Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 23:08, дипломная работа
Целью исследования явилось территориально - хозяйственное управление в РК. В связи с поставленной целью в работе появились следующие задачи:
- раскрыть социально - экономические аспекты территориально-хозяйственного управления;
- проанализировать территориально - хозяйственное управление в РК.
- дать выводы и предложения по совершенствованию территориально-хозяйственного управления в РК.
ВВЕДЕНИЕ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ХОЗЯЙСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Мировой опыт создания территориально - хозяйственных единиц управления
Классификация свободных экономических зон
Современное состояние территориально - хозяйственных единиц управления как СЭЗ
Опыт зарубежных стран функционирования свободных экономических зон
АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В КАЗАХСТАНЕ
Принципы территориально - хозяйственного управления
Характеристика свободных экономических зон в РК
Научно - технологическое развитие территориально - хозяйственного управления
МЕРЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В КАЗАХСТАНЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУР
ПРИЛОЖЕНИЯ
Другим важным принципом формирования и развития зоны необходимыми финансовыми и трудовыми, материально-техническими и другими ресурсами. Речь идет не централизованном распределении нужных зонам ресурсов, а об оценке потребностей в них и определении возможных источников и объемов их формирования. Это относится, прежде всего, к инвестициям; если не руководствоваться этим принципом, то может появиться острая нехватка финансовых и инвестиционных ресурсов, лихорадочный их поиск и вновь приобретение их любой ценой или, в конце концов, закрытие зоны.
Два этих принципа порождают еще один принцип - вариантность проекта создания зоны. Использование данного принципа исходит из того, что свободные экономические зоны как всякая сложная система, допускает множество вариантов своего создания, функционирования и развития, каждый из которых имеет свой состав проектов и мероприятий, учитывающих значимость и приоритеты, потребности в ресурсах, сроки реализации и другие параметры.
Из этого положения вытекает один из фундаментальных принципов формирования зоны - ее эффективность. Это означает необходимость выбора из множества вариантов создания зоны наилучшего с точки зрения определенного набора критериев. Общепринятым критерием в таких случаяхявляется сопоставление потребностей в ресурсах с возможностями экономики республики, соизмерение всех предполагаемых затрат с ожидаемыми социально-экономическими результатами с позиции интересов как конкретного региона, так и республики в целом. При этом должна тщательно прорабатываться сферы эффективного приложения капитала ( с точки зрения затрат и прибылей, уровня рентабельности, срока окупаемости и пр,) и выбора проектов, отрабатываться со всеми участниками зоны, особенно с инофирмами, оптимальная форма и размер зоны, наиболее эффективные условия и режимы ее функционирования и развития.
Создание свободных экономических зон должно обеспечить приток иностранных инвестиций в сферы, обладающие наиболее высоким мультипликационным эффектом, способные оказать стимулирующее воздействие на развитие всего хозяйственного национального комплекса. Иными словами создание свободных экономических зон предполагает заблаговременную проработку всех концептуальных и конкретных вопросов организации создания зоны, т.е. предоставление глубоко проработанного технико-экономического обоснования (ТЭО) о целесообразности создания конкретной зоны.
Зона должна создаваться по принципу ее перспективности. Это значит, что функционирование и развитие зон должны рассчитываться на длительную перспективу (не как краткое временное мероприятие) для реализации целей и функций, рассчитанных на достаточно продолжительное время. Минимальный срок функционирования зоны должен составлять не менее 20 лет. Соответственно льготные условия и режимы для зоны должны предоставляться в рамках 10-20 лет (9).
Создание зоны на менее длительный срок в большинстве случаев может не дать ожидаемого результата, желаемого эффекта, привести к нерациональному использованию природных ресурсов и другие последствия. Одновременно формирование и развитие зоны должны рассматриваться как многоэтапный проект (принцип этапности). Дело в том, что затратоемкость и сложность создания свободных экономических зон, ограниченность необходимых для этого финансовых ресурсов делает практически невозможным формирование зон в законченном виде. Первоначально зоны создаются в минимально необходимом объеме и структуре, которые затем будут поэтапно расширяться в процессе формирования зоны согласно ТЭО или программе ее создания и развития. Однако это должно осуществляться под контролем исполнительных органов области, города и района, так как бесконтрольное создание специфических экономических структур может нарушить сложившиеся хозяйственные межрегиональные связи, привести к образованию локально замкнутых рынков.
СЭЗ может создаваться по инициативе или местного органа власти с учетом мнения большинства населения, проживающего на территории предполагаемого свободной экономической зоны, так и правительства республики с согласия местного органа власти, в зависимости от важности
конкретных целей и
задач с позиций
При принятии решения о создании конкретной зоны, определении условий ее создания и функционирования приоритет отдается общенациональным целям и интересам Казахстана (принцип общенациональных целей, или приоритетность). Принципиальное решение о создании СЭЗ должно быть обосновано в общем контексте перехода к открытой экономике с учетом народнохозяйственных приоритетов и потребностей регионального развития, интересов иностранных инвесторов, необходимости улучшения макроэкономической и внешнеторговой сбалансированности. Этот принцип реализуется через установление налоговых ставок и таможенных правил товарообмена и тарифов, лицензирование экспорта продукции, распределение налогов между республиканским и местным бюджетами, делегирование региональным и зональным органам власти прав и полномочий, особенно в области экономической и хозяйственной и финансовой деятельности и др. Из этого же принципа вытекает необходимость вписывания свободных экономических зон в государственные национальные программы экономических преобразований и структурной перестройки хозяйства. Данным принципом утверждается верховенство законов, постановлений и решений правительства республики относительно СЭЗ над законом о свободных экономических зонах. Это обеспечивается максимальным учетом положений основных законов республики при разработке закона и положений о конкретной СЭЗ, за исключением особых режимов и условий, предоставляемых свободной экономической зоне в законодательном порядке.
В качестве одного из основополагающих принципов создания СЭЗ должен быть принят территориальный подход, выраженный как максимальный учет специфики региона с выявлением его сравнительных преимуществ и неблагоприятных условий.
СЭЗ формируется на территориях,
располагающих определенными
-наличие трудовых ресурсов, обладающих необходимой для успешного функционирования СЭЗ квалификацией.
В процессе одновременно
рассматриваются возможности
Формирование СЭЗ должно осуществляться по принципу ее территориальной целостности и компактности, четкой очерченности территориально-экономических границ. Установление оптимального размера и границ зоны является важнейшим условием эффективного ее функционирования. Только при этом в полной мере реализуются налоговые, кредитные, таможенные, правовые и другие режимы, арендные выплаты за использование региональных ресурсов экономическая совместимость и самоокупаемость.
При определении числа, размеров и выделяемого экономического потенциала предполагаемых свободных экономических зон должны учитываться принципы сохранения национальной безопасности и суверенитета республики, управляемости национальным хозяйством в целом. В то же время любая создающаяся экономическая зона должна рассматриваться как система, открытая и для окружающей экономической среды (национальной экономики), и для мирохозяйственных связей. Первоначальный режим, предусматриваемых преференций, необходимый для достижения конечного эффекта создания зоны, должен быть достаточно устойчивыми относительно индифферентным воздействиям со стороны хозяйственной национальной системы (9).
Многие СЭЗ, создаваемые на территории Казахстана, не могут функционировать вне связи с внутриреспубликанскими регионами отдельными предприятиями других республик, ибо большинство действующих предприятий, которые непременно останутся на территориях зон, имеют тесные хозяйственные связи с многочисленными предприятиями, находящимися на территории Казахстана вне зоны, других республик. Разрыв эти связей может поставить экономику республики в сложное положение. Кроме того, ряд СЭЗ должен решать задачу поставки на внутренний рынок республики конкурентоспособных товаров потребительского и производственного назначения.
В документации свободных экономических зон должен быть утвержден порядок хозяйственных взаимоотношений предприятий, находящихся на территории свободной экономической зоны, с предприятиями, расположенными вне нее.
Несмотря на условность принципов создания и функционирования СЭЗ, выделенные принципы могут быть дополнены некоторыми принципами, относящимися исключительно к функционированию свободных экономических зон.
Порядок и функционирование свободных экономических зон определяются с учетом степени и методов государственного регулирования национальной экономики, общепринятой мировой практики, специфики целей формирования, типа создаваемой свободной экономической зоны и закрепленности в Законе о данной свободной экономической зоне (принцип законодательности функционирования зоны). Свободная экономическая зона функционирует при наличии тесных прямых и обратных связей с национальной экономикой и должна оказывать стимулирующее влияние на народное хозяйство в целом.
На территории свободной экономической зоны действует законодательство республики с преимуществом в функционировании Закона о данной СЭЗ, если она не противоречит заключенным с участием Казахстана межправительственным соглашениям и договорам. Исполнительную власть осуществляет Административный совет СЭЗ, полномочия и функции которого определяются Положением об Административном совете свободных экономических зонах, согласованы с местной государственной администрацией и утвержденным правительством. Как правило, Административный совет зоны осуществляет некоторое регулирование деятельности предприятий и организаций СЭЗ, устанавливает порядок и размеры налоговых сборов, утверждает бюджет зоны и производит налоговые отчисления в республиканский государственный бюджет в соответствии с Законом о данной СЭЗ.
В отдельных случаях, когда зона небольшая, для управления ею вместо Административного совета может быть принята такая организационная форма, как акционерное общество, учредителями которого могут выступать предприятия и организации, местные органы управления, общественные организации.
Контроль за соответствием
деятельности СЭЗ Закону о ней, а
также
использованием природных
общетерриториальных и
государственных вопросов осуществляет
исполнительный Совет и местная администрация административно-
В перспективе, когда
число создаваемых СЭЗ
Таким образом, свободные экономические зоны не является полностью независимым административным образованием. В то же время за ней сохраняется право самостоятельного решения большинства внутризонных экономических, финансово-хозяйственных и др. вопросов, что закрепляется Законом о зоне. Важно, чтобы при предоставлении этим законом зоне специального таможенного, валютного, внешнеторгового регулирования она не могла иметь основу для юридической экстерриториальности.
На территории конкретной зоны могут функционировать все формы собственности, в том числе совместные с иностранными фирмами и лицами и полностью принадлежащие им предприятия; допускаются все виды хозяйственной , финансовой и иной деятельности национальных и иностранных физических и юридических лиц, кроме тех видов деятельности, которые запрещены законодательством республики и оговорены в Законе о данной СЭЗ.
Законом может быть запрещено развертывание отдельных видов
производственной деятельности (в том числе экологически грязное, ресурсоемкое, вредное и т.п. производство), а также оптовая и розничная торговля отдельными видами товаров (наркотики, порнография и т.д.)
Для обеспечения жизнедеятельности
крупных СЭЗ формируется ядро
ее организационно-экономической
- крупное акционерное общество (корпорация)
с участием государственного
капитала, обеспечивающее начальные инвестиции
и несущие ответственность
за реализацию программы развития зоны;
- специальные страховые фонды (смешанные
— с участием капитала
государственных страховых
институтов, а также с привлечением иностранных
страховых компаний), обеспечивающие
рисковое страхование привлекаемых
национальных, и иностранных инвестиций;
- центральный банк зоны, контролирующий
формирование основного бюджета
зоны, движение кредитных ресурсов и
обеспечивающий взаимодействие
предприятий и организаций зоны с национальными
финансовыми
организациями и республиканским бюджетом.
При небольшом размере
зоны и ограниченной ее деятельности
эти функции по договоренности могут
выполнять соответствующие
Важнейшим принципом функционирования зоны является высокая активность и гибкость управления ею. Как. показывает мировой опыт, зона, как всякая сложная организация открытого типа, не развивается согласно первоначальному плану, да и невозможно учесть в нем все то, что может произойти в условиях функционирования зоны. Никакой исходный анализ, выполненный на. подготовительном этапе, не позволит выявить все проблемы и пути их решения, тем: более, что в процессе функционирования зоны неизбежно возникнут новые проблемы. В мировой практике не редки случай, когда зоны, вопреки хорошо разработанном:}' плану и рассчитанной эффективности, в конечном, счете, оказываются экономическими банкротами. Поэтому важно, чтобы: администрация зоны: постоянно отслеживала процесс функционирования, его положительные и негативные социально-экономические последствия, гибко реагировала на них и оперативно принимала нужные решения, вносила соответствующие коррективы, в план развития зоны. Одновременно и концепция зоны должна постоянно модифицироваться (9).