Мировой рынок услуг в сфере туризма: проблемы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 14:23, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы. Человек устроен природой так, что всегда будет рождать себе подобных, будет жить долго или не очень, уходить в иной мир. Печально, но таким уж получился мир, и на протяжении своей жизни человек будет непременно работать и отдыхать, причем с удовольствием, ибо без отдыха с положительными эмоциями никакой организм выжить не может в принципе.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Общее представление туристической отрасли……………………………………………………………….7
1.1. История развития туризма………………………………………………...7
1.2. Основные понятия и определение туризма как сферы деятельности….12
1.3. Основные макроэкономические показатели и их значение для
экономики туризма…………………………………………………………….24
1.4. Оценка роли туризма в национальной экономике……………………....29
ГЛАВА 2. Современное состояние мировой туристической отрасли………………………………………………………………35
2.1. Основные тенденции развития мирового туризма……………………...35
2.2. Проблемы современного туризма………………………………………..45
ГЛАВА 3. Перспективы развития туристского рынка в России………………………………………………………………...51
3.1. Прогнозы развития международного туризма…………………………..51
3.2. Разработка политики развития и поддержки туристической отрасли в России…………………………………………………………………………...65
Заключение………………………………………………………….72
Библиографический список………………………………………76
Приложение………………………………………………………....79

Файлы: 1 файл

д2.doc

— 515.50 Кб (Скачать файл)
 

1980 г.

1991 г.

2006 г.

Северная Америка

80,9

59,7

54,7

Центральная Америка

1,8

18,4

23,5

Карибский субрегион

10,7

12,0

9,5

Южная Америка

6,6

9,9

12,3


 

 

 

В регионе Юго-Восточной  Азии, Дальнего Востока и Океании  значительно возросла доля внутрирегионального  туризма. В 1980 г. на него приходилось 55 % общего объема прибытий, в 1991 г. – 70 %, а в 2002 г. – 71,4 %. Прибытие туристов в субрегионы показано в таблице 8.

 

 

 

 

 

Таблица 8.

Прибытие туристов в субрегионы в %

 

1980 г.

1991 г.

2006 г.

Дальний Восток

44

53

53,5

Страны АСЕАН

31

37

34,0

Остальные страны

25

10

12,5


 

 

Видно, что основной объем прибытий приходился на страны Дальнего Востока и АСЕАН. С 1991 по 1995 г. число прибытий в Китай выросло в 1,9 раза, в Индонезию – в 1,7 раза, на Филиппины – в 1,8 раза, в Таиланд – в 1,4 раза.

Регион Южной Азии в 1980–1991 гг. характеризовался падением объема прибытий из-за межгосударственных конфликтов и межнациональных обострений. Прирост объема прибытий в 1991–1995 гг. пришелся на Индию, Иран, Мальдивы, Шри-Ланку.

Ближний Восток – регион мощного  туристского потенциала, уникальных природно-климатических возможностей, но характеризующийся как политической, так и военной внутрирегиональной нестабильностью. Доля внутрирегионального обмена относительно постоянна (1980 г. – 50 %, 1991 г. – 47 %, 1995 г. – 46,7 %).

Африка – туристский регион, число прибытий в который неуклонно растет (с 1991 по 1995 г. – на 20 %).

Разработчики основного доклада  ВТО для 1950–1970–1991 гг. выделили по 15 ведущих в области международного туризма стран, используя три  показателя: количество прибытий, доход  от туризма и расходы туристов при выезде за рубеж. Для удобства анализа страны были ранжированы в порядке убывания значения соответствующего показателя и сгруппированы в «пятерки». Проанализируем эти данные, добавив к ним сведения, включенные в «Статистический ежегодник ООН – 2002».

Как видно, направления  туристских потоков в отдельные  страны подвижны и переменчивы. Относительная  доля первой «пятерки» уменьшается, и соответственно появляется все  большее число стран, готовых  занять место ведущих по приему мирового туристского потока. К началу 90-х гг. устойчивое положение по туристским прибытиям наряду с классическими туристскими странами – США, Канадой, Италией, Испанией, Францией – стали занимать также Германия, Австрия, Чехия, Великобритания, Мексика, Швейцария, Венгрия. 90-е гг. отмечены резким возрастанием туристских потоков в Китай, Турцию, Португалию, Грецию и ряд других стран. Согласно данным ООН в 1995 г. на 17-м месте была Португалия (1,7 %), а на 18-м – Россия (1,6 % с отставанием от 15-го места примерно на 900 тыс. прибытий).

В таблице 9 Приложения 2 представлены страны с максимальным доходом от приема интуристов. С явно выраженным ростом числа стран, куда предпочитают ездить туристы, связано и перераспределение доли доходов от мирового туризма, которые получают отдельные страны. Так, если в 1970 г., как видно из табл. 9.2, на первые десять стран приходилось 70 %, то в 1995 г. их доля снизилась до 54 %, а доля «других стран» выросла за эти 25 лет с 21 до 38 %. В 90-х гг. в перечень 15 стран вошли, потеснив европейские страны, Китай, Гонконг, Сингапур, Таиланд, Австралия.

Распределение средств, потраченных в странах прибытия выезжающими за границу туристами, (представлено в таблице 10 Приложения 3). Здесь тоже заметна тенденция увеличения количества стран, чьи граждане активно выезжают за рубеж и расходуют там часть своих доходов. Показатель, относящийся к «другим странам», свидетельствует о дальнейшем вовлечении стран в выездной туризм. При этом следует отметить, что в целях регулирования платежного баланса по поступлениям и оттокам средств, связанных с иностранным туризмом, государственные органы принимают различные законодательные акты и документы для увеличения потока въездного туризма и сокращения потока выездного туризма. Это регулирование осуществляется через механизм туристской пошлины, ограничений на вывоз национальной валюты, межгосударственной политики и соглашений по вопросам визового режима, въезда, выезда и упорядочения туристских потоков, развития конкурентоспособного внутреннего туризма.

Знание стран, чьи граждане активно участвуют в выездном туризме, должно помочь туристским организациям правильно разработать и проводить маркетинговую политику, направленную на перераспределение в свою пользу туристских потоков путем лучшего учета в своей деятельности вкусов, предпочтений и особенностей поведения различных групп иностранных туристов. С экономической точки зрения для участвующих в иностранном туризме стран финансовый эффект от въездного туризма (т. е. средняя ежедневная сумма расходов одним туристом и число дней, которое он в среднем проводит в стране пребывания) представляется важнее общего числа принятых туристов, особенно если эти статистические данные анализировать в страновом разрезе.

Был проведен анализ основных тенденций развития мирового туризма, далее будет рассмотрены проблемы современного туризма.

 

 

2.2. Проблемы современного туризма

 

 Общая ситуация

Согласно статистике, в 2002 г. число международных туристских прибытий в целом по миру выросло на 2,7%, тогда как в 2001 г. был зафиксирован спад на уровне 0,5%. И хотя доходы в отрасли изменились лишь незначительно, увеличившись всего на 0,3% после сокращения в 2001 г. на 1%, итоговый результат работы отрасли, превысивший символический рубеж в 700 млн путешествующих, внушал оптимизм. А после благоприятного начала 2004 г. многие специалисты заговорили о том, что кризис в мировой туриндустрии можно считать преодоленным. Некоторые туристские направления начали год со значительными темпами роста (например, Карибы, Восточная Азия, Великобритания и Южная Африка), хотя "значительными" их, конечно, следует считать по сравнению с весьма низким уровнем первых месяцев 2002 г.

Но жизнь уготовила  международному туристическому рынку  еще несколько серьезных испытаний. Обострение политической ситуации на Ближнем Востоке, война в Ираке, эпидемия атипичной пневмонии - вот  далеко не полный перечень факторов, повлиявших на развитие туристической отрасли в прошедшем году. Их влияние ощущалось практически во всех странах мира и особенно отчетливо проявилось в регионах Северной Америки и на Ближнем Востоке.

Война в Ираке, начавшаяся в марте, моментально вызвала резкое падение спроса, особенно в сфере воздушных перевозок, межрегиональных поездок и поездок в туристические центры, расположенные близко к зоне конфликта. Однако, по свидетельству руководителя ВТО Франческо Франжиалли, национальные туристские администрации, советы по туризму и туристские компании оказались готовы к такому повороту событий и постарались быстро приспособиться к меняющимся условиям. Принятые меры в основном заключались в переброске или сокращении оперативного потенциала и в жестком контроле за расходами.

Вспышка эпидемии атипичной  пневмонии оказалась намного  неожиданнее для рынка и нанесла  туристским центрам и компаниям  гораздо больший ущерб. Она, в  частности, привела к тому, что  объем туристских прибытий в КНР  уменьшился на 13% (в том числе в Сянган - на 16%), Сингапур - на 14%, Вьетнам - на 13%, Филиппины - на 9%, на Тайвань - на 7%, в Канаду - на 4%.

Согласно статистике ВТО, лишь к концу лета международная  индустрия путешествий начала постепенно восстанавливать свои позиции. Если ситуацию на международном туррынке по состоянию на январь-апрель эксперты ВТО оценивали на 2,8 балла по пятибалльной шкале (единица - "значительно хуже", двойка - "хуже", тройка - "аналогично предыдущему периоду", четверка - "лучше", пятерка -- "значительно лучше"), то период с мая по август - на 3,2 балла, а с сентября по декабрь - на 3,6 балла. Но далеко не все регионы мира оказались толерантны к внешним воздействиям

Для Европы в период с  мая по август эта оценка составила 3,2 балла, для Азиатско-Тихоокеанского региона (далее АТР) - 2,9, для Америки - 3,4, Африки - 3,5, Ближнего Востока -3,6. Прогноз на конец года (сентябрь - декабрь) таков: Европа - 3,3 балла, АТР - 4,0, Америка - 3,6, Африка - 3,8, Ближний Восток - 3,8. Динамику объемов туристских потоков хорошо демонстрируют данные о международных пассажирских авиаперевозках. По данным ИАТА, за период с января по август 2003 г. в регионе Северной Америки они уменьшились на 10%, в Южной и Латинской Америках - на 1,8%, Африке -на 0,9%, АТР - на 14,4%. В регионах Южной Африки, Европы и Ближнего Востока этот показатель увеличился соответственно на 8,9%, 0,1% и 9,0%.13

 Состояние региональных рынков

В целом, по предварительным  данным, Ближний Восток, Африка и, возможно, Европа по итогам 2003 г. продемонстрируют положительную динамику туристских прибытий (таблица 11 Приложение 4), тогда как рынки стран Северной и Южной Америки, а также государства Азиатско-Тихоокеанского региона едва ли достигнут уровня 2002 г. Объем туристских прибытий в страны Америки должен уменьшиться примерно на 2%, а в АТР эта цифра может достичь небывалой отметки в 9%. В результате общий итог по отрасли - уменьшение числа путешествующих на 1-2%.

Европейский рынок выездного  туризма в начале 2003 г., с одной  стороны, получил заметный стимул к дальнейшему развитию благодаря росту курса евро и активной деятельности так называемых бюджетных авиакомпаний. Но это влияние было во многом снивелировано высоким уровнем безработицы в некоторых странах и отсутствием доверия потребителей, как, например, в Германии. В результате за первые восемь месяцев 2003 г. объем поездок и число ночевок туристов из стран Западной Европы уменьшились на 2%. Наиболее серьезно пострадал рынок дальне-магистральных маршрутов. Так, например, количество поездок из Европы в страны Азии уменьшилось на 25%, в Северную Америку - на 5%. Сегмент поездок на короткие расстояния уменьшился на 1%. Симптоматично, что на фоне падения интереса к турам на отдых сектор бизнес-путешествий продолжил развиваться и за первые 8 месяцев 2003 г. показал 5%-ный прирост.

Среди стран региона  в сложной ситуации оказались  Соединенное Королевство и Франция, в той или иной стадии стагнации  пребывали традиционные средиземноморские  курорты Испании, Португалии и Италии. Зато заметное увеличение туристской активности отмечено в Австрии, Чехии, Венгрии, России, Норвегии и Нидерландах. С точки зрения валютных поступлений в отрасли блестящие результаты демонстрируют Болгария и Хорватия.

Серьезные потери в первой половине 2003 г. понесла туриндустрия США. За период с января по август количество туристов из стран Азии здесь уменьшилось на 20%, из Южной Америки - на 23%. Доходы в отрасли в первом квартале 2003 г. снизились на 1, 3%, во втором - уже на 7%. Не лучше обстояла ситуация и в соседней Канаде - объем въездного потока в страну в летние месяцы был ниже прошлогоднего уровня на 16-23%. Доходы от туризма в первом квартале 2003 г. уменьшились на 7%, во втором - на 16, 7%. Более благополучно на этом фоне выглядят другие государства Американского региона. Такие страны, как Чили, Доминиканская Республика, Эквадор, Куба, Ямайка, Пуэрто-Рико, Багамские острова, Перу, Уругвай, продемонстрировали рост туристских прибытий от 2 до 20%.

Вспышка атипичной пневмонии  во второй половине марта сразу же стала главным определяющим фактором эволюции туризма в Азии в первые месяцы 2003 г. Последствия эпидемии SARS ощутили не только страны, на которые распространялись предупреждения по ограничению поездок Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), но и большинство соседних государств (эта проблема не коснулась только турцентров в Южной Азии и Океании). Результаты, зарегистрированные за первые три или четыре месяца 2003 г., были практически без исключения отрицательные и выглядели особенно печально по сравнению с выдающейся положительной динамикой туризма в АТР в 2002 г.

Уменьшение объемов  въездного туристического потока было характерно для большинства стран  АТР и в летние месяцы. Наибольшие потери за 8 месяцев 2003 г. понесли Малайзия (-31%), Гуам (-29%), Тайвань (-28%), Сингапур (-28%), Индонезия (-21%). Не менее внушительно выглядят и показатели падения доходов в туротрасли. В Сянгане, например, во втором квартале 2003 г. они уменьшились на 64%, в Малайзии - на 51%, Сингапуре - на 46%, а на Тайване - на 66, 5%. Вместе с тем некоторые государства АТР все-таки продемонстрировали положительную динамику туристских прибытий. Так, на 24% выросло количество зарубежных гостей на Шри-Ланке, на 18% - на Мальдивах, на 13% - в Непале и на 12% -в Индии.

Во многом аналогичные тенденции, вызванные воздействием войны в Ираке, были характерны для государств Ближнего Востока и Северной Африки. Например, Марокко, Тунис, Египет, Иордания, Катар и Ливан начали год значительным ростом туристских потоков в январе. В феврале последовал более сдержанный рост, а в марте произошел значительный спад. В апреле потери оказались уже менее серьезными, при этом на ряде направлений зарегистрирован небольшой рост туристских прибытий. Большинство африканских стран также увеличили свои показатели в январе и феврале и снизили их в марте. Южная Африка сохранила хороший темп, набранный в 2002 г. (+11%), при этом в январе рост составил 9%, а в феврале -7%. Даже в марте, когда в большинстве принимающих стран мира наблюдался спад, вызванный геополитической напряженностью, снижение туристских прибытий в эту страну составило лишь незначительную цифру в 0, 3%. Положительная динамика въездного потока в Африке сохранилась и в летние месяцы. При этом ряд стран продемонстрировали весьма внушительную тенденцию к росту. Например, Кения (+36%), Ангола (+33%). На Ближнем Востоке сложилась более сложная ситуация. Например, количество туристов в Иордании в июне уменьшилось на 15, 6%, в июле выросло на 1, 9%, в августе снова снизилось на 10, 4%. Положительную динамику продемонстрировали Ливан и Египет. В целом, по свидетельству специалистов, регион Ближнего Востока постепенно начал восстанавливать свои позиции на международном тур. рынке.

Информация о работе Мировой рынок услуг в сфере туризма: проблемы и перспективы