Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 23:08, дипломная работа
Целью исследования явилось территориально - хозяйственное управление в РК. В связи с поставленной целью в работе появились следующие задачи:
- раскрыть социально - экономические аспекты территориально-хозяйственного управления;
- проанализировать территориально - хозяйственное управление в РК.
- дать выводы и предложения по совершенствованию территориально-хозяйственного управления в РК.
ВВЕДЕНИЕ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ХОЗЯЙСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Мировой опыт создания территориально - хозяйственных единиц управления
Классификация свободных экономических зон
Современное состояние территориально - хозяйственных единиц управления как СЭЗ
Опыт зарубежных стран функционирования свободных экономических зон
АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В КАЗАХСТАНЕ
Принципы территориально - хозяйственного управления
Характеристика свободных экономических зон в РК
Научно - технологическое развитие территориально - хозяйственного управления
МЕРЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В КАЗАХСТАНЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУР
ПРИЛОЖЕНИЯ
СЭЗ относятся к хозяйственным древнейшим формированиям. Однако определение, раскрывающее сущность этих экономических структур, появилось недавно весной 1273 года. Оно было впервые официально объявлено научному миру и деловой общественности. "Под свободной экономической зоной (или "зоной франка") - говорится в Китайской конвенции,- понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются, как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории и потому не
подвергаются обычному таможенному контролю и налогообложению. Иными словами, территория, где соблюдается принцип таможенной экстерриториальности. Размышляя над таким определением СЭЗ, профессор К.А.Семенов заметил: "Из этого определения видно, что свобода обособленной части государственного пространства является не абсолютной, а относительной. Свободной эта территория является лишь в том смысле, что ввезенные на нее товары освобождаются от таможенных пошлин, налогов на импорт и других видов контроля над импортом, которые в соответствии с таможенным законодательством страны применяются в отношении импортируемых товаров на другие территории этой страны. Это означает, что товары, ввозимые в свободную экономическую зону из-за рубежа, не декларируются как ввоз на территорию принимающей страны. Но в то же время законы не освобождают товаровладельцев и инвесторов от существующего экономического правопорядка, а лишь облегчают его. В связи с этим свободные экономические зоны, как верно заметил академик Е. Авдокушин: "...следовало бы именовать не свободными, а специальными зонами"(2). В то же время профессор К.А.Семенов дает свое определение свободных экономических зон, понимая их как "географические территории, которым их политические центры представляют льготный, по сравнению с общепринятым для данного государства, режим хозяйственной деятельности. Иными словами, они являют собой анклав, где осуществляется выборочное сокращение государственного вмешательства в экономические процессы, т.е. составляют обособленную часть национального экономического пространства, на которой применяется определенная система льгот, не используемая на других территориях данного государства(2).
Как видим, такое
определение свободных
Свободная экономическая
зона - важный инструмент мирового хозяйства,
особая форма международной экономической
интеграции. Обычно это регион,
часть национальной территории со специальным
льготным: внешнеторговым,
таможенным, инвестиционным, валютно-финансовым
и налоговым режимами,
поощряющими хозяйственную (производственно-коммерческую, предпринимательскую) деятельность
иностранных участников, привлечение внешних инвестиций: и передовых
зарубежных технологий (3). Авторы учебного
пособия "Свободные экономические зоны"
В.Игнатов и В,Бутов дают свое определение
этих экономических формирований: "Свободные
экономические зоны - ограниченные территории,
морские и авиационные порты, в
которых действуют особые льготные экономические
условия для национальных и иностранных
предпринимателей, способствующие решению
внешнеторговых, общеэкономических, социальных,
научно - технических и научно - технологических
задач".
В широком смысле определения свободных экономических зон дали Московские ученые экономисты Т.П. Данько и З.М. Оруг. "Под СЭЗ, утверждают они,- понимается суверенная территория государства (государств), являющаяся составной частью хозяйственного комплекса страны (ряда стран), где обеспечивается производство и распределение общественного продукта для достижения" определенной и конкретной общенациональной интегрированной цепи с использованием специальных механизмов регулирования общественно-экономических отношений производства и распределения, способных к диффузионному расширению ее границ" (2).
Поясняя столь пространственное
определение, авторы подчеркнули, что
СЭЗ всегда остается под юрисдикцией
государства, ее территорией, никогда
не
пользующейся правом экстерриториальности.
Свободные экономические
зоны им видятся, как "искусственно
созданное государство (вкрапление) в
национальную экономическую среду
и экономически значительно
отличающееся от нее". Такое определение
свободных экономических зон
воплотило в себе территориальный суверенитет,
экономическую
комплексность, распределительные отношения расширенного воспроизводства,
цели и специальный механизм регулирования.
Последний не раскрывает' сущность содержания механизма
управления свободными экономическими
зонами. Он, видимо, предполагает систему
преференций национальным и зарубежным инвесторам,
соответствующий управленческий набор,
где больше рынка и меньше государства
и т.д.. Но это не конкретизируется в определении
СЭЗ и сказано слишком обще. В плане конкретности
формулировки можно сослаться на "Большой
экономический словарь", который определяет
свободные экономические зоны, как ограниченную часть национально - государственной:
территории, на которой действуют
особые льготные экономические условия
для иностранных, и национальных предпринимателей
(льготы таможенного, арендного, налогового,
визового, трудового режима и т.д.), что
создает условия для развития промышленности
и инвестирования иностранного капитала.
В этом определении не только указывается на особые льготные экономические условия для иностранных и национальных предпринимателей, но и конкретизируются важнейшие льготы свободных экономических зон. Однако это определения не полно отражает содержание механизма управления функционирования СЭЗ.
Некоторые экономисты определяют СЭЗ, как инструмент селективного сокращения масштабов государственного вмешательства в экономические процессы. Такая формулировка включает широкий спектр различных институциональных явлений, связанных с действием преференционального режима хозяйствования. И СЭЗ определяется не как географическая территория, а как часть национального экономического пространства, где применяется предельная система льгот и стимулов, не используемых в других его частях. СЭЗ, как нам представляется, это часть национального пространства, где для местных и зарубежных предпринимателей создается такая система льгот, стимулов, которая на основе новейших технологий позволяет создавать приоритетные отрасли экономики, способные обеспечить производство высококачественной товарной продукции на мировом рынке, успешное развитие социально - экономической жизни регионов базирования. При этом деловая жизнь зоны управляет рыночными отношениями в сочетании с частичной регулирующей ролью государства.
Данное определение просто и четко отражает место, условия, цели и механизм управления свободными экономическими зонами, раскрывает сущность и назначения основных, наиболее совершенных типов свободных экономических зон, использующих новейшую технологию и выпускающих экспортную продукцию. Такие зоны сочетают и производство, и реализацию готовых изделий. Вырученная валюта становится источником расширенного воспроизводства, увеличения рабочих мест и укрепление экономического потенциала региона, на территории которого функционирует свободная экономическая зона.
Приведенные в тексте
определения свободных
При создании
СЭЗ реализуется точечная
стратегия ускорения
хозяйственного роста определяются регионы
и сферы целевого
стимулирования экономической
активности на основе международного
сотрудничества, концентрации ресурсов с использованием
благоприят-
ствующих факторов. Это
позволяет расширить
Как видим, достаточно и нескольких примеров, чтобы убедиться в различии целей создания свободных экономических зон. Однако, несмотря на различие этих целей, они имеют и некоторую общность, в рамках которой можно выделить экономическую, социальную, производственную и научно -техническую цели.
Экономическая:
Социальная:
Производственная и научно-техническая:
Все эти и другие цели организации СЭЗ могут быть реализованы при целой схеме условий, создаваемых для зарубежных инвесторов принимающей страной.
В этом плане назовем наиболее важные условия для нормального функционирования свободных экономических зон:
- политическая стабильность в стране создает общий благоприятный инвестиционный климат; она, как показала практика, бывает решающей в привлечении зарубежных инвестиций;
- наличие хорошо разработанной законодательной базы, гарантирующей права и стимулирующей деятельность зарубежных и отечественных инвесторов;
Помимо названных целей
и причин создание свободных экономических
зон увязывается с тремя
- стимулирование
промышленного экспорта и
основе валютных средств;
- ростом занятости;
- превращение зон в полигоны по опробованию новых методов
хозяйствования полюса роста национального хозяйства (4).
Важнейшим стимулятором для развития свободных экономических зон является система льгот инвесторам, которые прежде, чем вкладывать капитал, заинтересованно изучают предоставляемые им условия льгот. Каждая страна или тот или иной ее регион при создании свободных экономических зон определяют свой набор льгот. При этом, как показывает практика, система льгот, устанавливаемых в свободных экономических зонах, в достаточной степени индивидуальна и связана с реализуемыми на ее территории программами и проектами. Однако в экономической литературе называют четыре основных группы льгот:
- фискальные льготы, стимулирующие развитие определенных видов предпринимательства. Они применимы к налогам на прибыль, доход, имущество и к уровню налоговых ставок. В их сфере находятся вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения предпринимателей;
- финансовые льготы в виде установления низких цен за пользование землей, производственными помещениями, объектами инфраструктуры, коммунальными услугами. Финансовые льготы - это не предоставление различных форм субсидий за счет бюджетных средств и преференциальных государственных кредитов;