Особенности гостиничного сервиса в Сибирском регионе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 13:51, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. В настоящее время гостиничный сервис развивается очень быстрыми темпами. Строятся новые гостиницы, появляются новые стандарты обслуживания гостей. И в каждом регионе эти стандарты имеют сходства и различия между собой. В этой связи особенно актуальным становится анализ регионов Западной и Восточной Сибири, с целью обобщения опыта туристских организаций (гостиниц), направлений и развитий гостиничного хозяйства.

Файлы: 1 файл

диплом .docx

— 179.01 Кб (Скачать файл)

Здесь же гостиницы распределяются согласно предполагаемым потребностям: недорогие гостиницы, мини-отели, гостиницы в центре, гост HYPERLINK "http://irkutsk.go2all.ru/top/rails/"и HYPERLINK "http://irkutsk.go2all.ru/top/rails/"ницы  HYPERLINK "http://irkutsk.go2all.ru/top/rails/"у ж HYPERLINK "http://irkutsk.go2all.ru/top/rails/"/д вокзала, гостиницы у аэропорта, гостиницы у автовокзала, пр HYPERLINK "http://irkutsk.go2all.ru/top/animal/"о HYPERLINK "http://irkutsk.go2all.ru/top/animal/"живание с животными [18].

 

3 Сравнительный анализ предоставления гостиничных услуг в Западной и Восточной Сибири

 

3.1 Региональный мониторинг гостиничного сервиса

 

Сегодня под мониторингом большинством ученых понимается специально организованная и постоянно действующая система необходимой статистической отчетности, сбора и анализа социально-экономической информации, проведения дополнительных информационно-аналитических обследований (опросы населения и т.п.) и оценки (диагностики) состояния тенденций развития и конкретных региональных проблем. Такое определение мониторинга, в условиях исключительно большого разнообразия региональных ситуаций и проблем в России, требует серьезного научного сопровождения. Основная его задача состоит в создании надежной и объективной основы для адресной государственной поддержки тех или иных территорий. Термин «региональный мониторинг» в научной литературе и в практике не устоявшийся и употребляется в различных смыслах [40].

Так, понимаемый мониторинг в условиях большого разнообразия региональных ситуаций имеет и познавательное значение. Однако, главная его задача - сугубо практическая. Она состоит в создании надежной и объективной основы для выработки государственной политики регулирования развития  и для определения приоритетов проектов,  а также для принятия в этой связи мер селективной (выборочной) государственной поддержки тех или иных территорий, адекватных выявленной в ходе мониторинга сути конкретных проблем.

Мониторинг хода и результатов реализации программ можно рассматривать  как мониторинг региональных ситуаций и проблем. В тоже время это является важной задачей, так как данный вид мониторинга в отличие от всех других его типов поможет создать  информационно-аналитическую базу региональной и национальной политики в области развития туризма и гостиничного бизнеса. Создание и последующее функционирование такой системы, равно как и её использование в принятии государственных и региональных мер, обеспечивающих развитие связано с решением ряда дискуссионных вопросов объективного и субъективного характера.

Это, в частности, вопросы осознания сущности и задач мониторинга, а также его предмета, вопросы различия типов мониторинга в зависимости от его предмета, вопросы статистического обеспечения мониторинга (особенно, данными региональной  статистики).

Под региональной проблемой чаще всего понимается системное проявление дисбаланса, противоречия в функционировании (состоянии, развитии, стагнации, депрессии) одного или нескольких взаимозависимых потенциалов отрасли.

Считаем актуальным в данной части работы провести анализ именно проблем развития региона в целом.

К числу важнейших факторов, угрожающих российским интересам в Сибири, можно отнести [40]:

  • демографическое давление со стороны многомиллионного Китая и, прежде всего, его северо-восточных провинций;
  • усиление экономического давления на Россию со стороны Китая, который уже сейчас достаточно успешно наращивает свою экономическую мощь и имеет возможности в ближайшее время, используя финансовый потенциал Гонконга, Сингапура и Тайваня, стать экономическим центром Восточной Азии.
  • нестабильность цен на сырьё, которая бьёт по бюджетам регионов. Яркий тому пример - обвальное падение мировых цен на цветные металлы в начале финансово–экономического кризиса. Тогда резко сократился спрос на продукцию ГМК «Норильский никель», и бюджет Красноярского края потерял миллиарды рублей поступлений от основного налогоплательщика.
  • некоторые ресурсодобывающие корпорации, у которых головные офисы, как правило, в Москве, различными путями выводят прибыль из регионов присутствия, регистрируют свои компании за их пределами, в том числе в оффшорных зонах. К сожалению, такие примеры есть и в Красноярском крае.

Для начала нужно сформулировать цели деятельности всех субъектов, заинтересованных в сохранении и развитии Сибири и в первую очередь необходимо провести диверсификацию экономики. Нужно преодолеть жёсткую сырьевую специализацию, которая суживает каналы социально–экономического развития территорий.

Для успешного проведения диверсификации имеет смысл сформировать в сибирских регионах центры индустрии, транспорта и логистики, высокотехнологичные производства (в том числе и знаний, чему призван способствовать Сибирский федеральный университет). Не следует забывать о зонах отдыха и туризма — потрясающая природа Сибири может привлекать большое число туристов при наличии современной инфраструктуры, о которой должно позаботиться государство в содружестве с частными инвесторами.

В более общем плане региональные проблемы можно разделить на проблемы социально-демографические и этно-национальные, социально-экономические, геополитического характера. При этом на отдельных территориях возникают ситуации и проблемы, относящиеся к типу чрезвычайных.

При внешне огромном числе различных региональных проблем, количество их типов относительно невелико, и это обстоятельство существенно повышает реальность его проведения.

Например, в Сибири мало гостиниц, действительно соответствующих категории «три, четыре звезды». Формально такие гостиницы есть, но реально большинство из них не соответствует данной категории, ни по уровню подготовки персонала, ни по качеству обслуживания, а данную категорию они получили по старым системам.

На сегодняшний день для развития сибирского гостиничного хозяйства актуальна проблема взаимодействия гостиниц и туроператоров. Нередко эти партнеры предъявляют друг другу претензии. Жалобы относятся в основном к нарушению договорной дисциплины. Гостиницы терпят убытки из-за того, что туроператоры, практикующие предварительное бронирование мест для своих групп, не всегда выкупают забронированные номера. Поздняя аннуляция заказов (т.е. отказ от ранее произведенных бронирований в предельно короткие сроки, что не позволяет повторно выставить номера на продажу) является одним из факторов риска в гостиничной индустрии в целом. В качестве противодействия таким неблагоприятным факторам гостиницы включают в договоры различные положения о предварительной оплате и залогах, т.е. стандартный набор мер, используемых всеми отелями независимо от страны базирования для снижения потерь от срывов предварительных финансовых планов.

Независимо от содержания и масштаба каждый мониторинг по различным проектам должен включать общеобязательные стадии сбора строго определенной информации, её анализа и оценки (диагностики), а также быть связан с  региональной ситуацией более высокого уровня.  Ни анализ произвольно взятой информации, ни оценки (диагностика) проанализированных вне структуры общего мониторинга региональных ситуаций и проблем не могут считаться полноценным мониторингом.

При множестве различных региональных ситуаций и проблем количество их типов как предметов мониторинга относительно невелико, и это обстоятельство существенно повышает реальность его проведения. Важно своевременно предупредить негативное развитие региональных ситуаций и обострение региональных проблем.

Задачей регионального мониторинга является формирование системы сбора точной, надежной и своевременной информации о происходящих в регионах страны событиях, процессах и явлениях [40, 43].

Трудности в создании системы мониторинга состояния гостиничного бизнеса носят как объективный, так и субъективный характер. Среди трудностей объективного характера следует, в первую очередь, назвать несоответствие структуры, качества и оперативности общероссийской статистической информации самому существу процессов модернизации отрасли, локализованных в определенных пространственных границах и, в то же время, протекающих в контексте общероссийской ситуации и общероссийских проблем. Отдельные весьма важные направления, например, экономические, социальные,  оценки качества вообще не входили в число предметов традиционной статистики.

Значительные трудности в становлении полноценной системы мониторинга связанны с особенностями современного периода и состоят в наличии   масштабов и полноты отчетности, необходимой, чтобы проследить  все  проекты, реализуемые в региональных системах.

Региональная ситуация характеризуется совокупностью количественных (редко - качественных) показателей, характеризующих состояние или динамику функционирования каждого из уровней образования территории, а также различными комбинациями этих показателей (в первую очередь, для обозначения удельных характеристик).

Неотъемлемой частью характеристик являются доходность, загрузка и качество услуг предприятий гостеприимства, в том числе и гостиниц, баланс которых отражает степень устойчивости, внутренней самодостаточности каждой территории. Столь же обязательны характеристики нормативно-правовых (федеральных, региональных, местных) регуляторов территориального развития.

Мониторинг должен строиться не просто как форма статистической отчетности образования, но и как проблемный мониторинг под решение конкретных приоритетных проблем.

Поскольку в Сибири мониторинг пока не развит на достаточном уровне, низкая производительность труда персонала несетевых  гостиниц объясняется падением спроса, низким уровнем доходов населения и неисполнением налоговой дисциплины, а также тем, что значительная их часть находится в государственной собственности. В Сибири 47 % номерного фонда гостиниц принадлежит муниципальным, региональным или федеральным органам власти. Еще 36 % номерного фонда частично являются собственностью местных или федеральных властей, а частично — предприятий (главным образом предприятий тяжелой промышленности). Если в США широко распространены управленческие контракты, привязывающие вознаграждение менеджеров к рентабельности гостиниц, в России договоры (по сути с государством) не обеспечивают для управляющих несетевых гостиниц достаточных стимулов к тому, чтобы избавиться от избыточного штата и совершенствовать организацию труда. Кроме того, некоторыми гостиницами такого рода управляют непосредственно государственные служащие, причем от них, обычно требуют держать в резерве номера для официальных лиц, и, конечно, эти номера не приносят прибыли.

Оценки региональных ситуаций и региональных проблем могут быть количественными или качественными.

В Сибири ярко прослеживается тенденция проектирования новых гостиниц. Здесь необходима особая оценка региональной ситуации.

Количественные оценки предполагают наличие таких параметров (характеристик) региональных ситуаций и региональных проблем, которые могут быть корректно выражены совокупностью численных значений и (или) их интегральным значением.

Качественные оценки («норма», «лучше», «хуже» и т.п.) предполагают наличие устойчивых представлений о региональном «благе» или региональных «ценностях», сравнение с которыми позволяет определять степень приближения или отклонения от аксиологического критерия. Качественные и количественные оценки дополняют друг друга.

Качественная оценка рисков – процесс представления качественного анализа идентификации рисков и определения рисков, требующих быстрого реагирования. Такая оценка рисков определяет степень важности риска и выбирает способ реагирования. Доступность сопровождающей информации помогает легче расставить приоритеты для разных категорий рисков. Качественная оценка рисков – это оценка условий возникновения рисков и определение их воздействия на проект стандартными методами и средствами. Использование этих средств помогает частично избежать неопределенности, которые часто встречаются в проекте. В течение жизненного цикла проекта должна происходить постоянная переоценка рисков. (Рис.1)

Рисунок 1 – Качественная оценка рисков [8].

 

Классификация качественных оценок предоставлена на рис. 2.

 

Качественные оценки

 

Прямые нескрытые Косвенные скрытые

 

Фокус-группы         Глубинные интервью             Проективные технологии

                                                               «Мозговой штурм»

                                                        Дельфи-метод

Рисунок 2 –  Классификация качественных оценок [8].

 

Качественное исследование связано с ответом на вопрос «почему?» и применяется для того, чтобы отсеять иногда поверхностные и рациональные ответы и установить глубинные чувства, идеи, убеждения и побуждения. Качественное исследование основано на дискуссии, проводимой в непринужденной обстановке, с тем, чтобы выявить реальные отношение и мнение относительно тех или иных вещей.

Сравнительный анализ качественных методов приведен в таблице 1.

 

Таблица 1. Сравнительный анализ качественных методов исследования [40].

Метод

Общая характеристика

Сфера применения

Фокус-группа

Групповое интервью, количество участников от шести до двенадцати, продолжительность – от трех до шести часов

Изучение потребителей, мнений, отношений, ценностей, отработка дизайна, упаковки, оформления, рекламы, поиск идей

Глубинное интервью

Индивидуальное интервью, продолжительность – от одного до трех часов

Изучение потребителей, состояния рынков с помощью экспертов, анализ тенденций, прогнозирование

Проекционные

Индивидуальное или групповое интервью, продолжительность – несколько часов

Изучение потребителей, ассоциаций, эмоциональных реакций, мотивов поведения, поведенческих характеристик

Метод

Общая характеристика

Сфера применения

«Мозговой штурм»

Групповая работа, проводится в несколько этапов, время не ограничено

Поиск идей и решений, выработка стратегий, прогнозирование

Дельфи-метод

Экспертная групповая работа, последовательность формализована процессом интеграций, время не ограничено

Изучение состояния рынков и отраслей, прогнозирование макроэкономических показателей, изучение мировой и региональных экономик

Информация о работе Особенности гостиничного сервиса в Сибирском регионе