Законодательство Российской Федерации о туристской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 22:04, реферат

Описание работы

Туризм - наиболее динамично развивающаяся отрасль мировой экономики. По данным Всемирной туристской организации и Международного валютного фонда, в мировом экспорте товаров и услуг туризм с 1998 г. занимает первое место (532 млрд долларов США, или 7,9 процента от 6738 трлн долларов США), обогнав автомобильную промышленность, производство химических продуктов, продуктов питания и др. В последние десятилетия средние темпы роста туризма составили семь процентов в год, что намного выше среднегодовых темпов роста мировой экономики в целом. Доля России на мировом туристском рынке, несмотря на ее высокий туристский потенциал, составляет около одного процента.

Файлы: 1 файл

лекции по праву.doc

— 415.50 Кб (Скачать файл)

 

Уполномоченным федеральным органом  исполнительной власти, осуществляющим функции по проведению государственной  политики, нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере туризма является Федеральное агентство по туризму. Оно создано во исполнение Указа Президента РФ от 18 ноября 2004 г. N 1453 "О Федеральном агентстве по туризму и Федеральном агентстве по физической культуре и спорту". Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. N 901 утверждено Положение о Федеральном агентстве по туризму. С целью более подробного регламентирования деятельности туристских организаций Правительство РФ издало постановление от 18 июля 2007 г. N 452, которым утвердило Правила оказания услуг по реализации туристского продукта.

Государственное регулирование в  сфере туризма осуществляется путем:

- определения приоритетных  направлений развития туризма в Российской Федерации;

- нормативного правового регулирования  в сфере туризма;

- разработки и реализации федеральных,  отраслевых целевых и региональных  программ развития туризма;

- содействия в продвижении туристского  продукта на внутреннем и мировом туристских рынках;

- защиты прав и интересов  туристов, обеспечения их безопасности;

- стандартизации и классификации  объектов туристской индустрии;

- содействия кадровому обеспечению  в сфере туризма;

- развития научных исследований в сфере туризма;

- формирования и ведения единого  федерального реестра туроператоров  (далее также - реестр);

- информационного обеспечения  туризма;

- создания благоприятных условий  для развития туристской индустрии;

- оказания государственных услуг  в сфере туризма;

- взаимодействия с иностранными  государствами и международными  организациями в сфере туризма,  в том числе через представительства  Федерального агентства по туризму  за пределами Российской Федерации.

Добавим, что согласно новой редакции закона из методов государственного регулирования туристской деятельности исключены:

- лицензирование туроператорской  и турагентской деятельности (что  связано, в первую очередь,  с отменой с 1 января 2007 года  лицензирования данного вида  деятельности), стандартизация объектов туристской индустрии осталась, а сертификация туристского продукта теперь заменена классификацией объектов туристской индустрии. Согласно статье 5 в новой редакции Федерального закона N 132-ФЗ стандартизация и классификация объектов туристской индустрии осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- установления правил въезда  в Россию и выезда из Российской  Федерации и пребывания на  территории Российской Федерации  с учетом интересов развития  туризма. Такие правила регулируются, в частности, Федеральным законом от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию";

- содействия участию российских  туристов, туроператоров, турагентов  и их объединений в международных  туристских программах (что не совсем понятно, потому что именно поддержка государства данного сектора экономики могла бы придать необходимый импульс для ее развития);

- налогового и таможенного регулирования  (осуществляется в соответствии  с Налоговым кодексом РФ, Таможенным кодексом РФ и иными профильными нормативно-правовыми актами);

- обеспечения картографической  продукцией.

Новая редакция статьи 4 Федерального закона N 132-ФЗ содержит закрытый перечень таких методов. Кроме того, теперь в законе появились новые  методы регулирования. Такие как определение приоритетных направлений развития туризма в Российской Федерации, разработка и реализация федеральных, отраслевых целевых и региональных программ развития туризма, формирование и ведение единого федерального реестра туроператоров, информационное обеспечение туризма, оказание государственных услуг в сфере туризма. А также взаимодействие с иностранными государствами и международными организациями в сфере туризма, в том числе через представительства федерального органа исполнительной власти в сфере туризма за пределами Российской Федерации.

Согласно изменениям, внесенным  в часть 4 статьи 4 Федерального закона N 132-ФЗ, Федеральное агентство по туризму не просто координирует туристскую деятельность, а регулирует ее на государственном уровне. На данное агентство возложены также функции по проведению государственной политики, нормативному правовому регулированию, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере туризма.

Особое внимание следует обратить на часть 5 статьи 4 Федерального закона N 132-ФЗ, в которой законодатели установили, что порядок оказания услуг по реализации туристского продукта определяется Правительством РФ. Ранее порядок оказания этих услуг законодательно не регламентировался и осуществлялся по усмотрению туроператоров и турагентств. Из этого следует, что государственный регулятор в лице Федерального агентства по туризму собирается унифицировать порядок оказания туристских услуг.

Первым шагом в этом направлении  стало издание постановления Правительства РФ от 18 июля 2007 г. N 452 "Об утверждении правил оказания услуг по реализации туристского продукта". Правила состоят из пяти разделов, в которых определены:

- общие положения по оказанию  услуг;

- требования к организации, которая реализует туристский продукт;

- требования к информации о  туристском продукте;

- порядок заключения и расторжения  договора о реализации туристского  продукта;

- порядок предъявления претензий  и ответственность сторон по  договору.

1.3. Отмена лицензирования

 

До 2007 года организации, осуществляющие турагентскую и (или) туроператорскую  деятельность, должны были получать на нее лицензию. Такое требование содержала  статья 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных  видов деятельности". Благодаря поправкам, которые были внесены Федеральным законом от 2 июля 2005 г. N 80-ФЗ, организациям, которые формируют и (или) продают туры, с 2007 года лицензия больше не понадобится.

И тут возникает вопрос: как быть с недосписанной на 1 января 2007 года частью лицензионных сборов? Можно ли включить эту сумму в расходы при расчете налога на прибыль? Налоговики уверены, что нет. Логика фискальных органов проста: раз лицензия фирме больше не нужна, затраты, связанные с ее получением, экономически оправданными считать уже нельзя. В данной ситуации спорить с инспектором смысла нет. Дело в том, что размер лицензионного сбора невелик. И к моменту отмены лицензирования та его часть, которую фирма не успеет списать, окажется мизерной. Вступать в конфликт с налоговиками из-за столь незначительной суммы нецелесообразно. Гораздо проще согласиться с инспекторами и не исключить эту сумму из налогооблагаемой прибыли.

В бухгалтерском учете несписанный  остаток лицензионного сбора  относится в дебет счета  91 "Прочие доходы и расходы". Если в налоговом учете эта сумма не будет уменьшать налогооблагаемые доходы, нужно будет начислить постоянное налоговое обязательство, как того требует пункт 7 ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль".

 

Пример

В январе 2006 года организация получила лицензию на осуществление туроператорской деятельности сроком на 5 лет. Лицензионный сбор составил 1300 руб. За период с января по декабрь 2006 года (12 месяцев) и в бухгалтерском, и в налоговом учете было списано 260 руб. (1300 руб. : 5 лет : 12 мес. х 12 мес.) лицензионного сбора. Таким образом, к 1 января 2007 года, когда было отменено лицензирование туроператорской деятельности, несписанный остаток сбора составил 1040 руб. (1300 - 260). Предположим, что эту сумму не стали включать в расходы при расчете налога на прибыль. В бухгалтерском учете были сделаны такие записи:

Дебет 91 субсчет "Прочие расходы" Кредит 97

- 1040 руб. - списан остаток лицензионного  сбора;

Дебет 99 субсчет "Постоянные налоговые  обязательства" Кредит 68 субсчет "Расчеты по налогу на прибыль"

- 249,6 руб. (1040 руб. х 24%) - начислено  постоянное налоговое обязательство  на остаток лицензионного сбора,  не учтенного при расчете налогооблагаемой  прибыли.

1.4. Федеральный реестр туроператоров

 

Итак, с 2007 года туроператорская и турагентская деятельности больше не лицензируются. Однако с 1 июня 2007 года новым методом государственного регулирования рынка туризма был выбран единый федеральный реестр туроператоров. Получается, что в период с 1 января 2007 года по 1 июня 2007 года туроператоры фактически остаются без государственного контроля со стороны государства. Следует отметить, что о реестре турагентов (ранее турагентская деятельность также являлась лицензируемой) в Федеральном законе N 132-ФЗ нет ни слова. Таким образом, можно предположить, что государство решило самоустраниться от проблем, связанных с работой турагентств, и сконцентрировать свое внимание на туроператорах, формирующих туристский продукт.

Согласно статье 4.1 Федерального закона N 132-ФЗ туроператорская деятельность допускается юридическим лицом только при наличии у него договора страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта либо банковской гарантии исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта (далее - финансовое обеспечение).

В законе сказано, что финансовое обеспечение  должны иметь все российские туроператоры. Однако есть и исключения. Так финансовое обеспечение не требуется для:

- организаций, осуществляющих экскурсионное  обслуживание на территории Российской  Федерации в течение не более  24 часов подряд;

- государственных и муниципальных  унитарных предприятий, а также  государственных и муниципальных  учреждений, осуществляющих деятельность по организации путешествий в пределах территории Российской Федерации по установленным государством ценам в целях решения социальных задач.

Таким образом, коммерческие фирмы  могут формировать, продвигать и  реализовывать экскурсионные туры (например, в границах города, области, региона) при указанном выше условии без внесения их в федеральный реестр туроператоров и необходимости иметь финансовое обеспечение. Такое решение законодателей связано, прежде всего, с относительно небольшой стоимостью таких экскурсионных туров и их краткосрочной продолжительностью по времени. Кроме того, такая же "льгота" предоставлена федеральным и муниципальным предприятиям и учреждениям, находящимся под контролем государства. Но при условии, что они осуществляют деятельность по организации путешествий только на территории Российской Федерации и только в целях решения социальных задач.

Закон не делает различий между российскими  и иностранными туроператорами, реализующими и/или формирующими туристский продукт  на территории РФ. И те, и другие обязаны иметь финансовое обеспечение, полученное в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".

Единый федеральный реестр туроператоров  фактически пришел на смену реестру лицензий. В едином реестре туроператоров содержатся следующие сведения о туроператоре:

- полное и сокращенное наименования  на русском языке; если в  учредительных документах туроператора  его наименование указано на  одном из языков народов Российской Федерации и (или) на иностранном языке, - также наименование туроператора на этом языке;

- адрес (место нахождения) и почтовый  адрес;

- сведения об учредителях туроператора;

- серия, номер и дата выдачи  документа, подтверждающего факт  внесения записи о юридическом лице, осуществляющем туроператорскую деятельность, в единый государственный реестр юридических лиц;

- серия, номер и дата выдачи  свидетельства о постановке на  учет в налоговом органе, идентификационный  номер налогоплательщика;

- фамилия, имя и отчество руководителя юридического лица, осуществляющего туроператорскую деятельность (далее - руководитель туроператора);

- размер финансового обеспечения,  номер, дата и срок действия  договора страхования гражданской  ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта (далее - договор страхования ответственности туроператора) либо банковской гарантии исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта (далее - банковская гарантия), наименование организации, предоставившей финансовое обеспечение;

- сфера туроператорской деятельности (международный туризм, внутренний  туризм, международный и внутренний  туризм);

- адреса (места нахождения) и почтовые  адреса структурных подразделений туроператора, осуществляющих туроператорскую деятельность.

Для сравнения отметим, что в  использовавшемся ранее реестре  лицензий отражалась практически та же информация, за исключением информации о лицензии и размере финансового обеспечения. А именно:

- наименование лицензирующего  органа;

- полное и (в случае, если имеется)  сокращенное наименование, в том  числе фирменное наименование, и  организационно-правовая форма юридического  лица, место его нахождения, адреса  мест осуществления лицензируемого вида деятельности, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица;

Информация о работе Законодательство Российской Федерации о туристской деятельности