Законодательство Российской Федерации о туристской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 22:04, реферат

Описание работы

Туризм - наиболее динамично развивающаяся отрасль мировой экономики. По данным Всемирной туристской организации и Международного валютного фонда, в мировом экспорте товаров и услуг туризм с 1998 г. занимает первое место (532 млрд долларов США, или 7,9 процента от 6738 трлн долларов США), обогнав автомобильную промышленность, производство химических продуктов, продуктов питания и др. В последние десятилетия средние темпы роста туризма составили семь процентов в год, что намного выше среднегодовых темпов роста мировой экономики в целом. Доля России на мировом туристском рынке, несмотря на ее высокий туристский потенциал, составляет около одного процента.

Файлы: 1 файл

лекции по праву.doc

— 415.50 Кб (Скачать файл)

└──────────────────────────────────────────────────┴──────┴──────────────────┴─────────────────────┘

Административная ответственность  за нарушения в сфере туризма

 

┌──────────────────────────────────────────────────┬──────┬─────────────────────┬──────────────────┐

│               Вид правонарушения                 │Статья│  Ответственность,   │ Ответственность, │

│                                                  │ КоАП │   возлагаемая на    │  возлагаемая на  │

│                                                  │      │    организацию      │ должностное лицо │

├──────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────────┼──────────────────┤

│Оказание     населению     туристических     услуг│14.4, │Штраф  в  размере  от│Штраф в размере от│

│ненадлежащего качества                            │ ч. 1 │20 000 до 30 000 руб.│2000 до 3000 руб. │

├──────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────────┼──────────────────┤

│Оказание   населению   туристических   услуг   без│14.4, │Штраф в размере от 40│Штраф в размере от│

│сертификата     соответствия,      удостоверяющего│ ч. 2 │000 до  50  000  руб.│4000 до 5000 руб. │

│безопасность такой  услуги жизни и здоровью людей  │      │или   приостановление│                  │

│                                                  │      │деятельности органи-│                  │

│                                                  │      │зации на срок  до  90│                  │

│                                                  │      │90 суток             │                  │

├──────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────────┼──────────────────┤

│Оказание  туристических  услуг  без  установленной│ 14.5 │Штраф в размере от 30│Штраф в размере  от│

│информации об их продавце (туроператоре) либо  без│      │000 до 40 000 руб.   │3000 до 4000 руб. │

│применения ККТ                                    │      │                     │                  │

├──────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────────┼──────────────────┤

│Обман   потребителей   (введение   в   заблуждение│ 14.7 │Штраф в размере от 10│Штраф в размере от│

│относительно качества туруслуги)                  │      │000 до 20 000 руб.   │1000 до 2000 руб. │

├──────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────────┼──────────────────┤

│Нарушение   прав    потребителя    на    получение│14.8, │Штраф  в  размере  от│Штраф в размере от│

│необходимой и достоверной  информации об услуге    │ ч. 1 │5000 до 10 000 руб.  │500 до 1000 руб.  │

├──────────────────────────────────────────────────┼──────┼─────────────────────┼──────────────────┤

│Включение  в  договор  условий,  ущемляющих  права│14.8, │Штраф в размере от 10│Штраф в  размере от│

│потребителя                                       │ ч. 2 │000 до 20 000 руб.   │1000 до 2000 руб. │

└──────────────────────────────────────────────────┴──────┴─────────────────────┴──────────────────┘

 

Обратите внимание, приостановить  деятельность организации или частного предпринимателя может только суд. Для этого контролеры должны обратиться к нему с соответствующим ходатайством.

Учтите, что Административный кодекс дает контролерам право временно запретить фирме вести какую-либо деятельность до принятия решения судом. Он ограничен пятью сутками. Так сказано в статье 27.17 КоАП РФ. Такую меру можно применить, если жизни и здоровью людей угрожает опасность и в некоторых других случаях, которые перечислены в части 1 статьи 27.16 КоАП РФ.

О временном запрете деятельности должен быть составлен протокол. Его подписывает руководитель фирмы или ее законный представитель.

1.6. Обеспечение безопасности туризма

 

Статья 14 Федерального закона N 132-ФЗ посвящена  обеспечению безопасности туризма. Изменения, внесенные в закон  о туристской деятельности, значительно расширили ее содержание.

Под безопасностью туризма отныне понимается не только безопасность туристов, сохранность их имущества и ненанесение  ущерба при совершении путешествий  окружающей среде, но и ненанесение  ущерба материальным и духовным ценностям общества, безопасности государства.

Туроператоры и турагенты обязаны  незамедлительно информировать  о чрезвычайных происшествиях с  туристами (экскурсантами) во время  прохождения маршрутов, представляющих повышенную опасность для жизни  и здоровья туристов (экскурсантов), по территории Российской Федерации. Вопрос о том, чем руководствовались законодатели, когда отменяли обязанность туроператоров и турагентов сообщать о чрезвычайных происшествиях, произошедших за пределами Российской Федерации, а также вне маршрутов, представляющих повышенную опасность, на территории Российской Федерации, остается открытым.

Информировать нужно Федеральное  агентство по туризму, органы местного самоуправления, специализированные службы по обеспечению безопасности туризма. Федеральный закон N 132-ФЗ не содержит уточнения о том, достаточно ли уведомить о чрезвычайном происшествии только одного из перечисленных субъектов, но на практике, скорее всего, это будет именно так.

Как и ранее, туроператоры и турагенты  обязаны предоставить туристам исчерпывающие сведения об особенностях путешествий, а также об опасностях, с которыми они могут встретиться при совершении путешествий. Однако, теперь указан срок исполнения этой обязанности - при заключении договора о реализации туристского продукта, а также уточнено само содержание информации, которую необходимо довести до сведения туриста и (или) иного заказчика. А именно информация о:

- правилах въезда в страну (место)  временного пребывания и выезда  из страны (места) временного пребывания, включая сведения о необходимости наличия визы для въезда в страну и (или) выезда из страны временного пребывания;

- основных документах, необходимых  для въезда в страну (место)  временного пребывания и выезда  из страны (места) временного пребывания;

- опасностях, с которыми турист (экскурсант) может встретиться при  совершении путешествия;

- таможенных, пограничных, медицинских,  санитарно-эпидемиологических и  иных правилах (в объеме, необходимом  для совершения путешествия);

- месте нахождения, почтовых адресах и номерах контактных телефонов органов государственной власти Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, находящихся в стране (месте) временного пребывания, в которые турист (экскурсант) может обратиться в случае возникновения в стране (месте) временного пребывания чрезвычайных ситуаций или иных обстоятельств, угрожающих безопасности его жизни и здоровья, а также в случаях возникновения опасности причинения вреда имуществу туриста (экскурсанта);

- адресе (месте пребывания) и номере  контактного телефона в стране (месте) временного пребывания  руководителя группы несовершеннолетних  туристов (экскурсантов) в случае, если  туристский продукт включает  в себя организованный выезд  группы несовершеннолетних туристов (экскурсантов) без сопровождения родителей, усыновителей, опекунов или попечителей;

- национальных и религиозных  особенностях страны (места) временного  пребывания;

- иных особенностях путешествия.

Договорное обязательство туроператоров  и турагентов осуществить предупредительные меры, направленные на обеспечение безопасности туристов, в новой редакции статьи 14 отсутствует. Зато теперь в новой редакции этой статьи предусмотрено право туриста (экскурсанта) и (или) туроператора (турагента) требовать в судебном порядке расторжения договора о реализации туристского продукта или его изменения. Но при условии возникновения обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране (месте) временного пребывания туристов (экскурсантов) угрозы безопасности их жизни и здоровья, а также опасности причинения вреда их имуществу. При этом наличие указанных обстоятельств должно подтверждаться соответствующими решениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, принимаемыми в соответствии с федеральными законами.

Особо следует обратить внимание на то, что в вышеназванном случае при расторжении до начала путешествия  договора о реализации туристского  продукта, туристу и (или) иному заказчику возвращается вся стоимость туристского продукта, а после начала путешествия - только ее часть в размере, пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг.

Отныне новой обязанностью туроператоров, турагентов и организаций, осуществляющих экскурсионное обслуживание, стало пользование услугами инструкторов-проводников, если организуемые ими путешествия связаны с прохождением туристами (экскурсантами) маршрутов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья туристов (экскурсантов) (горная и труднопроходимая местность, спелеологические и водные объекты и другие).

Неизменной осталась обязанность  Федерального органа исполнительной власти (Федерального агентства по туризму) информировать участников туристского  рынка (туроператоров, турагентов, туристов) об угрозе безопасности туристов в стране или месте временного пребывания в государственных средствах массовой информации.

Также как и ранее туристы (экскурсанты), предполагающие совершить путешествие  в страну (место) временного пребывания, в которой они могут подвергнуться повышенному риску инфекционных заболеваний, обязаны проходить профилактику в соответствии с международными медицинскими требованиями.

1.7. Финансовое обеспечение

 

Самым существенным нововведением  в Федеральный закон N 132-ФЗ стало введение главы VII.I (Финансовое обеспечение), содержащей 6 статей. Как нетрудно догадаться из названия, речь в данной главе ведется о столь нашумевшем введении финансового обеспечения деятельности туроператоров, которое является обязательным условием для включения туроператоров в единый федеральный реестр. Напомню, что по причине отмены лицензирования туроператорской деятельности новым методом государственного регулирования рынка туризма с 1 июня 2007 года становится единый федеральный реестр туроператоров. Глава VII.I содержит положения о требованиях к предоставляемому финансовому обеспечению, о размерах и сроках его действия, основания и порядок выплаты страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо уплаты денежной суммы по банковской гарантии, а также положения непосредственно о договоре страхования ответственности туроператора.

По замыслу законодателей договор  страхования ответственности туроператора либо банковская гарантия должны обеспечивать надлежащее исполнение туроператором обязательств по всем договорам о реализации туристского продукта, заключаемым с туристами и (или) иными заказчиками непосредственно туроператором либо по его поручению турагентами.

Проанализировав главу VII.I Закона, можно  прийти к выводу, что в договоре страхования или в банковской гарантии должны обязательно содержаться следующие условия:

1) условие, предусматривающее право  туриста и (или) иного заказчика,  заключивших договор о реализации  туристского продукта с турагентом, при наступлении обстоятельств, предусмотренных статьей 17.4 Закона, обратиться к страховщику или гаранту с письменным требованием о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо об уплате денежной суммы по банковской гарантии (если в соответствии с договором, заключенным между туроператором и турагентом, турагенту поручается от своего имени реализовывать туристский продукт, сформированный туроператором);

2) размер финансового обеспечения  не менее указанного в статье 17.2 Закона;

3) срок действия финансового  обеспечения не менее одного  года.

Согласно статье 17.1 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" в случае возникновения обстоятельств, указанных  в статье 17.4 этого же Закона (о них будет сказано далее), финансовое обеспечение должно гарантировать каждому туристу или иному заказчику, заключившему договор о реализации туристского продукта:

во-первых, возврат денежных средств, внесенных в счет договора о реализации туристского продукта, за услуги, оплаченные, но не оказанные туроператором или третьими лицами, на которых туроператором было возложено исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта;

во-вторых, выплату денежных средств, причитающихся туристу или  иному заказчику в возмещение реального ущерба, возникшего в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта, в том числе денежных средств, необходимых для компенсации расходов, понесенных туристом или иным заказчиком в связи с непредвиденным выездом (эвакуацией) из страны (места) временного пребывания (далее - расходы по эвакуации).

Обратите внимание, что любые  суммы, предоставление которых туристу  и (или) иному заказчику гарантируется финансовым обеспечением, должны использоваться исключительно для удовлетворения требований туриста и (или) иного заказчика, предъявляемых на основании правил, установленных настоящей главой.

В той же статье 17.1 Закона дается определение  понятиям "расходы по эвакуации" и "реальный ущерб". Под расходами по эвакуации понимаются не включенные в общую цену туристского продукта расходы по перевозке, размещению, а равно иные расходы по эвакуации. В то время как в состав реального ущерба, понесенного туристом и (или) иным заказчиком в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта, не включаются расходы, произведенные туристом в стране (месте) временного пребывания по собственному усмотрению и не обусловленные договором о реализации туристского продукта.

Информация о работе Законодательство Российской Федерации о туристской деятельности