Проблемы и перспективы развития культурного туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 06:13, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является рассмотрение проблемы и перспективы развития культурного туризма в России
В соответствии с намеченной целью определены следующие задачи:
• сформулировать методологические основы анализа социально-экономической природы культурного туризма;
• рассмотреть роль культурного туризма в развитии региональной экономики;

Содержание работы

Введение
1 Культурный туризм: сущность и классификация
1.1 Общее представление и классификация культурного туризма
1.2 Факторы, влияющие на культурный туризм
2 Проблемы развития культурного туризма в России
2.1 Объекты культурного наследия
2.2 Основные проблемы России культурного туризма
3 Потенциал развития культурного туризма в России
3.1 Оценка культурных комплексов
3.2 Критерии оценок объектов культурного туризма в России
3.3 Развитие культурного туризма на примере туристско-рекреационной зоне «Золотое Кольцо Москвы»
3.4 Перспективы развития культурного туризма в России
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Дипломная работа Проблемы и перспективы развития культурного туризма.docx

— 131.13 Кб (Скачать файл)

В перспективу развития туристско-рекреационной  зоны «Золотое кольцо Москвы» входит около 200 взаимоувязанных проектов реконструкции, реставрации и строительства, а также участков и объектов формирования пешеходной зоны.

Создание единой пешеходной зоны включает:

- смыкание разрозненных  в настоящее время участков  городской территории путем строительства  пешеходных мостов, подземных переходов  с рекреационными пространствами;

- формирование участков  зон на основе архитектурно-градостроительных  проработок с реконструкцией  и новым строительством объектов  городской среды и благоустройства;

- модернизацию и создание  дополнительной инфраструктуры  обслуживания туристов на каждом  из участков (объектов) зоны с  учетом выработанных специальных  требований к предприятиям туристической  инфраструктуры и сервиса;

- создание системы мер,  обеспечивающих поддержание коммунальными  службами, правоохранительными органами  бесперебойного и качественного  обслуживания пешеходных зон  в качестве туристических объектов;

- обеспечение транспортной  доступности пешеходной зоны (подъезды  городского и специального транспорта, стоянки и пр.).

Единая пешеходная туристическая  зона позволяет создать новые  экскурсионные маршруты. Разработаны  или находятся в активной разработке 14 пешеходных маршрутов, а также  речной теплоходный маршрут. Эти  маршруты позволяют туристам посетить и осмотреть в совокупности более  ста крупных, имеющих общемировое  значение, исторических, культурных и  архитектурных памятников. Для удобства туристов все пешеходные зоны начинаются и заканчиваются у станций  метро или центров первичного экспресс-обслуживания туристов.

Первоочередной пешеходной зоной, оборудование которой осуществилось  в 2005 - 2006 годах, является маршрут, проложенный  по достопримечательным местам Замоскворечья. Маршрут проходит от Болотной площади - исторического места, связанного с  казнью Емельяна Пугачева, по Лужкову  мосту через Водоотводной канал  в Лаврушенский переулок к Третьяковской  галерее. Далее через Ордынский  тупик попадаем к Церкви Божьей Матери Всех Скорбящих Радости. Заканчивается  маршрут в Климентовском переулке у Церкви Климента Папы Римского. Более  подробно вы можете ознакомиться с  этим туристическим маршрутом на нашем сайте в разделе "Маршруты".

В 2008 - 2010 годах будут созданы  и обеспечены туристкой инфраструктурой  пешеходные зоны рядом с Кремлем  и восстановленным Манежем, включая  Александровский сад и Боровицкую площадь.

Впечатляющая работа по созданию пешеходных зон ожидает "Золотой  остров" и занятую сейчас в  основном промышленно-энергетическими  объектами Западную стрелку Острова.

Отдельным направлением формирования зоны "Золотого кольца Москвы" является развитие сети гостиниц.

Сейчас на территории исторического  центра Москвы - ТРЗ "Золотое кольцо Москвы" - несколько исторических высококласных отелей - "Националь", "Метрополь", "Балчуг Кемпински", "Савой", а также знаменитая трехзвездная "Россия" и недавно  введенный "Арарат Парк Хаятт Москва". Их общий номерной фонд около 6 тыс. номеров.

К 2010 году гостиничная сеть в историческом центре столицы увеличится еще на 8.5 тыс. номеров в 16 новых  отелях.[25]

Шесть новых гостиниц будут  построены в составе многофункциональных  деловых, торговых, развлекательных  комплексов; остальные разместятся  в девяти отдельных зданиях.

Территория ТРЗ уникальна, поэтому цены на землю здесь значительно  выше, чем в других районах города. При этом для подавляющего большинства  расположенных в этой зоне гостиниц проводится сложная реконструкция. В результате 62% отелей, расположенных  здесь, будут относиться к категории "4 и 5 звезд", остальные - к категории "3 звезды".

Чтобы достичь в Москве необходимого для туристической  столицы соотношения туристического потока и предприятий питания, на территории "Золотого кольца Москвы" активно создается сеть ресторанов, баров, бистро на все вкусы и финансовые возможности туристов. Организовано строительство предприятий общественного  питания для одновременного посещения 20 тыс. туристов. Около 5 тыс. мест уже  строится в многофункциональных  комплексах, около 2 тыс. - в создаваемых  гостиницах. Для остальных 12.2 тыс. гостей должны быть сооружены самостоятельные  объекты питания, в том числе  на туристических пешеходных маршрутах.  

Торговля является основной составляющей туристического сервиса. Программа развития ТРЗ "Золотое  кольцо Москвы" предусматривает  расширение ассортимента товаров, пользующихся спросом у туристов. К 2010 году предприятия  торговли займут 273 тыс. кв. м. Это означает, что должно быть построено 73 тыс. кв. м торговых площадей, из них 37 тыс. кв. м - в составе многофункциональных  комплексов.

Приоритетное значение придается  организации торговли сувенирами. В  пешеходных зонах, примыкающих к  крупным выставочным центрам, планируется  организация сувенирных "развалов", мастерских ремесленников с производством  сувениров в присутствии туристов.

В ближайшее время туристам будут предложены различные схемы  и карты с объемным изображением исторических объектов с высоты птичьего полета. Рост туристического потока предполагает развитие различных видов туризма: культурного, событийного, делового, конгрессного. В то время, как основную нагрузку по обслуживанию бизнесменов возьмет  на себя Московский международный деловой  центр "Москва-Сити", на территории ТРЗ "Золотое кольцо Москвы" не менее 80% объектов ориентировано на культурный и событийный виды туризма.

Места для отдыха и развлечений, включая музеи и театры, на ТРЗ "Золотое кольцо Москвы" займут 815 тыс. кв. м. Из них 193 тыс. кв. предусмотрены  для создания новых зрелищных  рекреационных предприятий и 45 тыс. кв. м для расширения музейных экспозиций. Для создания полноценной системы  туристического сервиса, соответствующего современным международным стандартам, на территории ТРЗ создаются центры экспресс-обслуживания, которые будут  включать: экспресс-кафе, магазины по продаже  фотопленки, туристических карт, сувениров, открыток и т.д., аптечные киоски, бюро туристической информации, пункты обмена валют, театральные кассы, туалеты.

Такие центры будут оформлены  в едином стиле, их планируется расположить  в уже построенных или проектируемых  подземных зонах, а также в  составе многофункциональных комплексов.

Однако, можно выделить основные проблемы, решение которых потребуется  для всех предполагаемых туристических  зон:

1. Отсутствие организационно-правововых  и экономических механизмов, стимулирующих  развитие туризма, как одного  из приоритетных направлений  социально-экономического развития  региона; 

2. Недостаточный уровень  инвестиций, направленных как на  сохранение, так и на развитие  культурного наследия.

3. Недостаточность туристской  инфраструктуры на местах;

4. Низкое качество туристского  обслуживания.

Как следствие этих проблем, мы по-прежнему не имеем тех туристских потоков, которые могла бы принимать  Московская область.

Опыт многих туристских регионов России показывает, что продуманный  подход к развитию отрасли туризма  может принести значительные экономические  приобретения. Анализируя современное  состояние сферы туризма как  России в целом, так и отдельных  регионов, большинство теоретиков и  практиков сходятся во мнении, что  экономические преимущества от развития въездного и внутреннего туризма  очевидны, но достигнутые на сегодня  результаты не являются достаточными.

Необходимо выделить ряд  первостепенных конструктивных задач  по совершенствованию организационно-экономического обеспечения развития историко-культурного  туризма:

1.  Придание регтону особого историко-культурного статуса;

2.  Внесение дополнений в действующий Закон «О туризме», в котором необходимо дать определение историко-культурного туризма, а также установить правовые основы его регулирования и поддержки;

3.  Разработка и принятие Стратегии развития туризма и туристской индустрии в регионе на среднесрочный и долгосрочный периоды (до 2010–2015 гг.), где необходимо заложить нормативное регулирование туризма и туристской индустрии, усилить роль и определить оптимальную структуру и координацию органов госрегулирования;

4.  Развитие инфраструктуры, построенной на принципах социально-экономической эффективности, устойчивости, экологической безопасности и инвестиционной малозатратности, что может решить инфраструктурные проблемы, одновременно вводя в туристский оборот культурные и исторические достопримечательности, существенно обогащая и придавая уникальный характер региональному турпродукту;

5.  Создание механизма финансирования сохранения и развития ресурсного потенциала историко-культурного туризма, в том числе за счет привлечения средств структур и предпринимателей, заинтересованных в его развитии;

6.  Совершенствование системы информационного обеспечения развития историко-культурного туризма путем создания Интернет-справочника «Историко-культурный туризм региона», дающего возможность представления маршрутов и объектов туризма, оценки спроса на предлагаемые туры, вовлечения посетителей сайта (туристов, краеведов, представителей турфирм и т.д.) в доработку маршрутов;

7.  Развитие кадрового потенциала историко-культурного туризма, в том числе посредством активного включения сельского населения в туристскую деятельность, в качестве участников культурно-туристских программ и обслуживающего персонала.

Выступая в качестве «точки роста», стимулирующей развитие хозяйственного комплекса, туризм будет способствовать снижению рисков и повышению стабильности в развитии экономики и социальной сферы, в повышении инвестиционной привлекательности, рационализации использования  туристско-рекреационного и природно-ресурсного потенциала района.  

 

3.4 Перспективы  развития культурного туризма  в России

Россия благодаря своему уникальному природному и культурному  потенциалу, а также интересу зарубежных туристов как к новому неохваченному  направлению, имеет все основания  для развития всех видов туризма.

Приграничное месторасположение  ряда регионов Российской Федерации  создает особые условия для развития туризма, ориентированного, в основном, на рынки прилегающих стран.

Основными приграничными  регионами, имеющими высокий туристский потенциал, являются Калининградская  область, Ленинградская область, Хабаровский  и Приморский края.

В целом Россия, несмотря на огромный туристский потенциал, остается одной из немногих стран с невысоким  уровнем развития внутреннего туризма.

Основные тенденции в  туристском спросе на рынке внутреннего  туризма заключаются в сохранении приоритетов на традиционные виды отдыха - пляжный на юге России, круизный в Поволжье, оздоровительный и  горнолыжный. Однако постепенно возвращается интерес к культурно-познавательному  туризму и разновидностям специализированного туризма, таким как охота, рыбалка, а также событийный, экологический и исторический туризм.

Необходимыми условиями  успешного развития внутреннего  туризма в России так же, как  и въездного туризма, является формирование качественного туристского продукта, наличие грамотной маркетинговой  стратегии продвижения внутреннего  туристского продукта на российском рынке, отработанные методы и механизмы  реализации рекламно-информационной политики, создание системы профессиональной подготовки персонала, привлечение  инвестиций в развитие туристской инфраструктуры.[26]

Следует отметить, что уникальные природные ресурсы и культурное наследие, которыми обладает наша страна, не могут рассматриваться в качестве единственного и достаточного условия  для обеспечения успешного развития туризма в стране, так как представляют собой лишь один из элементов туристского  предложения.

Для успешного развития туризма  в России необходим приток инвестиций, как российских, так и зарубежных, в первую очередь, в развитие туристской инфраструктуры для формирования сети гостиниц туристского класса и, в  частности, малых гостиниц, а также  мотелей, расположенных на дорогах  федерального значения, обеспечивающих комфортные условия проживания при  невысоких ценах.[27]

Массовость туризма как  внутреннего, так и иностранного вовлекает в него все больше любителей  активного и спортивного отдыха. От городской жизни люди стремятся  в экзотические уголки земли для  общения с дикой природой. Экологический  и охотничий туризм в мире за последние  годы приносит около десятой части  доходов туристского бизнеса. О  масштабах этой сферы услуг в  мире говорит такой факт: в обслуживании туристов занято свыше 100 млн. ее работников. Для многих стран туризм обеспечивает до 10% их годовых доходов[28].

В Российской Федерации наибольший приток зарубежных туристов имеет место  в приграничных регионах (плюс однодневные  посетители), а также в Москве, Санкт-Петербурге, Московской области, Приморском, Краснодарском крае, Тюменской, Ленинградской и Калининградской  областях, куда иностранцы приезжали  на более длительный срок и останавливались  в гостиницах и других коллективных средствах размещения. Удельный вес  этих регионов в 2006 г. составил 67, 7% итога  по России[29].

Во внутреннем туризме  лидерство по посещаемости принадлежит  Москве, Краснодарскому краю, Московской области, Санкт-Петербургу, Тюменской, Свердловской областям, Башкортостану, Татарстану, Челябинской и Нижегородской  областям, на которые приходится более  половины отечественных туристов, воспользовавшихся  услугами коллективных средств размещения.

Привлекательность региона  для посещения его туристами  определяется наличием соответствующих  ресурсов (природных, исторических, социально-культурных объектов, а также иных достопримечательностей, способных удовлетворить духовные потребности туристов, содействовать  восстановлению и развитию их физических сил). В этом отношении Россия имеет  широкие возможности для развития как внутреннего, так и въездного  туризма.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития культурного туризма