Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 06:13, дипломная работа
Целью дипломной работы является рассмотрение проблемы и перспективы развития культурного туризма в России
В соответствии с намеченной целью определены следующие задачи:
• сформулировать методологические основы анализа социально-экономической природы культурного туризма;
• рассмотреть роль культурного туризма в развитии региональной экономики;
Введение
1 Культурный туризм: сущность и классификация
1.1 Общее представление и классификация культурного туризма
1.2 Факторы, влияющие на культурный туризм
2 Проблемы развития культурного туризма в России
2.1 Объекты культурного наследия
2.2 Основные проблемы России культурного туризма
3 Потенциал развития культурного туризма в России
3.1 Оценка культурных комплексов
3.2 Критерии оценок объектов культурного туризма в России
3.3 Развитие культурного туризма на примере туристско-рекреационной зоне «Золотое Кольцо Москвы»
3.4 Перспективы развития культурного туризма в России
Заключение
Список использованной литературы
Чрезвычайно популярны музеи-заповедники и музеи-усадьбы, расположенные в столицах и вокруг них. Это, прежде всего, Московский Кремль (1,7 млн. посетителей), музеи-заповедники пригородов Санкт-Петербурга — «Петергоф» (2,8 млн. посетителей), «Царское Село» (1,6 млн. посетителей). В Подмосковье также имеется сеть музейных центров, активно привлекающих потоки туристов. Это музей-усадьба «Архангельское» (200 тыс. посетителей), музей-заповедник «Абрамцево» (158 тыс. посетителей), Бородинский военно-исторический музей-заповедник (168 тыс. посетителей).
Особое место в мотивации
поездок, связанных с посещением
памятников истории и архитектуры,
занимает институт паломничества. Потоки
паломников пересекаются с культурно-познавательным
туризмом, поскольку и паломник,
и турист посещают одни и те же объекты,
чаще всего — монастыри и святые
места. Многие из монастырей являются
выдающимися памятниками
Анализируя опыт развития культурного туризма в регионах России, можно выявить ряд проблем, наиболее типичных для российских регионов:
1. Существующие маршруты
культурного туризма проходят
либо по нескольким «
2. Туроператоры практически
не занимаются разработкой
3. Плохо поставлена реклама
культурного туризма, не
4. Музеи региона (а именно
они являются основными
Для принимающих туристских фирм в регионах целесообразно использование следующих практических рекомендаций:
а) принимающие туристские фирмы должны иметь подробные каталоги туристских достопримечательностей и прейскуранты туристских услуг, включающие максимально возможное количество их наименований. В этих каталогах и прейскурантах необходимо заранее передать иностранным фирмам информацию для туристов, направляющихся в РФ, о возможности приобретения дополнительных услуг за наличный расчет во время своего путешествия по региону. Поскольку многие туристы предпочитают рассчитываться посредством кредитных пластиковых карточек, российским туристским фирмам необходимо предусмотреть возможность заключения соглашений с международными кредитными компаниями об использовании их кредитных карточек в связи с тем, что владелец кредитной карточки позволяет себе делать больше расходов на покупку услуг и сувениров, если бы он пользовался наличным расчетом.
2. В период пребывания
иностранных туристов в
3. Принимающие туристские
фирмы должны извлекать
3.2 Критерии оценок объектов культурного туризма в России
Критерии совершенствования
туристского продукта распространяются
на туристские объекты, объекты ландшафтно-
К объектам показа территориальной единицы (ТЕ), входящей в состав туристско-рекреационной зоны, относятся:
- памятники архитектуры, истории и культуры;
- памятники садово-паркового искусства (СПИ);
- архитектурные ансамбли и видовые панорамы;
- памятники и монументально-
- памятные и мемориальные знаки.
Критерий 1. Сохранность внешнего архитектурного облика (500 баллов (50%).
Содержание критерия.
Фасады и внутренние интерьеры
архитектурных сооружений и зданий,
территории памятников СПИ и объекты
монументально-декоративного
Критерий 2. Наличие элементов ориентирования и информационных сообщений (300 баллов (30%).
Все памятники архитектуры,
истории и культуры и памятники
СПИ должны сопровождаться памятными
табличками или информационными
стендами на русском и английском
языках. Количество памятных табличек
(информационных стендов) должно определяться
количеством соответствующих
Вдоль туристического пешеходного маршрута обязательно размещение указателей не менее, чем на 2-х языках (русском и английском) с дополнительным использованием пиктограмм. В непосредственной близости от этих объектов должны быть оборудованы информационные табло с краткими текстовыми справками о данных объектах на нескольких иностранных языках. Указатели должны показывать направление к памятникам архитектуры, истории и культуры, памятникам СПИ, музеям, объектам туристического обслуживания (туалет, телефон, банкомат, обмен валюты, аптечный киоск и т.д.). Количество указателей должно соответствовать количеству соответствующих объектов.
Тексты, художественное решение
и место установки
Критерий 3. Обеспечение доступа к памятнику истории и культуры (200 баллов (20%).
Содержание критерия.
Возможность осмотра памятника
в современных
2. Критерии оценки объектов
ландшафтно-планировочной
К объектам ландшафтно-планировочной организации территории, объектам озеленения и элементам их благоустройства, принадлежащих территориальной единице (ТЕ), входящей в состав туристско-рекреационной зоны, относятся:
- скверы, парки, бульвары;
- набережные, смотровые площадки;
- элементы малых архитектурных форм (фонтаны, иные технические декоративные устройства);
- дорожно-тропиночная сеть объекта озеленения (мощение, бордюры, дорожные одежды).
При проектировании объектов
ландшафтно-планировочной
Указанные объекты должны
удовлетворять следующим
СОДЕРЖАНИЕ КРИТЕРИЕВ (общая сумма - 1000 баллов (100%):
Критерий 1. Внешний облик (500 баллов (50%).
Содержание критерия.
Внешний облик объектов ландшафтно-планировочной организации территории и объектов озеленения должен соответствовать стандартам содержания территориальных единиц ТРЗ "Золотое кольцо Москвы", что подразумевает соответствие критериям в таблице.[23]
Нормативы санитарного состояния территории ТРЗ "Золотое кольцо Москвы" и уборки территории принимаются специальным решением префектуры Центрального административного округа по представлению Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы.
Критерий 2. Обеспечение безопасности (500 баллов (50%).
Содержание критерия.
Объекты должны удовлетворять условиям обеспечения безопасности жизни и здоровья населения, противодействия возможным актам терроризма, экстремизма и другим антиобщественным проявлениям.
Составляющие критерия.
Объекты должны быть обеспечены условиями профилактики угроз и физической защиты посетителей: кнопками тревожного вызова правоохранительных органов, пожарных и спасательных формирований; системой видеонаблюдения с записью и хранением информации или иными техническими средствами или организационными мероприятиями в соответствии с утвержденными требованиями уполномоченных органов исполнительной власти Российской Федерации и/или г. Москвы.
3. Критерии оценки объектов
торговли туристско-
Выделяются следующие типы объектов торговли туристско-рекреационной зоны "Золотое кольцо Москвы":
- стационарные;
- нестационарные (павильоны, киоски и т.д.);
- нестационарные (автомагазины,
автоприцепы, торговые
Среди перечисленных выделяются
объекты художественно-
- художественные вернисажи, включая открытые площадки;
- лавки букинистов;
- мастерские художников, ремесленников по производству сувенирной продукции с их продажей туристам.
Объекты художественно-
Для организации обслуживания
туристов с учетом международных
требований обслуживания объекты торговли,
расположенные на территории туристско-рекреационной
зоны "Золотое кольцо Москвы",
должны удовлетворять следующим
критериям, применяемым к объектам
торговли на пешеходных зонах и туристских
маршрутах туристско-
Предприятия питания на пешеходных
зонах и туристских маршрутах
туристско-рекреационной зоны "Золотое
кольцо Москвы" в соответствии с
типом и классом предприятия
должны преодолеть чисто отраслевой
подход и отвечать интересам обеспечения
туристской направленности и предназначения
данной территории для использования
в качестве туристского "ядра"
с развитой современной
В целях повышения качества
туристского обслуживания в ТРЗ
"Золотое кольцо Москвы" до уровня
мировых стандартов на предприятиях
должны соблюдаться санитарно-
Совершенствование туристских
маршрутов между основными
3.3 Развитие культурного
туризма на примере Туристско-
Туристско-рекреационная зона (ТРЗ) "Золотое кольцо Москвы" - это уникальный исторический музей под открытым небом - здесь находится более 250 памятников истории и культуры. Это делает центр Москвы особо привлекательным для туристов, поэтому его посещает 70% гостей российской столицы.
Главной целью проекта
Золотого Кольца является создание благоприятных
условий для привлечения в
Москву и Московскую область значительного
числа отечественных и
Туристско-рекреационная зона «Золотое кольцо Москвы» – создание в историческом центре российской столицы развитой многофункциональной инфраструктуры туристического сервиса. Такая туристическая зона не только сделает привлекательной Москву для российских и иностранных туристов, обеспечив международный уровень туристического сервиса, но и стимулирует бизнес-активность. Это может позволить Москве стать крупным центром международного туризма. (Список улиц и строений, входящих в состав ТРЗ "Золотое кольцо Москвы" представлен в приложении 1. Схема прохождения маршрута (Золотое Кольцо) представлена в приложении 2)[24]
Информация о работе Проблемы и перспективы развития культурного туризма