Проблемы и перспективы развития культурного туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 06:13, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является рассмотрение проблемы и перспективы развития культурного туризма в России
В соответствии с намеченной целью определены следующие задачи:
• сформулировать методологические основы анализа социально-экономической природы культурного туризма;
• рассмотреть роль культурного туризма в развитии региональной экономики;

Содержание работы

Введение
1 Культурный туризм: сущность и классификация
1.1 Общее представление и классификация культурного туризма
1.2 Факторы, влияющие на культурный туризм
2 Проблемы развития культурного туризма в России
2.1 Объекты культурного наследия
2.2 Основные проблемы России культурного туризма
3 Потенциал развития культурного туризма в России
3.1 Оценка культурных комплексов
3.2 Критерии оценок объектов культурного туризма в России
3.3 Развитие культурного туризма на примере туристско-рекреационной зоне «Золотое Кольцо Москвы»
3.4 Перспективы развития культурного туризма в России
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Дипломная работа Проблемы и перспективы развития культурного туризма.docx

— 131.13 Кб (Скачать файл)

Критерий межкультурности, как уже было отмечено выше, несет  в себе основополагающий принцип  учета национально-культурной специфики  как инициативного, так и рецептивного сообществ, особенностей психологии, восприятия, поведения, а также тесного взаимодействия культур через все виды коммуникации. Другими словами, межкультурность  – это межкультурная коммуникация в самом широком смысле.

В современных условиях коммуникации пронизывают все сферы жизнедеятельности  современного человека: социальную сферу, политику, культуру, экономику, управление. Межкультурная коммуникация – неотъемлемый фактор туризма и доминанта международной  туристской деятельности.

Межкультурную коммуникацию следует рассматривать как: 1) саму деятельность, 2) условие и организационный  принцип этой деятельности, 3) фактор и критерий качества турпродукта, 4) профессионально значимое качество и компетенцию специалиста в  сфере туризма, 5) обязательный компонент  содержания профессионального туристского  образования.

Межкультурная коммуникация как деятельность предполагает взаимодействие представителей разных культур в  процессе совместной профессиональной деятельности в туризме: в рамках деятельности ТНК, партнерской деятельности поставщиков туруслуг и туроператоров, инициативных и рецептивных туроператоров, деятельности компаний рецептивного сообщества по приему и обслуживанию иностранных  туристов.

Межкультурная коммуникация как условие и организационный  принцип может использоваться при  проектировании и разработке турпродукта, развитии маркетинговых коммуникаций, планировании и осуществлении рекламной  и выставочной деятельности, организации  приема и обслуживания иностранных  туристов на территории принимающего этнокультурного или поликультурного  сообщества.

Межкультурная коммуникация как профессионально значимое качество и как компонента содержания профессионального  образования в туризме должна рассматриваться в разных плоскостях: как инвариантная и как вариативная  составляющая компетенции специалиста  в сфере туризма. Это означает, что требования к уровню межкультурной  коммуникативной компетенции различны для контактного и неконтактного  туристского персонала.

Очевидно, что базовый  уровень межкультурной коммуникативной  компетенции кадров, обеспечивающих организационные и коммунально-бытовые  услуги, услуги транспортировки, размещения, питания, имеющих ограниченный или  узкоспециализированный контакт с  иностранными туристами, кардинально  отличается от уровня требований, предъявляемых  к контактному персоналу, обеспечивающему  социокультурные, и особенно экскурсионные, услуги. Кроме того, ожидаемый уровень  межкультурной коммуникативной  компетенции зависит от специфики  контактов: видов и форм, условий  протекания, характера, длительности, интенсивности и т.п. Требования к межкультурной коммуникативной  компетенции специалистов в сфере  туризма зависят и от специфики  туристской аудитории, например, являются ли они первичными или повторными клиентами; позитивно, нейтрально или  негативно настроенными; от ее возрастного, полового, профессионального состава, образовательного ценза и т.п.

Наиболее высокие требования в этом контексте должны предъявляться  к маркетологам, специалистам по туристской рекламе и общественным связям, сопровождающим, гидам, гидам-экскурсоводам, гидам-переводчикам, аниматорам. От их межкультурной компетенции  зависят многие качества турпродукта, включая познавательность, достоверность (неискаженность) информации, безопасность, эстетичность, новизна, межкультурность.

Действительно, эстетичность культурного турпродукта в целом  или отдельной экскурсии, например, неизбежно снизится, если об уникальных культурных объектах и явлениях будет  рассказано скудным языком, с речевыми ошибками, в неадекватном стиле и  с другими грубыми нарушениями. Важно подчеркнуть, что в культурном туризме потребители предъявляют  высокие требования именно к культурной составляющей продукта.

Основная нагрузка в области  межкультурных коммуникаций ложится  на контактный персонал принимающих  турцентров, и главным образом, сопровождающих, гидов-экскурсоводов, гидов-переводчиков. С точки зрения обеспечения высокого уровня качества культурного турпродукта  ключевую роль здесь помимо наличия  самих артефактов этнокультуры играет гид-экскурсовод или гид-переводчик, а именно, его квалификация (знание маршрута и объектов показа, кросс-культурные знания, т.е. знания своей культуры и культуры туристов, этика поведения, уровень вербальной и невербальной коммуникации) и личностные качества (психографические, психологические, коммуникативные характеристики). Именно гиду приходится решать проблемы туристов, вызванные их пребыванием в чужой для них лингвокультурной среде. Одну из таких типичных проблем можно характеризовать как культурный шок, являющийся психологической реакцией человека, оказавшегося в незнакомой ему социолингвокультурной среде, при контакте с чужой культурой, проявляющаяся в состоянии дискомфорта, неуверенности, замешательства, психологической дезориентации, тревоги и стресса. Данная проблема также решается посредством коммуникации и информирования туристов об основных особенностях и нормах поведения, ограничениях, запретах или социальных табу.

Растущий интерес и  внимание к культурному туризму  в последнее время, как никогда, актуализируют проблему межкультурной  коммуникации, пронизывающей все  сферы жизни рецептивного сообщества. Прежде всего, требуется просвещение  принимающего сообщества (через СМИ, образование, науку, средства культуры), направленное на формирование уважения, терпимости и духа гостеприимства по отношению к туристам иных культур.

Таким образом, формирование установок на межкультурную коммуникацию необходимо, во-первых, в самом сообществе (готовность и способность принимающего сообщества к межкультурным контактам, включая государственные институты  и службы, СМИ, бизнес-сообщества, население  принимающей страны в целом), во-вторых, в туристской отрасли (адаптация  программ и маршрутов под национальные лингвокультурные целевые рынки, их информационное обеспечение и сопровождение, межкультурный тренинг персонала), в-третьих, в туристском профессиональном образовании (межкультурная коммуникация должна стать основополагающим принципом  построения системы и формирования содержания профессионального образования  в туризме).

Опора на прецедентные феномены культуры иностранных туристов при  организации маркетинговых коммуникаций, включая рекламную и выставочную  деятельность, приема и обслуживания туристов, в т.ч. экскурсионных услуг, обеспечивает адекватность воздействия  на национальное сознание, а значит и эффективность межкультурной  коммуникации, и в конечном итоге, наивысшую степень удовлетворения ожиданий и запросов потребителей культурного  турпродукта во время путешествия, способствуя пониманию культурных обычаев и традиций разных стран  и народов в условиях глобализирующегося мира.

3 Потенциал развития  культурного туризма в России

3.1 Оценка культурных комплексов

Объекты национального культурного  наследия должны быть представлены разумно  и творчески. Научно-технический  прогресс сделал свое дело: продукция  одной страны практически не отличается от аналогичной продукции другой страны. В культуре единообразие недопустимо. Регион, желающий стать популярным туристским направлением, должен обладать уникальными культурными комплексами  и предлагать их на туристский рынок.

Оценка культурных комплексов для туристских целей может проводиться  двумя основными методами:[18]

1) ранжированием культурных  комплексов по их месту в  мировой и отечественной культуре;

2) необходимым и достаточным  временем для осмотра достопримечательностей, что позволяет сравнивать разные  территории по перспективности  историко-культурного потенциала  для туризма.

Эти методы во многом субъективны: культурные комплексы, высоко оцениваемые  специалистами, не всегда вызывают адекватную реакцию у туристов. Необходимое  и достаточное время для осмотра  объектов в известной степени  определяется их доступностью и построением  экскурсионных маршрутов. Наконец, представление о ценности культурных комплексов зависит от уровня образования, национальных особенностей туристов. В большинстве случаев интерес  к объектам культуры определяется модой. [19]

Важной характеристикой  культурного комплекса является стабильность его соответствия ценностным критериям, сформировавшимся у населения. Этот фактор связан с долговременностью  интереса туристов к конкретному  культурному объекту. Сохраняется  стабильность интереса туристов к таким  объектам мирового культурного наследия, как египетские пирамиды, античная архитектура и др. Вместе с тем  ряд объектов, например, ленинские  места, наиболее посещаемые в советский  период в России, утратил свою притягательность с изменением идеологических установок  в обществе. Поэтому одной из основных задач организаторов туризма  является не только создание культурного  комплекса для туризма, но и сохранение его на достаточно длительный исторический период.

Таблица 3.1

Объекты из Списка Всемирного культурного наследия, находящиеся  на территории Российской Федерации

 

Наименование объекта

Год включения в Список Всемирного наследия

1

Московский Кремль и Красная  площадь

1990

2

Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников

1990

3

Погост Кижи (Республика Карелия)

1990

4

Исторические памятники  Великого Новгорода и окрестностей

1992

5

Историко-культурный комплекс Соловецких островов (Архангельская  область)

1992

6

Белокаменные памятники  Владимира и Суздаля (Владимирская область)

1992

7

Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой  лавры в городе Сергиев Посад (Московская область)

1993

8

Церковь Вознесения в Коломенском (Москва)

1994

9

Историко-архитектурный  комплекс Казанского кремля (Республика Татарстан)

2000

10

Ансамбль Ферапонтова  монастыря (Вологодская область)

2000

И

Куршская коса (совместный российско-литовский объект, Калининградская  область)

2000

12

Цитадель, Старый город и  крепостные сооружения Дербента (Республика Дагестан)

2003

13

Ансамбль Новодевичьего  монастыря (Москва)

2005

14

Исторический центр Ярославля

2005

15

Геодезическая дуга Струве (Белоруссия, Латвия, Литва, Норвегия, Молдавия, Россия, Украина, Финляндия, Швеция, Эстония)

2005


 

Регион, заинтересованный в  привлечении туристов, должен разумно  планировать и развивать специальные  программы и мероприятия, способствующие повышению интереса к его культуре, распространять информацию о своем  культурном потенциале в расчете  на привлечение потенциальных туристов.

Основная часть территории России расположена в сложных  некомфортабельных природно-климатических  условиях. Это означает, что так  называемый «пляжный отдых» в пределах Российской Федерации имеет весьма ограниченное пространство и ярко выраженную сезонность. Поэтому привлекательность  российского турпродукта традиционно  связывают с культурными объектами  страны и развитием культурного  туризма.

В Список всемирного культурного  наследия ЮНЕСКО включено 20 крупных  объектов России. Вместе с тем в  стране общее количество памятников составляет более 85 тысяч. Государственная  часть музейного фонда насчитывает 56,8 млн. единиц музейных предметов[20]. Музеи, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга, по территориям распространены равномерно. Этот богатейший ресурс может и должен быть использован в туристской деятельности на территории России.

Подлинными музеями под  открытым небом являются города-курорты  федерального значения: Сочи, Кисловодск, Анапа и др., тем более что  их архитектура соединяется с  уникальным природным окружением.

За последние годы заметно  возросла посещаемость национальных парков, на территории которых находятся  памятники культурного наследия.

 

Таблица 3.2

Национальные  парки в Российской Федерации  с многочисленными памятниками  истории и культуры на своей территории и их посещаемость[21]

Национальный парк

Субъект Российской Федерации

Посещаемость, тыс. чел.

   

2006 г.

2007 г.

«Кенозерский»

Архангельская область

5,1

7,2

«Русский Север»

Вологодская область

390,0

540,0

«Плещеево озеро»

Ярославская область

22,5

30,5

«Валдайский»

Новгородская область

73,7

76,7

«Мещерский»

Рязанская область

5,0

8,1

«Угра»

Калужская область

167,0

214,0

«Сочинский»

Краснодарский край

590,6

684,8

«Самарская Лука»

Самарская область

5,6

9,1

«Прибайкальский»

Иркутская область

23,2

26,0


Практически все туристы, приезжающие в Россию из-за рубежа, а также многие жители России посещают Москву и Санкт-Петербург. Это обусловлено  не только их столичностью, именно здесь  располагаются наиболее известные  в России памятники культуры, музеи, театры, выставочные залы. Общемировую  славу имеют московские и санкт-петербургские  музеи. Это, прежде всего, Государственный  Эрмитаж, Третьяковская галерея, Русский  музей и др.

Таблица 3.3

Посещаемость  музеев Москвы и Санкт-Петербурга в 2007 г.[22]

 

Наименование музея и  его местонахождение

Посещаемость, тыс. чел.

1

Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург)

3412,9

2

Всероссийское объединение  «Государственная Третьяковская галерея» (Москва)

2569,3

3

Государственный Исторический музей (Москва)

1549,4

4

Государственный музей изобразительных  искусств им. А.С. Пушкина (Москва)

995,3

5

Государственный Русский  музей (Санкт-Петербург)

812,3

 

Наименование музея и  его местонахождение

Посещаемость, тыс. чел.

6

Политехнический музей (Москва)

629,6

7

Государственный центральный  музей современной истории России (Москва)

521,0

8

Центральный музей Великой  Отечественной войны (Москва)

479,3

9

Всероссийский музей декоративно-прикладного  искусства (Москва)

412,3

Информация о работе Проблемы и перспективы развития культурного туризма