Проблемы и перспективы развития культурного туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 06:13, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является рассмотрение проблемы и перспективы развития культурного туризма в России
В соответствии с намеченной целью определены следующие задачи:
• сформулировать методологические основы анализа социально-экономической природы культурного туризма;
• рассмотреть роль культурного туризма в развитии региональной экономики;

Содержание работы

Введение
1 Культурный туризм: сущность и классификация
1.1 Общее представление и классификация культурного туризма
1.2 Факторы, влияющие на культурный туризм
2 Проблемы развития культурного туризма в России
2.1 Объекты культурного наследия
2.2 Основные проблемы России культурного туризма
3 Потенциал развития культурного туризма в России
3.1 Оценка культурных комплексов
3.2 Критерии оценок объектов культурного туризма в России
3.3 Развитие культурного туризма на примере туристско-рекреационной зоне «Золотое Кольцо Москвы»
3.4 Перспективы развития культурного туризма в России
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Дипломная работа Проблемы и перспективы развития культурного туризма.docx

— 131.13 Кб (Скачать файл)

Содержание 

 

Введение

1   Культурный туризм: сущность и классификация

1.1  Общее представление и классификация культурного туризма

1.2  Факторы, влияющие на культурный туризм

2   Проблемы развития культурного туризма в России

2.1  Объекты культурного наследия

2.2  Основные проблемы России культурного туризма

3   Потенциал развития культурного туризма в России

3.1  Оценка культурных комплексов

3.2  Критерии оценок объектов культурного туризма в России

3.3  Развитие культурного туризма на примере туристско-рекреационной зоне «Золотое Кольцо Москвы»

3.4  Перспективы развития культурного туризма в России

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

 
Введение

Более трети века тому назад  в Париже была обнародована «Международная конвенции об охране всемирного природного и культурного наследия», продиктованная опасением, если не сказать, страхом  за сохранность объектов материальной культуры человеческой цивилизации.

Им угрожают не столько  природные катаклизмы, естественное старение – неизбежно разрушительный ход времени. И даже не акты вандализма или нерадивость отдельных, в  общем-то, единичных несознательных членов общества. А куда более серьезные, более разрушительные силы – изменяющееся массовое сознание в изменяющемся мире.

Культура является фундаментальной  основой процесс развития, сохранения, укрепления независимости, суверенитета и самобытности народа. Идентичность путей исторической эволюции культуры и туризма предопределила общность новых методов подхода к их дальнейшему развитию. В большинстве стран мира происходит процесс демократизации культуры и туризма, которые составляют необъемлемую часть жизни общества.

Одним из главных показателей  результативной работы Комитета по туризму  по развитию въездного туризма является ежегодное увеличение потока иностранных  туристов в Москву. По данным Пограничной  службы ФСБ РФ через аэропорты  Московской воздушной зоны в 2006 году столицу посетили около 3,5 миллиона зарубежных гостей, что на 19 % выше итогового  показателя 2005 года (2 млн. 919 тысяч). Показатели 1-й половины 2007 года - 1 млн. 427 тысяч  иностранных туристов показывают увеличение потока гостей на 7,5 % по сравнению с  аналогичным периодом 2006 года (1 млн. 327 тысяч).[1]

Актуальность темы обусловлена  тем, что в свете становления  демократических начал России необходима интеграция в общеевропейские и  мировые культурные процессы, в т.ч. процессы развития культурного туризма  как одного из наиболее перспективных  направлений социального и экономического сотрудничества.

Существует много определений  понятия "культурное наследие". Одно из них гласит, что культурное наследие есть отображение взаимодействия человеческого  сообщества и природной среды. Культурный туризм, в отличие, например, от туризма  спортивного или пляжного, направлен  на освоение культурного наследия, исследование жизненного опыта других людей, их обычаев, интеллектуальных и  творческих достижений.

Сегодня, когда человечество вступает в эпоху Информационного  общества, резко возросли требования к характеру и полноте доступной  информации. Это относится и к  культурному туризму.

Актуальность и недостаточная  степень теоретической и практической разработанности проблем развития историко-культурного туризма в  России и ее регионах предопределили выбор темы, цель и задачи исследования.

Целью дипломной работы является рассмотрение проблемы и перспективы  развития культурного туризма в  России

В соответствии с намеченной целью определены следующие задачи:

·          сформулировать методологические основы анализа социально-экономической природы культурного туризма;

·          рассмотреть роль культурного туризма в развитии региональной экономики;

·          выявить общие мировые тенденции и перспективы развития культурного туризма;

·          оценить современное состояние культурного туризма в Российской Федерации,

·          выявить экономические и организационные особенности и возможности развития историко-культурного туризма на примере Золотого Кольца;

·          определить комплекс мер по развитию культурного туризма как одного из перспективных направлений.

Предметом исследования выступает  культурный туризм

В качестве объекта исследования является совокупность организационных, экономических, социально-культурных и правовых отношений, возникающих  в ходе становления, функционирования и развития историко-культурного  туризма в России на региональном уровне.

Теоретические основы, исследование проблем развития историко-культурного  туризма получили свое развитие в  работах ряда зарубежных авторов: Ч. Лэндри, Д. Пирс, Р. Прентиса, Г. Ричардса, и др. В отечественной литературе особенности и тенденции развития историко-культурного туризма отражены в работах: О.И. Генисаретского, В.Э. Гордина, Б.В. Емельянова, В.А. Квартального, Е.А. Котлярова, Н.И. Подуновой,  
О.В. Рахмалевой, Т.В. Румянцевой, В.Б. Сапруновой, В.Т. Устименко и др.

При подготовке работы автором  проанализированы законодательные  и нормативные документы, лежащие  в основе государственной политики регулирования туристской деятельности в России, статистические материалы: издания Комиссии ООН по туризму, Всемирной туристской организации, Комиссии ВТО по Европе, материалы  Комиссии Европейского Сообщества, международных  конференций по проблемам развития исторического наследия; национальные статистические публикации, отчеты, доклады, обзоры правительственных ведомств по туризму, данные периодической печати.

В процессе исследования были использованы общенаучные методы: анализ и синтез, аналогия, абстрагирование, индукция и дедукция, принципы единства количественного и качественного  измерения, исторического и логического  методов. В работе также использованы методы сравнительных оценок, прогнозирования, графического и экономико-статистического  анализа, экспертных оценок.

Структурно дипломная  работа состоит из введения, в котором  обоснована актуальность выбранной  темы, сформулированы цель и задачи исследования; трех логически взаимосвязанных  глав, раскрывающих обусловленные аспекты  исследуемой темы; заключения, где  представлены обобщающие выводы по проведенному исследованию; списка использованной литературы и приложений. Названия глав отображают их содержание.

 

1 Культурный туризм: сущность и классификация 

 

1.1 Общее представление  и классификация культурного  туризма

Под культурным туризмом подразумевают  путешествия с целью знакомства с материальными и духовными  объектами культуры, участия в  событиях культурной жизни. Вместе они  воздействуют на духовную сферу человека, его систему ценностей, знания, влияют на общественное поведение, так или  иначе, сказываются и на поведении  как экономического субъекта.

В условиях глобализации у  культурного туризма как ведущей  суботрасли туризма появляются новые  функции. Он рассматривается уже  не только как разновидность туристической деятельности, но и важный механизм управления межкультурным диалогом народов в глобализирующемся мире, эффективный; способ реализации принципов социального партнерства на уровне различных субъектов взаимодействия.

Одним из наиболее привлекательных  ресурсов для туризма в Российской Федерации является культурное наследие. Россия традиционно воспринимается как страна, внесшая огромный вклад  в мировую культуру. Необходимо осуществлять грамотную политику в сфере наследия.

Политику в сфере наследия можно понимать как систему сложного интерактивного взаимодействия различных  институций и индивидуумов: организаций  глобального, национального и регионального  уровней правительств, государственных  организаций и организаций третьего сектора, учебных заведений, ученых и специалистов в сфере наследия, просто «потребителей наследия» (посетителей  музеев, туристов и пр.), в результате которой определяется сама суть понятия  наследия, а также стратегия и  тактика в его отношении.[2] Менеджмент в сфере наследия, или как его часто называют, менеджмент культурных ресурсов, понятие скорее технологическое, оно также включает в себя элементы стратегии и тактики, но относится, как правило, к деятельности правительственных организаций разного уровня. Приведем несколько зарубежных определений этого понятия. Очень четко, хотя и очень узко оно сформулировано в американской методологии: это - «финансируемые государством сохранение и изучение археологических и исторических ресурсов включая археологические памятники и исторические постройки. Часто используется в более узком смысле по отношению к работам в сфере археологии и истории, которые выполняются в преддверии различных крупных проектов, финансируемых государством, таких, например, как строительство дамб или скоростных дорог». Можно привести еще одно, несколько схожее, но отличное от первого определение: Менеджмент культурных ресурсов или менеджмент археологических культурных ресурсов -это в большинстве своем финансируемые из федерального бюджета или бюджета штата археологические исследования, которые выполняются вследствие того, что определенная часть частного владения была приобретена для использования или строительства дороги, моста или с целью иных общественных работ. Например, для того чтобы начать строительство скоростной трассы между штатами с использованием федерального финансирования требуется выполнить оценки территории с точки зрения археологических ресурсов. Эта оценка, отраженная в техническом отчете схожа, а иногда является и частью выводов по оценке влияния проекта на окружающую среду. Она должна оценивать все имеющиеся культурные ресурсы, исторические и доисторические, которые могут быть затронуты проектом. Менеджмент культурных археологических ресурсов обычно разбивается на три фазы или стадии реализации: Фаза первая: выявление археологических объектов. Цель — найти и описать археологически памятники внутри данной территории. Фаза вторая: реализуется по отношению к небольшому проценту археологических объектов, когда в ходе первой фазы выясняется, что необходимо лучшее понимание объекта с целью определить механизмы —как избежать или смягчить воздействие проекта на объекты. Фаза третья: смягчение последствий и получение данных. Реализуется, когда весь памятник или его часть планируется для сноса или уничтожения и в этом случае целью является получение возможно большего количества научных данных и сведений.[3]

Ход смены парадигм отношения  к наследию был неоднозначен и  часто зависел от национальных и  региональных особенностей.

В то время как в России исследователи и менеджеры в  сфере культуры только подошли к  активному использованию этого  понятия и связанной с ним  терминологии в теории и практике культурной политики лишь в начале-середине девяностых годов, на Западе уже давно используют инструментарий наследия для выработки стратегии экономического и социального развития того или иного региона или даже целой страны, где наследие подчас является главным, если не единственным ресурсом развития. Очень скоро подобная связка привела к тому, что с одной стороны, наследие начало рассматриваться как чрезвычайно важный ресурс регионального и международного развития, а с другой - что оно из разряда абстрактных культурологических понятий, стало реальной экономической и управленческой категорией.

При этом и здесь проявляется  внутренняя диалектичная сущность наследия, в которой очень хорошо проявляются  единство и противоположность глобального  и локального, которые во многом определяют логику современного развития. С одной стороны, безусловно, «наследие  — это фактор «формирования культурной идентичности нации, её духовности и  исторической памяти»[4], с другой стороны - его использование является очень важным элементом политики глобальных структур, таких, как ЮНЕСКО, Всемирный Банк и др. Кроме этого, в процесс формирования политики в сфере наследия во все большей степени, включаются разнообразные мировые и национальные правительственные и неправительственные организации, группы людей и отдельные личности, информационные сети культурного и всемирного наследия.

Ярким примером последовательного  использования материального культурного  наследия в качестве важнейшего компонента политики на международном, всемирном  уровне стал один из «столпов» глобализации -Всемирный Банк.

Политика Всемирного Банка  по отношению к материальному  культурному наследию «имеет длительную и экстенсивную историю..., начиная  с его роли в реконструкции  послевоенной Европы»[5]. Проведенные исследования «выявили 217 займов, кредитов и грантов Банка, начиная с 70-х годов, которые включали в себя деятельность, связанную с культурным наследием»[6].

В середине восьмидесятых  годов прошлого века специалистами  ЮНЕСКО были сформулированы основные позиции современной политики по отношению к культурному наследию, которые стали основой и для  политики Всемирного Банка в этой сфере, более того, были развиты и  приобрели более практический оттенок. В них содержались следующие  важные посылы: прежде всего, наличие  двух диалектических полюсов в отношении  к наследию: не причинить вреда  по отношению к наследию, что, по сути, является синонимом политики по защите и сохранению наследия «творить благо», т.е. включать наследие в процесс  развития и рассматривать его  как ресурс.

Среди других важнейших постулатов можно отметить следующие: «Не причинить  вреда наследию»; ограничение политики исключительно охраны наследия; выявление  экономической ценности объектов наследия; снижение бедности за счет использования  объектов наследия; выявление образовательной  ценности объектов наследия[7].

Такая стратегия реализуется  с различной степенью успешности специалистами Всемирного Банка  и правительственными учреждениями в регионах Ближнего Востока и  Северной и Центральной Африки, Албании, Грузии, других уголках мира.

В последнее время очень  часто специалистами банка термин «материальное культурное наследие»  заменяется термином «культурные ресурсы», который также является синонимом  понятий «культурное достояние», культурный потенциал», «культурная  собственность» и употребляется исключительно в отношении материальных культурных ресурсов.

Специальное Руководство, разработанное  специалистами Всемирного Банка  так определяет основные принципы операционной политики в этом направлении: «Материальные  культурные ресурсы имеют большое  значение в качестве источника ценной научной и исторической информации, потенциала для экономического и  социального развития и неотъемлемой части культурного своеобразия  и традиций народа. Во всем мире материальные культурные ресурсы находятся под  угрозой уничтожения, что отчасти  связано с процессами модернизации и развития. Утрата этих ресурсов невосполнима, но, к счастью, во многих случаях  ее можно избежать. Банк помогает странам  предотвратить или уменьшить  негативное воздействие на культурные ресурсы финансируемых им проектов развития ...»[8].

Другим важным средством  для включения наследия в мировые  информационные и экономические  и политические потоки, а также  стратегии устойчивого развития является туризм. В самое последнее  время туризм рассматривается как  самое эффективное средство массовой востребованности и доступности  культурных ценностей.

В то же время развитие туризма  является способом продвижения глобализации в сфере материального и духовного  наследия. Как отмечает хорватская исследовательница Д. Елинчич, «поскольку туризм не статический феномен, а  динамический процесс, он оказывает  влияние на традиции (культурное наследие). В определенных местных сообществах  традиция меняется вследствие туризма. Или если традиция не существует, её изобретают или создают»[9]. Аналогичная ситуация наблюдается и сфере материального наследия, когда регионы и территории, не обладающие объектами материального наследия, могут создать их, что называется, на «ровном месте», как, например, поступили в ЮАР, создав город развлечений Сан-Сити на основе бытовавших в данной местности легенд и преданий. Таким образом, если СМИ называют формулой глобализации вообще, то туризм вполне можно назвать катализатором глобализации в сфере использования наследия. В то же время, туризм, несомненно, вызывает и обратный процесс поиска национальной, региональной и иной идентичности у «хозяев», а таковая невозможна без наличия материального наследия.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития культурного туризма