Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 06:13, дипломная работа
Целью дипломной работы является рассмотрение проблемы и перспективы развития культурного туризма в России
В соответствии с намеченной целью определены следующие задачи:
• сформулировать методологические основы анализа социально-экономической природы культурного туризма;
• рассмотреть роль культурного туризма в развитии региональной экономики;
Введение
1 Культурный туризм: сущность и классификация
1.1 Общее представление и классификация культурного туризма
1.2 Факторы, влияющие на культурный туризм
2 Проблемы развития культурного туризма в России
2.1 Объекты культурного наследия
2.2 Основные проблемы России культурного туризма
3 Потенциал развития культурного туризма в России
3.1 Оценка культурных комплексов
3.2 Критерии оценок объектов культурного туризма в России
3.3 Развитие культурного туризма на примере туристско-рекреационной зоне «Золотое Кольцо Москвы»
3.4 Перспективы развития культурного туризма в России
Заключение
Список использованной литературы
Культурный туризм, как
явление широкое и
Для классификации продуктов культурного туризма региона составим своего рода матрицу его видов и уровней. В ней выделены подвиды культурного туризма и по уровню и по тематике. Классификация представлена в виде таблицы, где в каждую ячейку внесены: определенные турпродукты; организации, имеющие возможность участия в создании определенных турпродуктов; источники финансирования и т.д. в зависимости от поставленной задачи (табл. 1.2).
Таблица 1.2
Классификация продуктов культурного туризма по уровню и тематическому виду
Уровень Вид |
Профессиональный |
Специализированный |
Неспециализированный |
Сопутствующий |
Исторический |
Научный туризм: конференции, экспедиции |
Исторические, военно-патриотические туры |
Экскурсия по историческим местам, местам боевых сражений, анимационная программа | |
Этно- Графический |
Этнографические туры |
Этнографическая экскурсия, анимационная программа, дегустация традиционной кухни | ||
Архитектур- Ный |
Архитектурные туры |
Архитектурная экскурсия | ||
Археологичес- Кий |
Участие в раскопках |
Археологические туры |
Экскурсия к местам раскопок, захоронений | |
Фольклорный |
Участие Профессио-нальных коллективов в фестивалях др. |
Фольклорные туры, посещение фестивалей |
Фольклорный концерт, фольклорная программа | |
Религиозный |
Паломничес-тво |
Религиозный тур |
Экскурсия по святым местам |
Следует отметить, что данная
классификация не претендует на полный
охват, так как по каждому подвиду
культурного туризма можно
Неспециализированный
Сделан вывод, что культурный
туризм является механизмом сохранения
достояния страны, которое рассматривается
не только как культурный, но и как
экономический потенциал
1.2 Факторы, влияющие на культурный туризм
Решение одной из ключевых
задач развития отечественного историко-культурного
туризма требует осуществления
масштабных инвестиций. Однако в этом
отношении российский культурный туризм
оказался в своеобразном замкнутом
круге: низкий уровень производства
услуг, обусловленный слабыми
Деятельность в области культурного туризма, являющаяся интеграционной составной частью национальной экономической системы, должна планироваться, направляться и координироваться комплексно, затрагивать все аспекты его развития – правовые, экономические, организационные, социальные, историко-культурные, научно-образовательные, экологические. Отмечается, что в каждом из этих направлений должен реализовываться свой инструментарий регулирования (табл. 1.3).
Таблица 1.3
Инструменты регулирования развития культурного туризма
Область регулирования |
Инструменты регулирования |
|
Правовая |
- регламентация норм и
правил эксплуатации - регламентация правил
деятельности предприятий - регулирование правил
въезда и выезда в страну
для иностранных и - установление мораториев и санкций; - разработка и принятие концепций и программ развития культурного туризма |
|
Экономиическая |
- формирование условий
благоприятствования для - прямые государственные инвестиции в инфраструктуру культурного туризма; - льготное кредитование; - льготное налогообложение; - внешнеторговые льготы; - регулирование цен и тарифов; - страхование |
|
Организационная |
- разработка и формирование
системы регулирования - разработка и реализация мероприятий по формированию имиджа страны и ее регионов; - разработка и реализация
консультативных и - разработка и реализация
мероприятий по продвижению - установление и поддержание международных связей в сфере культурного туризма; - разработка и формирование
системы наблюдения и контроля
за состоянием культурных |
|
Социальная |
- субсидирование создания
рабочих мест; |
|
Область регулирования |
Инструменты регулирования | |
Научно-образова-тельная |
- организация и финансирование
подготовки кадров в системе
среднего и высшего - финансирование научных
исследований в области - организация международных и внутренних стажировок | |
Культурная |
- охрана и реставрация исторических памятников; - проведение культурных фестивалей; - привлечение и организация
гастролей популярных - проведение мероприятий по исследованию, восстановлению и развитию фольклора местного населения; - поддержка деятельности учреждений культуры, творческих коллективов | |
Экологическая |
- разработка и проведение природоохранных мероприятий; - ликвидация ущерба и
восстановление природных - стимулирование внедрения природосберегающих, безущербных технологий производственной деятельности |
Государственный, региональные
и местные бюджеты, целевые внебюджетные
фонды образуют финансовую базу государства,
обеспечивающую выполнение органами государственной
и местной власти их функций (полномочий),
в том числе по регулированию
экономической жизни общества. В
основе использования многих из вышеперечисленных
методов государственного регулирования
лежат государственные финансы.
Особое место занимают методы бюджетного
регулирования. Например, методы прямого
государственного финансирования и
кредитования, направленные на удовлетворение
текущих и долговременных государственных
нужд (государственные закупки
Развитие культурных факторов внутри региона является средством расширения ресурсов для привлечения туристских потоков. Во многих странах туризм может быть включен в так называемую политику культурных отношений.
Уровень культурного развития может быть использован также для создания благоприятного имиджа конкретного региона на туристском рынке. Элементы и факторы культуры могут являться каналами распределения информации о туристских возможностях местности. Успех развития туризма зависит не только от материально-технической базы, соответствующей общепринятым стандартам и требованиям, но и от уникальности национального культурного наследия.
2 Проблемы развития культурного
туризма в России 2.1 Объекты
культурного наследия
В соответствии с нормами международного права и российским законодательством каждый объект культурного наследия (памятник истории и культуры) представляет собой уникальную ценность для всего многонационального народа РФ и является неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. Однако на сегодняшний день плачевное состояние этих объектов представляет серьезную угрозу утраты исторического и культурного наследия страны и требует принятия незамедлительных мер по их сохранению.
По данным министерства культуры
РФ под охрану государства подпадают
более 140 тысяч выявленных объектов
культурного наследия. До настоящего
времени не уточнен их пообъектный
состав и не проведена инвентаризация
указанных объектов и их физической
сохранности. В хорошем и удовлетворительном
состоянии находятся
В настоящее время в
связи с несовершенством
На сегодняшний день в
российском законодательстве нет четкого
и системного подхода к охране
объектов культурного наследия, законодательно
четко не определены условия и
порядок распоряжения объектами
культурного наследия, порядок установления
и выполнения требований и ограничений
по сохранению и использованию объекта
культурного наследия, в том числе
охранных обязательств, и порядок
осуществления контроля за их выполнением.
Сложность вышеуказанных
В связи с этим, Всероссийской
ассоциацией приватизируемых и
частных предприятий (работодателей)
был проведен ряд разработок в
области охраны и использования
объектов культурного наследия. Ассоциацией
была разработана концепция
В частности, в качестве основных мер в сфере законодательства по решению выявленных проблем в области сохранения и использования объектов культурного наследия концепцией предусмотрена разработка проекта ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» и проекта ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».
Разработанный Ассоциацией проект ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» устанавливает:
• Виды объектов культурного наследия, которые не подлежат приватизации.
• Понятие «паспорт объекта
культурного наследия» и состав
сведений, подлежащих включению в
паспорт объекта, а именно: описание
объекта; охранные обязательства в
отношении объекта; требования по сохранению
облика и интерьера объекта
• Категории объектов культурного
наследия по требованиям к обеспечению
доступа к ним, а именно: государственные
музеи и музейные фонды со специальным
режимом доступа, объекты, по отношению
к которым устанавливаются
• Понятие «охранные
• Конкретную систему санкций,
применяемых в отношении
Информация о работе Проблемы и перспективы развития культурного туризма