Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 23:08, дипломная работа
Целью исследования явилось территориально - хозяйственное управление в РК. В связи с поставленной целью в работе появились следующие задачи:
- раскрыть социально - экономические аспекты территориально-хозяйственного управления;
- проанализировать территориально - хозяйственное управление в РК.
- дать выводы и предложения по совершенствованию территориально-хозяйственного управления в РК.
ВВЕДЕНИЕ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ХОЗЯЙСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Мировой опыт создания территориально - хозяйственных единиц управления
Классификация свободных экономических зон
Современное состояние территориально - хозяйственных единиц управления как СЭЗ
Опыт зарубежных стран функционирования свободных экономических зон
АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В КАЗАХСТАНЕ
Принципы территориально - хозяйственного управления
Характеристика свободных экономических зон в РК
Научно - технологическое развитие территориально - хозяйственного управления
МЕРЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В КАЗАХСТАНЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУР
ПРИЛОЖЕНИЯ
Важным шагом в расширении внешнеэкономических связей Китайской Народной Республики и привлечения иностранных инвестиций стали беспошлинные зоны. Такая зона представляет собой особую, полностью изолированную территорию, называемую в других странах «свободным портом» или «зоной беспошлинной торговли». Там действует особая таможенная политика, применяющая специфические правила таможенного управления и надзора.
После 1990г. В стране создано более десяти беспошлинных зон, в них уже функционирует несколько тысяч предприятий, а вложенный капитал исчисляется десятками миллиардов долларов. Особенно успешно идет развитие в Вайгаоцяо (Шанхай) и в Тяньцзинском морском порту. Зоны этого рода занимают относительно ограниченную площадь, над которой сравнительно легко установить соответствующий пограничный и таможенный контроль. Устройство беспошлинных зон не требует больших капиталовложений, а эффект от них ощутим уже через некоторое время.
В 1992г. КНР открыла внешнему миру 13 приграничных городов. Они обладают преимуществами для развития экономического сотрудничества с соседями, среди которых видное место занимает Восточная Сибирь и Дальний Восток. В них создается инфраструктура и развивается приграничная торговля бартерного характера.
Правительство КНР оказывает поддержку приграничной торговле, которая при правильной организации дела является не только взаимовыгодной, но и под час единственно возможной формой получения дополнительного дохода. В не меньшей степени в этом виде торговли объективно заинтересованы соседи Китая. Это следовало бы иметь в виду некоторым руководителям наших восточных регионов, которые свою бездеятельность в области нормального международного сотрудничества пытаются скрыть шумихой об экспансии соседей. При этом, как представляется, совершенно недопустимо, чтобы российская граница была объектом приватизации, как это происходит на Дальнем Востоке.
Согласно постановлению Госсовета КНР 13 открытых приграничных городов получили право создавать на своей территории зоны приграничного экономического сотрудничества, в которых предоставляются те же льготы, что и в приморских зонах технико-экономического освоения.
Создание свободных экономических зон в Китае в основном себя оправдало. Вместе с тем возникают новые сложности. Как известно, Китай ведет длительные переговоры о вступлении в ВТО. Одним из основополагающих принципов ВТО является безоговорочное применение национального режима, что означает одинаковое отношение, как к отечественным, так и к иностранным компаниям. В этих условиях преференции иностранным компаниям становятся формально недопустимы.
Как сложится дальнейшая
судьба китайских свободных
Можно предположить, что
в Китае будет проведена
Многообразие свободных экономических зон в Китае успешно справляется с задачей привлечения иностранных инвестиций. В 1998г. В страну поступило 40 млрд. долларов.
Развитие и становление СЭЗ в России
Развитие свободных экономических зон в России началось в конце 80-х годов. Тогда свободные экономические зоны рассматривались как элемент государственной внешней политики и способ стимулирования межгосударственных экономических связей с иностранными партнерами. Свободные экономические зоны должны были стать компактными территориями с высокой концентрацией предприятий и с участием иностранного капитала. Более того, предполагалось создавать такие зоны в регионах с развитым научно-техническим потенциалом, чтобы изготовлять наукоемкую продукцию на основе соединения отечественных технологий и зарубежного капитала.
По замыслу эти зоны должны были в перспективе стать полюсами экономического роста. Напомним, что идея полюса экономического роста была обоснована французским ученым Перу в 1950 г. Позже пришли к выводу, что нововведения могут концентрироваться не только не только в определенных отраслях, но и на определенных ограниченных территориях.
Первое конкретное предложение
по созданию дальневосточных
Указанные документы о свободной экономической зоне «Находка» определили четкие гарантии зарубежным инвесторам от национализации и других форм принудительный изъятий их собственности, определены возможные формы инвестиций, зафиксированы права зарубежных инвесторов в области экономической деятельности, а также установили долгосрочную аренду земли (сроком на 70 лет). СЭЗ «Находка» получила льготный налоговый режим: для предприятий с иностранными инвестициями, доля которых в их уставном фонде составляет 30% установлен 10-процентный налог на прибыль, перечисляемый в бюджет, и 10-процентный налог на прибыль, вывозимую иностранным инвестором за рубеж. В течении 5 лет после объявления прибыли иностранные инвесторы полностью освобождались от уплаты налога на прибыль, в том числе и на ту его часть, которая вывозилась за рубеж, а также на часть прибыли, которая реинвестировалась на территории свободной экономической зоны «Находка» в развитие социальной сферы и формирование производственной инфраструктуры.
Предусмотрены льготы и для российских предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в зоне. Самой «Находке» было дано право в составе краевого бюджета отдельной строкой выделять свой бюджета и оставлять в своем распоряжении в течении пяти лет все выплаты предприятий зоны в вышестоящие бюджеты на условиях возврата этих средств с процентами (так называемый налоговый кредит). В распоряжении предприятий оставалась валюта, заработанная им в зоне за исключением 20% отчислений от валютной выручки, перечисляемых впервые 5 лет функционирования свободной экономической зоны «Находка» Находскому городскому совету и Партизанскому районному совету.
Таможенный режим свободной экономической зоны «Находка» предусматривал освобождение от уплаты таможенной пошлины товаров, импортируемых на территорию зоны и экспортируемых из этой территории. При вывозе товаров в другие районы России таможенная пошлина взимается только с той части товаров, которая имеет иностранное происхождение. Вывоз изготовленных на территории свободной экономической зоны «Находка» товаров освобождается от квот и лицензии. Предприятия рыбной
промышленности получили право самостоятельно реализовывать на внешнем рынке до 30% своей продукции.
Судьба становления и развития СЭЗ «Находка» тесно переплелась с экономическими реформами России. Кризисы и обвалы экономики целой страны негативно сказывались на функционировании зоны. После создания свободной экономической зоны «Находка» в 1990г. Государственные власти неоднократно принимали решения, стимулируя развитие «Находки».
Постановление Совмина Российской Федерации «О некоторых мерах по развитию свободной экономической зоны «Находка» от 8 сентября 1994 г. Было направлено на восстановление условий производственной деятельности, правового и таможенного режима. Аналогичный Указ Президента РФ был издан в 1996г. - «О некоторых мерах по стимулированию инвестиционной деятельности в свободной экономической зоне». На развитие «Находки «были брошены немалые суммы бюджетных средств. К концу 90-х годов «Находка» стала одной из наиболее успешных функционирующих зон России. Она расположена на пересечении важных морских, железнодорожных и воздушных путей сообщения. Ее порты принимают и обслуживают в год до 1200 судов из более, чем 100 стран мира. На территории зоны функционируют около 500 совместных предприятий. Там апробируется идея создания «свободных точечных режимов» СЭЗ «Находка» управляется Административным комитетом. Она практически реализует стратегию, разрабатываемую Экспертным советом.
Последний активно работает
над расширением
«Находка» превращается в комплексную экономическую зону -конгломерат различного рода специальных зон(свободные таможенные зоны, Зоны экспортного производства, зоны переработки товаров под экспортным контролем), в которых создаются благоприятные условия для привлечения иностранного капитала и менеджмента, передовых отечественных (в том числе и конверсионных) и зарубежных технологий производства с целью эффективного включения евроазиатской России в систему международного разделения труда.
На начало 1999 года инвестиции на развитие СЭЗ «Находка» составили 39,5 млн. долларов, и 34,7 млрд. рублей, зарегистрировано 409 предприятий и компаний с иностранными инвестициями в объеме 96,5 млн. долларов. На территории свободной экономической зоны открыты консульства Вьетнама и КНДР, 25 представительств фирм из Японии, США, Южной Кореи, Великобритании, Германии, Финляндии, Швейцарии, Китая и Гонконга. Статус индустриальных комплексов с дополнительными региональными льготами для
иностранных инвесторов, включая японских, получили девять территорий свободной экономической зоны «Находка».
В «Находке» активную деятельность осуществляет японская компания «Сумитомо», с участием которой свободные экономические зоны функционируют во Вьетнаме и Малайзии.
Идея создания Калининградской СЭЗ была предложена в конце 80-х годов. Но конкретная реализация этой идеи свершилась немного позднее. В 1994 г. Совет Министров России утвердил «Положение о свободной экономической зоне в Калининградской области», которое закрепило правовые основы финансово-хозяйственной деятельности этой новой экономической структуры, получившей название «Янтарь».
В дальнейшем свободная экономическая зона «Янтарь» была трансформирована в особую экономическую зону (ОЭС). Основным законодательным актом, определяющим правовые и экономические основы создания и функционирования такой зоны, является федеральный закон «Об особой экономической зоне в Калининградской области» от 22 января 1996 года. Особая экономическая зона создана в пределах всей территории Калининградской области, за исключением территорий и объектов, имеющих оборонное и стратегическое значение для Российской Федерации. Этим законом были созданы предпосылки для преодоления сложностей эксклавного положения Калининградской области успешного осуществления ее внешнеэкономической деятельности. Ведь экономика Калининградской области тесно связана с уникальными месторождениями янтаря, где сосредоточено более 85% мировых запасов этой ископаемой смолы хвойных пород. Янтарь используется в радиотехнической промышленности, в изготовлении музыкальных инструментов, а также в производстве ювелирных украшений. На территории области, включая приобретенный шельф, добываются и другие полезные ископаемые. В регионе разведаны крупные запасы нефти. Область производит 6% целлюлозы, 4% бумаги и 10% рыбной продукции Российской Федерации. Более того, область располагает рекреационными ресурсами, благоприятствующим развитию курортно-туристического комплекса, где имеются значительные запасы лечебных минеральных вод. Свидетельством тому являются уже имеющиеся широко известные курортно-оздоровительные
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В КАЗАХСТАНЕ
2.1 Принципы территориально - хозяйственного управления
Сложность и затратоемкость данной проблемы, многообразие, вариантность и противоречивость подходов к ее решению диктует необходимость выбора основополагающих принципов создания и функционирования СЭЗ, соблюдение которых в значительной мере избавит органы власти от возможных грубых ошибок и просчетов.
В мире выработано достаточно большое количество таких принципов. Различные их сочетания, по существу, предопределяют применяемую в той или иной стране общую модель будущих свободных экономических зон. Представляется, что выбранные принципы создания и функционирования свободных экономических зон в Казахстане в целом соответствует его стратегии экономического развития и во многом определены реальными условиями республики, потребностями и возможностями ее национальной экономики. СЭЗ должна создаваться, прежде всего, по функционально-целевому принципу, что предполагает четкое выделение ее целей и функций, которые она будет выполнять в процессе своей деятельности. Этот принцип исходит из того, что цели и функции, реализуемые зонами, многообразны и многозначны и формирование зон без четко очерченных целей и функций, как это делается сейчас, может привести к неразберихе в предоставлении льгот и определении режимов их функционирования, в обосновании состава мероприятий и проектов и т.д.