Развитие активных видов туризма как средство повышения конкурентоспособности турпредприятия (на примере турфирмы «Вертикаль»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 01:10, дипломная работа

Описание работы

Туризм является наиболее развивающейся и перспективной отраслью мировой индустрии, в которую входят такие сектора обслуживания, как гостинично-ресторанное хозяйство, экскурсионные услуги, транспорт и услуги туристских агентов.
По прогнозам экспертов Всемирной туристской организации, мировая индустрия туризма входит в период постоянно увеличивающегося объема путешествий и экскурсий, увеличивающейся конкуренции среди регионов и стран пребывания. При этом появляется большое количество хорошо информированных потребителей туристских услуг, обращающих внимание на качество и безопасность предлагаемых услуг.

Содержание работы

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава I. Особенности конкурентоспособности туристских предприятий 6
1.1. Роль и значение конкурентоспособности туристских организаций в современных условиях 6
1.2. Классификация активных видов туризма 18
1.3. Технология разработки туристско-экскурсионных маршрутов 27
Глава II. Анализ деятельности турфирмы «Вертикаль» ООО «Вертикаль-Юг» 38
2.1. Общая характеристика предприятия 38
2.2 Технология предоставления экскурсионных услуг 41
2.3. Финансовая деятельность туристской фирмы «Вертикаль» 53
Глава III. Предложения по повышению конкурентоспособности турфирмы «Вертикаль» 59
3.1. Оценка природно-ресурсного потенциала поселка Красная Поляна 59
3.2. Предложения по обеспечению безопасности при организации экскурсий в горно-предгорных территориях 69
3.3. Предложения по разработке тура «Конное путешествие по Красной Поляне» 74
Заключение 83
Список литературы 86

Файлы: 1 файл

Диплом развитие активных видов туризма.doc

— 1.71 Мб (Скачать файл)

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

На тему: «Развитие  активных видов туризма как средство повышения конкурентоспособности  турпредприятия (на примере турфирмы «Вертикаль»)»

 

по специальности 100103 «Социально-культурный сервис и  туризм»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

Введение

 

Туризм является наиболее развивающейся и перспективной  отраслью мировой индустрии, в которую входят такие сектора обслуживания, как гостинично-ресторанное хозяйство, экскурсионные услуги, транспорт и услуги туристских агентов.

По прогнозам экспертов  Всемирной туристской организации, мировая индустрия туризма входит в период постоянно увеличивающегося объема путешествий и экскурсий, увеличивающейся конкуренции среди регионов и стран пребывания. При этом появляется большое количество хорошо информированных потребителей туристских услуг, обращающих внимание на качество и безопасность предлагаемых услуг.

Туризм в представлении  большинства людей связан с отдыхом, новыми впечатлениями, удовольствием. Он прочно вошел в жизнь человека с его естественным стремлением открыть и познать неизведанные края, памятники природы, истории и культуры, обычаи и традиции разных народов.

Туризм обладает большим  эмоциональным воздействием на человека. Традиционно он ассоциируется с праздником жизни.

Экскурсия - сердцевина туризма. Лишь сложные спортивные походы да немногочисленные специализированные туры, такие как охотничий и  рыболовный, могут обходиться без нее. При организации же остальных видов туризма - культурного, археологического, ботанического, научного, экологического, созерцательного, религиозного, конгресного, образовательного и других - экскурсии обязательно включаются в программы поездок.

В Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Р. Ф.» (гл. 2, ст. 4) говорится о том, что приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного и социального туризма, а также о налоговых льготах на развитие данных видов туризма. Это дает надежду на значительное оживление внутреннего туристского рынка и дальнейшее развитие туристско-экскурсионной деятельности в стране.

Современный туристский рынок требует нового подхода  к организации экскурсионной  деятельности как к одному из основных туристских продуктов.

В современных условиях в России происходит усиление конкуренции  в сфере туризма, вследствие чего руководители предприятий находятся  в постоянном поиске новых (адекватных условиям конкуренции) инструментов управления предприятиями и рычагов повышения конкурентоспособности.

Актуальность данной темы заключается в том, что разработка новых туристско-экскурсионных маршрутов, расширит поле деятельности турпредприятий и повысит их конкурентоспособность.

Целью дипломной  работы является - разработка новых туристско-экскурсионных маршрутов для повышения конкурентоспособности турфирмы «Вертикаль» ООО «Вертикаль-Юг».

Для достижения поставленной цели предполагается решения следующих задач:

  1. Изучить особенности конкурентоспособности туристских предприятий.
  2. Дать классификацию активных видов туризма.
  3. Рассмотреть технологию разработки туристско-экскурсионных маршрутов.
  4. Проанализировать деятельность турфирмы «Вертикаль» ООО «Вертикаль-Юг».
  5. Разработать предложения по повышению конкурентоспобности турфирмы «Вертикаль».

Объектом исследования является – конкурентоспособность туристских предприятий.

Предметом исследования является – туристско-экскурсионная деятельность турфирмы «Вертикаль» ООО «Вертикаль-Юг» .

В работе использованы федеральные  и региональные нормативные акты, регулирующие туристско-экскурсионную деятельность, труды отечественных специалистов в области экскурсионной работы (Емельянов Б.В, Сенин В.С, Пасечный П.С, Долженко Г.П. и другие), а так же труды отечественных и зарубежных исследователей по проблемам конкурентоспособности.

Структурно работа состоит  из введения, трех глав и заключения.

Во введении раскрывается актуальность данной работы, определенные цели и задачи, предмет и объект исследования, теоретической значимости работы.

В первой главе раскрываются особенности конкурентоспособности туристских предприятий, рассматриваются методики разработки экскурсионных маршрутов.

Во второй главе дается общая характеристика исследуемого предприятия, его хозяйственная деятельность и конкурентоспособность.

В третьей главе содержатся предложения по повышению конкурентоспособности турфирмы «Вертикаль».

 

 

Глава I. Особенности конкурентоспособности туристских предприятий

1.1. Роль и значение конкурентоспособности туристских организаций в современных условиях

 

В чисто конкурентной экономике действия стремящихся  к прибыли производителей приведут к такому распределению ресурсов, которое максимизирует удовлетворение потребителей. Действительно, эффективное использование ограниченных ресурсов требует выполнения двух условий. Первое: для достижения эффективности распределения ресурсов, ресурсы должны быть распределены между фирмами и отраслями так, чтобы получить определенный ассортимент продукции, которая наиболее необходима обществу (потребителям). Эффективность распределения ресурсов достигается, когда невозможно изменить структуру совокупного объема производства так, чтобы получить чистую выгоду для общества. Второе: производственная эффективность требует, чтобы каждый товар, включенный в этот оптимальный состав продукции, производился наименее дорогостоящим образом.

Но и в этой, казалось бы, идеальной модели существуют изъяны. Экономисты признают четыре возможных фактора, препятствующих эффективности распределения ресурсов в конкурентной экономике:

а) нет причины, по которой конкурентная рыночная система приведет к оптимальному распределению доходов;

б) распределяя ресурсы, конкурентная модель не допускает побочных издержек и выгод или производства общественных благ;

в) отрасль с чистой конкуренцией может мешать применению лучшей из известных продукции и благоприятствовать медленному темпу прогресса;

I) конкурентная система не обеспечивает ни широкого диапазона выбора продукции, ни условий для разработки новой продукции.

Чистая конкуренция  на практике довольно редка. Но это  не означает, однако, что понимание  функционирования конкурентного рынка  неуместно.

Во-первых, существует несколько  отраслей, которые более похожи на конкурентную модель, чем на любую другую рыночную структуру. Кроме того, функционирование чисто конкурентной экономики дает нам образец, или стандарт, с которой может быть сравнена и по которому может быть оценена эффективность реальной экономики. Чистая конкуренция — это модель рынка, которая имеет весомое аналитическое и практическое значение.

На международном рынке  конкурируют фирмы, а не страны. Необходимо понять, как фирма создает и удерживает конкурентное преимущество, чтобы уяснить роль страны в этом процессе. На современном этапе конкурентные возможности фирм не ограничены пределами их страны базирования.

Для понимания природы  конкуренции основной единицей является отрасль (неважно, перерабатывающая или  из сферы услуг), то есть группа конкурентов, производящих товары или услуги и  непосредственно соперничающих между собой. Стратегически значимая отрасль включает в себя продукты со сходными источниками конкурентного преимущества. Кроме того, могут быть родственные отрасли, у продукции которых те же покупатели, технология производства или каналы сбыта, но они предъявляют свои требования к конкурентному преимуществу. На практике границы между отраслями всегда весьма расплывчаты.

Разрабатывая конкурентную стратегию, фирмы стремятся найти  и воплотить способ выгодно и долговременно конкурировать в своей отрасли. Универсальной конкурентной стратегии не существует; только стратегия, согласованная с условиями конкретной отрасли промышленности, навыками и капиталом, которыми обладает конкретная фирма, может принести успех. Выбор конкурентной стратегии определяют два главных момента. Первый -структура отрасли, в которой действует фирма. Суть конкуренции в разных отраслях сильно различается, и вероятность долговременного получения прибыли в разных отраслях неодинакова. Второй главный элемент - это позиция, которую фирма занимает в пределах отрасли. Некоторые позиции более выгодны, чем другие, вне зависимости от средней прибыльности отрасли как таковой.

Каждый из этих моментов сам по себе недостаточен для выбора стратегии. Так, фирма в очень прибыльной отрасли может не получить большой прибыли, если неправильно выберет позицию в отрасли. И структура отрасли, и позиция в ней могут меняться. Отрасль может со временем становиться более (или менее) «привлекательной» по мере изменения условий создания в стране этой отрасли или других элементов структуры отрасли. Позиция в отрасли - отражение нескончаемой войны конкурентов.

Конкурентная стратегия должна основываться на всестороннем понимании структуры отрасли и процесса ее изменения. В любой отрасли экономики — не важно, действует она только на внутреннем рынке или на внешнем тоже, - суть конкуренции выражается пятью силами:

  1. угрозой появления новых конкурентов;
  2. угрозой появления товаров или услуг-заменителей;
  3. способностью поставщиков торговаться;
  4. способностью покупателей торговаться;
  5. соперничеством уже имеющихся конкурентов между собой.

Пять сил конкуренции  определяют прибыльность отрасли, потому что они влияют на цены, которые  могут диктовать фирмы, на расходы, которые им приходится нести, и на размеры капиталовложений, необходимые для того, чтобы конкурировать в этой отрасли. Угроза появления новых конкурентов снижает общий потенциал прибыльности в отрасли, потому что они привносят в отрасль новые производственные мощности и стремятся заполучить долю рынка сбыта, тем самым, снижая позиционную прибыль. Мощные покупатели или поставщики, торгуясь, извлекают выгоду и снижают прибыль фирмы. Ожесточенная конкуренция в отрасли снижает прибыльность, поскольку за то, чтобы сохранить конкурентоспособность, приходится платить (расходы на рекламу, организацию сбыта, научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки), или же прибыль «утекает» к покупателю за счет снижения цен. Наличие товаров-заменителей ограничивает цену, которую могут запросить фирмы, конкурирующие в этой отрасли; более высокие цены побудят покупателей обратиться к заменителю и снизят объем производства в отрасли.

Значение каждой из пяти сил конкуренции определяется структурой отрасли, то есть ее основными экономическими и техническими характеристиками. Например, воздействие покупателя — это отражение таких вопросов: сколько у фирмы покупателей; какая часть объема сбыта приходится на одного покупателя: является ли цена товара значительной частью общих расходов покупателя, что делает товар «чувствительным к цене»? Угроза появления новых конкурентов зависит от того, насколько трудно новому конкуренту «внедриться» в отрасль (это определяется такими показателями, как верность покупателей какой- либо марке, масштаб экономики и необходимость подключения к сети посредников).

Фирмы получают конкурентное преимущество, разрабатывая новые способы  выполнения деятельности, внедряя новые  технологии или исходные компоненты производства.

В условиях перехода России к открытой рыночной экономике борьба за потребителя на внутреннем и внешнем рынках требует создания и производства действительно конкурентоспособных товаров и услуг. В этой связи возникает проблема поиска экономически рациональных уровней конкурентоспособности товаров и затрат на их достижение. Все это повышает роль управления в целенаправленном воздействии на качество, а через него — на конкурентоспособность продукции.

Десятилетиями у нас  затрачивались огромные средства на поиск способов и методов повышения качества, был усилен выходной контроль. На ряде предприятий и объединений создавались системы комплексного управления качеством, которые, однако, не получили широкого распространения. Все принятые меры и попытки кардинально решить проблему качества в стране в условиях командно-административной экономики закончились неудачей, поскольку не был задействован наиболее действенный, надежный и испытанный столетиями метод — оценка качества самими покупателями на рынке в условиях конкуренции между товаропроизводителями.

В условиях достаточности товаров и услуг на рынке, превышения в целом их предложения над спросом покупатель в полной мере реализует свое право выбора, естественно предпочитая тот товар, который с его точки зрения (а никак не производителя, плановика, инженера) обладает наилучшим соотношением потребительских качеств и цены в го! или иной момент.

Конкуренция — самый  эффективный и дешевый метод  экономического контроля, который не имеет себе равных. Такого рода контроль стоит обществу минимальных затрат, он не только создает условия обеспечения покупателей товарами нужного качества, причем в нужный срок. Это важная динамичная сила, постоянно толкающая производителя на сокращение издержек производства и снижение цен, на увеличение производства и сбыта, борьбу за покупателя, на улучшение качества продукции.

Иными словами, исходя из рыночных позиций, конкуренция это ожесточенная, непрекращающаяся борьба организаций за большую долю прибыли, за рынок сбыта, за клиентов, за источники сырья; это соперничество, в данном случае на туристском рынке между турпредприятиями , заинтересованными в достижении одних и тех же целей, используя в большинстве случаев одинаковые ресурсы.

Трудно представить  каким было бы качество товаров и  услуг, если бы на рынках не существовало конкуренции, что само, по себе невозможно исходя из того, что почти каждый регион специализируется на том или ином виде деятельности в зависимости от ряда условий. Можно сказать, что основная роль конкуренции — снижение цены и повышение качества товаров и услуг.

Информация о работе Развитие активных видов туризма как средство повышения конкурентоспособности турпредприятия (на примере турфирмы «Вертикаль»)