Свободные экономические зоны Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 23:08, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования явилось территориально - хозяйственное управление в РК. В связи с поставленной целью в работе появились следующие задачи:
- раскрыть социально - экономические аспекты территориально-хозяйственного управления;
- проанализировать территориально - хозяйственное управление в РК.
- дать выводы и предложения по совершенствованию территориально-хозяйственного управления в РК.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ХОЗЯЙСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Мировой опыт создания территориально - хозяйственных единиц управления
Классификация свободных экономических зон
Современное состояние территориально - хозяйственных единиц управления как СЭЗ
Опыт зарубежных стран функционирования свободных экономических зон
АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В КАЗАХСТАНЕ
Принципы территориально - хозяйственного управления
Характеристика свободных экономических зон в РК
Научно - технологическое развитие территориально - хозяйственного управления
МЕРЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В КАЗАХСТАНЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУР
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

СЭЗ в Казахстане.doc

— 887.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, региональная интеграция, идущая рядом с процессом  глобализации, вносит новое содержание в механизм образования свободных  экономических зон: СЭЗ выходят  за рамки экономики национального  государства и становится интернациональной. Такие международные зоны формируются и развиваются медленно. Они проходят длительный и поэтапный путь своего становления и развития. Это особенно наглядно на примере Андской группы государств, в которую входят Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу и Эквадор. Со времени основания в 1969 году Андская группа прошла сложный и тернистый путь своего развития.

На первом существовании  группировки, Андские страны добились определенного прогресса в области  координации экономической политики, совместного планирования промышленного развития, либерализации таможенного режима для расширения взаимной торговли. С 1978 года успешно работает финансовый орган - "Андский резервный фонд", использующий новую расчетную единицу - андское песо, прежде всего во взаимной торговле и туризме. Фонд оказывает помощь странам-членам в расширении проблем платежного баланса. Другая финансовая организация этой группы стран -"Андская корпорация развития" действует не только как инвестиционное учреждение, но и как коммерческий банк. Корпорация разработала и реализовала более 300 проектов в области производства и инфраструктуры.

С 1983 года функционирует  Андский парламент. Важным инструментом унификации законодательных систем стран региона служит Андский  суд.

В сентябре 1995 года главы государств данного объединения собрались на совещание в Кито, где было принято решение о преобразовании группы в Андскую систему интеграции и перестройке всей структуры органов управления. Предполагается, что Андская система интеграции включает в себя - Андский президентский совет - главный политический орган, Андский парламент, Совет министров иностранных дел, Андский суд, Корпорацию развития и Резервный фонд.

Таков     результат     тридцатилетнего     срока     деятельности     Андской региональной группы государств, которые, однако, еще не стали свободной интернациональной зоной в Латинской Америке.

Приграничные (региональные) зоны

В Европе, в Старом свете, появились новые интеграционные процессы, воспроизводящие специфические  модели свободных экономических зон. Речь идет о приграничном сотрудничестве, которое обеспечивает прозрачность внутриевропеиских межгосударственных границ и активизирует местные экономические связи. Важнейшей формой развития приграничного сотрудничества являются еврорегионы, которых в Европе насчитывается более 50.

Еврорегион представляет собой ограниченное географ-экономическое  пространство, которое состоит из приграничных административно-территориальных  единиц государств, добровольно согласившихся  на хозяйственное, научное, культурное и другое сотрудничество. К примеру, еврорегион "Маас-Рейн" с населением 3,7 млн. человек, состоит из провинциальных территорий сопредельных государств Бельгии, Нидерландов и Германии. В последней, такие еврорегионы существуют по всему периметру государственной границы, включая приграничные сообщества с Францией, Швейцарией, Австрией, Данией и т.д. По периметру государственной границы Польши имеется девять регионов к которым сопричастны Чехия, Словакия, Венгрия, Украина, Литва, Германия и др.

Документом, регулирующим международные взаимоотношения  стран на региональном и локальном уровнях, является Европейская рамочная конвенция по трансграничному сотрудничеству, принятая 21 мая 1980 года в Мадриде. В соответствии с первым параграфом этого документа, активными субъектами сотрудничества являются органы местного самоуправления и местной государственной администрации. Второй параграф его гласит:"Это сотрудничество осуществляется в рамках внутреннего законодательства в связи с чем ни одна из стран не утрачивает своей независимости".

В еврорегионах реализована  программа их развития на 1994-1999 годы -ЕФРР - Интеррег-2. Она причастна  к развитию транспортного сотрудничества через оказание помощи районам, расположенным вдоль внутренних и внешних границ ЕС. Программа содержала большой спектр мер: разработку и внедрение новейших технологий, охрану окружающей среды, рынок труда и повешения профессиональной подготовки кадров, природопользование и др. Все это созвучно с целями и задачами новейших типов свободных экономических зон.

Высшим   органом   еврорегиона   является   совет,   в   который   страны-участницы  приграничного сотрудничества делегируют по три человека. Они выдвигаются  из представителей местных органов  власти делового мира. Еврорегион   осуществляет   свою   деятельность   посредством   значительного количества комиссий, которые занимаются следующими вопросами:

    • развитием еврорегиона (источники финансирования, инвестиции,   выставки, ярмарки);
    • охраной окружающей среды и туризма (анализ состояния окружающей среды, разработка туристических маршрутов);
    • образованием, культурой, спортом (организация симпозиумов, конференций, фестивалей, художественных конкурсов, спортивных соревнований).

Создается контрольно-ревизионная  комиссия еврорегиона, объединенный секретариат и институт координаторов по вопросам деятельности еврорегиона, назначаемых членами совета от данной страны. Устав еврорегиона требует и формирования общего бюджета.

Все органы управления еврорегионом имеют штаб квартиры, которые нахо- дятся в какой-либо стране-участнице такого Сформирования.

С 1993 года функционирует  еврорегион "Карпаты". В него входят допредельные административно-территориальные  единицы Польши, Венгрии, Словакии и  Украины. Это межстрановое объединение, как полагают специалисты, в ближайшем будущем может стать основополагающей моделью организации внешнеэкономических связей стран с переходной экономикой. В сентябре 1995 года четыре польских воеводства (Замойское, Люблинское, Хелмское, Тарнобжечское) и Волынская область Украины подписали Соглашение о создании еврорегиона "Буг" и приняли его устав. В мае 1998 года к нему присоединились Брестская область (Беларусь) и Бялоподлясское воеводство (Польша). Еврорегион принят в Ассоциацию трансграничных еврорегионов, есть перспектива получения средств на внутреннее развитие. Еврорегион "Буг" с общей площадью в 82 тысячи километров, населением, превышающим 5 млн. человек, расположен в центре Европы на одном из магистральных путей Евразии. По его территории проходит автострада Париж

- Берлин - Варшава - Брест - Минск -Москва с ответвлением на Украину, 
Прибалтику и север России. Через еврорегион "Буг" проходят 
трансъевропейские железные дороги и водные пути.

Сервисные зоны.

Сервисные зоны представляют собой территории с льготным режимом предпринимательской деятельности для фирм и организаций, оказывающих различные финансово-экономические, страховые и иные услуги.

К числу сервисных  зон относятся оффшорные зоны (ОЗ) и налоговые гавани (НГ), которые привлекают предпринимателей благоприятным валютно-финансовым, фискальным режимом, высоким уровнем банковской и коммерческой секретности, лояльного государственного регулирования.

Главное требование от компании, зарегистрированной в оффшорных  зонах и претендующих на получение  налоговых и иных льгот, - не быть резидентом страны, где находится оффшорный центр и не извлекать на его территории прибыль. НГ отличаются от оффшорных зон тем, что в них (НГ) все фирмы (как местные, так и иностранные) получают налоговые льготы на все или некоторых виды деятельности. В настоящее время в мире насчитывается более 300 оффшорных центров. Среди них налоговых гаваней - около 70.

К числу стран, где  уже давно функционируют оффшорные  компании, относятся: Лихтенштейн, Панама, Норманнские острова, остров Мэн (Британия), Антильские острова, Гонконг, Мадейра, Либерия, Ирландия, Швейцария и др. В последнее десятилетие ОЗ появились на Мальте, Маврикии, Западном Самоа, в Израиле, Малайзии (о. Лабуан) и других странах.

Характеризуя ряд свободных  экономических зон, начиная от самых древних и заканчивая самыми современными, мы рассмотрели основные и наиболее типичные формирования, имеющие место в практике мирового хозяйства. Для всех анализируемых типов свободных экономических зон, характерна практически одна и та же экономическая цель организации (привлечение национальных и зарубежных инвестиций, использование преимуществ международного разделения труда, увеличение валютных поступлений и т.д.) общие предпосылки создания свободных экономических зон - выгодное географическое положение и наличие развитой инфраструктуры и т. д.

Анализируемые типы свободных экономических зон  далеко не исчерпали все многообразие этих экологических формирований. Эволюция развития, пройдя длительный исторический путь, породила множество типов свободных экономических зон. По данным ООН в мире на конец 90-х годов насчитывалось несколько   десятков  тонально-экономических  организационных   структур  с

набором самых различных  льгот для привлечения национальных и зарубежных инвестиций.

1.3 Современное  состояние территориально  -  хозяйственных единиц управления как СЭЗ

Теория: жизненного цикла  товара, основоположником: которой  является известный американский экономист  Раймонд Верной, увязывающая функционирование производства и мировой торговли годовыми изделиями с четырьмя этапами жизненного цикла товара (внедрение, рост, зрелость, упадок) отражает также и фазы жизненного цикла СЭЗ. Товары и само производство перемещается из страны в страну в зависимости от этого цикла. Первая стадия - "внедрение, или "становление", характеризующаяся выбором объекта будущего производства, налаживанием его экспериментального выпуска. На этой стадии наиболее велики затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, маркетинговые исследования и т. д. Для свободных экономических зон первая стадия - это выбор территории или места будущей зоны, разработка концепции ее функционирования, подготовка основных законодател ьных актов, создание промышленной инфраструктуры. После того, как новый продукт создан, его можно производить в любой стране мира. Однако, как правило, первоначальное производство налаживается в стране, где создано изделие, около предполагаемого потребителя:, В современном мире в разработке и внедрении новых товаров доминируют промышленно развитые страны, которые имеют такие конкурентные преимущества, как значительные ассигнования на НИОКР, наличие высококвалифицированных специалистов, емкий внутренний рынок и требовательные потребители, почтительное отношение к нововведениям. Сравнительный анализ экономики десяти крупнейших мировых торговых держав показал, что нововведения и новаторства являются одним: из основных источников их конкурентной мощи на мировом: рынке.

На первой стадии "становления" основная доля продаж приходится на внутренний рынок, постепенно часть продукции отправляется на внешний рынок, где уже знают о новом товаре и готовы его приобрести. Как правило, это страны с аналогичной сегментацией рынка, схожей структурой потребления и запросами потребителей.

Вторая стадия - "рост". Основные финансовые ресурсы отправляются на отладку и совершенствование  технологических процессов, оптимизацию каналов сбыта и реализацию товаров. Если сбыт товаров начинает расти, то для конкурентов появляется стимул нарушить монополию производителя. Даже на этой стадии спрос может оказаться достаточным, чтобы покрыть затраты на организацию производства в других странах, чтобы снизить транспортные расходы и издержки на ввозимых тарифах.

Для деятельности свободных  экономических зон на второй стадии характерно    налаживание    промышленного    производства    из    импортных

материалов и полуфабрикатов, активное привлечение иностранного капитала и технологий, специализация  на выпуске отдельных товаров. Процесс производства остается капиталоемким, но влияние этого фактора уменьшается. Исходная страна-производитель увеличивает свой экспорт, однако постепенно теряет некоторые ключевые экспортные рынки, где может начаться местное производство.

На этом этапе производитель  часто пользуется преимуществами, которые  предоставляют зоны свободной торговли, и прежде всего правом беспошлинной поставки товаров на зарубежные рынки. Могут разрабатываться планы  по переносу производства в развивающиеся страны и в том числе в экспортно-производственные зоны.

Третья стадия - "зрелость" характеризуется организацией массового  поточного производства, где доминируют расходы, связанные с оплатой  труда наемных рабочих, рекламой товара и т.д.

Мировой спрос начинает выравниваться, может происходить вытеснение первичных производителей, поскольку модели товаров становятся высокостандартизированными. Крупносерийное производство доступно и для зарубежных предприятий, которые могут добиться снижения издержек производства и себестоимости продукции. Более низкая себестоимость дает возможность увеличить сбыт в развивающиеся страны.

Для свободных экономических  зон на третьей стадии характерно производство массовой потребительской  продукции, постепенной увеличение доли местного компонента в экспортной продукции, диверсификация производства и расширение рынков сбыта товаров.

С расширением рынков и распространением технологии появляются стимулы для перемещения производства в развивающиеся страны, где недорогая, но относительно квалифицированная рабочая сила может быть эффективно использована в стандартизованных (капиталоемких) процессах. В фазе "зрелости" дальнейшие инвестиции в расширение или модернизацию производства неэффективны, необходима смена объекта производства или перенос его в развивающиеся страны. За счет этого продляется " жизненный цикл товара, так как на стадии "спада" вложения в совершенствование производственных процессов и производимых товаров не дают осязаемых результатов. Инвестиции целесообразно направлять на разработку и внедрение принципиально новых идей, в подготовку, освоение и выпуск изделий "нового поколения".

Информация о работе Свободные экономические зоны Казахстана