Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 06:13, дипломная работа
Целью дипломной работы является рассмотрение проблемы и перспективы развития культурного туризма в России
В соответствии с намеченной целью определены следующие задачи:
• сформулировать методологические основы анализа социально-экономической природы культурного туризма;
• рассмотреть роль культурного туризма в развитии региональной экономики;
Введение
1 Культурный туризм: сущность и классификация
1.1 Общее представление и классификация культурного туризма
1.2 Факторы, влияющие на культурный туризм
2 Проблемы развития культурного туризма в России
2.1 Объекты культурного наследия
2.2 Основные проблемы России культурного туризма
3 Потенциал развития культурного туризма в России
3.1 Оценка культурных комплексов
3.2 Критерии оценок объектов культурного туризма в России
3.3 Развитие культурного туризма на примере туристско-рекреационной зоне «Золотое Кольцо Москвы»
3.4 Перспективы развития культурного туризма в России
Заключение
Список использованной литературы
Критерий межкультурности,
как уже было отмечено выше, несет
в себе основополагающий принцип
учета национально-культурной специфики
как инициативного, так и рецептивного
сообществ, особенностей психологии, восприятия,
поведения, а также тесного взаимодействия
культур через все виды коммуникации.
Другими словами, межкультурность
– это межкультурная
В современных условиях коммуникации
пронизывают все сферы
Межкультурную коммуникацию следует рассматривать как: 1) саму деятельность, 2) условие и организационный принцип этой деятельности, 3) фактор и критерий качества турпродукта, 4) профессионально значимое качество и компетенцию специалиста в сфере туризма, 5) обязательный компонент содержания профессионального туристского образования.
Межкультурная коммуникация как деятельность предполагает взаимодействие представителей разных культур в процессе совместной профессиональной деятельности в туризме: в рамках деятельности ТНК, партнерской деятельности поставщиков туруслуг и туроператоров, инициативных и рецептивных туроператоров, деятельности компаний рецептивного сообщества по приему и обслуживанию иностранных туристов.
Межкультурная коммуникация
как условие и организационный
принцип может использоваться при
проектировании и разработке турпродукта,
развитии маркетинговых коммуникаций,
планировании и осуществлении рекламной
и выставочной деятельности, организации
приема и обслуживания иностранных
туристов на территории принимающего
этнокультурного или
Межкультурная коммуникация
как профессионально значимое качество
и как компонента содержания профессионального
образования в туризме должна
рассматриваться в разных плоскостях:
как инвариантная и как вариативная
составляющая компетенции специалиста
в сфере туризма. Это означает,
что требования к уровню межкультурной
коммуникативной компетенции
Очевидно, что базовый
уровень межкультурной
Наиболее высокие требования в этом контексте должны предъявляться к маркетологам, специалистам по туристской рекламе и общественным связям, сопровождающим, гидам, гидам-экскурсоводам, гидам-переводчикам, аниматорам. От их межкультурной компетенции зависят многие качества турпродукта, включая познавательность, достоверность (неискаженность) информации, безопасность, эстетичность, новизна, межкультурность.
Действительно, эстетичность
культурного турпродукта в
Основная нагрузка в области
межкультурных коммуникаций ложится
на контактный персонал принимающих
турцентров, и главным образом, сопровождающих,
гидов-экскурсоводов, гидов-переводчиков.
С точки зрения обеспечения высокого
уровня качества культурного турпродукта
ключевую роль здесь помимо наличия
самих артефактов этнокультуры играет
гид-экскурсовод или гид-
Растущий интерес и внимание к культурному туризму в последнее время, как никогда, актуализируют проблему межкультурной коммуникации, пронизывающей все сферы жизни рецептивного сообщества. Прежде всего, требуется просвещение принимающего сообщества (через СМИ, образование, науку, средства культуры), направленное на формирование уважения, терпимости и духа гостеприимства по отношению к туристам иных культур.
Таким образом, формирование
установок на межкультурную коммуникацию
необходимо, во-первых, в самом сообществе
(готовность и способность принимающего
сообщества к межкультурным контактам,
включая государственные
Опора на прецедентные феномены
культуры иностранных туристов при
организации маркетинговых
3 Потенциал развития культурного туризма в России
3.1 Оценка культурных комплексов
Объекты национального культурного
наследия должны быть представлены разумно
и творчески. Научно-технический
прогресс сделал свое дело: продукция
одной страны практически не отличается
от аналогичной продукции другой
страны. В культуре единообразие недопустимо.
Регион, желающий стать популярным
туристским направлением, должен обладать
уникальными культурными
Оценка культурных комплексов для туристских целей может проводиться двумя основными методами:[18]
1) ранжированием культурных
комплексов по их месту в
мировой и отечественной
2) необходимым и достаточным
временем для осмотра
Эти методы во многом субъективны:
культурные комплексы, высоко оцениваемые
специалистами, не всегда вызывают адекватную
реакцию у туристов. Необходимое
и достаточное время для
Важной характеристикой культурного комплекса является стабильность его соответствия ценностным критериям, сформировавшимся у населения. Этот фактор связан с долговременностью интереса туристов к конкретному культурному объекту. Сохраняется стабильность интереса туристов к таким объектам мирового культурного наследия, как египетские пирамиды, античная архитектура и др. Вместе с тем ряд объектов, например, ленинские места, наиболее посещаемые в советский период в России, утратил свою притягательность с изменением идеологических установок в обществе. Поэтому одной из основных задач организаторов туризма является не только создание культурного комплекса для туризма, но и сохранение его на достаточно длительный исторический период.
Таблица 3.1
Объекты из Списка Всемирного культурного наследия, находящиеся на территории Российской Федерации
Наименование объекта |
Год включения в Список Всемирного наследия | |
1 |
Московский Кремль и Красная площадь |
1990 |
2 |
Исторический центр Санкт- |
1990 |
3 |
Погост Кижи (Республика Карелия) |
1990 |
4 |
Исторические памятники Великого Новгорода и окрестностей |
1992 |
5 |
Историко-культурный комплекс Соловецких островов (Архангельская область) |
1992 |
6 |
Белокаменные памятники Владимира и Суздаля (Владимирская область) |
1992 |
7 |
Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры в городе Сергиев Посад (Московская область) |
1993 |
8 |
Церковь Вознесения в Коломенском (Москва) |
1994 |
9 |
Историко-архитектурный комплекс Казанского кремля (Республика Татарстан) |
2000 |
10 |
Ансамбль Ферапонтова монастыря (Вологодская область) |
2000 |
И |
Куршская коса (совместный российско-литовский объект, Калининградская область) |
2000 |
12 |
Цитадель, Старый город и крепостные сооружения Дербента (Республика Дагестан) |
2003 |
13 |
Ансамбль Новодевичьего монастыря (Москва) |
2005 |
14 |
Исторический центр Ярославля |
2005 |
15 |
Геодезическая дуга Струве (Белоруссия, Латвия, Литва, Норвегия, Молдавия, Россия, Украина, Финляндия, Швеция, Эстония) |
2005 |
Регион, заинтересованный в
привлечении туристов, должен разумно
планировать и развивать
Основная часть территории
России расположена в сложных
некомфортабельных природно-
В Список всемирного культурного
наследия ЮНЕСКО включено 20 крупных
объектов России. Вместе с тем в
стране общее количество памятников
составляет более 85 тысяч. Государственная
часть музейного фонда
Подлинными музеями под открытым небом являются города-курорты федерального значения: Сочи, Кисловодск, Анапа и др., тем более что их архитектура соединяется с уникальным природным окружением.
За последние годы заметно
возросла посещаемость национальных парков,
на территории которых находятся
памятники культурного
Таблица 3.2
Национальные парки в Российской Федерации с многочисленными памятниками истории и культуры на своей территории и их посещаемость[21]
Национальный парк |
Субъект Российской Федерации |
Посещаемость, тыс. чел. | |
2006 г. |
2007 г. | ||
«Кенозерский» |
Архангельская область |
5,1 |
7,2 |
«Русский Север» |
Вологодская область |
390,0 |
540,0 |
«Плещеево озеро» |
Ярославская область |
22,5 |
30,5 |
«Валдайский» |
Новгородская область |
73,7 |
76,7 |
«Мещерский» |
Рязанская область |
5,0 |
8,1 |
«Угра» |
Калужская область |
167,0 |
214,0 |
«Сочинский» |
Краснодарский край |
590,6 |
684,8 |
«Самарская Лука» |
Самарская область |
5,6 |
9,1 |
«Прибайкальский» |
Иркутская область |
23,2 |
26,0 |
Практически все туристы, приезжающие в Россию из-за рубежа, а также многие жители России посещают Москву и Санкт-Петербург. Это обусловлено не только их столичностью, именно здесь располагаются наиболее известные в России памятники культуры, музеи, театры, выставочные залы. Общемировую славу имеют московские и санкт-петербургские музеи. Это, прежде всего, Государственный Эрмитаж, Третьяковская галерея, Русский музей и др.
Таблица 3.3
Посещаемость музеев Москвы и Санкт-Петербурга в 2007 г.[22]
Наименование музея и его местонахождение |
Посещаемость, тыс. чел. | |
1 |
Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург) |
3412,9 |
2 |
Всероссийское объединение «Государственная Третьяковская галерея» (Москва) |
2569,3 |
3 |
Государственный Исторический музей (Москва) |
1549,4 |
4 |
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (Москва) |
995,3 |
5 |
Государственный Русский музей (Санкт-Петербург) |
812,3 |
Наименование музея и его местонахождение |
Посещаемость, тыс. чел. | |
6 |
Политехнический музей (Москва) |
629,6 |
7 |
Государственный центральный
музей современной истории |
521,0 |
8 |
Центральный музей Великой Отечественной войны (Москва) |
479,3 |
9 |
Всероссийский музей декоративно-прикладного искусства (Москва) |
412,3 |
Информация о работе Проблемы и перспективы развития культурного туризма