Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 23:08, дипломная работа
Целью исследования явилось территориально - хозяйственное управление в РК. В связи с поставленной целью в работе появились следующие задачи:
- раскрыть социально - экономические аспекты территориально-хозяйственного управления;
- проанализировать территориально - хозяйственное управление в РК.
- дать выводы и предложения по совершенствованию территориально-хозяйственного управления в РК.
ВВЕДЕНИЕ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ХОЗЯЙСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Мировой опыт создания территориально - хозяйственных единиц управления
Классификация свободных экономических зон
Современное состояние территориально - хозяйственных единиц управления как СЭЗ
Опыт зарубежных стран функционирования свободных экономических зон
АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В КАЗАХСТАНЕ
Принципы территориально - хозяйственного управления
Характеристика свободных экономических зон в РК
Научно - технологическое развитие территориально - хозяйственного управления
МЕРЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В КАЗАХСТАНЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУР
ПРИЛОЖЕНИЯ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ |
||
1 |
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНО- |
7 |
1.1 |
Мировой опыт создания территориально - хозяйственных единиц управления |
7 |
1.2 |
Классификация свободных экономических зон |
15 |
1.3 |
Современное состояние территориально - хозяйственных единиц управления как СЭЗ |
31 |
1.4 |
Опыт зарубежных стран функционирования свободных экономических зон |
35 |
2 |
АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В КАЗАХСТАНЕ |
43 |
2.1 |
Принципы территориально - хозяйственного управления |
43 |
2.2 |
Характеристика свободных экономических зон в РК |
48 |
2.3 |
Научно - технологическое развитие территориально - хозяйственного управления |
56 |
3 |
МЕРЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В КАЗАХСТАНЕ |
63 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
66 | |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУР |
69 | |
ПРИЛОЖЕНИЯ |
70 | |
ВВЕДЕНИЕ
В мировой практике внешнеэкономической деятельности существуют различные модели территориально - хозяйственного управления. Преобразование экономических реформ в Казахстане потребовало выработки новых подходов к пониманию проблем территориально - хозяйственного управления и использованию их в своей практике. Особенное место отведено развитию таких центров свободных экономических зон как Алатау и Астана. В данной дипломной работе сделана попытка осветить теоретические аспекты территориально- хозяйственного управления, вопросы формирования и функционирования таких территориальных единиц в РК, а также их дальнейшие перспективы развития.
В то же время образование свободных экономических зон может означать то, что страна, не желая полностью открывать свою экономику иностранному капиталу, или повсеместно использовать особый инвестиционный климат, использует локальную частичную открытость в виде специальной зоны. В последнее десятилетие в мировой экономике развернулась острая конкуренция между государствами в области налоговых и иных льгот , предоставляемых для привлечения капиталовложений из других стран. Волна разного рода налоговых льгот, зафиксированных национальными законодательствами, получила название "налоговой революции". Свободные экономические зоны в этом процессе играют достаточно заметную роль.
Фактически они представляют собой своеобразные ловушки для мигрирующих, в масштабе мирового хозяйства, капиталов. Организационно - функциональная структура свободных экономических зон достаточно многообразна. Иногда довольно трудно классифицировать ту или иную свободную зону однозначно, поскольку они обладают чертами многих зон
Классификация свободных экономических зон - это не просто перечисление их с краткой характеристикой, это эволюция их развития, становления и функционирования. Это весьма длительный путь развития и преобразования простейших экономических зон в более современные. Это вечно изменяющееся содержание экономических структур, получивших название экономических зон. В длинном ряду названий многочисленных типов СЭЗ отражается история эпох, закономерно сменяющих друг друга в порядке следования их этапов по восходящей.
Свободная экономическая зона (зона свободной торговли, зона свободного или совместного предпринимательства и т.д.) - ограниченная часть национально-государственной территории, на которой действуют особые льготные экономические условия для иностранных и национальных предпринимателей (льготы таможенного, арендного, валютного, визового, трудового режима и т.д.), что создает условия для развития промышленности и инвестирования иностранного капитала. Такие зоны создаются для решения внешнеторговых, общеэкономических, социальных и научно-технических проблем.
Свободные экономические зоны представляют собой часть национального экономического пространства, где используется особая система льгот и стимулов, не применяемая в остальных частях страны. Как правило, СЭЗ — это в той или иной степени обособленная географическая территория.
Создание свободных
экономических зон
Фактически свободные экономические зоны представляют своеобразные «ловушки» для мигрирующих в масштабах мирового хозяйства капиталов.
Помимо привлечения
иностранного капитала, задействуемого
для активизации экономических
процессов внутри страны, создание
производственных свободных экономических
зон увязывают с тремя
Важной причиной образования свободных экономических зон является то, что часто страна не желает полностью открывать свою экономику для притока иностранного капитала или всеобъемлюще использовать особый инвестиционный климат и поэтому использует частичную, локальную открытость в виде спецзоны.
Мировой опыт создания и функционирования свободных экономических зон свидетельствует о том, что наряду с зонами, созданными для углубления интеграции с мировым рынком стимулирования международных экономических связей (зоны свободной торговли, экспортно-производственные, таможенные и др.), существуют зоны с особым режимом поощрения соответствующих видов деятельности и отраслей производства. Например, зоны поощрения развития отсталых районов, индустриализации отсталых районов. Поэтому причины и цели создания свободных экономических зон в каждом конкретном случае могут отличаться друг от друга. Так, в промышленно развитых странах, таких как США, Великобритания, свободные экономические зоны создавались для реализации региональной политики, направленной на оживление мелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах. В этих целях предпринимателям (мелким и средним) предоставлялась большая, чем в других районах страны, свобода деятельности и значительные финансовые льготы. Эти программы не имели специальной ориентации на привлечение иностранного капитала.
С подобной же целью создавались свободные экономические зоны и в развивающихся странах, что обеспечивало превращение ранее отсталых районов в динамично развивающиеся. Однако в отличие от промышленно развитых стран в этих государствах упор при создании свободных экономических зон был сделан на привлечение иностранного капитала.
Целью исследования явилось территориально - хозяйственное управление в РК. В связи с поставленной целью в работе появились следующие задачи:
- раскрыть социально - экономические аспекты территориально-
хозяйственного управления;
- проанализировать территориально - хозяйственное управление в РК.
- дать выводы и предложения
по совершенствованию территориально
-
хозяйственного управления в РК.
Объектом исследования послужили свободные экономические зоны в РК. В работе использовались научно - теоретические и методические материалы отечественных и зарубежных ученных по данной проблеме. Статистические и информационные данные Национального агентства по статистике в РК.
1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ХОЗЯЙСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1 Мировой опыт создания территориально - хозяйственных единиц управления
В ряду моделей территориально - хозяйственного управления есть и такие хозяйственные структуры, которые известны, как свободные
экономические зоны (СЭЗ).
Различные типы таких зон называют
"островами
мирового хозяйства", "окнами"
для притока в многочисленные регионы и
страны зарубежных инвестиций,
технологий, управленческих навыков.
Наконец, в свободных экономических зонах, многие экономисты видят прототип новой политики "открытых дверей" в мировую систему хозяйства.
Свободные экономические
зоны, как компактные территориальные
образования можно назвать и древними
и современными. Они своими
корнями уходят в глубокую старину и в
то же время обогащают свою
практическую деятельность
новым содержанием современной цивилизации.
Свободные экономические зоны, - по словам
американских ученых М.Фразье и Р.Рэна,
-"одна из старейших и вместе с тем новейшая
идея человечества в области
экономического развития"(1).
Еще в эпоху седой старины древние финикийцы, египтяне и китайцы СЭЗ использовали для развития внешней торговли. В ту эпоху зоны выступали в форме свободных гаваней и портов. Первым свободным портом стал Карфаген в814г.до н.э. В XIII веке стали функционировать зоны свободной торговли.
С развитием мировой экономики и торговли в XIX веке и
углублением интернационализации национальных экономик в XX веке свободные экономические зоны, как форма международных экономических отношений, получила широкое распространение и существенно изменила свое экономическое содержание. Эволюция СЭЗ осуществлялась от простых организационно-функциональных форм, связанной в основном с торговлей товарами, к более сложным организованным на производство массовой потребительской продукции, разработку и производство новых товаров, предоставление различного рода услуг и т.д.
Эволюция СЭЗ связана,
прежде всего, с интенсификацией
использования научно-
Требовались совершенно новые области инвестирования: создание высокотехнологических отраслей промышленности, улучшения использования ввозимых и местных ресурсов, ускорения развития инфраструктуры и т.п. В связи с этим в различных странах стали появляться новые организационные формы зон. Они отличались от зон свободного предпринимательства и свободных экспортных зон более широким диапазоном функций, более сложным экономическим механизмом функционирования, расширенными возможностями экономического сотрудничества.
Свободные экономические зоны впитали в себя долгий путь развития, наполнились новейшим экспортно - содержанием и деловым опытом. Их создание и становление направлено на либерализацию и активную внешнеэкономическую политику. Экономика таких зон имеет высокую степень открытости мировому рынку, а таможенный и налоговый режимы благоприятны для национальных и зарубежных инвестиций. Открытость мировому рынку делает свободные экономические зоны привлекательными для транснациональных компаний, миллиардные инвестиции которых вкладываются на всех континентах. Международные корпорации в поисках благоприятных условий для своей коммерческой деятельности рассматривают СЭЗ как весьма прибыльные экономические структуры, с которыми связывают важнейшие направления своей экспансии. Свободные экономические зоны - интернациональные экономические формирования. Они приобрели глобальный характер, охватив практически все страны мира, включая, богатые и бедные. С их помощью происходит весьма интенсивная интеграция целых регионов в систему мирохозяйственных связей.
Свободные экономические зоны - области очень высокой концентрации торговых, финансовых, производственных, технологических связей. Они являются очагами высокого уровня развития рыночных отношений, предпринимательства, местом совершенствования технологии и управления механизма. Эти феноменальные формирования на исходе XX века превратились в весомый фактор мировой экономики и представляют собой своеобразные коммерческие центры, ускоряющие глобальный товарооборот и стимулирующие внешнюю торговлю.