Свободные экономические зоны Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 23:08, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования явилось территориально - хозяйственное управление в РК. В связи с поставленной целью в работе появились следующие задачи:
- раскрыть социально - экономические аспекты территориально-хозяйственного управления;
- проанализировать территориально - хозяйственное управление в РК.
- дать выводы и предложения по совершенствованию территориально-хозяйственного управления в РК.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ХОЗЯЙСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Мировой опыт создания территориально - хозяйственных единиц управления
Классификация свободных экономических зон
Современное состояние территориально - хозяйственных единиц управления как СЭЗ
Опыт зарубежных стран функционирования свободных экономических зон
АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В КАЗАХСТАНЕ
Принципы территориально - хозяйственного управления
Характеристика свободных экономических зон в РК
Научно - технологическое развитие территориально - хозяйственного управления
МЕРЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В КАЗАХСТАНЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУР
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

СЭЗ в Казахстане.doc

— 887.00 Кб (Скачать файл)

2. 2 Характеристика свободных экономических зон в РК

Астана - новый  город

День 10-го декабря  казахстанцы будут помнить всегда. «Сегодня мы, высшие органы власти РК, торжественно заявляем., что с 10-го декабря 1.997 года Астана является столицей нашего государства». Эти слова Президента РК Нурсултана Назарбаева, произнесенные им в этот день на совместном заседании правительства и парламента республики, поставили точку еще на. теплившихся у многих надеждах на спокойную и сытную жизнь без перемен и потрясений.

Никто никогда не узнает, сколько лет Президент Назарбаев  вынашивал идею переноса столицы. Однако почти с полной уверенностью можно  сказать, что эта мысль не давала ему покоя с августа девяносто  первого. Похоже, уже тогда ему  стало ясно, что сердце политической и финансовой систем страны должно быть в ее географическом и геополитическом центре. Все же, думается, все проблемы, возникшие с переносом столицы, решаемы. В глубине души и казахстанцы, и иностранцы понимают, что Астана - это навсегда, что там будущее, несмотря на большие затраты.

Налоговые и таможенные льготы, предоставляемые законодательством  застройщикам территории специальной  экономической зоны «Астана - новый  город». Все активнее входят в практику строительства.

За истекший период оформлены 1352 грузовые таможенные декларации (ГТД) общей стоимостью около 60 млн. долларов. Из них 90 процентов - в режиме свободной таможенной зоны. В бюджет взыскано 192 млн. тенге таможенных платежей и налогов (75 процентов этой суммы - поступления от НДС). Для возведения объектов нового административного центра столицы в льготном порядке ввезено около миллиона тонн строительных материалов, причем 90 процентов из них - отечественного производства. Надо отметить, что в начале 2008 года значительное количество материалов и оборудования на территорию свободной экономической зоны ввозилось с применением упрощенной формы декларирования (по ней оформлено более 11 тысяч деклараций). Это говорит о том, что не все руководители строительных фирм вовремя поняли специфику налогообложения и таможенного регулирования в специальной экономической зоне. Отсюда предпочтение упрощенной декларации, они попросту потеряли свои доходы.

Между тем таможенное оформление такого количества товаров  стало возможным с применением  процедуры периодического декларирования, предусматривающей неоднократное перемещение товаров (в течение календарного месяца) на территорию свободной экономической зоны по одному контракту. Это сокращает материальные издержки строительных организаций - 50 процентов всех грузов оформлено именно по этой процедуре. Однако есть факты нарушения строительными фирмами таможенных правил: несвоевременно предоставляются документы и отче- ты. За истекший срок таможней «Астана - Жана кала» возбуждено 68 дел об административных правонарушениях и наложено штрафов на сумму более 700 тысяч тенге. Среди нарушителей ТОО «Мотив - Елим» и филиалы иностранных фирм «Крюгер Эрдбау Гмбх» и «Каины Иншаат».

Для совершенствования  таможенного администрирования  регулярно проводятся встречи с  представителями строительных и брокерских фирм. Открыт консультационный пункт, есть телефон доверия, вскоре будет установлен информационный дисплей для того, чтобы декларанты могли наблюдать     процесс     оформления     грузовых     таможенных     деклараций.

 

Взаимодействие таможни с налоговым комитетом свободной экономической зоны и генеральной дирекцией позволяет оперативно и качественно вести учет и   контролировать   деятельность   специальной   экономической   зоны.   Все предпосылки для ее продуктивной работы сделаны.

Силиконовый Алатау - алгоритм индивидуальности

Несмотря  на мировой спад на рынке акций  высокотехнологических компаний, в  реальной жизни все осталось на своих  местах: информационные технологии по-прежнему активно проникают в экономику и быт. Причем, те страны, которые стремятся перевести экономику на постиндустриальные рельсы, создать производства с высокодобавленной стоимостью, наконец, совершить мощный экономический рывок, делают ставки на технопарки. Им придумывают яркие бренды-символы типа «силиконовая долина», «сибирская тайга», «оазис высоких технологий», но на этом романтика заканчивается, и правит бал ее величество по имени экономическая целесообразность. Именно она, а еще больше - в условиях Казахстана - необходимость диверсификации экономики от сырьевой к перерабатывающей требует создания высокотехнологичных центров. Сегодня задача ставится конкретно. «Надо умело использовать имеющуюся научную базу посредством создания технопарков; в поселке Алатау под Алматы — центра информационных технологий, в Степногорске -биотехнологического центра, в Курчатове - центра ядерных технологий, -говорится в Послании Президента народу Казахстана. Особый интерес вызывает Алатауский проект, который с легкой руки журналистов называют «силиконовый Алатау». Насколько мы далеки от появления своих собственных казахстанских продуктов программного обеспечения (ПО) и готов ли мир принять их? Способно ли государство создать ту концентрацию интеллектуальных ресурсов, которая позволит совершить прорыв в сфере информационных технологий? Сумеет ли страна пойти до конца в государственном протекционизме во имя создания цивилизованного рынка технологий?

Министерство энергетики и минеральных ресурсов РК подготовило  и внесло в Правительство пакет  документов, необходимых для создания парка информационных технологий и осуществления его деятельности. В целом же обобщенная модель процесса создания технопарков выглядит так: утверждается направление деятельности технопарка, выделяются соответствующие территории, создается мастер-план технопарка и производится его территориальное разделение, создается управляющая компания и определяются ее полномочия. На части территории, за счет государственного финансирования, создается соответствующая инфраструктура, а на другой части территории крупным фирмам предоставляются участки под строительство необходимых их зданий и цехов.

Параллельно идет работа по предоставлению льгот и преференций. В частности, предлагается внести изменения  и дополнения в Налоговый кодекс РК и закон Республики Казахстан  «О специальных экономических зонах В Республике   Казахстан».   Речь   идет   об   освобождении   от   корпоративного

 

подоходного налога с  юридических лиц, налога на добавленную  стоимость, освобождения от уплаты земельного налога и налога на имущество. В целом пакет документов разработан. В течение нынешнего года он будет одобрен Правительством и Парламентом и утвержден Президентом Республики Казахстан.

В 2008 году разработано технико-экономическое обоснование и проектно-сметная документация для парка информационных технологий. Деньги в бюджете на 2009 год составили - 90 млн. тенге. Кстати, нелишне будет напомнить, что создание технопарков требует масштабных бюджетных затрат. Уровень финансирования подобных проектов со стороны государства в Великобритании составляет 62 процента, в ФРГ - 78 процента, во Франции - 74 процента, в Нидерландах - около 70 процентов, в Бельгии почти 100 процентов. В Японии целый ряд государственных фондов, банков и корпораций предоставляют фирмам, разрабатывающим наукоемкую продукцию, кредиты на длительный срок и под льготные проценты.

После разработки  технико-экономическо обоснования  и проектносметной документацииии республиканской бюджетной  комиссии было рассмотрено предложение финансировании на перспективу. Создается пилотный проект технопарка, подобно которому еще не было в стране. Поэтому процесс идет не так быстро, как хотелось бы. Нарабатывается опыт и в соотвествии с программой индустриально-инновационного развития создаются подобные структуры на базе городов Курчатов и Степногорск. Об этом как раз и говорится в Послании Президента народу Казахстана.

Президент РК Нурсултан  Назарбаев является автором и  инициатором идеи парка информационных технологий а Алатау. Во многих поездках он интересовался прорывными технологиями. Где бы он ни был в Израиле, США, Италии, Франции, Германии, Японии, Юго-Восточной Азии, не было такого случая, чтобы Нурсултан Абишевич отказался от возможности познакомиться с передовыми технологиями в любой отрасли - в информатизации, биотехнологии, машиностроении.

Сейчас, когда мы встали на траекторию устойчивого экономического развития, когда в стране появились  финансовые возможности, их необходимо использовать в образовании, подготовке специалистов, в новых передовых  технологиях. В Казахстане много  высококлассных специалистов именно в области математики, информатики, программирования. Бог наделил нашу страну талантами. Достаточно вспомнить, какое количество призовых мест на всемирных олимпиадах завоевывают в области точных наук казахстанские школьники, чтобы понять - у наших технопарков будущем не будет проблем с кадрами. Технопарки должны выдавать на-гора, инновации, передовые технологии и высококлассные продукты информационных технологий.

Чтобы развеять ошибочное  представление, что у нас дефицит  с этим, приведем ряд примеров, начнем с нефти. Наверное, будет интересно узнать, что наши специалисты создали математические и геологические модели резервуаров. Математическая модель работы резервуара - это программный

 

продукт, который стоит  за рубежом колоссальных денег, почему же не довести эти разработки до товарного продукта и не продавать его нефтяным компаниям. Еще один программный комплекс разработан для оценки углеводородных ресурсов, который позволяет сделать мониторинг текущего состояния минерально-сырьевой базы, а также спрогнозировать конъектуры цен на нефть и другие углеводороды, состояние отраслей, внешних и внутренних факторов, влияющих на рынок и т.д. Это экономически сложные математические модели.

Создана система, математическая модель, а еще точнее программный комплекс, позволяющий прогнозировать сейсмическую обстановку в регионе и давать экспертную оценку активности земной коры. Развитие этой системы, программного продукта высокого уровня, может сделать его востребованным в сейсмически активных и опасных регионах мира. Также есть технологии прогнозирования на основе подхода искусственных иммунных систем, имуннокомпьютеры. Это самые передовые разработки в мире. А информационные технологии криптографической защиты и аутентификации сообщений на основе непозиционной полименальной системы исчислений. Сложнейшая шифровальная система нужна для нашей безопасности. И таких примеров можно привести множество. Почему бы нам не развивать и продвигать современные программные продукты казахстанских специалистов через зарубежные компании , работающие в Казахстане. Необходимо создать условия, при которых наукоемкие технологии будут развиваться. А чтобы они развивались, сюда должны прийти инвестиции, А чтобы они пришли, нужно создать условия, при которых окупаемость этих инвестиций будет не хуже, чем в любой другой точке земного шара - будь то Силиконовая долина, либо индийский Бангалор, китайский Шеньчжэнь. Надо создать условия, а если их не создавать, то ничего не будет. И здесь встает самый актуальный вопрос: сумеет ли страна пойти до конца в государственном протекционизме во имя создания цивилизованного рынка технологий?

Государство дает территорию для парка информационных технологий. Там будет действовать режим  свободной таможенной зоны, свой льготный налоговый режим. Будет создана соответствующая инфраструктура, подведена вода, канализация, электроэнергия. Государство будет заказчиком и первым покупателем продукции, соответствующим мировым стандартам. Это является необходимым условием для успешного старта, Ведь успех индийских компаний был обусловлен льготами и преференциями. Им было предоставлено право на беспошлинный ввоз товаров, освобождение от уплаты подоходного налога и налога с оборота на десять лет, специальные тарифы на электроэнергию. Еще на старте компании получили инфраструктуру высокоскоростной передачи данных, доступ к выделенным линиям связи, в результате чего произошел резкий рост нтернетиндустрии, венчурного капитала и расширение сети научно-исследовательских отделений ведущих фирм мира. Параллельно шла интенсивная подготовка программистов различного профиля,  маркетологов для хайтекрынка,  создавались крупные софтверные   компании.   Но   хватит   ли   у   нас   для   старта   программистов, способных выполнить поставленные задачи?

Министерство сделало  большую выставку в поселке Алатау на базе Института ядерной физики, где многие наши разработчики и фирмы, работающие на этом рынке, представили свои возможности. Только специалисты поняли весь потенциал наших возможностей. В Казахстане есть разработки мирового уровня. Для организации парка информационных технологий предполагается использовать существующий на сегодняшний день в Казахстане научный и инженерный потенциал ряда организаций и предприятий. Ведь в этой сфере работают как частные компании, так и наши ведущие вузы, и академические институты. Также находят нишу в этой сфере и бывшие предприятия оборонной промышленности. Спектр их деятельности достаточно широк. От создания систем дистанционного зондирования Земли, выпуска конкурентоспособного компьютерного оборудования, до создания глобальных сетей передачи данных, математического моделирования и создания различных автоматизированных информационных систем.

Наше государство является заказчиком различных информационных телекоммуникационных систем, программных продуктов и различного оборудования. Во многом это делают наши специалисты, способные конкурировать со многими мировыми фирмами. Но мы должны признать, что это единичные продукты. Нужна система, нужны условия для зарождения отрасли и создания традиций. Это призваны сделать технопарки. А не опоздали ли мы? На международном рынке - толкучка, тесно. На сегодняшний день в мире насчитывается 52 крупные компании, разрабатывающие программные технологии, 42 из них находятся в Индии, а 19 работают на территории Бангалора. Этот парк обеспечивает 40 процентов всемирного рынка компьютерных технологий. Индия, к опыту которой мы постоянно обращаемся, занимает третью позицию в мире, производит продукцию на экспорт в 8,3 миллиарда только за счет интеллектуальных возможностей. Другой пример - Россия. Эксперты оценивают объем российского рынка того же оффшорного программирования в 190 - 245 млн. долларов. Рынок динамично развивается. Темпы его естественного роста составляют 30-50 процентов. К услугам российских разработчиков прибегают такие компании, как Intel, Motorola, Boeing, Telekom и др. А Китай? Китай может догнать Индию по объему продаж программного обеспечения и услугам разработки приложений к 2006 году, когда обе страны будут получать от этого сектора рынка по 27 млрд. долларов в год, говорится в последнем отчете Gartner. К 2010 году по  сведениям Gartner, 60 процентов из 25 ведущих индийских софтверных компании появились на китайском рынке сами, либо посредством создания совместных предприятий. Они  генерируют около 40% дохода китайского рынка программного обеспечения. Две ведущие компании Индии - Infosys Technologies и Satyam Computer - начали экспансию в Китай и хорошо себя зарекомендовали в качестве партнеров для транснациональных компаний.

Информация о работе Свободные экономические зоны Казахстана