Развитие активных видов туризма как средство повышения конкурентоспособности турпредприятия (на примере турфирмы «Вертикаль»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 01:10, дипломная работа

Описание работы

Туризм является наиболее развивающейся и перспективной отраслью мировой индустрии, в которую входят такие сектора обслуживания, как гостинично-ресторанное хозяйство, экскурсионные услуги, транспорт и услуги туристских агентов.
По прогнозам экспертов Всемирной туристской организации, мировая индустрия туризма входит в период постоянно увеличивающегося объема путешествий и экскурсий, увеличивающейся конкуренции среди регионов и стран пребывания. При этом появляется большое количество хорошо информированных потребителей туристских услуг, обращающих внимание на качество и безопасность предлагаемых услуг.

Содержание работы

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава I. Особенности конкурентоспособности туристских предприятий 6
1.1. Роль и значение конкурентоспособности туристских организаций в современных условиях 6
1.2. Классификация активных видов туризма 18
1.3. Технология разработки туристско-экскурсионных маршрутов 27
Глава II. Анализ деятельности турфирмы «Вертикаль» ООО «Вертикаль-Юг» 38
2.1. Общая характеристика предприятия 38
2.2 Технология предоставления экскурсионных услуг 41
2.3. Финансовая деятельность туристской фирмы «Вертикаль» 53
Глава III. Предложения по повышению конкурентоспособности турфирмы «Вертикаль» 59
3.1. Оценка природно-ресурсного потенциала поселка Красная Поляна 59
3.2. Предложения по обеспечению безопасности при организации экскурсий в горно-предгорных территориях 69
3.3. Предложения по разработке тура «Конное путешествие по Красной Поляне» 74
Заключение 83
Список литературы 86

Файлы: 1 файл

Диплом развитие активных видов туризма.doc

— 1.71 Мб (Скачать файл)

1.3. Технология разработки туристско-экскурсионных маршрутов

 

Основой для разработки нового экскурсионного маршрута обычно служат новые экскурсионные объекты, включаемые в маршрут.

Из огромного потенциала памятников природы, истории, археологии, имеющихся в нашем регионе, показываются на экскурсиях малая часть.

Создание новой экскурсии  по любой теме - сложный процесс, требующий активного участия целого коллектива работников. Подготовка новой экскурсии поручается творческой группе. В ее состав включается от 3 до 7 человек. В большинстве своем это работающие в учреждении экскурсоводы. «Подготовка новой экскурсии проходит три основных ступени:

1. Предварительная работа - подбор материалов для будущей  экскурсии, их изучение. Одновременно с этим происходит отбор объектов, на которых будет построена экскурсия.

2 Непосредственная разработка  самой экскурсии включает в  себя: составление экскурсионного  маршрута; обработку фактического  материала; работу над содержанием  экскурсии, ее основной частью, состоящей из нескольких основных вопросов; написание контрольного текста; работу над методикой проведения экскурсии; выбор наиболее эффективных приемов показа и рассказа во время проведения экскурсии; подготовку методической разработки новой экскурсии; написание экскурсоводами индивидуальных текстов.

3. Заключительная ступень-  прием (защита экскурсии) на  маршруте. Утверждение новой экскурсии руководителем экскурсионного учреждения, допуск экскурсоводов, защитивших свою тему, до работы на маршруте».

В простейшем виде схема  всех экскурсий, независимо от темы, вида и формы проведения, одинакова: вступление, основная часть, заключение.

Основная часть строится на конкретных экскурсионных объектах, сочетании рассказа и показа. Ее содержание состоит из нескольких подтем, которые должны быть раскрыты на объектах и объединены темой. Количество подтем экскурсии обычно от 5до 12.

Заключение, как и вступление, не связано с экскурсионными объектами. Оно должно занимать по времени 5-7 минут.

«В процессе подготовки новой экскурсии можно выделить ряд основных этапов, которые располагаются в определенном порядке: 1.Определение целей и задач экскурсии.

  1. Выбор темы.
  2. Отбор литературы и составление библиографии.
  3. Определение источников экскурсионного материала.
  4. Отбор и изучение экскурсионных объектов.
  5. Составление маршрута экскурсии.
  6. Объезд или обход маршрута.
  7. Подготовка контрольного текста экскурсии.
  8. Комплектование «портфеля экскурсовода».

 

  1. Определение методических приемов проведения экскурсии.
  2. Определение техники ведения экскурсии.
  3. Составление методической разработки.
  4. Составление индивидуальных текстов.
  5. Прием (сдача) экскурсий.
  6. Утверждение экскурсии».

Документация необходимая  для каждой темы:

 

  1. Список литературы по теме;
  2. Карточки объектов;
  3. Контрольный текст экскурсии;

4) Индивидуальные тексты  экскурсоводов; 5)Схема маршрута

  1. Портфель экскурсовода;
  2. Методическая разработка на тему;
  3. Материалы экскурсии;
  4. Список экскурсоводов, которые проводят экскурсии по теме.

Следовательно, создание новой экскурсии - это сложный  процесс, требующий больших усилий и мастерства целого ряда сотрудников экскурсионного учреждения.

Каждая экскурсия должна иметь целевую установку. Цель экскурсии -это го, ради чего экскурсантам показываются памятники истории, культуры и другие объекты. Правильное определение цели имеет большое значение: оно может повлиять на формулировку темы, помочь в отборе и освещении материала. Конечной цели должны быть подчинены экскурсионный показ и рассказ. Как цель экскурсии может выступать воспитание патриотизма, уважение к труду, другим пародам; эстетическое или нравственное воспитание; расширение кругозора, получение дополнительных знаний и различных областях науки и культуры и т. п.

Выбор темы

Каждая экскурсия должна иметь четко определенную тему, которая  является предметом показа и рассказа и содержательным стержнем экскурсии, так как именно тема обусловливает отбор экскурсионных объектов и объединяет подтемы экскурсии и единое целое.

Тема регулирует экскурсионный  рассказ, не давая возможности экскурсоводу рассказать об объекте все, что он о нем знает, особенно в тех случаях, когда объект многоплановый. Темой регулируется и показ экскурсионных объектов: но пути следования группы могут быть расположены многочисленные объекты, однако показывать следует только те, которые относятся к теме данной экскурсии.

Каждая тема представляет собой совокупность нескольких подтем, которые должны характеризоваться полнотой и логической завершенностью. Композиционным центром экскурсии, вокруг которого строится показ и рассказ, является ведущая подтема.

Выбран тему, нужно  подумать о ее формулировке. Следовательно, тема экскурсии и ее название — не одно и то же. Название экскурсии — это ее визитная карточка, поэтому оно должно быть ярким, запоминающимся, адекватным содержанию экскурсии, по возможности кратким.

Отбор литературы и составление библиографии

В ходе разработки новой  экскурсии информация по се теме может  черпаться из литературных источников: книг, брошюр, статей. Чрезвычайно много полезных сведений по истории края, области или города можно получить, из местной периодической прессы.

Определение источников экскурсионного материала

Помимо литературы, материалы  по теме экскурсии могут находиться и в других источниках, к которым относятся государственные и личные архивы, экспозиции и фонды музеев, хроникально-документальные, научно-популярные, художественные, компьютерные энциклопедии, фотодокументы и т. п. В качестве источников экскурсионного материала могут выступать воспоминания участников и очевидцев метрических событий, консультации специалистов и научных работников.

Отбор и изучение экскурсионных объектов

В качестве экскурсионных  объектов могут выступать: памятники  архитектуры и градостроительства — архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кварталы, площади, улицы, остатки древней планировки и застройки населенных пунктов;

    • памятники археологии — городища, курганы, земляные валы, остатки древних поселений, дорог, каналов, курганы с захоронениями, каменные изваяния, наскальные изображения;
    • памятники археологии – городища, курганы, земляные валы, остатки древних поселений, дорог, каналов, курганы с захоронениями, каменные изваяния, наскальные изображения;
    • памятники искусства – произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного, других видов искусств;
    • памятники природы – леса, рощи, сады, парки, реки, озера, пруды, заповедники и заказники, отдельные деревья, реликтовые;
    • экспозиция государственных и народных музеев, картинных галерей, постоянных и временных выставок;
    • памятные места – места, связанные с важнейшими событиями в жизни страны, развитием общества и государства.

Статус памятника присваивается  наиболее пенным с эстетической или  исторической стороны объектам, после  чего их охранной занимаются государственные или местные инспекции по охране памятников. В конце XX в. На государственном учете находилось более 150 тыс. памятников истории, археологии и культуры, а в музеях страны хранилось около 40 млн. экспонатов.

Задача при подготовке экскурсии – из множества памятников, соответствующих теме экскурсии, отобрать самые интересные по внешнему облику и по той информации, которые они несут, поскольку правильный отбор объектов, их количества, последовательность показа влияют на качество и эффективность экскурсии.

Правильный отбор памятников как экскурсионных объектов обеспечивает зрительную основу восприятия экскурсии и глубокое раскрытие ее темы.

В экскурсию могут  входить как объекты одной  группы, например памятники архитектуры, так и объекты разных групп: памятники архитектуры, истории, природы, памятные места. Набор объектов зависит все от тех же факторов: темы экскурсии, ее цели, состава экскурсионной группы. Следует избегай, однообразия в построении зрительного ряда, особенно в обзорных городских экскурсиях.

В ходе подготовки экскурсии  изучать объекты рекомендуется  непосредственно на месте расположения, в их естественной среде. Это позволяет экскурсоводу свободно ориентироваться у памятника, квалифицированно вести ею показ, давать более четкую словесную характеристику.

Отбор экскурсионных  объектов заканчивается составлением карточки, или паспорта, на каждый из них. В карточку вносят сведения, разносторонне характеризующие данный объект:

1) наименование объекта (первоначальное и современное, а также то, под которым памятник известен у населения);

  1. историческое событие, с которым связан памятник, его дата;
  2. местонахождение объекта, ею почтовый адрес;
  3. описание памятника (автор, дата сооружения, из каких материлов изготовлен, текст мемориальной доски, наличие скульптуры, изразцов,  стенописи и т.  п.  во внутреннем и внешнем декоративном убранстве памятника);
  4. источник сведений о памятнике (литература, архивные данные, устные предания и др.);

6) сохранность памятника  (состояние памятника и территории, па которой он находится, дата последнею ремонта, реставрации).

  1. охрана памятника (на кого возложена, каким решением);
  2. экскурсии, в которых памятник используется в качестве объекта показа;
  3. дата составления карточки.

К карточке прикрепляется  фотография объекта, воспроизводя тая  его нынешний и прежний виды.

Таким образом, при разработке ноной экскурсии решающее значение имеют объекты, составляющие зрительную основу в раскрытии темы. Окончание работы по отбору объектов для будущей экскурсии и их характеристик позволяет перейти к составлению маршрута экскурсии.

Составление маршрута экскурсии

Маршрут экскурсии - это хорошо продуманный, наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию

темы.

Составление маршрута обусловлено  темой экскурсии, местом расположения объектов, наличием путей для подъездов (подходов) и площадок для показа и осмотра объектов. Экскурсионный маршрут должен быть построен так, чтобы обеспечить показ объектов в логической последовательности и создать зрительную основу для раскрытия темы.

При разработке автобусного  маршрута следует руководствоваться  «Правилами дорожного движения», «Уставом автомобильного транспорта», «Правилами перевозки пассажирок» и другими ведомственными нормативами. Разработка транспортного маршрут завершается расчетом километража и времени использования транспортного средства.

Объезд или  обход маршрута

При организации объезда или обхода маршрут ставятся следующие задачи: ознакомиться с трассой движения группы по маршруту; уточнить места расположения объектов и места предполагаемых остановок; освоить подъезд или подход к объектам и местам стоянок транспорта; выбрать площадки для экскурсионного подхода и расположении группы; провести хронометраж показа объектов, их словесной характеристики, передвижения между объектами, уточнив продолжительность экскурсии в целом.

Подготовка  контрольного текста экскурсии

Текст представляет собой материал, необходимый для наиболее полного раскрытия всех подтем экскурсии. В нем формулируется определенная точка зрения на факты и события, которым посвящена экскурсия, дается их объективная оценка. Работа над текстом позволяет экскурсоводу тщательно обдумать материал для рассказа, отобрать главное, наметить логический ход изложения материала, обобщить его, сформулировать выводы и логические переходы от одной подтемы к другой или от одного объекта к другому.

К тексту предъявляются  следующие требования: краткость, четкость формулировок, наличие информации по теме, достаточное количество фактического материала (даты, цифры, названия, фамилии и т.п.), полное раскрытие темы, литературный язык.

Контрольный текст должен быть удобен для пользования. Цитаты, цифры и примеры сопровождаются ссылками на источники.

Комплектование«портфеля экскурсовода»

«Портфель экскурсовода» — это условное наименование комплекта наглядных пособий, используемых в ходе проведения экскурсии. Реально набор материалов помещается и папку, пакет или небольшой портфель.

Назначение «портфеля  экскурсовода» сводится к тому, чтобы  восстановить недостающие звенья при  показе, дать зрительное представление об объекте. Это целесообразно тогда, когда не все объекты, необходимые для раскрытия темы, можно показать, в натуре: что-то не сохранилось, а что-то существует пока лишь в проекте. Одним словом, «портфель экскурсовода» позволяет максимально пополнить зрительный ряд экскурсии эмоциональным ярким материалом, который может помочь экскурсоводу оживить рассказ.

Информация о работе Развитие активных видов туризма как средство повышения конкурентоспособности турпредприятия (на примере турфирмы «Вертикаль»)