Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 23:08, дипломная работа
Целью исследования явилось территориально - хозяйственное управление в РК. В связи с поставленной целью в работе появились следующие задачи:
- раскрыть социально - экономические аспекты территориально-хозяйственного управления;
- проанализировать территориально - хозяйственное управление в РК.
- дать выводы и предложения по совершенствованию территориально-хозяйственного управления в РК.
ВВЕДЕНИЕ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ХОЗЯЙСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Мировой опыт создания территориально - хозяйственных единиц управления
Классификация свободных экономических зон
Современное состояние территориально - хозяйственных единиц управления как СЭЗ
Опыт зарубежных стран функционирования свободных экономических зон
АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В КАЗАХСТАНЕ
Принципы территориально - хозяйственного управления
Характеристика свободных экономических зон в РК
Научно - технологическое развитие территориально - хозяйственного управления
МЕРЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В КАЗАХСТАНЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУР
ПРИЛОЖЕНИЯ
Таким образом, региональная интеграция, идущая рядом с процессом глобализации, вносит новое содержание в механизм образования свободных экономических зон: СЭЗ выходят за рамки экономики национального государства и становится интернациональной. Такие международные зоны формируются и развиваются медленно. Они проходят длительный и поэтапный путь своего становления и развития. Это особенно наглядно на примере Андской группы государств, в которую входят Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу и Эквадор. Со времени основания в 1969 году Андская группа прошла сложный и тернистый путь своего развития.
На первом существовании
группировки, Андские страны добились
определенного прогресса в
С 1983 года функционирует Андский парламент. Важным инструментом унификации законодательных систем стран региона служит Андский суд.
В сентябре 1995 года главы государств данного объединения собрались на совещание в Кито, где было принято решение о преобразовании группы в Андскую систему интеграции и перестройке всей структуры органов управления. Предполагается, что Андская система интеграции включает в себя - Андский президентский совет - главный политический орган, Андский парламент, Совет министров иностранных дел, Андский суд, Корпорацию развития и Резервный фонд.
Таков результат тридцатилетнего срока деятельности Андской региональной группы государств, которые, однако, еще не стали свободной интернациональной зоной в Латинской Америке.
Приграничные (региональные) зоны
В Европе, в Старом свете, появились новые интеграционные процессы, воспроизводящие специфические модели свободных экономических зон. Речь идет о приграничном сотрудничестве, которое обеспечивает прозрачность внутриевропеиских межгосударственных границ и активизирует местные экономические связи. Важнейшей формой развития приграничного сотрудничества являются еврорегионы, которых в Европе насчитывается более 50.
Еврорегион представляет
собой ограниченное географ-экономическое
пространство, которое состоит из
приграничных административно-
Документом, регулирующим международные взаимоотношения стран на региональном и локальном уровнях, является Европейская рамочная конвенция по трансграничному сотрудничеству, принятая 21 мая 1980 года в Мадриде. В соответствии с первым параграфом этого документа, активными субъектами сотрудничества являются органы местного самоуправления и местной государственной администрации. Второй параграф его гласит:"Это сотрудничество осуществляется в рамках внутреннего законодательства в связи с чем ни одна из стран не утрачивает своей независимости".
В еврорегионах реализована программа их развития на 1994-1999 годы -ЕФРР - Интеррег-2. Она причастна к развитию транспортного сотрудничества через оказание помощи районам, расположенным вдоль внутренних и внешних границ ЕС. Программа содержала большой спектр мер: разработку и внедрение новейших технологий, охрану окружающей среды, рынок труда и повешения профессиональной подготовки кадров, природопользование и др. Все это созвучно с целями и задачами новейших типов свободных экономических зон.
Высшим органом еврорегиона является совет, в который страны-участницы приграничного сотрудничества делегируют по три человека. Они выдвигаются из представителей местных органов власти делового мира. Еврорегион осуществляет свою деятельность посредством значительного количества комиссий, которые занимаются следующими вопросами:
Создается контрольно-ревизионная комиссия еврорегиона, объединенный секретариат и институт координаторов по вопросам деятельности еврорегиона, назначаемых членами совета от данной страны. Устав еврорегиона требует и формирования общего бюджета.
Все органы управления еврорегионом имеют штаб квартиры, которые нахо- дятся в какой-либо стране-участнице такого Сформирования.
С 1993 года функционирует
еврорегион "Карпаты". В него входят
допредельные административно-
- Берлин - Варшава - Брест - Минск -Москва
с ответвлением на Украину,
Прибалтику и север России. Через еврорегион
"Буг" проходят
трансъевропейские железные дороги и
водные пути.
Сервисные зоны.
Сервисные зоны представляют собой территории с льготным режимом предпринимательской деятельности для фирм и организаций, оказывающих различные финансово-экономические, страховые и иные услуги.
К числу сервисных зон относятся оффшорные зоны (ОЗ) и налоговые гавани (НГ), которые привлекают предпринимателей благоприятным валютно-финансовым, фискальным режимом, высоким уровнем банковской и коммерческой секретности, лояльного государственного регулирования.
Главное требование от компании, зарегистрированной в оффшорных зонах и претендующих на получение налоговых и иных льгот, - не быть резидентом страны, где находится оффшорный центр и не извлекать на его территории прибыль. НГ отличаются от оффшорных зон тем, что в них (НГ) все фирмы (как местные, так и иностранные) получают налоговые льготы на все или некоторых виды деятельности. В настоящее время в мире насчитывается более 300 оффшорных центров. Среди них налоговых гаваней - около 70.
К числу стран, где
уже давно функционируют
Характеризуя ряд свободных экономических зон, начиная от самых древних и заканчивая самыми современными, мы рассмотрели основные и наиболее типичные формирования, имеющие место в практике мирового хозяйства. Для всех анализируемых типов свободных экономических зон, характерна практически одна и та же экономическая цель организации (привлечение национальных и зарубежных инвестиций, использование преимуществ международного разделения труда, увеличение валютных поступлений и т.д.) общие предпосылки создания свободных экономических зон - выгодное географическое положение и наличие развитой инфраструктуры и т. д.
Анализируемые типы свободных экономических зон далеко не исчерпали все многообразие этих экологических формирований. Эволюция развития, пройдя длительный исторический путь, породила множество типов свободных экономических зон. По данным ООН в мире на конец 90-х годов насчитывалось несколько десятков тонально-экономических организационных структур с
набором самых различных
льгот для привлечения
1.3 Современное состояние территориально - хозяйственных единиц управления как СЭЗ
Теория: жизненного цикла товара, основоположником: которой является известный американский экономист Раймонд Верной, увязывающая функционирование производства и мировой торговли годовыми изделиями с четырьмя этапами жизненного цикла товара (внедрение, рост, зрелость, упадок) отражает также и фазы жизненного цикла СЭЗ. Товары и само производство перемещается из страны в страну в зависимости от этого цикла. Первая стадия - "внедрение, или "становление", характеризующаяся выбором объекта будущего производства, налаживанием его экспериментального выпуска. На этой стадии наиболее велики затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, маркетинговые исследования и т. д. Для свободных экономических зон первая стадия - это выбор территории или места будущей зоны, разработка концепции ее функционирования, подготовка основных законодател ьных актов, создание промышленной инфраструктуры. После того, как новый продукт создан, его можно производить в любой стране мира. Однако, как правило, первоначальное производство налаживается в стране, где создано изделие, около предполагаемого потребителя:, В современном мире в разработке и внедрении новых товаров доминируют промышленно развитые страны, которые имеют такие конкурентные преимущества, как значительные ассигнования на НИОКР, наличие высококвалифицированных специалистов, емкий внутренний рынок и требовательные потребители, почтительное отношение к нововведениям. Сравнительный анализ экономики десяти крупнейших мировых торговых держав показал, что нововведения и новаторства являются одним: из основных источников их конкурентной мощи на мировом: рынке.
На первой стадии "становления" основная доля продаж приходится на внутренний рынок, постепенно часть продукции отправляется на внешний рынок, где уже знают о новом товаре и готовы его приобрести. Как правило, это страны с аналогичной сегментацией рынка, схожей структурой потребления и запросами потребителей.
Вторая стадия - "рост". Основные финансовые ресурсы отправляются на отладку и совершенствование технологических процессов, оптимизацию каналов сбыта и реализацию товаров. Если сбыт товаров начинает расти, то для конкурентов появляется стимул нарушить монополию производителя. Даже на этой стадии спрос может оказаться достаточным, чтобы покрыть затраты на организацию производства в других странах, чтобы снизить транспортные расходы и издержки на ввозимых тарифах.
Для деятельности свободных экономических зон на второй стадии характерно налаживание промышленного производства из импортных
материалов и полуфабрикатов, активное привлечение иностранного капитала и технологий, специализация на выпуске отдельных товаров. Процесс производства остается капиталоемким, но влияние этого фактора уменьшается. Исходная страна-производитель увеличивает свой экспорт, однако постепенно теряет некоторые ключевые экспортные рынки, где может начаться местное производство.
На этом этапе производитель часто пользуется преимуществами, которые предоставляют зоны свободной торговли, и прежде всего правом беспошлинной поставки товаров на зарубежные рынки. Могут разрабатываться планы по переносу производства в развивающиеся страны и в том числе в экспортно-производственные зоны.
Третья стадия - "зрелость" характеризуется организацией массового поточного производства, где доминируют расходы, связанные с оплатой труда наемных рабочих, рекламой товара и т.д.
Мировой спрос начинает выравниваться, может происходить вытеснение первичных производителей, поскольку модели товаров становятся высокостандартизированными. Крупносерийное производство доступно и для зарубежных предприятий, которые могут добиться снижения издержек производства и себестоимости продукции. Более низкая себестоимость дает возможность увеличить сбыт в развивающиеся страны.
Для свободных экономических зон на третьей стадии характерно производство массовой потребительской продукции, постепенной увеличение доли местного компонента в экспортной продукции, диверсификация производства и расширение рынков сбыта товаров.
С расширением рынков
и распространением технологии появляются
стимулы для перемещения