Развитие активных видов туризма как средство повышения конкурентоспособности турпредприятия (на примере турфирмы «Вертикаль»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 01:10, дипломная работа

Описание работы

Туризм является наиболее развивающейся и перспективной отраслью мировой индустрии, в которую входят такие сектора обслуживания, как гостинично-ресторанное хозяйство, экскурсионные услуги, транспорт и услуги туристских агентов.
По прогнозам экспертов Всемирной туристской организации, мировая индустрия туризма входит в период постоянно увеличивающегося объема путешествий и экскурсий, увеличивающейся конкуренции среди регионов и стран пребывания. При этом появляется большое количество хорошо информированных потребителей туристских услуг, обращающих внимание на качество и безопасность предлагаемых услуг.

Содержание работы

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава I. Особенности конкурентоспособности туристских предприятий 6
1.1. Роль и значение конкурентоспособности туристских организаций в современных условиях 6
1.2. Классификация активных видов туризма 18
1.3. Технология разработки туристско-экскурсионных маршрутов 27
Глава II. Анализ деятельности турфирмы «Вертикаль» ООО «Вертикаль-Юг» 38
2.1. Общая характеристика предприятия 38
2.2 Технология предоставления экскурсионных услуг 41
2.3. Финансовая деятельность туристской фирмы «Вертикаль» 53
Глава III. Предложения по повышению конкурентоспособности турфирмы «Вертикаль» 59
3.1. Оценка природно-ресурсного потенциала поселка Красная Поляна 59
3.2. Предложения по обеспечению безопасности при организации экскурсий в горно-предгорных территориях 69
3.3. Предложения по разработке тура «Конное путешествие по Красной Поляне» 74
Заключение 83
Список литературы 86

Файлы: 1 файл

Диплом развитие активных видов туризма.doc

— 1.71 Мб (Скачать файл)

Нормативно-правовые основы конкуренции.

Стратегической целью политики государства в туристской отрасли является создание конкурентоспособного на мировом рынке туркомплекса, обеспечивающего эффективное воспроизводство трудовых ресурсов. Достижение этой цели предполагает осуществление мер по следующим направлениям:

  • проведение полной инвентаризации объектов туристской отрасли, разработка и реализация системы учета этих объектов и формирование прав на них;
  • повышение конкурентоспособности турпредприятий , в том числе путем совершенствования их организационно-правовых форм и экономических механизмов функционирования, а также освобождения их от выполнения несвойственных им функций;
  • определение роли государства в регулировании рынка туристских услуг и содействие становлению негосударственных институтов саморегулирования участников рынка туристских услуг;
  • содействие формированию рынка туристских услуг, в том числе путем либерализации рынка туристских услуг, устранения барьеров на пути развития курортного дела, содействия конкуренции;
  • содействие в улучшении стратегии маркетинга и продвижения туристских услуг на внутреннем и международном рынках, в том числе путем адаптации маркетинговых стратегий и механизмов к современной международной практике оказания туристских услуг.

Для правового регулирования  конкуренции издаются различные законы «О развитии и защите конкуренции»

Такие законы определяют нормативно-правовые основы развития конкуренции, меры по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлены на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования рынка товаров и услуг.

Закон не применяется  на отношения, регулируемые нормами, вытекающими из законодательства об изобретениях, товарных знаках, авторском праве, за исключением тех случаев, когда соответствующие права умышленно используются их обладателями в целях ограничения конкуренции.

Такие законы не допускают  недобросовестную конкуренцию, в том  числе:

  • распространение ложных, неточных сведений (представление точных сведений в ложном свете), способных нанести  ущерб деловой репутации другого хозяйствующего субъекта;
  • введение в заблуждение потребителей относительно характера, способа и места изготовления, свойств, пригодности к применению или качества товаров;
  • самовольное использование товарного знака, фирменного наименования или маркировки товара, самовольное копирование формы, упаковки, внешнего оформления товаров других хозяйствующих субъектов;
  • реклама товаров, не отвечающих требованиям качества;
  • самовольное использование или разглашение конфиденциальной научно-технической, производственной или торговой информации.

С помощью законов  подобного рода запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом существенное ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих объектов или граждан, в том числе такие действия, как:

  • изъятие товаров из обращения с целью создания и поддержания дефицита на рынке либо повышения цен;
  • навязывание контрагенту условий, невыгодных для него, а также ставящих контрагента в неравное положение с другими хозяйствующими субъектами;
  • согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент (потребитель) не заинтересован;
  • создание препятствий к доступу на рынок (выходу с рынка) другим хозяйствующим субъектам;
  • нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования.

Также запрещаются и  в установленном порядке признаются недействительными полностью или частично достигнутые в любой форме соглашения (согласованные действия) конкурирующих хозяйствующих субъектов (потенциальных конкурентов), занимающих в совокупности доминирующее положение, если такие соглашения (согласованные действия) имеют либо могут иметь своим результатом существенное ограничение конкуренции, в том числе соглашения (согласованные действия), направленные на:

  • установление (поддержание) цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;
  • повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах;
  • раздел рынка по территориальному принципу, объему продаж и закупок, ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков);
  • ограничение доступа на рынок или устранение с него других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов определенных товаров или их покупателей (заказчиков);
  • отказ от заключения договора с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).

В случае невыполнения действующего законодательства о конкуренции хозяйствующие субъекты, органы государственной власти и их должностные лица могут нести ответственность в виде:

  • разукрупнения хозяйствующего субъекта;
  • изъятия необоснованно полученной прибыли;
  • возмещения причиненных убытков, включая неполученную прибыль;
  • денежного штрафа.

Конкурентоспособность туристской организации зависит от ряда факторов, влияющих на предпочтительность туристской продукции и определяющих объем ее реализации на данном рынке. Эти факторы можно считать компонентами (составляющими) конкурентоспособности и разделить па три группы: технико-экономические, коммерческие, нормативно-правовые факторы.

Технико-экономические  факторы включают: качество, продажную  цену и затраты на эксплуатацию или  потребление услуги. Эти компоненты зависят от производительности и интенсивности труда, издержек производства, емкости туристских услуг и др.

Коммерческие факторы  определяют условия реализации туристских путевок на туристском рынке. Они включают: конъюнктуру рынка (острота конкуренции, соотношение между спросом и предложением туристской продукции, национальные и региональные особенности рынка, влияющие на формирование платежеспособного спроса на данную услугу); предоставляемый сервис; рекламу (наличие и действенность рекламы и других средств воздействия на потребителя с целью формирования спроса); имидж фирмы (популярность торговой марки, репутация организации, страны).

Нормативно-правовые факторы  отражают требования технической, экологической и иной (возможно, морально-этической) безопасности использования туристских услуг на туристском рынке, а также лицензирование. Данные факторы вступают как ограничения, обязательные выполнению.

Эти факторы определяющим образом влияют на конкурентоспособность туристской организации. Итак, конкурентоспособность туристской организации зависит от рассмотренных выше факторов. Определить характер этой зависимости и выразить ее количественно трудно, однако се наличие является стимулом для поиска путей оценки и повышения конкурентоспособности.

Таким образом, под конкурентоспособностью туристских услуг понимается совокупность их качественных и стоимостных характеристик, которая обеспечивает удовлетворение конкретной потребности потребителя и выгодно для покупателя отличает от конкурентов.

Конкурентоспособность туристской организации определяется совокупностью свойств туристкой услуги, входящих в состав ее качества и важных для потребителя, определяющих затраты потребителя по приобретению, потреблению услуги. Общая схема оценки конкурентоспособности туристской организации представлена на схеме 1.

 

 

 

Рис. 1.1. Схема обеспечения конкурентоспособности туристских предприятий

 

Оценку конкурентоспособности турпредприятий начнем с определения цели исследования:

  • если необходимо определить положение данной услуги в ряду аналогичных, то достаточно провести их прямое сравнение по важнейшим параметрам;
  • если целью исследования является оценка перспектив сбыта продукции на туристском рынке, то в анализе должна использоваться информация, включающая сведения об услугах, которые появятся в перспективе, а также сведения об изменении действующих в стране стандартов и законодательства, динамики потребительского спроса.

Независимо от целей  исследования, основой оценки конкурентоспособности является изучение рыночных условий, которое должно проводиться постоянно, как до начала разработки новой услуги, так и в ходе ее реализации. Задача стоит в выделении той группы факторов, которые влияют на формирование спроса в определенном секторе туристского рынка:

  • рассматриваются изменения в требованиях постоянных заказчиков санаторно-курортной продукции;
  • анализируются направления развития аналогичных разработок;
  • рассматриваются сферы возможного использования продукции;
  • анализируется круг постоянных покупателей.

Вышеизложенное подразумевает  «комплексное исследование туристского рынка».

Анализ конкурентоспособности турпредприятий начинается с оценки нормативных параметров. Если хотя бы один из них не соответствует уровню, который предписан действующими нормами и стандартами, то дальнейшая оценка конкурентоспособности продукции нецелесообразна, независимо от результата сравнения по другим параметрам. В то же время, превышение норм и стандартов и законодательства не может рассматриваться как преимущество продукции, поскольку с точки зрения потребителя оно часто является бесполезным и потребительской стоимости не увеличивает. Исключения могут составить случаи, когда покупатель заинтересован в некотором превышении действующих норм и стандартов в расчете на ужесточение их в будущем.

Результаты оценки конкурентоспособности турпредприятий используются для выработки вывода о ней, а также - для выбора путей оптимального повышения конкурентоспособности продукции для решения рыночных задач.

1.2. Классификация активных видов туризма

 

Все активные виды туризма условно можно разделить на группы в соответствии с тремя основными стихиями: вода, воздух, земля. К водным видам такого туризма относятся: дайвинг, катание на водных лыжах, серфинг и виндсерфинг, а также различные водные походы. Среди воздушных видов экстремального отдыха выделяют: прыжки с парашютом и полеты на воздушных шарах и дельтапланах. Особенно многообразны так называемые земные виды данного туризма. Это и всевозможные пешие туры, и походы по пещерам, и маунтинбайкинг (то есть, езда на горном велосипеде), и альпинизм, а также горные лыжи и сноуборд.

Дайвинг – погружение со специальным оборудованием на водные глубины. Причём география водоёмов, не имеет границ. Дайвинг очень популярен во всем мире.

Перед любым  погружением  необходимо пройти обучение, включающее в себя теоретическую и практическую части. Теоретическая часть обычно проводится в помещении клуба, а практическая в бассейне или водоеме.

Вейкбординг - представляет собой комбинацию водных лыж, сноуборда, скейта и серфинга. Катер буксирует рейдера, стоящего на короткой, широкой доске. Двигаясь на скорости 30-40 км/ч с дополнительным балластом на борту, катер оставляет за собой волну, которую рейдер использует как трамплин. В прыжке можно исполнить множество разнообразных трюков.

Водные лыжи - один из самых известных видов активного отдыха. Это достойная замена горным и беговым зимним лыжам.

Водные лыжи впервые  появились в 1922 году, когда некий  американец, житель штата Миннесота, Ральф Самуэльсон, экспериментируя  с обычными зимними лыжами, решил  испробовать их на воде. Две широкие  сосновые доски он оснастил крепежом для ног. После чего, изобретатель успешно опробовал лыжи на водах озера в Лэйк Сити. Потом этот вид спорта постоянно прогрессировал.  Сегодня он настолько стал зрелищным и популярным, что в 1998 году Олимпийский комитет Греции рекомендовал ввести водные лыжи в программу Олимпиады 2004 в Афинах. Правда, окончательного решения МОК по этому вопросу еще не принял.

Ну а для занятий  водными лыжами потребуются четыре вещи: собственно водные лыжи, спасательный жилет, перчатки и гидрокостюм.

Виндсерфинг - это овальная доска из углепластика с шероховатой поверхностью для устойчивости и с плавниками-стабилизаторами на нижней плоскости, и небольшим парусом, который крепится к доске. Серфинг это то же самое только без паруса. Собственно виндсерфинг и произошел от серфинга. При хорошем ветре можно развивать скорость более 10-12 м/с. Ну а рекорд на сегодняшний день - более 70 км/ч.

Каякинг - безумно популярный за рубежом, набирает все большую популярность и в России. Этот спорт одиночек, хотя и лишен командного духа, зато дает возможность бросить вызов стихии и остаться с ней один на один.

Рафтинг - это увлекательный спуск по горной реке на каноэ или специальных плотах. Рафтинг - один из наиболее посещаемых туров, совершенно безопасный даже для самых юных туристов. В последние годы он вызывает такой громадный интерес со стороны любителей экстремального отдыха, что большинство пригодных для этого туризма горных рек были освоены профессионалами, которые теперь предлагают рафтинг-туры практически в любую точку мира.

Информация о работе Развитие активных видов туризма как средство повышения конкурентоспособности турпредприятия (на примере турфирмы «Вертикаль»)