Свободные экономические зоны Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 23:08, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования явилось территориально - хозяйственное управление в РК. В связи с поставленной целью в работе появились следующие задачи:
- раскрыть социально - экономические аспекты территориально-хозяйственного управления;
- проанализировать территориально - хозяйственное управление в РК.
- дать выводы и предложения по совершенствованию территориально-хозяйственного управления в РК.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ХОЗЯЙСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Мировой опыт создания территориально - хозяйственных единиц управления
Классификация свободных экономических зон
Современное состояние территориально - хозяйственных единиц управления как СЭЗ
Опыт зарубежных стран функционирования свободных экономических зон
АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В КАЗАХСТАНЕ
Принципы территориально - хозяйственного управления
Характеристика свободных экономических зон в РК
Научно - технологическое развитие территориально - хозяйственного управления
МЕРЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В КАЗАХСТАНЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУР
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

СЭЗ в Казахстане.doc

— 887.00 Кб (Скачать файл)

И, наконец, четвертая  стадия - это "спад", или упадок, характеризуется снижением нагрузки производственных мощностей, сокращением  объема продаж, свертыванием каналов реализации в связи с трудностями сбыта. Тенденции, появившиеся на этапе "зрелость", продолжают развиваться. Рынки в промышленно развитых странах сворачиваются быстрее, чем в развивающихся, так как основная часть потребителей переходит на новые товары. К этому времени рыночные и стоимостные факторы заставляют почти все производство перемещаться в развивающиеся страны.

Для свободных экономических  зон на последнее этапе характерно или выравнивание условий деятельности инвесторов по всей территории страны или переформирование зоны на выпуск наукоемкой продукции и трансформации ее в технопарк или другой вид узкоспециализированной зоны.

Наиболее благоприятные  условия для перемещения производства на стадии "спада" из промышленно  развитых в развивающиеся страны были созданы в экспортно-производственных зонах.

Как показывает мировой  опыт, первоначально транснациональные  корпорации переносили производство в  свободных экономических зонах  преимущественно на третьей и  четвертой стадиях, когда технология производства полностью отлажена, осуществляется крупносерийный поточный выпуск продукции. Этим они повышали прибыльность своих операций и конкурентоспособность продукции в основном за счет сокращения издержек производства. Экономия на значительной разнице в заработной плате квалифицированного рабочего принимающей страны и страны базирования транснациональных корпораций (ТНК).

Однако значительный рост заработной платы в новых  индустриальных и отдельных развивающихся  странах сделал экономически менее  эффективным для транснациональных корпораций перенос трудоемкого производства в эти страны. Кроме того развитие робототехники и электроники позволило создать в странах базирования транснациональных корпораций в отдельных отраслях сборочные заводы, по своей эффективности значительно превосходящие подобные предприятия в экспортно-производственных зонах. Вместе с тем в промышленно развитых странах наблюдается значительное подорожание исследований, связанных с разработкой новой техники и технологии, что соответствует первой и второй стадиям "жизненного цикла товара".

На этих двух стадиях  основные финансовые затраты осуществляются на организацию научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, управление. Важным условием является близость рынка сбыта (хотя в современных условиях значение этого фактора снижается) и наличие основного капитала для организации производства.

Теперь  указанными  экономическими  факторами  обладают  не  только развитые капиталистические  страны, но и новые индустриальные страны. Причем эти страны имеют и определенные преимущества в виде относительно дешевой, но достаточно квалифицированной рабочей силы и растущего числа инженерно-технических и научных кадров.

Таким образом, в современных  условиях для транснациональных  корпораций становится более выгодным перенос производства в новые индустриальные и развивающиеся страны на первой и второй стадиях "жизненного цикла", а не на третьей и четвертой. При этом экономия на НИОКР оказывается более весомой, чем на разнице в оплате неквалифицированных рабочих.

Отмеченные  тенденции в международном разделении труда оказали влияние на эволюцию форм свободных экономических зон, многие из которых стали трансформироваться в научно-промышленные парки. В наиболее развитых новых индустриальных странах начали организовываться современные технополисы, одной из основных задач которых является разработка новых технологий, товаров и материалов.

В результате первая фаза "жизненного цикла товара" перестает  быть прерогативой промышленно развитых стран. В процесс не только производства, но и создания новых товаров активно включаются новые индустриальные и отдельные развивающиеся страны. Существенную роль в этом играет развитие научно-промышленных парков.

Таким образом, к зонам  первого поколения можно отнести  зоны свободной торговли, второго - экспортно-производственные зоны, третьего - оффшорные центры, технопарки, технополисы, и четвертого поколения - эколого-экономические регионы и узкоспециализированные зоны.

1.4 Опыта зарубежных стран функционирования свободных экономических зон

СЭЗ: опыт США

Первые свободные торговые зоны стали появляться в США на основе закона о свободных торговых зонах 1934 года для более глубокого  вовлечения США в мировую торговлю, путем расширения экономической  активности этих зон, а также снижение уровня безработицы, масштабы которой были огромны в период "Великой депрессии".В соответствии с этим законом в составе министерства торговли США был создан комитет по свободным торговым зонам (СТЗ), который занимался рассмотрением и утверждением заявок на их организацию, а также регулирует деятельность таких зон. В1950ив 1991 года в законе о СТЗ были внесены существенные поправки и дополнения, направленные на расширение работы этих зон и ее диверсификацию.

Действующие на американской территории свободные торговые зоны подразделяются на зоны общего назначения и субзоны. Зоны общего назначения находятся вне пределах юрисдикции таможенной службы США и располагаются как правило, около портов и аэропортов. Сфера их деятельности в основном включает складирование, сартировку, упаковку и перевалку товаров без их дополнительной обработки. Зоны общего назначения создаются на основе разрешения, которое выдается комитетом по свободным торговым зонам различным организациям при правительстве штата и местных властях. Управляются зоны обычно частными компаниями, с которыми организации, получившие разрешение на создание зон, заключают контракты. Первые торговые зоны общего назначения появились в США в середине тридцатых годов XX веке в крупных портах: Нью-Йорке, Нью-Орлеане, Сан-Франциско, Окленде, Лос-Анджелесе, Сиэтле. Однако наибольшее количество зон общего назначения создано в 80-90-х годах XX века. В этот период зоны появились в

городах, не имеющих выхода в море, но играющих важную роль во внешней  торговле.

Специализированные зоны (субзоны) создаются для работы отдельных, обычно крупных компаний, деятельность которых выходит за рамки зон общего назначения, решением их руководства, утверждаемого комитетом по СТЗ, для образования сборочных заводов, или различных промышленных производств. Субзоны появились в 1952 году после внесения в закон 1934 года дополнения, разрешающего создавать в них промышленные, в том числе сборочные производства.

Практика показывает, что большинство свободных торговых зон функционирует эффективно. Только незначительная их часть по ряду объективных и субъективных причин не смогла не смогла выполнить поставленные перед ними задачи: в 1939-1981 годах деятельность пяти зон была приостановлена; в 1955-1992 годах 13 зон было закрыто; в 1988 - 1990 годах права трех зон были переданы другим. Несмотря на отдельные неудачи, в последнее десятилетие в США наблюдается бурный рост числа зон общего назначения с 17 в 1975 году до 190 в 1992 году, а специализированных с 2 до 259 за этот же период. Общий объем вывезенной продукции из свободных торговых зон в 1992 г. достиг 93,4 млрд. долларов, в том числе экспорт в зарубежные страны. Сейчас в зонах обоих типов действует более 2,5 тыс. фирм, главным образом американских, а число занятых достигло почти 300 000 человек.

В последние годы в  США прилагают значительные усилия, чтобы повысить эффективность этих зон. С этой целью в начале 90-х  годов XX века на федеральном уровне была разработана специальная программа, направленная на постепенную переориентацию с импортных на экспортные операции.

Предпринимательские зоны

Предпринимательские зоны возникли в США как порождение неконсервативного варианта региональной политики, направленной на оживление мелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах за счет предоставления предпринимателю большой свободы деятельности и значительных финансовых льгот. Обычно они расположены в экономически депрессивных районах городов, имеющих наиболее высокий уровень безработицы. Они стали важными центрами регионального развития, основанного на трех "Д": дерегламентации, дефискализации, дебюрократизации. По юридическому статусу предпринимательские зоны в США подразделяют на три типа: федеральный, штатный и местный, каждый из которых создается разрешением на соответствующем уровне. Первая такая зона, находящаяся под юрисдикцией штата, была организована во Флориде в 1980 году.

В соответствии с федеральной  программой о предпринимательских  зонах, принятой в 1987 году на основе закона о жилищном строительстве, было создано 100 федеральных предпринимательских зон. Однако этот процесс потребовал внесения существенных корректив действующую программу, что привело к принятию конгрессом США в начале девяностых годов ряда законов,

направленных на повышение  эффективности зон.

Всего свыше 1400 предпринимательских зон всех уровней действуют в 700 городах и пригородах США. Они не ложатся тяжелым бременем на бюджеты всех уровней и в то же время способствуют повышению деловой активности в депрессивных районах страны и уменьшают размеры безработицы, способствуют сокращению бюджетных ассигнований на различные социальные программы и постепенному увеличению налоговых поступлений.

Технологические парки

Подавляющая часть технопарков (территориально сгруппированная совокупность научных лабораторий и производственных помещений, предоставленных на льготных условиях в аренду фирмам, занятым коммерческим освоением перспективных научных и технологических нововведений и идей) не получает каких-либо привилегий от государственных организаций.

Определенные преимущества имеют компании, действующие в высокотехнологических отраслях национальной экономики, получая крупные доходы от выполнения федеральных заказов в основном в области оборонной промышленности. Поскольку фирмы, занятые в этих отраслях производства, сконцентрированы в технопарках, то парки получают значительные стимулы по сравнению с другими промышленными предприятиями страны. В США существует 2 типа технопарков: созданные по инициативе отдельных лиц или частных организаций и по указанию правительств отдельных штатов.

Согласно различным оценкам в США насчитывается от 80 до 150 технопарков. Эти технопарки являются, как правили, собственностью на долевых началах университета, местного муниципалитета, акционерных обществ и ассоциаций. Одни парки функционируют на коммерческой основе, другие являются бесприбыльными организациями.

Несмотря на растущее число технопарков, не все они  работают эффективно. Причины тому были разные, но главная заключалась  в неумении привлечь к сотрудничеству предпринимателей. Кроме того необходимо отметить продолжительный период становления  технопаков.

В последние годы процесс создания технопарков в США несколько замедлился. Отмечается не столько образование новых технопарков, сколько повышение эффективности существующих.

СЭЗ: опыт Китая

Немалый опыт организации  накоплен в Китайской Народной Республике. Китайская практика создания свободных экономических зон насчитывает около 20 лет. С 1980 года в стране создано пять особых экономических районов (ОЭР). Шэньчжень, Чжухай, Шаньтоу в провинции Гандун, Сямэнь в провинции Фунзянь, а также остров Хайнань, который является одноименной провинцией. В 1984 году для внешней торговли были открыты 14 городов: Далянь, Циньхуандао, Тяньцзинь, Яньтай, Цондао, Ляньюньган, Наньтун, Шанхай,Нинбо, Вэньчжоу, Фучжоу, Гуанчжоу(Кантон), Чжаньцзян, Бэйхан, то есть все крупные порты страны.

В 1985 году стали создаваться  открытые экономические зоны в дельтах  рек Янцзы и Чжуцзян, в экономическом  треугольнике южной провинции Фуцзянь, на Шаньдунском и Ляодунском полуостровах, а также в Гуанси -Чжуанском  автономном районе.

После 1991 года Решениями Госсовета Китайской Народной Республике статус «открытых» получили ряд приграничных городов и административные центры внутриконтинентальных провинций и автономных районов. В крупных и средних городах страны было создано 13 беспошлинных зон, 32 зоны технико-экономического освоения и 52 - освоения новых и высоких технологий государственного значения. Все особые экономические районы расположены в юго-восточной части Китая. Особые экономические районы ориентированы на внешние рынки. Из пяти особых экономических районов экспортируются более 50% произведенной там продукции. Развивается главным образом обрабатывающая промышленность, а также сфера НИОКР и торгово-сбытовая сеть. На территории районов осуществляется специфическая экономическая политика и особая система управления. Иностранные инвесторы там пользуются налоговыми и таможенными льготами, им предоставляются большие права и полномочия. Это позволяет Китаю приобретать самые совершенные виды техники и технологии, заимствовать современные методы управления производством, получать надежную информацию о положении на мировых товарных и финансовых ранках, повышать уровень подготовки кадров.

Четырнадцати открытым приморским городам принадлежит  роль «окон» и посредников на внешнем  рынке. Созданные в них зоны технико-экономического освоения притягивают иностранных инвесторов. Число совместных предприятий в этих городах исчисляется тысячами, а объем привлекаемых капиталов достигает нескольких миллиардов долларов.

Новый район Пудун  площадью 350 квадратных километров расположен на восточном берегу реки Хуанпу (Вампу) рядом со старой частью Шанхая, который, как предполагается, станет одним из крупнейших центров мировой экономики, финансов и торговли. Правительство предоставило району большие

льготы. В отличие от других форм свободных экономических зон, применяемых в Китае, в Пудуне иностранным инвесторам разрешено создавать финансовые организации (в том числе фондовые биржи), магазины, супермаркеты, выпускать акции.

С 1991 году в районе идет интенсивное строительство, создается инфраструктура. Так построены Наньпуский и Янпуский мосты, пудунский участок автоэстакады внутреннего кольца, Вайгаоцяоский морской порт, Пудунский газогенераторный завод и очистные сооружения. В строительную программу включены Вайгаоцяосская электростанция, Ляньцяосская станция водоснабжения, система связи и другие объекты.

Информация о работе Свободные экономические зоны Казахстана