Проблемы и перспективы развития культурного туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 06:13, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является рассмотрение проблемы и перспективы развития культурного туризма в России
В соответствии с намеченной целью определены следующие задачи:
• сформулировать методологические основы анализа социально-экономической природы культурного туризма;
• рассмотреть роль культурного туризма в развитии региональной экономики;

Содержание работы

Введение
1 Культурный туризм: сущность и классификация
1.1 Общее представление и классификация культурного туризма
1.2 Факторы, влияющие на культурный туризм
2 Проблемы развития культурного туризма в России
2.1 Объекты культурного наследия
2.2 Основные проблемы России культурного туризма
3 Потенциал развития культурного туризма в России
3.1 Оценка культурных комплексов
3.2 Критерии оценок объектов культурного туризма в России
3.3 Развитие культурного туризма на примере туристско-рекреационной зоне «Золотое Кольцо Москвы»
3.4 Перспективы развития культурного туризма в России
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Дипломная работа Проблемы и перспективы развития культурного туризма.docx

— 131.13 Кб (Скачать файл)

К особо ценным объектам национального наследия России отнесены: Российская государственная и национальная библиотеки, Музей изобразительных  искусств им. А.С. Пушкина, Третьяковская  галерея, Музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), Музей этнографии, Музей искусства народов Востока, Государственный политехнический музей, Большой театр России, Малый театр, Мариинский театр, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, Московская консерватория им. П.И. Чайковского и многие другие достопримечательности.[30]

Результаты анализа выявили  значительную дифференциацию регионов России по уровню развития туризма. Имеются 4 высокоразвитых туристских региона: Москва, Московская область, Санкт-Петербург  и Краснодарский край. Московская область и Краснодарский край по характеристикам развития туризма  очень близки; различие имеется только в объемах оказанных туристско-экскурсионных  услуг: в Московской области 2, 7% по сравнению  с 13, 7% в Краснодарском крае.

Значение туризма в  аномальных регионах исключительно  велико для России. Около двух третей от всего объема оказанных туристско-экскурсионных  и гостиничных услуг приходится на эти 4 региона, в которых расположено  более 33% всех размещенных лиц в  гостиницах и оказано почти 40% платных  услуг санаторного-оздоровительного характера[31].

К группе, имеющей наиболее высокий ресурсный потенциал  относятся 18 регионов. В их число  входят: Республики Башкортостан и  Татарстан, Ставропольский, Хабаровский, Приморский, Красноярский, Алтайский  края; Нижегородская, Ростовская, Тюменская, Свердловская, Челябинская, Пермская, Самарская, Иркутская, Новосибирская, Кемеровская и Тверская области.

Эти регионы характеризуются  наиболее высоким уровнем созданного ресурсного потенциала или выгодным географическим расположением в  местах, имеющих значительную туристскую привлекательность. Регионами с  ярко выраженной туристской направленностью  являются: Тверская область, Ставропольский край и Ростовская область. Из Центрального федерального округа в этой же группе относится и Тверская область. По объему ресурсного потенциала этот регион не слишком сильно отличается от соседних регионов, но он обладает значительными  туристскими ресурсами (озеро Селигер, старинные русские города Тверь, Кашин, Калязин) и находится недалеко от Москвы и Санкт-Петербурга. В Южном  федеральном округе только два региона  Ставропольский край (курорт Минеральные  Воды) и Ростовская область (побережье  Азовского моря, река Дон) можно отнести  к регионам, с сильно развитым ресурсным  потенциалом. В Дальневосточном  федеральном округе Приморский к  ним же отнесем Хабаровский края, чему способствовало бурное развитие за последнее время экономического туризма в этих регионах между  Россией и Китаем и с Японией.

Остальные регионы с большим  ресурсным потенциалом характеризуются  высоким уровнем развития промышленности, и, как следствие, в этих регионах развита система местного и выездного  туризма. По своему географическому  положению они находятся в  Поволжье, на Урале и в Сибири. Регионы специализируются также  на оказании услуг санаторно-оздоровительного характера, объем которых более  чем в 2 раза превышает объем услуг  гостиниц и более чем в 1, 5 раза - объем туристско-экскурсионных  услуг. В целом можно сделать  вывод о значительном превышении объема оказанных санаторно-оздоровительных  услуг во всех регионах России, за исключением  Москвы и Санкт-Петербурга.

Перечисленные регионы вместе с аномальными регионами составляют основную базу туризма в России. В этих регионах оказано почти 87% общего объема туристско-экскурсионных  услуг; 77,2% санаторно-оздоровительных  и 87,1% всех услуг гостиниц России[32].

Второй группа (кластер) является самым многочисленным по количеству регионов России, вошедших в неё. В 39 регионах уровень развития туризма  значительно меньший, чем в регионах первой группы (кластера). Средние значения показателей его позволяют сделать  вывод о том, что эти регионы  в сфере туризма занимают промежуточное  положение между наименее развитыми (3 кластер) и наиболее развитыми (1 кластер) регионами.

Во второй кластер вошли: республики Карелия, Коми, Дагестан, Кабардино-Балкария, Марий Эл, Удмуртия, Чувашия и  Бурятия; Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Рязанская, Смоленская, Тульская, Ярославская, Архангельская, Вологодская, Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковская, Волгоградская, Кировская, Оренбургская, Пензенская, Саратовская, Ульяновская, Омская, Томская, Читинская, Амурская и  Камчатская области.

В состав этого кластера вошли все регионы Северо-Западного, почти все регионы Центрального, половина - Приволжского и меньшая  часть Дальневосточного и Сибирского федеральных округов, а также 3 из 12 регионов Южного федерального округа.

Третья группа (кластер) содержит 14 регионов с наиболее низкими значениями показателей развития туризма в  России. В основном, это национальные автономии Южного и Сибирского федеральных  округов, некоторые регионы Дальнего Востока и две области Центральной  России, которые, однако, обладают высокой  привлекательностью для иностранных  туристов - это республики: Карачаево-Черкессия, Калмыкия, Ингушетия, Тыва, Алтай, Адыгея, Саха (Якутия), Хакасия, Мордовия, Северная Осетия, Чукотский автономный округ, а также области: Магаданская, Сахалинская, Астраханская, Курганская, Тамбовская, Орловская и Еврейская автономная область.

В этих 14-ти регионах России произведено только 5, 3% ВВП России , что свидетельствует об их экономической  неразвитости, и, как следствие, о  невысоком уровне жизни. Среднее  значение показателей развития туризма  в этих регионах примерно в 10 раз  ниже по сравнению с показателями 1-го кластера, что свидетельствует  практически о малой значимости туристской деятельности в этих регионах.

Кластерный анализ выявил таким образом, что только 4 региона (г. Москва, Московская область, г. Санкт-Петербург, Краснодарский край) можно назвать  действительно туристскими, в 18 регионах туризм существует, а во всех остальных 57 регионах его практически нет.

К сожалению, в России благоприятные  туристско-рекреационные ресурсы  занимают менее 10% ее территории при  этом ресурсы Европейской части  России значительно истощены и требуют  много лет для их воспроизводства. Туристское природопользование связано  с понятием рекреационной системы  состоящей из ряда подсистем: туристско-природный  комплекс, инфраструктура, персонал, органы управления и др.

Для сохранения и воспроизводства  туристских ресурсов в рамках рекреационной  системы вся территория России распределена на туристские и экономические районы.

 

Таблица 3.6

Распределение туристского  потенциала России по экономическим  районам в 2007 году[33]

Экономические районы

Емкость рекреационно-познавательных ресурсов

Емкость природно-рекреационных  ресурсов

Вместимость существующей материальной базы туризма

Млн.чел./дн. В год

%

Млн.чел./дн. В год

%

Тыс мест

%

1. Северный

8,1

3,1

27,3

8,0

49,6

4,0

2.Северо-Западный

42,1

15,9

15,6

4,6

92,6

7,8

3. Прибалтийский

1,8

0,7

2,6

0,8

14,6

1,2

4. Центральный

102,0

38,5

38,0

11,3

291,9

24,4

5. Волго-Вятский

13,6

5,1

13,7

4,0

54,0

4,5

6. Центрально-Черноморский

13,8

5,2

2,5

0,7

36,6

3,1

7. Поволжский

14,4

5,4

23,5

7,0

100,9

8,4

8. Северо-Кавказский

36,5

13,8

55,2

16,4

211,7

17,7

9. Уральский

10,3

3,9

30,2

9,0

123,4

10,3

10. Западно-Сибирский

9,7

3,6

24,4

7,2

91,9

7,7

11. Восточно-Сибирский

8,6

3,2

47,9

14,2

64,2

5,4

12. Дальневосточный

4,4

1,7

55,6

16,5

66,2

5,5

Итого

205,3

100,0

336,5

100,0

1198

100


С точки зрения материальной базы и, в частности, обеспеченности средствами размещения все эти регионы  можно разделить на три категории: с относительно высоким, средним  и низким уровнем развития туристской инфраструктуры по сравнению с общим  уровнем ее развития в Российской Федерации.

Данное районирование  и прогнозирование емкости туристских ресурсов в России было положено в  основу разработки целевой федеральной  программы: «Развитие туризма в  Российской Федерации», ориентированной  на средне и долгосрочную перспективу.

Таким образом, туристские ресурсы  рассматриваются как один из факторов развития туризма и исходный базис  для планирования производства туристского  продукта.

Как видно из таблицы 3.6 , туристский потенциал России формируется  из двух составляющих: рекреационно-познавательных и природно-рекреационных ресурсов и выражается в млн. чел. дней пребывания туристов в данном регионе в год.

В соответствии с картой туристских ресурсов производится подробная  паспортизация районов перспективного развития туризма. Цель – определение  предельно допустимой туристской нагрузки на данную территорию с учет ее полного  воспроизводства и экономической  защиты. На основании полученных данных готовятся предложения по временному ограничению, запрещению и использованию  туристских ресурсов данного региона  без ограничений.

Такие рекомендации или законодательные  акты федеральных или местных  органов власти закладываются в  основу при планировании туристской деятельности и разработке туристских маршрутов.

Анализируя ситуацию на потребительском  рынке в России, можно отметить, что имеют место следующие  тенденции, влияющие на развитие туризма: старение российского населения; увеличение числа пенсионеров; урбанизация; обновление и изменение традиционных ценностей, в том числе и отношения  к отдыху; возрастающая активность молодых людей в достижении своих  целей, карьеры; вовлеченность в  туризм работающих женщин; интерес  россиян к жизни народов других регионов и стран.

Принятие федеральной  программы развития туризма вызвало  разработку соответствующих региональных программ. В них определены возможности  расширения сферы обслуживания туризма  как для российских граждан, так  и иностранцев. Определены задачи и  конкретные меры по расширению инфраструктуры, материальной базы, рекламно-информационных служб, развития народных художественных промыслов, подготовки кадров, разработки новых маршрутов на внутреннем и  внешнем рынках туристских услуг  и т.д.

Такие программы в настоящее  время имеются во многих российских регионах. Хотя разработаны они на разные временные периоды и с  разной степенью детализации, исходя из конкретных возможностей регионов. Но большая часть регионов, к сожалению, еще не определилась с использованием своих ресурсов для вовлечения их в социально-экономическое развитие в части выделения средств  на строительство современного гостиничного фонда, сферы общественного питания  и пр.

Постановлением правительства  Москвы на период 2000-2010 г. на региональную программу развития туризма за счет всех источников финансирования предполагается выделить 168, 1 млрд. руб., в том числе  из городского бюджета 3,4 млрд. руб., а  остальная сумма с помощью  привлекаемых различных источников. Подсчитано, что выполнение этой программы  позволит к 2010 г. увеличить туризм до 5 млн. человек и повысить доходную часть городского бюджета на 10%.

Москва и Санкт-Петербург, являясь до сих пор основными  транспортными воротами для въезда иностранных туристов, принимают  на себя до 75% международных прибытий, число которых в последние 2-3 года сокращается из-за резкого роста  цен в названных городах. Сокращение въездного туристского потока в  нашу страну начало происходить с 2006 года. В 2007 году число прибытий «классических» иностранных туристов с целью  отдыха уменьшилось более чем  на 8%.

Это объясняется прежде всего  возросшими за последние два года ценами на услуги в стране, а также  резким ростом цен на гостиницы в  Москве из-за уменьшения числа отелей туристского класса в центре города за счет сноса или закрытия с целью  реконструкции ряда известнейших и  популярных среди туристов гостиниц, таких как «Интурист», «Москва», «Минск», «Россия», «Украина», «Ленинградская», «Центральная» и «Пекин». В Москве по разным причинам были изъяты из оборота 9 тысяч мест уровня 3 «звезды». Именно нехватка мест в гостиницах туристского класса негативно влияет на развитие въездного и внутреннего туризма. Это существенно удорожает пакет услуг, предлагаемый туристам при их путешествии в Россию. В планах Правительства Москвы намечено построить 353 новых гостиницы до 2011 года. Однако, учитывая укрепление рубля и сложившуюся в столице ситуацию, при которой средняя цена за номер в гостиницах Москвы существенно выше стоимости номера аналогичной категории в странах Европы при более низком комфорте и качестве услуг, иностранным туристам с ограниченным бюджетом становится невыгодно приезжать в столицу. Такая ситуация может сохраниться в ближайшие 2-3 года.

С целью получения комплексной  характеристики современного уровня развития туризма в стране с учетом результатов  деятельности государства по развитию данной сферы следует более подробно остановиться на рассмотрении состояния  и тенденций развития нормативного правового регулирования, туристской инфраструктуры, подготовки кадров, статистической базы, продвижения России как туристского  направления на внутреннем и международном  туристских рынках, а также международном  сотрудничестве в сфере туризма.

Проект "Стратегия развития туризма в Кольском районе Мурманской области" реализуется администрацией муниципального образования "Кольский район" Мурманской области совместно  с коммуной Инари (Финляндия) в рамках программы малых проектов приграничного  сотрудничества Тасис Европейского союза. [34]

Информация о работе Проблемы и перспективы развития культурного туризма