Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 06:13, дипломная работа
Целью дипломной работы является рассмотрение проблемы и перспективы развития культурного туризма в России
В соответствии с намеченной целью определены следующие задачи:
• сформулировать методологические основы анализа социально-экономической природы культурного туризма;
• рассмотреть роль культурного туризма в развитии региональной экономики;
Введение
1 Культурный туризм: сущность и классификация
1.1 Общее представление и классификация культурного туризма
1.2 Факторы, влияющие на культурный туризм
2 Проблемы развития культурного туризма в России
2.1 Объекты культурного наследия
2.2 Основные проблемы России культурного туризма
3 Потенциал развития культурного туризма в России
3.1 Оценка культурных комплексов
3.2 Критерии оценок объектов культурного туризма в России
3.3 Развитие культурного туризма на примере туристско-рекреационной зоне «Золотое Кольцо Москвы»
3.4 Перспективы развития культурного туризма в России
Заключение
Список использованной литературы
• Порядок прекращения права собственности (пользования) на объект культурного наследия, либо на земельный участок или участок водного объекта, в пределах, которых располагается объект археологического наследия;
Кроме того, проектом ФЗ устанавливается, что распоряжение (отчуждение или передача прав) объектом культурного наследия осуществляется при условии обременения прав на объекты культурного наследия установленными требованиями по сохранению облика и интерьера объекта культурного наследия, по обеспечению доступа к объекту культурного наследия и охранными обязательствами, обеспечивающими надлежащее сохранение, содержание и использование объектов культурного наследия.
2.2 Основные проблемы России культурного туризма
Не менее важным моментом является правильная организация продвижения туристского продукта, и в этом направлении нам многое предстоит сделать.
Необходимо введение системы
туристской символики (SIS), широко используемой
во всем мире, преимущества которой
заключаются в том, что она
удобна для восприятия, объективна
и значительно облегчает
организацию постоянных пресс-туров
для журналистов, пишущих о туризме,
и инфо-туров для
проведение международных мероприятий с участием крупнейших компаний, работающих на рынке культурного туризма;
развитие двухстороннего (регионального) сотрудничества по принципу городов-побратимов.
Специалисты полагают, что
потенциальные возможности
Ценность культурного наследия возрастает с течением времени. В первую очередь это связано с его физическим старением, изменением, разрушением и утратой. Массовый туризм также способствует разрушению и видоизменению культурного наследия народов в силу его коммерческого использования.
Основными факторами и
причинами разрушения и уничтожения
культурного наследия являются следующие:
естественное физическое старение и
разрушение материальных объектов культурного
наследия; естественный уход поколений
людей – исконных носителей материальной
и нематериальной культуры; насильственное
разрушение культурного наследия в
результате военных конфликтов и
террористических актов; политические,
межнациональные и
Под коммерциализацией культурного
наследия понимается процесс превращения
культурного наследия в товар, при
котором объекты и явления
культуры оцениваются рыночными
категориями, исключительно с точки
зрения их обменной стоимости, доходности,
конкурентоспособности на рынке. В
условиях глобального развития туризма
с тенденциями роста
Следует отметить, что культурное
наследие в составе турпродукта
трудно поддается оценке с точки
зрения его количества, качества и
реальной потребительской стоимости.
Его стоимость может
Отдельные компоненты стоимости культурного наследия в составе турпродукта можно просчитать, а именно: длительность потребления, частота потребления, количество и вид объектов или явлений культуры, включенных в базовую стоимость пакета туруслуг.
Необходимо подчеркнуть, что коммерческая ценность или стоимость культурного наследия зависит от уровня ожиданий клиента. Клиент должен получить то, что обещано, но не все запросы клиента могут быть удовлетворены даже за очень высокую цену. С другой стороны, цена не должна быть занижена. Если качество продукта гарантировано, а сам продукт эксклюзивен, то он не должен стоить дешево. Однако изначально качество и ценность культурного наследия должны оцениваться экспертами, а не туроператорами.
Качество культурного
турпродукта, как и любого другого,
должно соответствовать необходимым
критериям, определяемым потребителем,
так как само понятие качества
подразумевает свойства турпродукта,
способные удовлетворять
Анализ турпродукта многих
стран показал, что среди специфических
туристских мотиваций спроса особо
выделяются поиск новизны (novelty seeking),
подлинность культурного
Таким образом, специфические критерии качества культурного турпродукта: новизна, подлинность, межкультурность.
Критерий новизны культурного
турпродукта подразумевает
С точки зрения удовлетворения
потребности в новизне
Критерий подлинности
культурного наследия (объектов и
явлений культуры) в составе турпродукта
как критерий его качества неоднозначен,
и это также связано с
Подлинность создается культурно-
К первой группе относятся
туристы, которые интересуются полной
культурно-исторической подлинностью
и имеют обоснованные знания и
четкие критерии ее оценки (например, памятник
архитектуры не должен быть подвержен
никаким более поздним
Ко второй группе можно отнести туристов, которые согласны считать подлинными те артефакты культуры, которые претерпели частичные изменения со временем или в ответ на рыночный спрос, т.е. подлинный продукт может развиваться, дополняться, адаптироваться под потребности и ожидания туристов (например, реставрированные памятники, возрожденные ремесла, предметы, изготовленные из современных материалов, «осовремененные» народные праздники).
К третьей группе относятся
туристы, которые не стремятся к
исторической подлинности объектов
и явлений культуры (например, «туристский
арт» – предметы, специально производимые
в ответ на туристский спрос, не являющиеся
артефактами культурного
Любопытен тот факт, что
изучение мотиваций спроса иностранных
потребителей, посещавших Россию, показало,
что большинство туристов, например,
из США проявляли
Действительно, зачастую иностранцев может интересовать не аутентичная, не исконная культура России, а нечто ненастоящее, суррогатное, измененное с учетом ожиданий иностранцев, то, что специалисты называют «коммерциализированной культурой», то, что «имеет спрос и хорошо продается».
В этом контексте, важно отметить,
что исследователи выявили, что
этнокультура наименее четко проявляется
в урбанизированной среде, в условиях
больших городов, особенно городов-мегаполисов,
таких, как Москва, например, где
распространены стандартизированные
промышленно изготовленные
Изучение официальных
документов международных организаций
(ООН, ЮНЕСКО, ВТО, ICOMOS), анализ публикаций
по проблемам сохранения культурного
наследия показали, что воздействие
на состояние культурного наследия
может быть различным. Основные тенденции
можно сформулировать следующим
образом: полное разрушение и утрата
объекта или явления
Говоря о коммерциализации культуры и культурного наследия, важно подчеркнуть, что этот обусловленный туристской деятельностью процесс имеет как отрицательные, так и положительные стороны с точки зрения сохранения и возрождения культурного наследия народов и народностей.
Так, например, постановочные
и стилизованные культурные мероприятия,
которые могут образовывать основу
для культурно-событийного
Туристский спрос на культурное
наследие, с одной стороны, создает
угрозу его состоянию и существованию,
но с другой, доходы от туристской деятельности,
прямое финансирование туристами народных
ремесел и искусств способствуют
сохранению традиционных явлений и
объектов культуры, а также возрождению
почти или полностью
Информация о работе Проблемы и перспективы развития культурного туризма