Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 06:13, дипломная работа
Целью дипломной работы является рассмотрение проблемы и перспективы развития культурного туризма в России
В соответствии с намеченной целью определены следующие задачи:
• сформулировать методологические основы анализа социально-экономической природы культурного туризма;
• рассмотреть роль культурного туризма в развитии региональной экономики;
Введение
1 Культурный туризм: сущность и классификация
1.1 Общее представление и классификация культурного туризма
1.2 Факторы, влияющие на культурный туризм
2 Проблемы развития культурного туризма в России
2.1 Объекты культурного наследия
2.2 Основные проблемы России культурного туризма
3 Потенциал развития культурного туризма в России
3.1 Оценка культурных комплексов
3.2 Критерии оценок объектов культурного туризма в России
3.3 Развитие культурного туризма на примере туристско-рекреационной зоне «Золотое Кольцо Москвы»
3.4 Перспективы развития культурного туризма в России
Заключение
Список использованной литературы
В перспективу развития туристско-рекреационной зоны «Золотое кольцо Москвы» входит около 200 взаимоувязанных проектов реконструкции, реставрации и строительства, а также участков и объектов формирования пешеходной зоны.
Создание единой пешеходной зоны включает:
- смыкание разрозненных
в настоящее время участков
городской территории путем
- формирование участков
зон на основе архитектурно-
- модернизацию и создание
дополнительной инфраструктуры
обслуживания туристов на
- создание системы мер,
обеспечивающих поддержание
- обеспечение транспортной
доступности пешеходной зоны (подъезды
городского и специального
Единая пешеходная туристическая зона позволяет создать новые экскурсионные маршруты. Разработаны или находятся в активной разработке 14 пешеходных маршрутов, а также речной теплоходный маршрут. Эти маршруты позволяют туристам посетить и осмотреть в совокупности более ста крупных, имеющих общемировое значение, исторических, культурных и архитектурных памятников. Для удобства туристов все пешеходные зоны начинаются и заканчиваются у станций метро или центров первичного экспресс-обслуживания туристов.
Первоочередной пешеходной
зоной, оборудование которой осуществилось
в 2005 - 2006 годах, является маршрут, проложенный
по достопримечательным местам Замоскворечья.
Маршрут проходит от Болотной площади
- исторического места, связанного с
казнью Емельяна Пугачева, по Лужкову
мосту через Водоотводной канал
в Лаврушенский переулок к Третьяковской
галерее. Далее через Ордынский
тупик попадаем к Церкви Божьей Матери
Всех Скорбящих Радости. Заканчивается
маршрут в Климентовском
В 2008 - 2010 годах будут созданы
и обеспечены туристкой инфраструктурой
пешеходные зоны рядом с Кремлем
и восстановленным Манежем, включая
Александровский сад и
Впечатляющая работа по созданию пешеходных зон ожидает "Золотой остров" и занятую сейчас в основном промышленно-энергетическими объектами Западную стрелку Острова.
Отдельным направлением формирования зоны "Золотого кольца Москвы" является развитие сети гостиниц.
Сейчас на территории исторического центра Москвы - ТРЗ "Золотое кольцо Москвы" - несколько исторических высококласных отелей - "Националь", "Метрополь", "Балчуг Кемпински", "Савой", а также знаменитая трехзвездная "Россия" и недавно введенный "Арарат Парк Хаятт Москва". Их общий номерной фонд около 6 тыс. номеров.
К 2010 году гостиничная сеть в историческом центре столицы увеличится еще на 8.5 тыс. номеров в 16 новых отелях.[25]
Шесть новых гостиниц будут
построены в составе
Территория ТРЗ уникальна, поэтому цены на землю здесь значительно выше, чем в других районах города. При этом для подавляющего большинства расположенных в этой зоне гостиниц проводится сложная реконструкция. В результате 62% отелей, расположенных здесь, будут относиться к категории "4 и 5 звезд", остальные - к категории "3 звезды".
Чтобы достичь в Москве
необходимого для туристической
столицы соотношения
Торговля является основной составляющей туристического сервиса. Программа развития ТРЗ "Золотое кольцо Москвы" предусматривает расширение ассортимента товаров, пользующихся спросом у туристов. К 2010 году предприятия торговли займут 273 тыс. кв. м. Это означает, что должно быть построено 73 тыс. кв. м торговых площадей, из них 37 тыс. кв. м - в составе многофункциональных комплексов.
Приоритетное значение придается
организации торговли сувенирами. В
пешеходных зонах, примыкающих к
крупным выставочным центрам, планируется
организация сувенирных "развалов",
мастерских ремесленников с производством
сувениров в присутствии
В ближайшее время туристам будут предложены различные схемы и карты с объемным изображением исторических объектов с высоты птичьего полета. Рост туристического потока предполагает развитие различных видов туризма: культурного, событийного, делового, конгрессного. В то время, как основную нагрузку по обслуживанию бизнесменов возьмет на себя Московский международный деловой центр "Москва-Сити", на территории ТРЗ "Золотое кольцо Москвы" не менее 80% объектов ориентировано на культурный и событийный виды туризма.
Места для отдыха и развлечений,
включая музеи и театры, на ТРЗ
"Золотое кольцо Москвы" займут
815 тыс. кв. м. Из них 193 тыс. кв. предусмотрены
для создания новых зрелищных
рекреационных предприятий и 45 тыс.
кв. м для расширения музейных экспозиций.
Для создания полноценной системы
туристического сервиса, соответствующего
современным международным
Такие центры будут оформлены
в едином стиле, их планируется расположить
в уже построенных или
Однако, можно выделить основные проблемы, решение которых потребуется для всех предполагаемых туристических зон:
1. Отсутствие организационно-
2. Недостаточный уровень инвестиций, направленных как на сохранение, так и на развитие культурного наследия.
3. Недостаточность туристской инфраструктуры на местах;
4. Низкое качество туристского обслуживания.
Как следствие этих проблем, мы по-прежнему не имеем тех туристских потоков, которые могла бы принимать Московская область.
Опыт многих туристских регионов
России показывает, что продуманный
подход к развитию отрасли туризма
может принести значительные экономические
приобретения. Анализируя современное
состояние сферы туризма как
России в целом, так и отдельных
регионов, большинство теоретиков и
практиков сходятся во мнении, что
экономические преимущества от развития
въездного и внутреннего
Необходимо выделить ряд
первостепенных конструктивных задач
по совершенствованию
1. Придание регтону особого историко-культурного статуса;
2. Внесение дополнений в действующий Закон «О туризме», в котором необходимо дать определение историко-культурного туризма, а также установить правовые основы его регулирования и поддержки;
3. Разработка и принятие Стратегии развития туризма и туристской индустрии в регионе на среднесрочный и долгосрочный периоды (до 2010–2015 гг.), где необходимо заложить нормативное регулирование туризма и туристской индустрии, усилить роль и определить оптимальную структуру и координацию органов госрегулирования;
4. Развитие инфраструктуры, построенной на принципах социально-экономической эффективности, устойчивости, экологической безопасности и инвестиционной малозатратности, что может решить инфраструктурные проблемы, одновременно вводя в туристский оборот культурные и исторические достопримечательности, существенно обогащая и придавая уникальный характер региональному турпродукту;
5. Создание механизма финансирования сохранения и развития ресурсного потенциала историко-культурного туризма, в том числе за счет привлечения средств структур и предпринимателей, заинтересованных в его развитии;
6. Совершенствование системы информационного обеспечения развития историко-культурного туризма путем создания Интернет-справочника «Историко-культурный туризм региона», дающего возможность представления маршрутов и объектов туризма, оценки спроса на предлагаемые туры, вовлечения посетителей сайта (туристов, краеведов, представителей турфирм и т.д.) в доработку маршрутов;
7. Развитие кадрового потенциала историко-культурного туризма, в том числе посредством активного включения сельского населения в туристскую деятельность, в качестве участников культурно-туристских программ и обслуживающего персонала.
Выступая в качестве «точки роста», стимулирующей развитие хозяйственного комплекса, туризм будет способствовать снижению рисков и повышению стабильности в развитии экономики и социальной сферы, в повышении инвестиционной привлекательности, рационализации использования туристско-рекреационного и природно-ресурсного потенциала района.
3.4 Перспективы развития культурного туризма в России
Россия благодаря своему уникальному природному и культурному потенциалу, а также интересу зарубежных туристов как к новому неохваченному направлению, имеет все основания для развития всех видов туризма.
Приграничное
Основными приграничными регионами, имеющими высокий туристский потенциал, являются Калининградская область, Ленинградская область, Хабаровский и Приморский края.
В целом Россия, несмотря на огромный туристский потенциал, остается одной из немногих стран с невысоким уровнем развития внутреннего туризма.
Основные тенденции в
туристском спросе на рынке внутреннего
туризма заключаются в
Необходимыми условиями
успешного развития внутреннего
туризма в России так же, как
и въездного туризма, является формирование
качественного туристского
Следует отметить, что уникальные
природные ресурсы и культурное
наследие, которыми обладает наша страна,
не могут рассматриваться в
Для успешного развития туризма в России необходим приток инвестиций, как российских, так и зарубежных, в первую очередь, в развитие туристской инфраструктуры для формирования сети гостиниц туристского класса и, в частности, малых гостиниц, а также мотелей, расположенных на дорогах федерального значения, обеспечивающих комфортные условия проживания при невысоких ценах.[27]
Массовость туризма как
внутреннего, так и иностранного
вовлекает в него все больше любителей
активного и спортивного
В Российской Федерации наибольший
приток зарубежных туристов имеет место
в приграничных регионах (плюс однодневные
посетители), а также в Москве,
Санкт-Петербурге, Московской области,
Приморском, Краснодарском крае, Тюменской,
Ленинградской и
Во внутреннем туризме лидерство по посещаемости принадлежит Москве, Краснодарскому краю, Московской области, Санкт-Петербургу, Тюменской, Свердловской областям, Башкортостану, Татарстану, Челябинской и Нижегородской областям, на которые приходится более половины отечественных туристов, воспользовавшихся услугами коллективных средств размещения.
Привлекательность региона
для посещения его туристами
определяется наличием соответствующих
ресурсов (природных, исторических, социально-культурных
объектов, а также иных достопримечательностей,
способных удовлетворить
Информация о работе Проблемы и перспективы развития культурного туризма