Проблемы и перспективы развития культурного туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 06:13, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является рассмотрение проблемы и перспективы развития культурного туризма в России
В соответствии с намеченной целью определены следующие задачи:
• сформулировать методологические основы анализа социально-экономической природы культурного туризма;
• рассмотреть роль культурного туризма в развитии региональной экономики;

Содержание работы

Введение
1 Культурный туризм: сущность и классификация
1.1 Общее представление и классификация культурного туризма
1.2 Факторы, влияющие на культурный туризм
2 Проблемы развития культурного туризма в России
2.1 Объекты культурного наследия
2.2 Основные проблемы России культурного туризма
3 Потенциал развития культурного туризма в России
3.1 Оценка культурных комплексов
3.2 Критерии оценок объектов культурного туризма в России
3.3 Развитие культурного туризма на примере туристско-рекреационной зоне «Золотое Кольцо Москвы»
3.4 Перспективы развития культурного туризма в России
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Дипломная работа Проблемы и перспективы развития культурного туризма.docx

— 131.13 Кб (Скачать файл)

Культурный туризм, как  явление широкое и разноплановое, имеет множество классификаций. Предлагаем уточнение наиболее существенных критериев – «уровень культурной составляющей», определяющий объем  культурной составляющей в туристской деятельности отдельных категорий  туристов и «тематика тура», основанный на характеристике турпродукта и  теме предлагаемых туров, путем их объединения  в рамках одной классификации.

Для классификации продуктов  культурного туризма региона  составим своего рода матрицу его  видов и уровней. В ней выделены подвиды культурного туризма  и по уровню и по тематике. Классификация  представлена в виде таблицы, где  в каждую ячейку внесены: определенные турпродукты; организации, имеющие  возможность участия в создании определенных турпродуктов; источники  финансирования и т.д. в зависимости  от поставленной задачи (табл. 1.2).

Таблица 1.2

Классификация продуктов  культурного туризма по уровню и  тематическому виду

Уровень

Вид

Профессиональный

Специализированный

Неспециализированный

Сопутствующий

Исторический

Научный туризм: конференции, экспедиции

Исторические, военно-патриотические

туры

Экскурсия по историческим местам, местам боевых сражений, анимационная программа

Этно-

Графический

Этнографические туры

Этнографическая экскурсия, анимационная программа,

дегустация традиционной кухни

Архитектур-

Ный

Архитектурные туры

Архитектурная экскурсия

Археологичес-

Кий

Участие в 

раскопках

Археологические туры

Экскурсия к местам раскопок, захоронений

Фольклорный

Участие

Профессио-нальных

коллективов в фестивалях др.

Фольклорные

туры, посещение фестивалей

Фольклорный концерт,

фольклорная программа

Религиозный

Паломничес-тво

Религиозный тур

Экскурсия по святым местам


Следует отметить, что данная классификация не претендует на полный охват, так как по каждому подвиду  культурного туризма можно создать  огромное множество различных турпродуктов. В то же время подчеркивается, что  профессиональный исторический, этнографический, археологический, архитектурный, религиозный  и т.д. историко-культурный туризм тесно  переплетается с научным туризмом и будет иметь в основном вид  научных экспедиций, конференций. Профессиональный фольклорный туризм – это участие  коллективов в различного рода представлениях и фестивалях. Для специализированного  культурного туризма характерны подробные тематические туры. Например, специализированный архитектурный  тур подробно знакомит туриста с  особенностями архитектуры региона  и т.д.; этнографический тур –  с особенностями культуры, традиций, быта, кухни народа или народов  региона, страны.

Неспециализированный культурный туризм предполагает различные тематические экскурсии, анимационные программы, которые  носят скорее ознакомительный характер, то же относится к сопутствующему туризму.

Сделан вывод, что культурный туризм является механизмом сохранения достояния страны, которое рассматривается  не только как культурный, но и как  экономический потенциал территорий, как невостребованный ресурс их социально-экономического развития, который очень важно  использовать в полной мере. Развитие в регионах культурного туризма  может рассматриваться как средство координации деятельности федеральных  и территориальных органов управления и многочисленных участников процесса возрождения территорий путем привлечения  средств различных инвесторов, включая  субъекты хозяйственной деятельности, предпринимательские структуры, общественные организации.

1.2 Факторы, влияющие  на культурный туризм

Решение одной из ключевых задач развития отечественного историко-культурного  туризма требует осуществления  масштабных инвестиций. Однако в этом отношении российский культурный туризм оказался в своеобразном замкнутом  круге: низкий уровень производства услуг, обусловленный слабыми инвестициями в памятники истории и культуру, ведет к слабому спросу и небольшому доходу, получаемому в результате оказания этих услуг. Небольшой доход  и, как следствие, небольшие денежные накопления ведут к слабым инвестициям  в индустрию культурного туризма.

Деятельность в области  культурного туризма, являющаяся интеграционной составной частью национальной экономической  системы, должна планироваться, направляться и координироваться комплексно, затрагивать  все аспекты его развития –  правовые, экономические, организационные, социальные, историко-культурные, научно-образовательные, экологические. Отмечается, что в  каждом из этих направлений должен реализовываться свой инструментарий регулирования (табл. 1.3).

Таблица 1.3

Инструменты регулирования  развития культурного туризма

Область

регулирования

Инструменты регулирования

 

Правовая

- регламентация норм и  правил эксплуатации культурных  ресурсов;

- регламентация правил  деятельности предприятий туриндустрии, их прав и обязанностей в  отношении объектов культурного  наследия;

- регулирование правил  въезда и выезда в страну  для иностранных и отечественных  туристов;

- установление мораториев  и санкций;

- разработка и принятие  концепций и программ развития  культурного туризма

 

Экономиическая

- формирование условий  благоприятствования для частных  инвестиций в культурный туризм;

- прямые государственные  инвестиции в инфраструктуру  культурного туризма;

- льготное кредитование;

- льготное налогообложение;

- внешнеторговые льготы;

- регулирование цен и тарифов;

- страхование

 

Организационная

- разработка и формирование  системы регулирования индустрии  культурного туризма на национальном  и региональном уровне;

- разработка и реализация  мероприятий по формированию  имиджа страны и ее регионов;

- разработка и реализация  консультативных и согласительных  схем взаимодействия субъектов  регулирования и предприятий  индустрии культурного туризма,  общественных туристских организаций;

- разработка и реализация  мероприятий по продвижению культурного  туристского продукта страны  и регионов;

- установление и поддержание  международных связей в сфере  культурного туризма;

- разработка и формирование  системы наблюдения и контроля  за состоянием культурных туристских  ресурсов

 

Социальная

- субсидирование создания  рабочих мест; 
- инвестиции в развитие человеческого потенциала; 
- защита прав и интересов туристов

 

Область

регулирования

Инструменты регулирования

Научно-образова-тельная

- организация и финансирование  подготовки кадров в системе  среднего и высшего образования;

- финансирование научных  исследований в области культурного  туризма; 

- организация международных  и внутренних стажировок

Культурная

- охрана и реставрация  исторических памятников;

- проведение культурных  фестивалей;

- привлечение и организация  гастролей популярных творческих  коллективов;

- проведение мероприятий  по исследованию, восстановлению  и развитию фольклора местного  населения;

- поддержка деятельности  учреждений культуры, творческих  коллективов 

Экологическая

- разработка и проведение  природоохранных мероприятий;

- ликвидация ущерба и  восстановление природных ресурсов;

- стимулирование внедрения  природосберегающих, безущербных технологий  производственной деятельности


Государственный, региональные и местные бюджеты, целевые внебюджетные фонды образуют финансовую базу государства, обеспечивающую выполнение органами государственной  и местной власти их функций (полномочий), в том числе по регулированию  экономической жизни общества. В  основе использования многих из вышеперечисленных  методов государственного регулирования  лежат государственные финансы. Особое место занимают методы бюджетного регулирования. Например, методы прямого  государственного финансирования и  кредитования, направленные на удовлетворение текущих и долговременных государственных  нужд (государственные закупки материальных ресурсов, государственные инвестиции). Посредством расходования средств государственного и местного бюджетов осуществляется целенаправленное воздействие на объем и структуру туристского предложения, на распределение инвестиций и капитала по отраслям и регионам.

Развитие культурных факторов внутри региона является средством  расширения ресурсов для привлечения  туристских потоков. Во многих странах  туризм может быть включен в так  называемую политику культурных отношений.

Уровень культурного развития может быть использован также  для создания благоприятного имиджа конкретного региона на туристском рынке. Элементы и факторы культуры могут являться каналами распределения  информации о туристских возможностях местности. Успех развития туризма  зависит не только от материально-технической  базы, соответствующей общепринятым стандартам и требованиям, но и от уникальности национального культурного  наследия.

 
2 Проблемы развития культурного  туризма в России 2.1 Объекты культурного наследия

В соответствии с нормами  международного права и российским законодательством каждый объект культурного  наследия (памятник истории и культуры) представляет собой уникальную ценность для всего многонационального народа РФ и является неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. Однако на сегодняшний день плачевное состояние  этих объектов представляет серьезную  угрозу утраты исторического и культурного  наследия страны и требует принятия незамедлительных мер по их сохранению.

По данным министерства культуры РФ под охрану государства подпадают  более 140 тысяч выявленных объектов культурного наследия. До настоящего времени не уточнен их пообъектный  состав и не проведена инвентаризация указанных объектов и их физической сохранности. В хорошем и удовлетворительном состоянии находятся соответственно 30 и 20 процентов объектов культурного  наследия, остальные 50 процентов находятся  в неудовлетворительном и аварийном  состоянии.

В настоящее время в  связи с несовершенством законодательства остановлен процесс привлечения  частных инвестиций в восстановление и реконструкцию объектов культурного  наследия посредством их приватизации, а также путем передачи их в  аренду. Справедливости ради надо отметить, что с 1 июля 2008 года процесс будет  должен быть продолжен. Отсутствие необходимых  законодательных и нормативных  актов отрицательно сказывается, в  первую очередь на положении самих  памятников истории и культуры, которые  в отсутствии финансирования их содержания и реставрации находятся в  большинстве своем в плачевном  состоянии. По существу, неопределенность собственника каждого конкретного  объекта культурного наследия, несущего бремя его содержания и ответственность  за его сохранение, приведет в скором времени к утрате многих объектов, являющихся историческим и культурным достоянием народов РФ.

На сегодняшний день в  российском законодательстве нет четкого  и системного подхода к охране объектов культурного наследия, законодательно четко не определены условия и  порядок распоряжения объектами  культурного наследия, порядок установления и выполнения требований и ограничений  по сохранению и использованию объекта  культурного наследия, в том числе  охранных обязательств, и порядок  осуществления контроля за их выполнением. Сложность вышеуказанных проблем  требует комплексного, системного подхода  к их решению.

В связи с этим, Всероссийской  ассоциацией приватизируемых и  частных предприятий (работодателей) был проведен ряд разработок в  области охраны и использования  объектов культурного наследия. Ассоциацией  была разработана концепция осуществления  деятельности по охране объектов культурного  наследия, содержащая предложения по осуществлению мер, необходимых  для комплексного решения проблемы сохранения объектов культурного наследия, привлечения инвестиций для поддержания  их в надлежащем состоянии, восстановления и реконструкции, а также состав первоочередных мероприятий, реализация которых позволит обеспечить сохранение, реставрацию, восстановление, содержание и эффективное использование  историко-культурного и архитектурно-градостроительного наследия. Концепция предусматривает, что охрана объектов культурного  наследия должна представлять собой  единую систему правовых, организационных, финансовых, информационных, материально--технических  и иных и нормативных актов  в области сохранения, содержания и использования этих объектов, а  также систему организации комплексной, взаимосвязанной работы органов  государственной власти по охране объектов культурного наследия и органов  государственной власти по контролю за их сохранением, их территориальных  подразделений, а также граждан  и общественных организаций по охране объектов культурного наследия.

В частности, в качестве основных мер в сфере законодательства по решению выявленных проблем в  области сохранения и использования  объектов культурного наследия концепцией предусмотрена разработка проекта  ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об объектах культурного  наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» и проекта ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Разработанный Ассоциацией  проект ФЗ «О внесении изменений в  ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» устанавливает:

• Виды объектов культурного  наследия, которые не подлежат приватизации.

• Понятие «паспорт объекта  культурного наследия» и состав сведений, подлежащих включению в  паспорт объекта, а именно: описание объекта; охранные обязательства в  отношении объекта; требования по сохранению облика и интерьера объекта культурного  наследия; реестры необходимых и  проведенных в отношении соответствующего объекта культурного наследия восстановительных  работ; мероприятий, необходимых для  сохранения объекта; работ по его  перемещению; сведения об оценке охранно-сервисного потенциала и результатах проведенных  оценок различных типов стоимостей объекта культурного наследия; требования по обеспечению доступа к объекту  культурного наследия, являющиеся требованиями по обеспечению целевого использования  данного объекта.

• Категории объектов культурного  наследия по требованиям к обеспечению  доступа к ним, а именно: государственные  музеи и музейные фонды со специальным  режимом доступа, объекты, по отношению  к которым устанавливаются требования по режиму музеефикации; объекты, в  отношении которых устанавливается  обязательный публичный доступ; объекты, в отношении которых устанавливается  ограниченный доступ; объекты, в отношении  которых не устанавливаются требования по обеспечению доступа во внутренние помещения объекта.

• Понятие «охранные обязательства» и требования к охранным обязательствам, порядок их установления, прекращения  и изменения, предусмотрев полномочия органов государственной власти по установлению охранных обязательств в отношении объектов культурного наследия и контролю за их исполнением.

• Конкретную систему санкций, применяемых в отношении собственника (пользователя), в случае, если собственник (пользователь) объекта культурного  наследия не соблюдает установленных  в отношении данного объекта  требований по сохранению облика и  интерьера объекта культурного  наследия; требований к обеспечению  доступа к объекту, охранные обязательства  или совершает действия, угрожающие сохранности данного объекта  и влекущие утрату им своего значения, вплоть до прекращения права собственности (пользования) на объект культурного  наследия и безвозмездного изъятия  в судебном порядке объекта культурного  наследия у собственника.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития культурного туризма