрастание доходов от туризма: с 444,7 млрд. дол. США в 1998 г. до 1248 дол. США в 2020 году.10

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 5.

Количество  туристов в регионах, млн.чел.

Регион 

1995

2000

2005

2020

2020 в  % к 1995

Европа 

335

390

527

717

214

Восточная Азия/Тихий  океан 

80

116

231

438

547,5

Америка

111

134

195

285

256,8

Африка 

20

27

46

75

375

Средний Восток

14

19

37

69

492,9

Южная Азия

4

6

11

19

475

Всего

564

692

1047

1602

284


 

Всемирная туристская организация (ВТО) отмечает следующие тенденции  развития мирового туризма:

- Всегда будут существовать факторы, которые могут не проявиться в одном десятилетии, но выступят как основные в последующий период. Это связано с изобретениями (такими, как реактивные самолеты или компьютерные системы бронирования). Другая подгруппа факторов, которые будут влиять на поездки и туризм, связана с применением новых технологий (электронные системы информации и коммуникаций) и не зависит от социально-демографических изменений.

- Если туризм в прошедшие  годы был в основном отражением  достижений в транспортных технологиях, которые способствовали постоянному снижению реальной стоимости путешествий, то последующие годы будут определяться рядом факторов, которые будут весьма сильно влиять на туризм в начале XXI века. Это прежде всего социально-демографические изменения, электронные системы информации и коммуникаций, возросшая осведомленность и требовательность

потребителей, снятие регламентирующих ограничений на рынках, а также  поляризация деятельности туристских операторов между фирмами, занимающимися глобальным бизнесом и освоившими специализированные рынки («ниши»).

- Рост международной  туристской деятельности на 3 - 4% в год в первом десятилетии  XXI века.

- Самым успешным регионом прибытия станет Азия, хотя ни для одного региона не прогнозируется рост ниже среднего прогноза въездного туризма.

- Основным источником  роста будут быстро расширяющиеся  рынки выездного туризма в  странах Азии; Ближний Восток, Восточная  и Южная Америка и Европа  также внесут существенный вклад  в объем выездного туризма. 

- Внутрирегиональный туризм (особенно в Азии) резко возрастет, отражая возможности все увеличивающихся слоев населения участвовать в туризме.

- Туризм с дальними  перелетами из Европы и Японии  будет расти быстрее, чем туризм, связанный с перемещениями на короткие и средние расстояния.

- Определенные факторы  будут постоянно влиять на  путешествия и туристскую активность (состояние экономики, политическая  ситуация, усовершенствования, связанные с безопасностью путешествий). Эти факторы будут влиять и на национальный (домашний) туризм.

Среди ожидаемых и  наиболее характерных тенденций  мирового туризма первого десятилетия  ХХI века отмечаются:

- замедленный темп  роста; 

- большая конкуренция  регионов и стран, желающих  принять туристов;

- осознание растущего воздействия на туризм экономических, социокультурных и связанных с окружающей средой факторов;

- осведомленность потребителя  о том, куда и как он хочет  поехать, и более высокие требования  к выбранным им туристским  продуктам и услугам. 

Анализ тенденций развития мирового туризма до 1990 г. был проведен рабочей группой ВТО на основе сравнения показателей, характеризующих глобальный туризм во второй половине XX столетия. В качестве опорных были взяты три «вехи»:                      

  • 1950 г. – период восстановления послевоенной Европы и Юго-Восточной Азии, развития более совершенных средств доставки (авто- и авиатранспорта, морских и железнодорожных перевозок) и начала систематического сбора данных по туризму в мировом масштабе;
  • 1970 г. – период устоявшихся тенденций к миру и стабильности в подавляющей части планеты Земля, разрешения социально-политических ситуаций, поиска новых форм экономического и политического взаимодействия разнополярного мира;                     
  • 1990 г. – период высоких технологий индустрии туризма и гостеприимства, развития крупных транснациональных корпораций туризма, гостиничных цепей и международных объединений транспорта и предприятий питания и в то же время период пика крупномасштабных перемен на политической карте мира, произошедших после социальных потрясений и конфликтных неурядиц на широком пространстве Европы, Ближнего Востока, Южной Азии и других неспокойных с военной и политической точки зрения регионов.

Период с 1950 по 1991 г. характеризовался высоким ростом количества лиц, вовлеченных в глобальный туризм: 1950 г. – 25 млн прибытий туристов, 1970 г. – 160 млн, 1991 г. – 450 млн, т. е. рост числа прибытий составил за первые 20 лет почти 6,5 раза, а за следующие 20 лет – 2,8 раза. Всего же за 40 лет число прибытий туристов возросло в 18 раз. Такого стремительного роста мировой внешнеэкономический оборот не знал.                      

Аналогичную тенденцию  имел и показатель поступлений от международного туризма. Так, рост поступлений  составил: от 2,5 млрд долл. США в 1950 г. до 18 млрд долл. США в 1970 г. (рост за 20 лет – 7,5 раза) и до 260 млрд долл. США в 1991 г. (рост за 20 лет – 14,4 раза).11

Большое внимание рабочая  группа ВТО уделила анализу основных факторов, от которых зависит международная  туристская активность. Она выделила факторы, которые дают определенное направление развитию туризма и формируют направленность туристских потоков, разбив их на две группы: внешние (т. е. не связанные напрямую с туризмом, но влияющие как на объем, так и на форму спроса на туристские продукты и услуги) и рыночные (спрос, предложение и распределение туристских продуктов и услуг). К внешним факторам относят демографические и социальные изменения, экономическое и финансовое развитие, изменения в политике, законодательной и регулятивной сфере, а также развитие торговли, транспортную инфраструктуру и безопасность путешествий.

Все это делает задачу средне- и долгосрочного планирования глобального (добавим, и внутреннего) туризма весьма трудным делом, характеризующимся  высокой степенью неопределенности, что, в свою очередь, должно повышать ценность добротных прогнозов.

За эти годы пики роста  поступлений от туризма приходились  на 1965, 1970, 1973, 1977, 1980, 1987 и 1990 гг. Наибольший спад отмечен в 1960, 1967, 1971, 1982 и 1991 гг.

Годовая статистика отметила резкий подъем роста числа прибытий в 1965, 1970, 1975, 1977, 1984 гг. и спад в 1967, 1976, 1982 и 1991 гг.

Резкие скачки по поступлениям свидетельствуют о временных  оттоках и притоках «средних»  туристов и о доле дальних путешествий  и числа туристов с большим достатком средств. Подвижки же, в частности по низким отметкам прибытий, можно объяснить влиянием неблагоприятных политических факторов, имевших место в мире. Так, 1967 и 1971 гг. отмечены вспышками ближневосточного кризиса, 1982 г. – осложнением напряженности между Западом и Востоком, на 1991 г. пришелся пик социально-политических потрясений в Восточной Европе, регионах бывшего СССР, на Ближнем и Среднем Востоке. Такие события сразу же отражаются на массовости туризма, особенно на его умеренной по цене составляющей.

Важная тенденция развития мирового туризма – изменение  процентной доли регионов во всемирном  масштабе.

Если по прибытиям  туристов Европа примерно сохранила  свою долю в общемировом потоке: 1950 г. – 66,5 %, 1991 г. – 67,8 %, то по поступлениям от туризма ее доля в 1991 г. значительно увеличилась, достигнув 52,6 % (1950 г. – 41,3 %).

Иная картина сложилась  по Американскому региону (по прибытиям): в 1950 г. – 50,5 %, в 1991 г. – 21,8 %.

Как следует из статистических данных ООН, на 1995 г. в прибытиях доля Европы составляла 57 %, Америки – 19,6 %; в поступлениях: доля Европы – 49 %, Америки – 25,5 %. Таким образом, рост обоих показателей для мирового туризма был для региона Америки ниже, чем в среднем по миру. Перераспределилось участие в мировом туризме и других регионов. По прибытиям: Африка (1950 г. – 2,1 %, 1991 г. – 2,9 %, 1995 г. – 3,8 %); Южная Азия (1950 г. – 0,2 %, 1991 г. – 0,7 %, 1995 г. – 0,75 %; практическое отсутствие роста вызвано постоянной военно-политической напряженностью в регионе); Юго-Восточная Азия, Дальний Восток и Океания (1950 г. – 0,7 %, 1991 г. – 11,5 %, 1995 г. – 3,5 %). Увеличением доли мирового потока характеризовался и Ближневосточный регион (1950 г. – 0,9 %, 1991 г. – 1,6 %, 1995 г. – 2,4 %).

Изменение долей регионов характерно и для рынка поступлений от туризма: Африка (1950 г. – 4,2 %, 1991 г. – 1,7 %, 1995 г. – 2,5 %); Ближний Восток (1950 г. – 2,3 %, 1991 г. – 1,7 %, 1995 г. – 3,6 %); Южная Азия (1950 г. – 0,3 %, 1991 г. – 0,7 %, 1995 г. – 0,9 %). Доля Юго-Восточной Азии, Дальнего Востока, Океании также резко возросла (1950 г. – 1,4 %; 1991 г. – 14,7 %, 1995 г. – 14 %).12 Это перераспределение во многом можно объяснить как вовлечением в мировые туристские потоки граждан развивающихся стран, так и развитием новых туристских комплексов и увеличением числа принимающих стран.

Начиная с 1983 г. мировой  туризм приобретает устойчивую тенденцию  роста, опережая общую мировую тенденцию  увеличения экспорта: поступления от туризма превышают аналогичный  показатель для обычных видов экспорта. Кривая роста доходов от туризма достигает пика в 1984, 1987 и 1990 гг.: среднегодовые темпы роста поступлений от международного туризма (9,6 %) в 80-е гг. превышают прирост поступлений от продажи услуг за рубеж (7,5 %) и экспорта товаров (5,5 %). Туризм прочно занимает третье место среди принятых в статистике группировок, уступая лишь продажам сырой нефти и нефтепродуктов, а также машин и запасных частей к ним.

Заслуживают внимания и  тенденции развития мирового туризма, проявляющиеся в региональном масштабе. Для наглядности приведем данные из сводных таблиц по мировому туризму, опубликованные в «Статистическом ежегоднике ООН – 2002».

 

Таблица 6.

Туристские  прибытия в Европу(%)

 

1980 г.

1991 г.

2002 г.

Северная Европа

6,7

9,1

8,2

Западная Европа

34,8

40,9

24,6

Южная Европа

52,6

31,9

25,2

Восточная Европа

5,9

18,1

42


 

Произошедшие политические изменения в этом субрегионе привели  к установлению соответствия туристских обменов мировым тенденциям, развитию в нем туристского сектора как части внешнеэкономической деятельности. Симптоматично, что, по данным ООН, число прибытий из стран Европы туристов в Россию за 1992–2006 гг. выросло в 5,4 раза, причем резкий рост пришелся на 1995 г., а общее число прибытий таких туристов в 1,6 раза превысило показатели 1991 г.

Изменились и субрегиональные  соотношения по мировому и внутрирегиональному  туризму для региона Америки. Наблюдалось уменьшение доли числа туристов, прибывающих в США, а их общее число в 1995 г. по сравнению с 1991 г. выросло лишь на 1,5 % (прирост же прибытий по всему региону за этот период – 12 %). Этот 12 %-ный прирост в основном связан с увеличением интереса туристов к Канаде, Мексике, Аргентине, Бразилии, Колумбии, Уругваю. Участие субрегионов во въездном туризме показано в таблице 7.

 

Таблица 7.

Участие субрегионов  во въездном туризме в %

Информация о работе Мировой рынок услуг в сфере туризма: проблемы и перспективы