Проблемы и перспективы развития культурного туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 06:13, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является рассмотрение проблемы и перспективы развития культурного туризма в России
В соответствии с намеченной целью определены следующие задачи:
• сформулировать методологические основы анализа социально-экономической природы культурного туризма;
• рассмотреть роль культурного туризма в развитии региональной экономики;

Содержание работы

Введение
1 Культурный туризм: сущность и классификация
1.1 Общее представление и классификация культурного туризма
1.2 Факторы, влияющие на культурный туризм
2 Проблемы развития культурного туризма в России
2.1 Объекты культурного наследия
2.2 Основные проблемы России культурного туризма
3 Потенциал развития культурного туризма в России
3.1 Оценка культурных комплексов
3.2 Критерии оценок объектов культурного туризма в России
3.3 Развитие культурного туризма на примере туристско-рекреационной зоне «Золотое Кольцо Москвы»
3.4 Перспективы развития культурного туризма в России
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Дипломная работа Проблемы и перспективы развития культурного туризма.docx

— 131.13 Кб (Скачать файл)

Как пишет в этой связи  сербская исследовательница М. Драгичевич-Шешич  «культурный туризм как «путешествие в историю» особенно развит в тех  странах, в которых подчеркиваются ценности культурно-исторических традиций, а также там, где уделяется  большое внимание развитию национального  самосознания, особенно среди малых  народов, борющихся против культурной ассимиляции. В этом смысле для истории  туризма очень важным было время XIX века, когда пробуждалось национальное самосознание в Европе, когда с  этим связывались путешествия, экскурсии, паломничества. С другой стороны, культурный туризм использует тягу людей к знакомству с «другими» — другими обычаями и культурой, желание сравнить увиденное  с положением в этой области в  своей стране. Туристические агентства (особенно в некоторых странах  Европы) организуют для своих клиентов специфические поездки в другие страны, делая для них из этого  своеобразное культурно-историческое событие. Для любителей истории  соприкосновение с местами тех  или иных исторических событий, ознакомление с документами и экспонатами  в музеях и т.д. действительно  является большим событием»[10].

Она же предложила следующую  классификацию культурного туризма: Исторические путешествия, среди которых  можно выделить:[11]

— «путешествия в историю»;

— «путешествия - реконструкции  исторических событий» (Французская  революция, великие сражения Наполеона  и т.д.);

— изучение исторического  периода (Калифорния в эпоху первопроходцев, византийская Греция и т.д.);

— религиозные путешествия (паломничества в Иерусалим, Мекку  и Медину, на Хиландар и т.д.).

К другой группе она отнесла  географические путешествия, целью  которых является ознакомление туристов с какой-либо зарубежной страной, определенным регионом или городом. Такие путешествия  могут быть комплексными (когда объектом ознакомления является какая-нибудь одна страна или ее столица, их культурно-исторические достопримечательности, современная  общественно-экономическая жизнь) или  же специализированными (когда туристы  знакомятся только с определенными  достопримечательностями, чаще всего  с культурно-историческими памятниками, природой или же определенными отраслями  экономики).

Путешествия третьей группы, так называемые «культурологические», связаны не с поездками в какую-либо страну или ознакомлением с какой-либо религией, а с изучением какого—либо  направления в искусстве, чаще всего  в изобразительном (например, «От  Истрии до Равенны», «Барочная зима»  — Вена, Зальцбург, Прага, Мюнхен и  т.д.), или же в области музыкального или театрального искусства. Путешествия  могут быть организованы и для  того, чтобы отдать дань признания  какому-либо художнику. В Германии в  этих целях издан туристический  путеводитель «Гете», а во Франции  организуется масса туристических  маршрутов, связанных с известными писателями: Жорж Санд, Ламартином или  же с их произведениями (Париж в  произведениях Бальзака или Золя).

Кроме этого, в отдельную  позицию выделены специфические  формы «экологического и «конгрессного» туризма[12].

К этой достаточно полной классификации  можно добавить специфические формы  «ностальгического туризма», который  связан с ощущением утраты определенной идентичности, связи с определенным наследием. По известным политическим и социальным причинам следует ожидать  успешного развития этого вида туризма  в Российской Федерации и странах  бывшего СССР.

Вместе с тем имеется  еще один серьезный аспект при  организации туризма в сфере  наследия, на который стоит обратить отдельное внимание. Он отчетливо  проявляется в Европе. Как отмечает французская исследовательница  К. Перье-Д'Итерен[13], в Европе развернулась широкая деятельность по методическому и организационному обеспечению туризма в сфере наследия «Научные и учебные заведения, нередко при поддержке Европейской комиссии, разрабатывают всевозможные программы. Проводятся семинары, «круглые столы» и дискуссии, участники которых рассматривают эту тему с разных точек зрения. Заказываются специальные исследования, пересматриваются старые, вводятся в действие новые документы». Но на фоне быстро происходящих изменений остается в стороне деятельность по сохранению наследия, т.е. один из фундаментов политики по отношению к наследию, который в действительности должны выдвигаться на первый план. В настоящее время наследие рассматривается либо исключительно с гедонистской точки зрения, либо «как продукт потребления». Такая позиция создает явные и скрытые угрозы для самого существования объектов наследия. Как зафиксировано в Конвенции ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия, ему «все более угрожает разрушение, вызываемое не только традиционными причинами повреждений, но также и эволюцией социальной и экономической жизни, которая усугубляет их еще более вредоносными и разрушительными явлениями».

Зададимся простым вопросом: как планируется туристический  маршрут? Вне зависимости от того делает эту работу тур-оператор крупнейшего  агентства или просто частное  лицо, решившее отправиться отдыхать на собственном автомобиле, этот человек (назовем его сценаристом маршрута) должен обладать информацией о культурном ландшафте. А как ее разыскать, если она публиковалась мало, неполно, с огромными купюрами? В настоящее  время музеями и специалистами  в области российской культуры накоплен достаточно большой объем сведений, которые необходимо систематизировать, опубликовать и заставить работать на конкретного человека и общество в целом.

Большой ошибкой было бы считать, что речь идет о создании очередного путеводителя (пусть в  современной, электронной форме), содержащего  исключительно информацию о памятниках истории и культуры. Наша цель не ограничивается удовлетворением научных  и образовательных интересов  любителей старины. Эта задача будет  решена попутно, но не она стоит во главе угла. Речь идет о культурном туризме - одной из наиболее доходных сфер мировой экономики. Для него необходимы сведения не только об отдельных  объектах, но и о культурном ландшафте  в целом.

Существует распространенное заблуждение: "У нас в городе такой музей хороший, такие церкви старинные, такие места исторические... Почему же к нам туристы не едут?". Ответ прост: для туризма значимы  не отдельные культурные объекты, а  культурный ландшафт.

Поясним эту мысль простым  примером: автомобильное шоссе - не является памятником истории и культуры, но оно - важная часть культурного  ландшафта. Историк архитектуры, описывающий  древний храм, не станет останавливаться  на том, хороши ли к нему пути подъезда. А для организации туризма  эти сведения совершенно необходимы. Особенно в России, где для туристического автобуса в плохую погоду далеко не всегда преодолимы даже дороги областного значения, не говоря уже о местных.

Так вот, для целей культурного  туризма важно осознать сильные  и слабые стороны, именно культурного  ландшафта.

Понятно, что для точного  определения параметров культурного  ландшафта требуются специальные  исследования, проводимые на месте. Парадокс состоит в том, что отправной  точкой подобных исследований (а они  не дешевы) должна стать гипотеза об их целесообразности. Другими словами, нужно заранее иметь немалый  объем сведений и хотя бы ориентировочную  оценку культурных ресурсов региона, чтобы  позволить себе роскошь тратится на дорогостоящие разработки. Возникает  замкнутый круг: нет первичной  информации - нечего предложить инвестору, нет инвестиций - нет инфраструктуры туризма, нет инфраструктуры - не едут туристы, нет туристов - огромные потери в виде неполученной прибыли.

Единственный способ прорвать этот порочный круг - централизованно  создать первичный каталог культурного  ландшафта России и предоставить его в общее бесплатное пользование. Технологии, используемые при создании такого каталога могут быть различными. За основу, вокруг которой будет наращиваться информационное наполнение, можно принять: существующую инфраструктуру, памятники архитектуры, музеи.

При этом понятно, что как  ни важна инфраструктура, для культурного  туризма она является средством, а не объектом интереса. Что же касается выбора между памятниками архитектуры  и музеями, то последние явно предпочтительнее вот по какой причине. В отличие  от памятников архитектуры, музеи способны самостоятельно поставлять значительную часть информации и о себе, и  о прилегающем культурном ландшафте. Тем самым задача существенно  упрощается, сводится во многом к грамотной  формулировке запроса.

Это выводит на первый план деятельность по созданию системы прочных  связей между наследием и туризмом, в первую очередь с помощью  реализации образовательных программ

К.Перье-ДИтерен считает, что необходимы целенаправленные усилия, направленные на «достижение справедливого  равновесия между потребностями  туризма, законными интересами правительств, связанными с их стремлением максимально  использовать объекты наследия для  получения ощутимой экономической  выгоды, прерогативами индустрии  туризма и, наконец, задачами сохранения наследия в широком смысле этого  слова -другими словами, всех физических и нематериальных объектов, содержащих в себе память прошлого. Реализация концепции устойчивого туризма  — еще один модный термин — немыслима  без активизации соответствующих  программ по консервации объектов наследия, поскольку наследие является важным фактором регионального, социального, экономического и культурного развития любой страны»[14].

Интересен в данном случае опыт Нидерландов, где по решению  правительства с 1991 года осуществляется национальная программа охраны музейных коллекций (так называемый план «Дельта»), в основе которой лежит концепция  сохранения наследия и идея «профилактической  консервации» Но так было далеко не всегда, отчего страдали художественные центры, культурные объекты, здания и  собрания выдающихся произведений во всем мире. Безразличие, халатное отношение, катастрофические музеологические  условия, недостаток средств, а также, и прежде всего, наплыв туристов, число  которых постоянно растет, — все  это как дамоклов меч висело над  культурным наследием. Вот почему, даже если сегодня и можно говорить об улучшении ситуации в связи  с растущим, хотя и запоздалым, осознанием ценности культурного наследия, еще  предстоит осуществить гигантский объем работ на основе скоординированных  усилий по изучению и анализу.

Несколько иная, хотя и схожая во многих аспектах связей наследия и  туризма концепция изложена В.А.Квартальновым. Он отмечает, что «объекты национального  культурного наследия должны быть представлены разумно и творчески. Научно-технический  прогресс сделал свое дело: продукция  одной страны практически не отличается от аналогичной продукции другой страны. В культуре единообразие недопустимо. Регион, желающий стать популярным туристским направлением, должен обладать уникальными культурными комплексами  и предлагать их на туристский рынок»[15].

Кроме этого, указанным выше автором предложена методика оценки культурных комплексов для туристских целей, которая, с его точки зрения может проводиться двумя основными  способами:

1) ранжированием культурных  комплексов по их месту в  мировой и отечественной культуре;

2) необходимым и достаточным  временем для осмотра достопримечательностей, что позволяет сравнивать разные  территории по перспективности  историко-культурного потенциала  для туризма.

При этом, однако, отмечается, что данные методы носят субъективный характер: культурные комплексы, интересные с профессиональной точки зрения, не всегда аттрактивны для простых  туристов. Кроме этого, имеют большое  значение: доступность, построение экскурсионных  маршрутов, уровень образования, национальные особенности и даже мода.

Итак, в связи с возросшей  потребностью людей в расширении знаний по различным направлениям, в повышении интеллектуального  уровня, в современном мире ведущую  роль среди основных видов туризма  занимает культурный туризм, имеющий  большое значение в социально-экономическом (выравнивание сезонного цикла основных производств, создание рабочих мест, равномерное распределение туристских потоков по территории, возрождение  упадочных промышленных центров, формирование благоприятного имиджа регионов) и  культурном развитии (сохранение историко-культурного  наследия, содействие созданию и поддержка  памятников старины, архитектурных  ансамблей, музеев, театров и др.). По разным оценкам культурный туризм составляет от 10% до 35%, и даже 60% мирового потока туристов. [16]

Таблица 1.1

Доли видов  туризма в общем объеме туристских услуг

Виды туризма

Доля, %

Культурный

60,1

Деловой

13,8

Лечебно-оздоровительный

11,0

Учебный

9,0

Шоп-туризм

6,1


В результате анализа существующих определений культурного туризма  выделяется три подхода к его  определению, каждый из которых, отдельно и в совокупности, представляется полезным при решении задач развития культурного туризма, как затрагивающие  различные взаимодополняющие стороны  организации туристской деятельности (технический, основанный на описании ресурсов историко-культурного туризма  территории, привлекающих туристские потоки; концептуальный подход, в основе которого содержится описание мотивов  и устремлений людей к посещению  историко-культурных центров; подход, при котором главным аспектом выделяется результат, получаемый туристами, – впечатления).

Культурное достояние  территорий необходимо рассматривать  и как туристский ресурс, вызывающий интерес и мотивацию к путешествию, и как ресурс социально-экономического развития территорий, их экономический  потенциал.

Организационно-экономическое  обеспечение деятельности в культурном туризме представляет собой совокупность (комплекс) мер и средств, создание условий, способствующих нормальному протеканию экономических процессов, поддержанию стабильного функционирования экономической системы и ее объектов, предотвращению сбоев, нарушений законов, нормативных установок, контрактов, и включает следующее: законодательное обеспечение (разработка законодательства, способствующего нормальному протеканию туристской деятельности); инфраструктурное обеспечение (наличие совокупности материально-технических элементов, создающих и обеспечивающих общие условия для организации культурного туризма); финансовое обеспечение (определение инвестиционных источников и создание благоприятного инвестиционного климата в сфере культурного туризма); информационное обеспечение (создание информационной системы, способствующей эффективной работе по организации культурного туризма и информационному обеспечению туристов, в том числе с использованием новых информационных технологий); кадровое обеспечение (своевременная и постоянная подготовка и переподготовка квалифицированного персонала высшего, среднего и низшего звена, способного оказывать качественные туристские услуги).

Информация о работе Проблемы и перспективы развития культурного туризма