Проблемы и перспективы развития культурного туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 06:13, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является рассмотрение проблемы и перспективы развития культурного туризма в России
В соответствии с намеченной целью определены следующие задачи:
• сформулировать методологические основы анализа социально-экономической природы культурного туризма;
• рассмотреть роль культурного туризма в развитии региональной экономики;

Содержание работы

Введение
1 Культурный туризм: сущность и классификация
1.1 Общее представление и классификация культурного туризма
1.2 Факторы, влияющие на культурный туризм
2 Проблемы развития культурного туризма в России
2.1 Объекты культурного наследия
2.2 Основные проблемы России культурного туризма
3 Потенциал развития культурного туризма в России
3.1 Оценка культурных комплексов
3.2 Критерии оценок объектов культурного туризма в России
3.3 Развитие культурного туризма на примере туристско-рекреационной зоне «Золотое Кольцо Москвы»
3.4 Перспективы развития культурного туризма в России
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Дипломная работа Проблемы и перспективы развития культурного туризма.docx

— 131.13 Кб (Скачать файл)

Чрезвычайно популярны музеи-заповедники  и музеи-усадьбы, расположенные в  столицах и вокруг них. Это, прежде всего, Московский Кремль (1,7 млн. посетителей), музеи-заповедники пригородов Санкт-Петербурга — «Петергоф» (2,8 млн. посетителей), «Царское Село» (1,6 млн. посетителей). В  Подмосковье также имеется сеть музейных центров, активно привлекающих потоки туристов. Это музей-усадьба «Архангельское» (200 тыс. посетителей), музей-заповедник «Абрамцево» (158 тыс. посетителей), Бородинский военно-исторический музей-заповедник (168 тыс. посетителей).

Особое место в мотивации  поездок, связанных с посещением памятников истории и архитектуры, занимает институт паломничества. Потоки паломников пересекаются с культурно-познавательным туризмом, поскольку и паломник, и турист посещают одни и те же объекты, чаще всего — монастыри и святые места. Многие из монастырей являются выдающимися памятниками архитектуры. Это Соловецкий и Валаамский монастыри  на Русском Севере, Ипатьевский (Кострома), Прилуцкий (около Вологды), Пафнутьев-Боровский, Шамординский, Оптина пустынь (Калужская  область), Нилова пустынь (на Селигере, в Тверской области) и множество  других. Их возрождение сделало эти  места привлекательными для самых  разнообразных групп населения. Важное место в религиозном туризме  занимают буддийские дацаны Бурятии, Тувы и Калмыкии, мусульманские святыни  на территории республик, где традиционной религией является ислам.

Анализируя опыт развития культурного туризма в регионах России, можно выявить ряд проблем, наиболее типичных для российских регионов:

1. Существующие маршруты  культурного туризма проходят  либо по нескольким «накатанным»  местам, либо выглядят как набор  не связанных между собой посещений  различных памятников. Многие достопримечательности  в малых городах и районах  вообще никак не представляются  туристам, отсутствует информация  об их историко-культурном и  туристском потенциале.

2. Туроператоры практически  не занимаются разработкой новых  маршрутов, так как турфирмам  не очень выгодно этим заниматься.

3. Плохо поставлена реклама  культурного туризма, не ведется  разработка презентационной и  сувенирной продукции, не отслеживается  спрос на маршруты.

4. Музеи региона (а именно  они являются основными держателями  культурной информации и хозяевами  многих объектов турпоказа) практически  не участвуют в туристской  деятельности (за исключением двух-трех  крупных музеев).

Для принимающих туристских фирм в регионах целесообразно использование  следующих практических рекомендаций:

а)    принимающие туристские фирмы должны иметь подробные каталоги туристских достопримечательностей и прейскуранты туристских услуг, включающие максимально возможное количество их наименований. В этих каталогах и прейскурантах необходимо заранее передать иностранным фирмам информацию для туристов, направляющихся в РФ, о возможности приобретения дополнительных услуг за наличный расчет во время своего путешествия по региону. Поскольку многие туристы предпочитают рассчитываться посредством кредитных пластиковых карточек, российским туристским фирмам необходимо предусмотреть возможность заключения соглашений с международными кредитными компаниями об использовании их кредитных карточек в связи с тем, что владелец кредитной карточки позволяет себе делать больше расходов на покупку услуг и сувениров, если бы он пользовался наличным расчетом.

2. В период пребывания  иностранных туристов в регионах  РФ сопровождающим их гидам-переводчикам  при соответствующем экономическом  стимулировании необходимо проводить  рекламную работу с целью продажи  как можно большего количества  дополнительных услуг. 

3. Принимающие туристские  фирмы должны извлекать максимальную  выгоду от продажи дополнительных  услуг, в частности, через установление  договорных отношений с их  производителями (магазины, ярмарки,  сувенирное производства, народное  творчество и др.). Такая практика  широко применяется за рубежом.

3.2 Критерии оценок объектов  культурного туризма в России

Критерии совершенствования  туристского продукта распространяются на туристские объекты, объекты ландшафтно-планировочной  организации территорий и инфраструктуры зданий и сооружений, предприятия  торговли, общественного питания  и сервиса, функционирующие и  обслуживающие туристов на территории туристско-рекреационной зоны "Золотое  кольцо Москвы".

К объектам показа территориальной  единицы (ТЕ), входящей в состав туристско-рекреационной  зоны, относятся: 

- памятники архитектуры,  истории и культуры; 

- памятники садово-паркового  искусства (СПИ); 

- архитектурные ансамбли  и видовые панорамы; 

- памятники и монументально-скульптурные  композиции; 

- памятные и мемориальные  знаки.

Критерий 1. Сохранность внешнего архитектурного облика (500 баллов (50%).

Содержание критерия.

Фасады и внутренние интерьеры  архитектурных сооружений и зданий, территории памятников СПИ и объекты  монументально-декоративного искусства  должны поддерживаться собственниками или эксплуатирующими организациями  в надлежащем виде со своевременным  обеспечением финансирования и выполнения ремонтных и реставрационных  работ.

Критерий 2. Наличие элементов  ориентирования и информационных сообщений (300 баллов (30%).

Все памятники архитектуры, истории и культуры и памятники  СПИ должны сопровождаться памятными  табличками или информационными  стендами на русском и английском языках. Количество памятных табличек (информационных стендов) должно определяться количеством соответствующих объектов.

Вдоль туристического пешеходного  маршрута обязательно размещение указателей не менее, чем на 2-х языках (русском  и английском) с дополнительным использованием пиктограмм. В непосредственной близости от этих объектов должны быть оборудованы  информационные табло с краткими текстовыми справками о данных объектах на нескольких иностранных языках. Указатели должны показывать направление к памятникам архитектуры, истории и культуры, памятникам СПИ, музеям, объектам туристического обслуживания (туалет, телефон, банкомат, обмен валюты, аптечный киоск и т.д.). Количество указателей должно соответствовать количеству соответствующих объектов.

Тексты, художественное решение  и место установки информационных стендов, указателей, памятных табличек и других элементов визуальной информации, размещаемых на территории туристско-рекреационной  зоны, должны создаваться в рамках концепции наружного информационного  обеспечения туристов в г. Москве и быть согласованы с органом  государственной власти, уполномоченным в области государственной охраны объектов культурного наследия.

Критерий 3. Обеспечение доступа  к памятнику истории и культуры (200 баллов (20%).

Содержание критерия.

Возможность осмотра памятника  в современных градостроительных  условиях. 

2. Критерии оценки объектов  ландшафтно-планировочной организации  территории и озеленения, расположенных  на территории туристско-рекреационной  зоны "Золотое кольцо Москвы".  

К объектам ландшафтно-планировочной  организации территории, объектам озеленения и элементам их благоустройства, принадлежащих территориальной  единице (ТЕ), входящей в состав туристско-рекреационной  зоны, относятся: 

- скверы, парки, бульвары;  

- набережные, смотровые площадки;  

- элементы малых архитектурных  форм (фонтаны, иные технические  декоративные устройства); 

- дорожно-тропиночная сеть  объекта озеленения (мощение, бордюры,  дорожные одежды).

При проектировании объектов ландшафтно-планировочной организации  территории рекомендуется предусматривать  устройство оборудованных площадок для анимационных программ, а также  анимационных аттракционов, работающих на постоянной основе.

Указанные объекты должны удовлетворять следующим критериям, применяемым к объектам ландшафтно-планировочной  организации территории и объектов озеленения, принадлежащим территориальной  единице (ТЕ), входящей в состав туристско-рекреационной  зоны, соответствующим международным  стандартам, согласно настоящему документу.

СОДЕРЖАНИЕ КРИТЕРИЕВ (общая  сумма - 1000 баллов (100%): 

Критерий 1. Внешний облик (500 баллов (50%).

Содержание критерия.

Внешний облик объектов ландшафтно-планировочной  организации территории и объектов озеленения должен соответствовать  стандартам содержания территориальных  единиц ТРЗ "Золотое кольцо Москвы", что подразумевает соответствие критериям в таблице.[23]

Нормативы санитарного состояния  территории ТРЗ "Золотое кольцо Москвы" и уборки территории принимаются  специальным решением префектуры Центрального административного округа по представлению  Департамента жилищно-коммунального  хозяйства и благоустройства  города Москвы.

Критерий 2. Обеспечение безопасности (500 баллов (50%).

Содержание критерия.

Объекты должны удовлетворять  условиям обеспечения безопасности жизни и здоровья населения, противодействия  возможным актам терроризма, экстремизма  и другим антиобщественным проявлениям.

Составляющие критерия.

Объекты должны быть обеспечены условиями профилактики угроз и  физической защиты посетителей: кнопками тревожного вызова правоохранительных органов, пожарных и спасательных формирований; системой видеонаблюдения с записью  и хранением информации или иными  техническими средствами или организационными мероприятиями в соответствии с  утвержденными требованиями уполномоченных органов исполнительной власти Российской Федерации и/или г. Москвы.

3. Критерии оценки объектов  торговли туристско-рекреационной  зоны "Золотое кольцо Москвы".

Выделяются следующие  типы объектов торговли туристско-рекреационной  зоны "Золотое кольцо Москвы": 

- стационарные; 

- нестационарные (павильоны,  киоски и т.д.); 

- нестационарные (автомагазины, автоприцепы, торговые автоматы  и т.д.)

Среди перечисленных выделяются объекты художественно-ремесленического назначения, создаваемые для обслуживания туристов, в целях привлечения  и удовлетворения их интереса к российским, русским традициям художественного  ремесла, расширения ассортимента сувенирной продукции: 

- художественные вернисажи,  включая открытые площадки; 

- лавки букинистов; 

- мастерские художников, ремесленников по производству  сувенирной продукции с их  продажей туристам. 

Объекты художественно-ремесленнического  назначения создаются в качестве элементов специализированной стационарной, либо мелкорозничной сети предприятий  изготовления и реализации (либо только реализации) изделий, имеющих характер художественной продукции.

Для организации обслуживания туристов с учетом международных  требований обслуживания объекты торговли, расположенные на территории туристско-рекреационной  зоны "Золотое кольцо Москвы", должны удовлетворять следующим  критериям, применяемым к объектам торговли на пешеходных зонах и туристских маршрутах туристско-рекреационной  зоны "Золотое кольцо Москвы", соответствующим международным  стандартам, согласно настоящему документу.  

Предприятия питания на пешеходных зонах и туристских маршрутах  туристско-рекреационной зоны "Золотое  кольцо Москвы" в соответствии с  типом и классом предприятия  должны преодолеть чисто отраслевой подход и отвечать интересам обеспечения  туристской направленности и предназначения данной территории для использования  в качестве туристского "ядра" с развитой современной многофункциональной  инфраструктурой сервиса для  привлечения российских и иностранных  туристов и дальнейшего развития города как центра международного туризма.  

В целях повышения качества туристского обслуживания в ТРЗ "Золотое кольцо Москвы" до уровня мировых стандартов на предприятиях должны соблюдаться санитарно-гигиенические  нормы и правила. При оказании услуг должно быть учтено требование соответствия условий обслуживания гигиеническим возможностям потребления. Соблюдение этого требования обеспечивает комфортность обслуживания и способствует сохранению здоровья и работоспособности  потребителя.

Совершенствование туристских маршрутов между основными центрами – совершенствование и создание объектов обслуживания вдоль дорог, определение дополнительных участков, представляющих интерес для туристов как возможные остановочные пункты и обеспечение информационно-указательных стендов о ближайших к трассам  местах и объектах наследия, природы, ремесел, старинных производств  и т.п

3.3 Развитие культурного  туризма на примере Туристско-рекреационной  зоне «Золотое Кольцо Москвы»

Туристско-рекреационная  зона (ТРЗ) "Золотое кольцо Москвы" - это уникальный исторический музей  под открытым небом - здесь находится  более 250 памятников истории и культуры. Это делает центр Москвы особо  привлекательным для туристов, поэтому  его посещает 70% гостей российской столицы.

Главной целью проекта  Золотого Кольца является создание благоприятных  условий для привлечения в  Москву и Московскую область значительного  числа отечественных и иностранных  туристов.

Туристско-рекреационная  зона «Золотое кольцо Москвы» –  создание в историческом центре российской столицы развитой многофункциональной  инфраструктуры туристического сервиса. Такая туристическая зона не только сделает привлекательной Москву для российских и иностранных туристов, обеспечив международный уровень туристического сервиса, но и стимулирует бизнес-активность. Это может позволить Москве стать крупным центром международного туризма. (Список улиц и строений, входящих в состав ТРЗ "Золотое кольцо Москвы" представлен в приложении 1. Схема прохождения маршрута (Золотое Кольцо) представлена в приложении 2)[24]

Информация о работе Проблемы и перспективы развития культурного туризма