Особенности гостиничного сервиса в Сибирском регионе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 13:51, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. В настоящее время гостиничный сервис развивается очень быстрыми темпами. Строятся новые гостиницы, появляются новые стандарты обслуживания гостей. И в каждом регионе эти стандарты имеют сходства и различия между собой. В этой связи особенно актуальным становится анализ регионов Западной и Восточной Сибири, с целью обобщения опыта туристских организаций (гостиниц), направлений и развитий гостиничного хозяйства.

Файлы: 1 файл

диплом .docx

— 179.01 Кб (Скачать файл)

На конец 2009 г туристская инфраструктура Омской области включает в себя 32 объекта гостиничного типа. Динамично развивается гостиничный бизнес в Тюменской области - только за период с 1998 г. по 2003гг в области построены две четырехзвездочные гостиницы «Кволити Отель Тюмень» и гостиница «Славяновская» в Тобольске. В городе Урай функционирует пятизвездочная гостиница. Всего за полгода был выстроен гостиничный комплекс «Жемчужина» в Тюмени. Всего здесь имеется 14 гостиниц с различной комфортностью номеров: от простых одно- двухместных до класса VIP и апартаментов. В большинстве из них кроме привычных кафе, ресторанов и баров имеются тренажерные залы, сауны и др.

Сегодня Ханты-Мансийск может принимать одновременно в гостиницы различных классов свыше 2 тыс. человек [11, с. 140]. Первая очередь гостиничного комплекса «Югорская долина» была введена в строй в 2003 г. в день открытия в Ханты-Мансийске чемпионата мира по биатлону.

Согласно официальной информации мэрии Новосибирска на начало 2005 г. в городе зарегистрировано 64 гостиницы на 4431 мест, около 20 гостиниц являются ведомственными. При этом несколько отелей находятся в процессе реконструкции, а большая часть резерва нуждается в капитальном ремонте.

В Барнауле на конец 2009 г насчитывалось 14 отелей на около 1700 мест, около половины которых приходится на трех лидеров рынка: «Сибирь» и претендующую на три звезды, «Центральную» - рангом ниже и гостиницу «Барнаул». В Алтайском крае гостиничный бизнес устремился вслед за туристским и показывает хорошие результаты. Об этом свидетельствует появление небольших частных гостиниц, разбросанных по территории края в достаточно больших количествах. Величина гостиничного фонда в крае составляет около 80 зданий.

Около 20 отелей насчитывается в Томске (в их число не включены дома отдыха, загородные пансионаты, гостиницы, принадлежащие учебным заведениям). Все отели Томска (за исключением гостиницы «Октябрьской», находящейся в ведении финансово-хозяйственного управления администрации Томской области), являются частными. Отелями бизнес-класса являются «Магистрат» и «Бонопарт», открывшиеся в 2004 г. к юбилею г. Томска.

По оценкам специалистов, ускорить развитие рынка гостиничного бизнеса в Сибири можно только путем привлечения инвесторов, готовых вкладывать средства в строительство новых отелей. Однако, учитывая, что проекты по строительству гостиниц окупаются не раньше чем через 7-8 лет, необходимо участие крупного федерального инвестора. Таким инвестором является крупнейшая туристская фирма России ЗАО «Спутник» (Москва), которой принадлежит отель международного комплекса «Сибиряк» в Новосибирске, вступивший в строй в конце 2005г.

 

  • Современное состояние гостиничного сервиса в Западной Сибири

 

В 1995 г на территории России была введена единая система классификации по категориям от 1 до 5 звезд [71].

В августе 2003 года в России взамен старого ГОСТа Р 50645−94 «Туристско-экскурсионное обслуживание», включающего четыре классификации гостиниц, была введена новая единая система классификации, разработанная департаментом туризма Министерства экономического развития и торговли РФ. Теперь сертификация гостиницы стала делом добровольным. Главное — престиж. Присвоение высокой категории является пропуском в мировую систему бронирования. Хотя даже новые российские стандарты предъявляют к гостиницам менее жесткие требования, чем международные. Например, если на Западе площадь номера должна быть не менее 25 кв. м, то в России допустимый минимум — 14 квадратов.

Таких поблажек для российских отелей немного. Новая классификация разработана по принципу «В гостинице не может быть мелочей». Требования довольно высокие — учитываются порядка 200 пунктов, от наличия в отеле конференц-зала, ресторана, медицинского кабинета и бутиков до характера освещения, отделки стен, мебели, использования в интерьере предметов искусства, наличия сейфа и набора канцелярских принадлежностей.

Мелочи дорогого стоят. Так, барнаульской гостинице «Сибирь», рассчитанной на 110 мест, претендующей на категорию «три звезды» по новой системе, реконструкция обошлась в 3 млн. долларов. Их инвестировала финансово-промышленная группа «Магис». Затраты окупились к 2010 году. Хотя срок может затягиваться: отели становятся рентабельными, если содержат не менее 120 номеров [66].

Если провести реконструкцию старых гостиниц инвесторам еще по силам, то строительство новых оказывается чересчур дорогим удовольствием. Суммы вложений измеряются десятками миллионов долларов. В частности, один номер элит-класса обходится в среднем в 200 тыс. долларов. Возведение четырех - или пятизвездочных отелей на 120 номеров потребует не менее 24 млн. долларов. Такой проект окупит себя не ранее чем через 8-10 лет.

Долгоиграющие проекты не привлекают инвесторов. Именно поэтому за последнее десятилетие в больших сибирских городах не было построено ни одной крупной (более 120 номеров) гостиницы. Управляющий партнер новосибирской консалтинговой компании DSO Consulting Сергей Сидоренко считает, что это связано с малой емкостью рынка: «У нас туризма практически нет, так же как и большого потока иностранцев, в том числе делового». Объем бизнеса гостиничных услуг в городах Сибири в 2004 году составил всего 3,2% от объема российского гостиничного бизнеса. В целом по стране в позапрошлом году отелями воспользовались около 17 млн. человек, из них примерно 535 тыс. были постояльцами в крупных городах Сибири.

Гостиничный бизнес имеет ярко выраженную сезонность. Пик спроса приходится на период с мая по сентябрь, особенно там, где развивается туристический бизнес. Наполняемость отелей в это время составляет в среднем 60−70%, в остальные месяцы - 20−30% [73]. Хотя в каждом регионе своя специфика, в этой сфере их отличает свой профиль.

Индустрия гостеприимства - это «сфера предпринимательства, состоящая из видов обслуживания, которые опираются на принципы гостеприимства». Следовательно, нами рассматриваются гостиницы  по определению ВТО - «коллективные средства размещения, к которым относятся и специализированные средства размещения, в том числе туристские базы, санатории. Их исследованию  больше внимания уделялось»[73, с 45].

Самые серьезные игроки на новосибирском рынке - гостиницы « Обь» (416 мест), «Сибирь» (365 мест), « Новосибирск» (529 мест), « Центральная» (291 место), « Северная» (260 мест) и « Золотая долина» (209 мест). В сумме они содержат около половины всех мест новосибирского гостиничного бизнеса и около 70% номеров класса «люкс». Уровень сервиса во всех тянет на двух- и трехзвездочный классы. Можно выделить двух лидеров рынка, подтягивающихся к европейским стандартам, - «Сибирь» и «Обь». Они выгодно расположены рядом с транспортными развязками и имеют развитую инфраструктуру: рестораны, бизнес-центры, банкетные залы, сауны, парковки, интернет-залы. Острая конкурентная борьба разворачивается только в сегменте потребителей высококлассных услуг [11].

Но потребность Новосибирска в «звездных» отелях далеко не исчерпана. Государственная собственность на «Сибирь», «Золотую долину» и муниципальная - на гостиницы «Северная», «Центральная» и «Новосибирск» сдерживают приток инвестиций. В некоторых так и не появились собственные рестораны и конференц-залы, что является непременным атрибутом высококлассного сервиса.

Сегодня в сибирской столице возводится лишь одна крупная гостиница «Турист» - недострой давних времен на 700 номеров, претендующая на высокий статус. Это единственный большой строящийся объект в этом сегменте во всей Сибири. По оценкам генерального директора ОАО «Турсиб» (компания, инвестирующая в строительство гостиничного комплекса) Петра Разгоняева, стоимость проекта составит 23 млн. долларов [44]. Правда, независимые эксперты сходятся во мнении, что выше трех звезд « Туристу» не светит - из-за неудобного местоположения и удаленности от центра города. Пока завершено строительство только торговых помещений комплекса.

Впрочем, это, скорее, тенденция - стремление к «звездам» побуждает гостиницы наращивать сервисную инфраструктуру либо укрупнять номера и улучшать их комфортность. Всего в Кемеровской области около 30 гостиниц разного уровня [44]. В областном центре эталоны гостиничного бизнеса - комплексы « Кузбасс» и муниципальная «Томь». В Новокузнецке лидируют принадлежащие частникам «Галс», «Стаком» и «Сибирь» вкупе с ведомственными гостиницами Западно-Сибирского металлургического комбината и новокузнецкого цирка. По данным Кемеровского областного комитета статистики, в 2003 году на долю этих гостиниц в этих городах приходилось около 4/5 всех мест. Но при этом, ни одна из них не имеет уровня выше двух звезд. И хватать их с неба, по-видимому, не стремится. В настоящее время ни реконструкции, ни тем более строительство новых гостиниц в Кемерово и Новокузнецке не ведутся.

В Сибирских Афинах на выбор гостей есть около 20 отелей разного уровня. Основную нагрузку принимают на себя шесть игроков на гостиничном рынке, суммарная доля которых по количеству мест составляет 90% (общая емкость рынка - 1 171 место) [39]. При этом только гостиница « Томск» имеет категорию «три звезды».

В 2004 году Томск отпраздновал 400−летие. К юбилею подготовились основательно, что сказалось и на гостиничной инфраструктуре. Ввели в действие четыре новых гостиницы, по уровню подтягивающихся к двухзвездочным, суммарной емкостью около 400 мест. По словам губернатора Томской области Виктора Кресса, «общий объем частных инвестиций в них составил около 300 млн. рублей».

Картина омского рынка гостеприимства не сильно отличается от ситуации в соседних городах. В областном центре работают девять отелей (в сумме на 1 100 мест), а также ряд ведомственных гостиниц, закрытых для широкой публики. Крупные гостиничные комплексы, зарекомендовавшие себя как солидные заведения, - старожилы рынка: «Маяк», «Омск», «Турист» и сертифицированные на трехзвездочную категорию «Иртыш» и «Молодежная» [51].

Отели Западной Сибири имею свои достижения [17].  30 мая 2011 года Галерея отелей Cronwell в очередной раз подтвердила эффективность внедрения и развития экологически ответственных направлений своей деятельности. За весомый вклад в сохранность природы отель Cronwell Resort Югорская Долина (Ханты-Мансийский АО) был награжден одним из наиболее значимых эко-сертификатов - «Зеленым ключом». Фотографии отеля представлены в раздаточном материале (см. приложение Б). Успешному проекту ведения экологического менеджмента в Уральском федеральном округе была посвящена пресс-конференция. Сергей Якимов, исполнительный директор Cronwell Resort Югорская Долина, в своем выступлении отметил, что сегодняшнее достижение отеля – это результат работы корпоративной философии Cronwell. В ходе конференции Сергей Юрьевич поделился с коллегами и представителями СМИ несколькими секретами успешного внедрения и развития системы эко-девелопмента в сфере российской туриндустрии. Пресс-конференция стала и неким рубежом для «Зеленого ключа», подведя итоги пилотного года действия программы экологической сертификации в Российской Федерации.

Координатор по России Международной программы «Зеленый ключ» Ольга Мадисон поделилась с собравшимися результатами: «За нынешний год у нас появилось 16 отелей, которые получили «Зеленый ключ» [17]. Большая часть из них расположена в Санкт-Петербурге. За пределами Санкт-Петербурга - пока только две гостиницы». Важно отметить, что сегодняшняя награда не является единственной в копилке Cronwell. В августе 2010 года отель Cronwell Inn Стремянная первым в России прошел программу экологического сертифицирования «Зеленый ключ», зимой 2011 года эко-эстафету перенял отель Cronwell Resort Falke, став первым в Калининградской области и, теперь награда пришла в Сибирь, в отель Cronwell Resort Югорская Долина.

Защита окружающей среды является одной из ключевых ценностей корпоративной философии Галереи отелей Cronwell. Среди принципиальных аспектов деятельности компании, направленных на достижение экологического равновесия, выделяются как характерные для конкретного отеля, так и общие для всех гостиниц средства. Почти во всех отелях Cronwell Hotels & Resorts применяются системы контроля отопления, кондиционирования, энергопотребления, водоснабжения, освещения номеров отеля; используются продукты местного производства; предоставляются номера для некурящих гостей; соблюдаются нормы по уровню шума в номерах и других помещениях отеля. Особенно отметим, что  Cronwell Resort Югорская Долина отказался от использования пластмассы в ресторане отеля.

Например, угощения к чаю, джем и мед, в Cronwell Resort Югорская Долина подаются гостям в стеклянной посуде, а не в пластиковых одноразовых упаковках как в большинстве отелей мира. Это позволяет не только не вредить природе, но и сохранить полезные свойства продукта и его истинные вкусовые качества. Несмотря на то, что отель расположен в окружении реликтовых кедров, в целях дополнительного озеленения на территории проводилась высадка елей. Своей популярностью среди жителей и гостей Уральского федерального округа Cronwell Resort Югорская Долина обязан уникальным СПА-программам. Крупнейший веллнесс-отель России предлагает широкий выбор оздоравливающих процедур, основанных только на натуральных компонентах и дарах Сибири: кедровых палочках и орехах, белых грибах, клюкве, бруснике, вытяжке из пантов оленя.

В настоящее время активно проводится исследования, в результате которых будет создан эксклюзивный комплекс СПА-услуг с применением продуктов нефтепереработки - бишофита [47]. Кардиозона веллнесс-центра отеля Cronwell Resort Югорская Долина оснащена кислородной системой, которая не только улучшает микроклимат, но и является аналогом морского и лесного воздуха. Руководствуясь принципом «отель начинается с сотрудника», отдельного внимания в экологической политике Галереи отелей Cronwell Hotels & Resorts заслуживает внутрикорпоративная культура. Несмотря на то, что рабочий процесс не обходится без использования бумажных носителей и современных офисных средств, Cronwell Hotels & Resorts находит альтернативные варианты, которые позволяют существенно снизить наносимый экологии ущерб.

 

  • Особенности гостиничного обслуживания в Западносибирском регионе

 

1.3.1 Новосибирская  область. Бердск - это небольшой чистый городок Новосибирской области. Он расположен на берегу Новосибирского водохранилища. Живописный Бердск - это прекрасное место для отдыха благодаря удобному месторасположению вдали от промышленных районов Новосибирска. В городе имеются как санатории, для желающих провести время с пользой для здоровья, так и гостиницы на любой вкус и кошелек. Оздоровительные комлексы VIP класса - это «Лесная Сказка», «Рассвет», «Сосновка», «Лазурный». Все эти санаторно-курортные комплексы расположены на берегу Бердского залива.

Информация о работе Особенности гостиничного сервиса в Сибирском регионе