Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 06:13, дипломная работа
Целью дипломной работы является рассмотрение проблемы и перспективы развития культурного туризма в России
В соответствии с намеченной целью определены следующие задачи:
• сформулировать методологические основы анализа социально-экономической природы культурного туризма;
• рассмотреть роль культурного туризма в развитии региональной экономики;
Введение
1 Культурный туризм: сущность и классификация
1.1 Общее представление и классификация культурного туризма
1.2 Факторы, влияющие на культурный туризм
2 Проблемы развития культурного туризма в России
2.1 Объекты культурного наследия
2.2 Основные проблемы России культурного туризма
3 Потенциал развития культурного туризма в России
3.1 Оценка культурных комплексов
3.2 Критерии оценок объектов культурного туризма в России
3.3 Развитие культурного туризма на примере туристско-рекреационной зоне «Золотое Кольцо Москвы»
3.4 Перспективы развития культурного туризма в России
Заключение
Список использованной литературы
Как пишет в этой связи сербская исследовательница М. Драгичевич-Шешич «культурный туризм как «путешествие в историю» особенно развит в тех странах, в которых подчеркиваются ценности культурно-исторических традиций, а также там, где уделяется большое внимание развитию национального самосознания, особенно среди малых народов, борющихся против культурной ассимиляции. В этом смысле для истории туризма очень важным было время XIX века, когда пробуждалось национальное самосознание в Европе, когда с этим связывались путешествия, экскурсии, паломничества. С другой стороны, культурный туризм использует тягу людей к знакомству с «другими» — другими обычаями и культурой, желание сравнить увиденное с положением в этой области в своей стране. Туристические агентства (особенно в некоторых странах Европы) организуют для своих клиентов специфические поездки в другие страны, делая для них из этого своеобразное культурно-историческое событие. Для любителей истории соприкосновение с местами тех или иных исторических событий, ознакомление с документами и экспонатами в музеях и т.д. действительно является большим событием»[10].
Она же предложила следующую
классификацию культурного
— «путешествия в историю»;
— «путешествия - реконструкции исторических событий» (Французская революция, великие сражения Наполеона и т.д.);
— изучение исторического периода (Калифорния в эпоху первопроходцев, византийская Греция и т.д.);
— религиозные путешествия (паломничества в Иерусалим, Мекку и Медину, на Хиландар и т.д.).
К другой группе она отнесла
географические путешествия, целью
которых является ознакомление туристов
с какой-либо зарубежной страной, определенным
регионом или городом. Такие путешествия
могут быть комплексными (когда объектом
ознакомления является какая-нибудь одна
страна или ее столица, их культурно-исторические
достопримечательности, современная
общественно-экономическая
Путешествия третьей группы, так называемые «культурологические», связаны не с поездками в какую-либо страну или ознакомлением с какой-либо религией, а с изучением какого—либо направления в искусстве, чаще всего в изобразительном (например, «От Истрии до Равенны», «Барочная зима» — Вена, Зальцбург, Прага, Мюнхен и т.д.), или же в области музыкального или театрального искусства. Путешествия могут быть организованы и для того, чтобы отдать дань признания какому-либо художнику. В Германии в этих целях издан туристический путеводитель «Гете», а во Франции организуется масса туристических маршрутов, связанных с известными писателями: Жорж Санд, Ламартином или же с их произведениями (Париж в произведениях Бальзака или Золя).
Кроме этого, в отдельную
позицию выделены специфические
формы «экологического и «
К этой достаточно полной классификации можно добавить специфические формы «ностальгического туризма», который связан с ощущением утраты определенной идентичности, связи с определенным наследием. По известным политическим и социальным причинам следует ожидать успешного развития этого вида туризма в Российской Федерации и странах бывшего СССР.
Вместе с тем имеется еще один серьезный аспект при организации туризма в сфере наследия, на который стоит обратить отдельное внимание. Он отчетливо проявляется в Европе. Как отмечает французская исследовательница К. Перье-Д'Итерен[13], в Европе развернулась широкая деятельность по методическому и организационному обеспечению туризма в сфере наследия «Научные и учебные заведения, нередко при поддержке Европейской комиссии, разрабатывают всевозможные программы. Проводятся семинары, «круглые столы» и дискуссии, участники которых рассматривают эту тему с разных точек зрения. Заказываются специальные исследования, пересматриваются старые, вводятся в действие новые документы». Но на фоне быстро происходящих изменений остается в стороне деятельность по сохранению наследия, т.е. один из фундаментов политики по отношению к наследию, который в действительности должны выдвигаться на первый план. В настоящее время наследие рассматривается либо исключительно с гедонистской точки зрения, либо «как продукт потребления». Такая позиция создает явные и скрытые угрозы для самого существования объектов наследия. Как зафиксировано в Конвенции ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия, ему «все более угрожает разрушение, вызываемое не только традиционными причинами повреждений, но также и эволюцией социальной и экономической жизни, которая усугубляет их еще более вредоносными и разрушительными явлениями».
Зададимся простым вопросом:
как планируется туристический
маршрут? Вне зависимости от того
делает эту работу тур-оператор крупнейшего
агентства или просто частное
лицо, решившее отправиться отдыхать
на собственном автомобиле, этот человек
(назовем его сценаристом
Большой ошибкой было бы считать, что речь идет о создании очередного путеводителя (пусть в современной, электронной форме), содержащего исключительно информацию о памятниках истории и культуры. Наша цель не ограничивается удовлетворением научных и образовательных интересов любителей старины. Эта задача будет решена попутно, но не она стоит во главе угла. Речь идет о культурном туризме - одной из наиболее доходных сфер мировой экономики. Для него необходимы сведения не только об отдельных объектах, но и о культурном ландшафте в целом.
Существует распространенное заблуждение: "У нас в городе такой музей хороший, такие церкви старинные, такие места исторические... Почему же к нам туристы не едут?". Ответ прост: для туризма значимы не отдельные культурные объекты, а культурный ландшафт.
Поясним эту мысль простым примером: автомобильное шоссе - не является памятником истории и культуры, но оно - важная часть культурного ландшафта. Историк архитектуры, описывающий древний храм, не станет останавливаться на том, хороши ли к нему пути подъезда. А для организации туризма эти сведения совершенно необходимы. Особенно в России, где для туристического автобуса в плохую погоду далеко не всегда преодолимы даже дороги областного значения, не говоря уже о местных.
Так вот, для целей культурного туризма важно осознать сильные и слабые стороны, именно культурного ландшафта.
Понятно, что для точного
определения параметров культурного
ландшафта требуются
Единственный способ прорвать
этот порочный круг - централизованно
создать первичный каталог
При этом понятно, что как ни важна инфраструктура, для культурного туризма она является средством, а не объектом интереса. Что же касается выбора между памятниками архитектуры и музеями, то последние явно предпочтительнее вот по какой причине. В отличие от памятников архитектуры, музеи способны самостоятельно поставлять значительную часть информации и о себе, и о прилегающем культурном ландшафте. Тем самым задача существенно упрощается, сводится во многом к грамотной формулировке запроса.
Это выводит на первый план деятельность по созданию системы прочных связей между наследием и туризмом, в первую очередь с помощью реализации образовательных программ
К.Перье-ДИтерен считает,
что необходимы целенаправленные усилия,
направленные на «достижение справедливого
равновесия между потребностями
туризма, законными интересами правительств,
связанными с их стремлением максимально
использовать объекты наследия для
получения ощутимой экономической
выгоды, прерогативами индустрии
туризма и, наконец, задачами сохранения
наследия в широком смысле этого
слова -другими словами, всех физических
и нематериальных объектов, содержащих
в себе память прошлого. Реализация
концепции устойчивого туризма
— еще один модный термин — немыслима
без активизации
Интересен в данном случае
опыт Нидерландов, где по решению
правительства с 1991 года осуществляется
национальная программа охраны музейных
коллекций (так называемый план «Дельта»),
в основе которой лежит концепция
сохранения наследия и идея «профилактической
консервации» Но так было далеко не
всегда, отчего страдали художественные
центры, культурные объекты, здания и
собрания выдающихся произведений во
всем мире. Безразличие, халатное отношение,
катастрофические музеологические
условия, недостаток средств, а также,
и прежде всего, наплыв туристов, число
которых постоянно растет, — все
это как дамоклов меч висело над
культурным наследием. Вот почему, даже
если сегодня и можно говорить
об улучшении ситуации в связи
с растущим, хотя и запоздалым, осознанием
ценности культурного наследия, еще
предстоит осуществить
Несколько иная, хотя и схожая
во многих аспектах связей наследия и
туризма концепция изложена В.А.Квартальновым.
Он отмечает, что «объекты национального
культурного наследия должны быть представлены
разумно и творчески. Научно-технический
прогресс сделал свое дело: продукция
одной страны практически не отличается
от аналогичной продукции другой
страны. В культуре единообразие недопустимо.
Регион, желающий стать популярным
туристским направлением, должен обладать
уникальными культурными
Кроме этого, указанным выше
автором предложена методика оценки
культурных комплексов для туристских
целей, которая, с его точки зрения
может проводиться двумя
1) ранжированием культурных
комплексов по их месту в
мировой и отечественной
2) необходимым и достаточным
временем для осмотра
При этом, однако, отмечается, что данные методы носят субъективный характер: культурные комплексы, интересные с профессиональной точки зрения, не всегда аттрактивны для простых туристов. Кроме этого, имеют большое значение: доступность, построение экскурсионных маршрутов, уровень образования, национальные особенности и даже мода.
Итак, в связи с возросшей
потребностью людей в расширении
знаний по различным направлениям,
в повышении интеллектуального
уровня, в современном мире ведущую
роль среди основных видов туризма
занимает культурный туризм, имеющий
большое значение в социально-экономическом
(выравнивание сезонного цикла основных
производств, создание рабочих мест,
равномерное распределение
Таблица 1.1
Доли видов туризма в общем объеме туристских услуг
Виды туризма |
Доля, % |
Культурный |
60,1 |
Деловой |
13,8 |
Лечебно-оздоровительный |
11,0 |
Учебный |
9,0 |
Шоп-туризм |
6,1 |
В результате анализа существующих
определений культурного
Культурное достояние
территорий необходимо рассматривать
и как туристский ресурс, вызывающий
интерес и мотивацию к
Организационно-экономическое обеспечение деятельности в культурном туризме представляет собой совокупность (комплекс) мер и средств, создание условий, способствующих нормальному протеканию экономических процессов, поддержанию стабильного функционирования экономической системы и ее объектов, предотвращению сбоев, нарушений законов, нормативных установок, контрактов, и включает следующее: законодательное обеспечение (разработка законодательства, способствующего нормальному протеканию туристской деятельности); инфраструктурное обеспечение (наличие совокупности материально-технических элементов, создающих и обеспечивающих общие условия для организации культурного туризма); финансовое обеспечение (определение инвестиционных источников и создание благоприятного инвестиционного климата в сфере культурного туризма); информационное обеспечение (создание информационной системы, способствующей эффективной работе по организации культурного туризма и информационному обеспечению туристов, в том числе с использованием новых информационных технологий); кадровое обеспечение (своевременная и постоянная подготовка и переподготовка квалифицированного персонала высшего, среднего и низшего звена, способного оказывать качественные туристские услуги).
Информация о работе Проблемы и перспективы развития культурного туризма