Мировой рынок услуг в сфере туризма: проблемы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 14:23, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы. Человек устроен природой так, что всегда будет рождать себе подобных, будет жить долго или не очень, уходить в иной мир. Печально, но таким уж получился мир, и на протяжении своей жизни человек будет непременно работать и отдыхать, причем с удовольствием, ибо без отдыха с положительными эмоциями никакой организм выжить не может в принципе.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Общее представление туристической отрасли……………………………………………………………….7
1.1. История развития туризма………………………………………………...7
1.2. Основные понятия и определение туризма как сферы деятельности….12
1.3. Основные макроэкономические показатели и их значение для
экономики туризма…………………………………………………………….24
1.4. Оценка роли туризма в национальной экономике……………………....29
ГЛАВА 2. Современное состояние мировой туристической отрасли………………………………………………………………35
2.1. Основные тенденции развития мирового туризма……………………...35
2.2. Проблемы современного туризма………………………………………..45
ГЛАВА 3. Перспективы развития туристского рынка в России………………………………………………………………...51
3.1. Прогнозы развития международного туризма…………………………..51
3.2. Разработка политики развития и поддержки туристической отрасли в России…………………………………………………………………………...65
Заключение………………………………………………………….72
Библиографический список………………………………………76
Приложение………………………………………………………....79

Файлы: 1 файл

д2.doc

— 515.50 Кб (Скачать файл)

В этой главе охарактеризовано современное состояние мировой туристической отрасли, определены тенденции развития мирового туризма, выделены основные проблемы современного туризма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Перспективы  развития мирового туристского рынка

3.1. Прогнозы  развития международного туризма

 

      Международный  туризм  охватывает   поездки   путешествующих   лиц   с туристскими целями за пределы  страны  постоянного  места  жительства.  Этот туризм имеет несколько особенностей:

      - оформление  выездных документов;

      - ограничение  на обмен валюты;

      - обложение  туристов налогами, сборами, пошлинами при выезде и въезде;

      - медицинский  осмотр, оказание медицинской помощи  туристам.

       Эти  формальности, связанные с пересечением  государственных границ,  являются  неотъемлемой частью международного  туризма.  Чем  глубже  различия  денежных систем, чем больше препятствий на пути свободного передвижения людей,  чем  значительнее языковые барьеры, которые и не  относятся  к  туристским  формальностям,  но разделяя  народы,  оказывают  заметное  влияние   на   развитие   туристских контактов, тем существеннее отличие международного туризма от внутреннего.

      Другая  особенность международного туризма  носит экономический характер  и раскрывается  через  влияние,  какое  международный  туризм  оказывает  на платежные балансы страны. Иностранные  туристы,  оплачивая  товары,  услуги, обеспечивают поступление валюты в бюджет страны и тем самым активизируют  её платежный баланс.  Поэтому  приезд  иностранных  туристов  получил  название активного туризма. Напротив, выезд туристов сопряжен с оттоком  национальной денежной валюты из страны их постоянного проживания.  Международные  платежи по туристским операциям такого рода фиксируются в пассив платежного  баланса

страны - поставщика туристов, а сам туризм именуется пассивным.

      Деление  на активный и  пассивный,  исходя  из  особенностей  отражения  финансовых результатов туристской  деятельности в платежном балансе,  присуще только международному  туризму.

 

Осознание человеком, что  он является гражданином не только своей страны, но и мира, ведет к расширению рынка туристских поездок, особенно целевых. На конференции ВТО в Лиссабоне по результатам исследования «Tourism: 2020 Vision» провозглашены пять перспективных туристских направлений XXI века:

1. Приключенческий туризм. В мире остается все меньше не исследованных туристами регионов. Настоящих романтиков манят самые дальние точки Земли, горные вершины и морские глубины. Новые туристские потребности вызывают необходимость разработки соответствующего им туристского продукта.

Будет продолжена организация походов на самые высокие горные вершины мира.

С 1985 г. в целях туризма  начата эксплуатация 46 подводных лодок. В 1996 г. в путешествиях на подводных  лодках участвовало более 2 млн. туристов, что принесло туроператорам доход  в 147 млрд. долл. США. В мире начато производство субмарин с прозрачным корпусом, что дает прекрасный обзор подводных глубин. В августе 1998 г. такая субмарина проложила свой курс в Северной Атлантике к месту крушения «Титаника». Подобный вид туризма считается перспективным и в настоящее время.

Самая привлекательная  точка края Земли - Антарктида. 10 тыс. туристов уже посетили этот ледовый континент. Стоимость тура в Антарктиду - от 10 до 16 тыс. долл. США. Вопрос о превращении трех своих исследовательских баз в Антарктиде в туристские центры решает Австралия. Великобритания, Новая Зеландия и Россия открыли в Антарктиде базы для путешественников, прибывающих туда водным транспортом.

2. Круизы. Этот сектор туризма развивается феноменально быстрыми                           темпами. В 2002 г. на круизных судах по морским и речным маршрутам путешествовало около 9,5 млн. человек. В мире строится 42 восьмипалубных круизных судна водоизмещением 250 тыс. тонн и вместимостью до 6200 пассажиров каждое.

З. Экотуризм. Главная цель экотуризма - сохранение окружающей среды. Можно организовывать как тематические ознакомительные туры для любителей экотуризма, так и туры для отдыхающих на курортах, с посещением национальных заповедников. Часть доходов от экотуризма направляется на финансирование проектов по охране природы.

4. Культурно-познавательный туризм. Наибольшие потоки туристов, путешествующих с познавательными целями, наблюдаются в Европу, Азию и на Ближний Восток. Для небольших групп туристов можно организовывать познавательные туры в виде однодневных экскурсий с посещением памятников культуры.

В связи с повышением интереса к познавательному туризму  возрастает значение охраны памятников культуры. Требуется применение эффективных  мер по сохранению памятников культуры и управлению туристскими потоками.

5. Тематический туризм. Этот вид туризма предусматривает повышенный интерес к конкретному явлению, например, к климату местности, превалирующему над остальными туристскими мотивами. Популярность тематических парков как мест отдыха (в мире строится несколько таких парков) будет возрастать с каждым годом.

В международном туризме  выделяют две формы: вьездной и выездной туризм.

Различают  страну  происхождения  туриста  и  страну  назначения,  куда   он прибывает. В первом случае речь идет о  выездном  туризме,  во  втором  –  о

въездном туризме.  Эти  термины  используются  применительно  к  зарубежному

путешествию в начале поездки.

      Внутренний       и       въездной       туризм        соотносится    с категорией  национального   производства.   Он   соответствует   совокупному внутреннему туристскому потреблению, т. е. суммарным расходам  внутренних  и иностранных туристов.

      Концепция  международного,  национального   туризма  в  пределах  страны может быть использована на 4-х уровнях: глобальном  (в масштабах планеты), региональном  (применительно  к  группе  стран),  страновом  и  местном   (в границах отдельно взятого района какой-либо страны).

      Другая  классификация туризма основывается  на  целях  путешествия.  Она носит  дискуссионный   характер.   Исследователи   расходятся   во   мнении. Большинство авторов считает  путешествия  развлечением  и  отдыхом  с  одной

стороны и деловой  туризм – с другой.

По прогнозу ВТО, в XXI веке ожидается туристский бум: число  путешествующих в мире к 2020 г. приблизится к 1,6 млрд

Крупнейшее британское туристское издательство «Travel & Tourism Intelligence» (ТТI), входившее в «Economist Intelligence Unit», опубликовало исследования, содержащие долгосрочные, вплоть до 2010 г., прогнозы развития международного туризма. Был проведен анализ данных 30 крупнейших выездных рынков, представляющих 90 % объема мирового туризма, и сделан прогноз относительно числа поездок туристов за границу, количества ночевок и денежных средств на зарубежные поездки. Согласно прогнозу темпы роста международного туризма будут снижаться.

Согласно прогнозам, темпы  роста международного туризма в  мире составят 4,3%-к 2010 г. Для оценки перспектив роста туристских потоков принято использовать следующие показатели: низкий, ниже среднего, средний, высокий и выше среднего.

Европа как источник и потребитель туристских потоков  имеет в перспективе средний  показатель, что выявляет возможные  варианты развития регионального туризма. Например, перспективы выездного  туризма из Европы в Америку, Восточную и Южную Азию, страны Тихоокеанского бассейна оцениваются показателем выше среднего, а в Ближневосточный регион - показателем ниже среднего, что связано с экономическими трудностями и малопривлекательностью расположенных в нем стран.

Согласно прогнозу «Travel & Tourism Intelligence» (TТI) Европа как регион выездного туризма имеет хорошую  базу роста по всем направлениям, за исключением Южной Азии. Однако рост выездного туризма из Европы и  Средиземноморья заметно замедлится, тогда как темпы увеличения числа поездок за границу в странах Юго-Восточной Азии останутся довольно высокими, несмотря на недавние экономические трудности в регионе. В 1989 г. туризм из Европы составлял 69% всего рынка выездного туризма, к 1995 г. его объем упал до 58%, а прогноз на 2010 г. дает цифру 49%. На состояние европейского рынка туризма оказывает влияние тенденция к предпочтению европейцами путешествий по Европе.14

Америка имеет показатель ниже среднего как по перспективам роста внутрирегионального туризма, так и по туристским потокам в Южную Азию и страны Ближнего Востока. Доминирующая роль Северной Америки на континенте и высокая доля учтенных туристских потоков в рамках приграничного обмена между США и Канадой дают низкую оценку перспективам развития внутрирегионального туризма.

Южная Азия испытывала политическую нестабильность в 90-е годы, что вызвало спад выездного и въездного туризма. Новая индустриальная политика Индии, снижение практики лицензирования и контроля над валютным обменом создают благоприятные условия для инвестиций и экономического развития, что, в свою очередь, обеспечивает финансовые возможности не только для деловых поездок, но и с целями отдыха. Перспективы выездного туризма из Индии можно оценивать средним показателем. Основными регионами по приему выездного туризма из Южной Азии станут Восточная Азия и страны Тихоокеанского бассейна. Перспективы въездного туризма в Южную Азию оцениваются показателем выше среднего, несмотря на небезопасную для туристов политическую нестабильность в регионе, сбои в авиадоставках из основных стран-поставщиков туристских потоков, а также недостаток средств для развития туристского продукта и продажи его за рубеж.

Ближний Восток имеет  в перспективе впечатляющий экономический  рост, что создает условия для  роста выездного туризма и позволяет оценивать его показателем выше среднего. Оценка перспектив въездного туризма проблематична: с одной стороны, стабильность в регионе могла бы усилить рост въездного туризма, с другой стороны, привлекательность региона выражена неясно, идет процесс изучения и исследования этой ситуации. Рост показателей въездного туризма на Ближний Восток будет осуществляться в основном в рамках развития внутрирегионального туризма, но не за счет Европы и Америки.

Африка как регион состоит из множества субрегионов со сложившимися для каждого из них тенденциями развития туризма. Проблемы, присущие этому континенту, ограничивают потенциальный рост регионального туризма, поэтому оценки касаются возможностей средних темпов роста перспектив как выездного, так и въездного туризма. Средний показатель роста въездного туризма в Африку будет характерен для поездок из Европы, Америки и Ближнего Востока.

Страны Восточной Азии и Тихоокеанского бассейна могут  быть оценены в перспективе показателем  выше среднего как по выездному, так и по въездному туризму. Наиболее принимаемыми регионами выездного туризма из стран Восточной Азии и Тихоокеанского бассейна будут субрегионы Латиноамериканского континента, а также страны - партнеры Восточной Азии, Тихоокеанского бассейна (внутрирегиональный туризм) и Южной Азии. Эта тенденция сохранится в связи с высоким ростом населения в таких странах, как Южная Корея, Тайвань, Индонезия, Малайзия, Таиланд, а также за счет того, что Китай расширит поездки в соседние страны. Согласно прогнозу ВТО Китай к 2020 г. станет ведущим туристским направлением в мире, обогнав лидирующую пятерку - Францию, США, Испанию, Италию и Великобританию. Пока Китай занимает шестое место (22 млн. прибытий). Предполагается, что при ежегодном приросте 8 % число туристских прибытий в Китай достигнет к 2020 г. 137,1 млн.15

 

Таблица 12.

Прогноз самых  популярных туристских направлений  к 2020 г.

Страна

Количество  туристских прибытий, млн.

Доля на мировом туристском

рынке, %

Динамика роста 1995-2020 гг., %

США

102,4

6,4

3,5

Франция

93,3

5,8

1,8

Испания

71,0

4,4

2,4

Гонконг

59,3

3,7

7,3

Италия

52,9

3,3

2,2

Великобритания

52,8

3,3

3,0

Мексика

48,9

3,1

3,6

Россия

47,1

2,9

6,7

Чешская Республика

44,0

2,7

4,0

Всего

708,8

44,2

 

 

 

Вторым по популярности туристским направлением станут США (102,4 млн. прибытий), затем - Франция (93,3 млн.), Испания (71,0 млн.) и Гонконг (59,3 млн.). Великобритания окажется на седьмом  месте (52,8 млн. прибытий).

Информация о работе Мировой рынок услуг в сфере туризма: проблемы и перспективы