Проблемы и перспективы развития культурного туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 06:13, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является рассмотрение проблемы и перспективы развития культурного туризма в России
В соответствии с намеченной целью определены следующие задачи:
• сформулировать методологические основы анализа социально-экономической природы культурного туризма;
• рассмотреть роль культурного туризма в развитии региональной экономики;

Содержание работы

Введение
1 Культурный туризм: сущность и классификация
1.1 Общее представление и классификация культурного туризма
1.2 Факторы, влияющие на культурный туризм
2 Проблемы развития культурного туризма в России
2.1 Объекты культурного наследия
2.2 Основные проблемы России культурного туризма
3 Потенциал развития культурного туризма в России
3.1 Оценка культурных комплексов
3.2 Критерии оценок объектов культурного туризма в России
3.3 Развитие культурного туризма на примере туристско-рекреационной зоне «Золотое Кольцо Москвы»
3.4 Перспективы развития культурного туризма в России
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Дипломная работа Проблемы и перспективы развития культурного туризма.docx

— 131.13 Кб (Скачать файл)

Главной целью стратегии  в области туризма в Рязанской  области является создание современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса, обеспечивающего  широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных  граждан в разнообразных туристических  услугах путем развития правовой, организационной и экономической  среды в сфере туризма для  формирования современной туристической  индустрии. Программа рассчитана на 2005-2010 гг , объем вложений – 22.3 млн  руб.[35]

Выявленные приоритетные виды туризма и перспективные  туристские регионы определяют соответствующие  им приоритеты в развитии туристской инфраструктуры.

По уровню туристского  предложения, учитывающего неравномерность  распределения туристских ресурсов на территории страны, а также различный  уровень развития туристской инфраструктуры и кадрового потенциала, районы страны могут быть распределены следующим  образом:

- регионы с высоким  уровнем развития туристского  продукта – Москва и Московская  область, Санкт-Петербург и Ленинградская  область, район Кавказских Минеральных  вод, Краснодарский край, Калининградская  область, регионы Золотого Кольца;

- регионы со средним  уровнем развития туристского  продукта – Северо-Западный регион, Тверская область, Центральная  Россия, Татарстан, Поволжье, такие  республики Северного Кавказа,  как Карачаево-Черкесия и Кабардино-Балкария, Ростовская область, Иркутская  область, Приморский край, Камчатка, Мурманская область, Ханты-Мансийский  автономный округ;

- регионы с недостаточным  уровнем развития туристского  продукта, но обладающие значительным  потенциалом для перспективного  развития: прибрежные территории  Каспийского и Азовского морей, районы Крайнего Севера (Арктика, Земля Франца-Иосифа), Дальневосточный регион (Курилы, Командорские острова, Якутия, Хабаровский край, Чукотка, Магаданская область), Западная Сибирь (Алтай, Красноярский край и др.), Тува (п.Кунгуртуг, озеро Тере-Холь, крепость Пор-Бажын), Бурятия, Урал. В перечисленных районах качественный туристский продукт только начинает появляться.

Одной из актуальных проблем  является проблема транспортной составляющей в обеспечении дальнейшего развития туризма в России. Это относится  к авиа-, железнодорожному, водному  и автосообщению, строительству  автомобильных дорог.

Недостаточно высокий  уровень организации воздушного транспорта внутри страны по сравнению  с международными перевозками является одним из основных факторов, ограничивающих дальнейшее развитие туристских комплексов в регионах страны. Услуги аэропортов по обслуживанию воздушных судов, пассажиров и грузов регулируются государством как услуги естественных монополий, что ограничивает конкуренцию на внутреннюю авиаперевозку и не позволяет  снизить цены на наземное обслуживание. Конкуренция на основных направлениях между авиаперевозчиками будет  способствовать снижению цен и соответствующему увеличению туристского потока. В  отличие от многих зарубежных стран  в России практически отсутствуют  низкобюджетные перевозчики с современным  авиапарком. Доля авиационных перевозок  в структуре въездного и внутреннего  туристского потока весьма значительна, однако состояние парка авиалайнеров, аэропортов, взлетно-посадочных полос  пока сдерживает развитие туризма в  ряде российских регионов.

Несмотря на позитивные сдвиги, произошедшие за последние годы на пассажирском железнодорожном транспорте (обновление парка железнодорожных  составов, введение скоростных поездов  на ряде направлений, расширение туристского  предложения, связанного с появлением туристских поездов на наиболее популярных культурно-познавательных маршрутах, повышение качества сервиса в  целом), остаются нерешенными такие  проблемы, как дефицит железнодорожных  перевозок в высокий сезон, сложность  покупки железнодорожных билетов, отсутствие электронного билета, завышенные цены. В контексте общеевропейской  тенденции роста популярности железнодорожных  туристских поездок по сравнению  с авиационными и в связи с  большей экологической безопасностью  железнодорожного транспорта по сравнению  с воздушным решение упомянутых проблем имеет важнейшее значение для развития туристских поездок  внутри страны. Перевозка наибольшего  потока туристов в России осуществляется именно железнодорожным транспортом: в 2007 году его услугами воспользовалось  около половины от общего числа туристов.

К примеру: Программа Ивановской области до 2010 гг. исходит из того, что за это время в районную сферу туризма будет вложено 606 млн. руб Предполагается, что к 2010 г. объем туристских услуг увеличится в 5 раз. Наряду с этим увеличится число  занятых в этой сфере и пополнятся бюджеты всех уровней области[36].

К развитию въездного и  внутреннего туризма в стране существуют объективные предпосылки  как внешнего, так и внутреннего  характера (рост благосостояния населения, политическая стабильность, активизация  процесса реформирования отрасли). Все  это позволяет предположить, что  сделанные сегодня в туристическую  инфраструктуру инвестиции могут стать  крайне выгодными.

Чтобы поднять убыточное  гостиничное хозяйство, доставшееся  нам в наследство от советских  времен, требуются немалые капиталовложения, которые пока по силам лишь крупнейшим российским предприятиям ТЭКа, а также иностранным компаниям. В последнее время наблюдается повышение интереса государства и региональных органов власти к туризму как одной из перспективных отраслей экономики страны, в том числе и к таким видам туризма, как природный туризм, агротуризм, спортивный туризм, для развития которых не требуются большие капиталовложения. Эти виды туризма приемлемы для национальных парков как неистощимые виды природопользования.

Таким образом, можно сделать  следующие выводы.

Туризм рассматривается  как одна из доходных и интенсивно развивающихся отраслей мирового хозяйства. Об этом свидетельствует тот факт, что на долю туризма приходится около 10% мирового валового национального  дохода.

В настоящее время на долю международного туризма приходится 8% общего объема мирового экспорта и 30-35 % мировой торговли услугами. Общие  расходы на внутренний и международный  туризм составляют 12% мирового валового национального продукта.

Развитие туризма играет важную роль в решении социальных проблем. Во многих странах за счет туризма создаются новые рабочие  места, поддерживается уровень жизни  населения, создаются предпосылки  для улучшения платежного баланса  страны. Необходимость развития сферы  туризма способствует повышению  уровня образования, совершенствованию  системы медицинского обслуживания населения, внедрению новых средств  распространения информации и т.д.

Туризм оказывает влияние  на сохранение и развитие культурного  потенциала, ведет к гармонизации отношений между различными странами и народами, заставляет власть, общественные организации и коммерческие структуры  активно участвовать в деле сохранения и оздоровления окружающей среды.

Современное развитие туризма  в России характеризуется наличием глубоких противоречий в его организационной  структуре, в направленности развития, в состоянии качественных и количественных характеристик.

С одной стороны, состояние  туризма в России расценивается  как кризисное, связанное с резким падением достигнутых ранее объемов  предоставления туристских услуг, сокращением  материальной базы туристской отрасли  и значительным несоответствием  потребностям населения в туристских услугах.

С другой стороны, отмечаются значительные темпы строительства  туристских объектов, отвечающих мировым  стандартам, значительное увеличение выездов граждан в зарубежные поездки, рост числа туристских организаций.

Российская Федерация, несмотря на свой высокий туристический потенциал, занимает незначительное место на мировом  туристическом рынке. На ее долю приходится около 1 процента мирового туристического потока. 

Туристские рынки России характеризуются, с одной стороны, высокой покупательской способностью, а с другой стороны, искушенностью  потребителей в вопросах туристского  предложения и высокими требованиями, предъявляемыми к качеству обслуживания.

В силу своего географического  положения Россия не является и не может стать страной массового  въезда туристов с целью традиционного  летнего пляжного отдыха. Тем не менее, культурно-исторический, природный потенциал страны огромен. Грамотно построенная маркетинговая стратегия России, сосредоточенная на ключевых направляющих туристских рынках, позволит сделать въездной туризм наиболее доходной составляющей всей туристской сферы.

Одним из перспективных направлений  расширения культурно туризма является комплексное развитие пространства между Москвой и Санкт-Петербургом. Мощный транзитный туристский поток, проходящий между двумя столицами России, пока мало затрагивает Тверскую и  Новгородскую области. Формирование единого  туристического пространства, объединяющего  все виды ресурсов Москвы, Санкт-Петербурга, Московской, Тверской, Новгородской и  Ленинградской областей станет существенным дополнением знаменитого туристического маршрута «Золотое кольцо России», интегрируемого за счет автомобильных и водных путей. Основой для развития на территории Тверской области могут стать  такие региональные маршруты, как  «Пушкинское кольцо Верхневолжья» (Тверь, Торжок, Старица), «Московское  море» (Конаковский и Калининский  районы), Селигер и исток Волги (Осташковский и Пеновский районы), «Русская Венеция» (Вышний Волочек, Вышневолоцкий, Бологовский и Фировский районы), «Жемчужная нить», включающая города Кашин, Калязин и Кимры. Перечисленные  маршруты в сочетании с ресурсами  Новгородской области (Валдай, Великий  Новгород) позволяют сформировать разноплановую  и насыщенную экскурсионную программу  для транзитных потоков туристов, посещающих Москву, Санкт-Петербург  и города Золотого кольца России.

 

Заключение

На современном этапе  ведущую роль среди основных видов  туризма занимает культурный туризм. Его интенсивное развитие связано  с возросшей потребностью людей  в расширении знаний по различным  направлениям, в повышении интеллектуального  уровня. Туризм – наилучший способ знакомства с другой культурой. Основой  культурного, или познавательного  туризма является историко-культурный потенциал страны, включающий всю  социо-культурную среду с традициями и обычаями, особенностями бытовой  и хозяйственной деятельности. Таким  образом, культурный туризм – это  один из видов туризма, основной целью  которого является знакомство с культурой  в ее подлинности

Основой внутреннего туризма  в России является как раз туризм культурно-познавательный. Культурный туризм (КТ) как деятельность находится  на пересечении гуманитарной сферы  и сферы бизнеса, является одним  из наиболее перспективных направлений  экономического и культурного развития территорий.

К проблеме культурного туризма  подходят с различных позиций. Одна позиция ставит во главу угла проблемы управления и финансирования культуры, другая позиция выражается в том, что к культурному туризму  подходят как к одному из возможных  видов туризма, в наибольшей степени  использующему потенциал территории. Можно выделить несколько основных проблем в развитии КТ в России:

·           несоответствие дорожно-транспортной инфраструктуры международным стандартам. Мало строится и реконструируется старых аэропортов, авто- и железнодорожных вокзалов, автостоянок с высоким сервисом обслуживания (заправка, ремонт и мойка машин);

·           несоответствие гостиничной базы мировым стандартам, в частности, классности гостиниц и уровню сервиса в них;

·           завышенные цены на гостиничные и ресторанные услуги в городах;

·           несовершенство законодательного и экономического стимулирования российского въездного и внутреннего туризма на государственном и местном уровне;

·           недостаточно квалифицированная организация обслуживания туристов, что создаёт отрицательный имидж как конкретному туристскому центру, так и стране в целом;

·           отсутствие единой политики государства и местных властей по созданию положительного имиджа России как страны туризма.

·           маршруты КТ организованы турфирмами либо по нескольким "накатанным" местам, либо выглядят как наборы несвязанных содержательно посещений объектов культуры и искусства, при этом существенная часть региональных объектов туризма полностью исключена из работы.

·           разработка новых маршрутов КТ тур операторами практически не производится, т.к. турфирмам не очень выгодно этим заниматься, а если это и делается, то без должного привлечения специалистов-гуманитариев

·           слаба рекламная деятельность в области организации маршрутов КТ, оценки спроса на маршруты, разработке презентационной и сувенирной продукции.

Однако в последние  годы наблюдается тенденция улучшения  развития туризма, в том числе  и познавательного, в России: увеличивается  поток желающих посетить не только зарубежные страны, ни и достопримечательные  отечественные места

Инвестиции в культуру способствуют созданию привлекательного имиджа территории, продвижению на рынке туристских услуг и привлечению  огромного количества туристов, что  способствует благоприятному инвестиционному  климату, обновлению инфраструктуры и  началу нового витка развития территории. Культурный туризм является механизмом самофинансирования наследия, выступает  источником внебюджетных инвестиций в  возрождение, сохранение памятников материального  и явлений нематериального наследия, стимулирует поддержание культурных, этнических, религиозных традиций и  обрядов, национальных ремесел и  промыслов. Таким образом, он приносит не только финансовую прибыль, но и  неоценимый вклад в дело сохранения историко-культурного потенциала человечества.

В свете рассматриваемой  проблемы развитие туристской отрасли  тесно связано с активной политикой  сохранения культурного и природного наследия народов Российской Федерации, которое выступает как значимый экономический ресурс, важная предпосылка  осуществления региональной хозяйственной  стратегии. Это новый для нашей  страны фактор. Ориентация на историко-культурное богатство становится одной из реальных возможностей перспективного социального  и экономического развития ряда регионов страны и исторических городов.

Идея развития туризма  с культурно-познавательными целями связана с принципиально новым  тезисом: комплекс историко-культурного  и природного наследия — это специфический  и очень важный экономический  ресурс региона, он может и должен стать основой особой отрасли  специализации, одним из перспективных  направлений реализации социальной политики и развития местной экономики, важным фактором духовной жизни.

Использование культурного  туризма в качестве основополагающей стратегии развития дестинаций может  стать действенным способом вывода дестинаций из упадочного состояния, а  также одним из перспективных  вариантов дальнейшего развития молодых, только формирующихся туристских дестинаций. Причем это может касаться как непосредственно городов, являвшихся ранее производственными центрами, так и изначально туристских дестинаций.

Таким образом, развитие культурного  туризма может явиться своеобразным катализатором экономического развития отдельных городов, а также и  целых стран. Причем упомянутое развитие может наблюдаться не только в  сфере туризма и сопутствующих  ей отраслей, но и в ранее упадочных  промышленных отраслях, что делает данную стратегию особенно привлекательной. В значительной мере этот процесс  касается туристских дестинаций, находящихся  на поздней стадии своего жизненного цикла и приближающихся к стадии упадка. В настоящее время существует достаточно большое количество стран  и регионов, находящихся в подобной ситуации, что связано, прежде всего, с процессом завершения этапа  массового «пляжного» туризма, а  соответственно и замиранием предназначенных  для него дестинаций. Итак, культурный туризм представляет собой достаточно перспективное явление в рамках существующей индустрии туризма, его  развитие способно оказывать положительный  эффект на рассматриваемую страну и  способствовать ее развитию.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития культурного туризма