Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 23:08, дипломная работа
Целью исследования явилось территориально - хозяйственное управление в РК. В связи с поставленной целью в работе появились следующие задачи:
- раскрыть социально - экономические аспекты территориально-хозяйственного управления;
- проанализировать территориально - хозяйственное управление в РК.
- дать выводы и предложения по совершенствованию территориально-хозяйственного управления в РК.
ВВЕДЕНИЕ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ХОЗЯЙСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Мировой опыт создания территориально - хозяйственных единиц управления
Классификация свободных экономических зон
Современное состояние территориально - хозяйственных единиц управления как СЭЗ
Опыт зарубежных стран функционирования свободных экономических зон
АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В КАЗАХСТАНЕ
Принципы территориально - хозяйственного управления
Характеристика свободных экономических зон в РК
Научно - технологическое развитие территориально - хозяйственного управления
МЕРЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В КАЗАХСТАНЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУР
ПРИЛОЖЕНИЯ
Катализатором развития
инновационных процессов
Таблица 3 - Оценка возможностей организации научных парков на базе отраслевых институтов республики
Критерии оценки |
Отраслевые институты | |||
| ВНИИ цветмет |
Институт Фитохимии |
Инженерная академия |
Курчатовский центр |
1. Наличие современных наукоемких технологий |
+++ |
+++ |
++ |
+++ |
2. Научно-исследовательский потенциал |
+++ |
+++ |
+++ |
+++ |
3. Способность работать на передовых рубежах науки |
+++ |
+++ |
++ |
+++ |
4. Контакты с промышленностью |
+++ |
+++ |
++ |
++ |
5. Опыт предпринимательской деятельности |
++ |
++ |
+ |
+ |
Классификация показателей оценки: (+) - уровень ниже среднего, (++) - средний уровень, (+++) уровень, соответствующий мировым стандартам.
В настоящее
время в республике
интеграционный процесс
в инновационном цикле
Существующий в Казахстане научно-технический и кадровый потенциал способен «тотализировать» развитие наукоемких отраслей и «встроить» республику в мировую тенденцию развития. Но для осущетвления данного развития необходимо значительной государственное вмешательство, направленное на поддержку отечественных наукоемких отраслей промышленной существующей научно-технической базы республики. Годовой объем наукоемкой продукции сегодня достигает более 2,5 трлн. долларов. Судя по прогнозам этот объем к 2015 г. Обещает достичь 4 трлн. долларов за год. Поэтому только научно-инновационная сфера при создании благоприятного инвестиционного климата способна дать мощный импульс роста национальному сектору экономики.
Казахстан унаследовал развитую фундаментальную науку которой не было у многих ныне более развитых государств и которые теперь вынуждены тратить на ее создание огромные средства (Иран, Пакистан, Турция). Поэтому республика обладает всеми необходимыми предпосылками решения проблем, связанных с ее переходом инновационной экономике (13).
Государственная программа индустриально- инновационного развития Казахстана на 2009 - 2015 гг.
В марте 2009 года на заседании Правительства была
представлена
Государственная программа индустриально-
инновационного развития
Казахстана на 2009-2015 годы. В числе задач
названо обеспечение
среднегодового роста в обрабатывающей
промышленности не менее чем на 8,4
процента, а на завершающем этапе производительности
труда - не менее чем в
три раза, снижение энергоемкости ВВП
в два раза. Для этого проектом
предусматривается создание благоприятного
«предпринимательского» климата в финансовых
институтах, которые стимулировали бы
частный сектор
производить конкурентоспособную продукцию,
пользующуюся спросом, как на внутреннем,
так и на внешнем рынке. Кроме того, необходимы
наукоемкие и высокотехнологичные
экспортоориентированные производства, диверсификация экспортного потенциала
страны в пользу товаров и услуг с высокой
добавленной стоимостью, переход к мировым
стандартам качества, интеграция в региональную
экономику и в мирохозяйственную систему
с участием в мировых научно-технических
и инновационных процессах.
Программу предполагается реализовать в три этапа. На первом, который продлился с 2009 по 2011 год, внесены изменения в
законодательство и отраслевые программы развития, определишь объемы финансирования науки, образования и подготовив высококвалифицированные специалисты, создаются институты развития, через которые государство будет
участвовать в проектах, ориентированных на создание целостной системы производств, выпускающих конкурентную продукцию. Поощрять производство продукции с высокой добавленной стоимостью, что даст возможность экспортировать ее на мировые рынки, поддерживая ключевые предприятия в различных отраслях. На втором этапе - с 2006 по 2010 год -внимание будет сосредоточено на изучении инициатив частного сектора, поиске инвесторов, которые смогут профинансировать проекты, а также на подготовке управленческих, преподавательских, инженерных технических и рабочих кадров. Кроме того планируется строительство, реконструкция основных и вспомогательных объектов.
И на третьем, основном этапе(2011 - 2015 годы)предполагается
отрегулировать комплекс организационных мер, усилить конкурентоспособность продукции обрабатывающей
промышленности и в результате изменить
структуру экономики и диверсифицировать
экспорт. В случае выполнения всех этих
условий можно рассчитывать, что рост
отечественной экономики составит не
менее 9-9,5 процентов в год, обрабатывающей промышленности
- не менее 8,4 процентов, объем ВВП к 2015
году по сравнению с 2000 годом должен увеличиться
в 3,5 - 3,9 раза. По предварительным расчетам,
для выполнения поставленных задач нужно
инвестировать в названные сферы ежегодно
не менее 1,2 млрд. долларов, включая частные
инвестиции. Со стороны государства объем
инвестиций должен составлять не менее
260 млрд. долларов.
Для этого планируется привлечь средства Банка развития, увеличив его кредитный потенциал, который будет направляться на инвестиционные проекты, обеспечивающие техническое перевооружение и модернизацию производства. Кроме того, планируется задействовать потенциал Инновационного фонда, Фонда науки и Фонда поддержки малого предпринимательства, а также Инвестиционного фонда и корпораций по страхованию экспорта, который планируется создать.
В соответствии с долгосрочной стратегией развития нефтегазовой промышленности среднегодовые темпы прироста доходов от добычи углеводородного сырья в 2007- 2011 годы составят около 11 процентов, последующие пять лет добычи нефти будет увеличиваться ежегодно на 19 процентов, а к 2010-2015 годам - на 8,4 процента. В целом за этот период добыча «черного золота» увеличится от 35млн. до 180 млн. тонн. При таких темпах развития, по оценкам министра Казахстан за пятнадцать лет увеличит ВВП в три раза.
Однако не все так
просто. Мировой опыт показывает, что
структурная перестройка
разработок. К примеру,
по уровню затрат электроэнергии на один
доллар ВВП
мы отстаем от индустриально развитых
стран более, чем в 10 раз. К началу
2010 года степень износа основных средств
в среднем составила 33 процентов,
а в большинстве отраслей обрабатывающей промышленности, сельском хозяйстве и на транспорте - более 50. Повышение уровня менеджмента, рост производительности труда и снижение материально - и энергоемкости производства - главные проблемы повышения конкурентоспособности. А чтобы активно противостоять тенденции зависимости от сырьевой конъектуры, необходимо проводить госполитику, стимулирующую приток научно-инновационных разработок в отрасли несырьевой направленности. Дабы полнее задействовать научный и производственный потенциал, в программе намечены меры по организации технопарков.
Считается, что в ближайшие 12 лет сохранится благоприятная экономическая ситуация для модернизации не сырьевых отраслей, так как высокие темпы добычи нефти и газа компенсируют временное снижение темпов развития в некоторых других видах деятельности.
Кроме того, экспортная конкурентоспособность казахстанской промышленности напрямую зависит от внедрения международных и региональных стандартов, что предусмотрено программой. Для успешного индустриального развития большую роль должна сыграть активизация внешнеэкономической политики, в частности, в рамках ЕврАзЭС.
Необходимо предусмотреть в программе раздел по развитию трудовых ресурсов и занятости и подготовке высокоинтеллектуальных специалистов с высокой оплатой труда, отвечающих высокотехнологичным требованиям.
Самый главный вопрос - поддержание благоприятного инвестиционного климата в стране, что является необходимым условием для успешной реализации программы, и он должен найти в ней четкое отражение. Следующий аспект - стимулирование конкуренции, особенно в национальных компаниях. В течение этого года, необходимо пересмотреть план национальных компаний в контексте инновационной деятельности/Некоторые их них создают дочерние компании и практически сужают поле конкурентной среды. И нужно проанализировать, насколько это целесообразно. Остановившись на основных макроэкономических параметрах, видим, что показатели производительности труда и капитала являются ключевыми факторами для достижения конкурентоспособности экономики. Обеспечение ежегодного финансирования мероприятий программы из бюджета в размере 260 млн. долларов должно стать ключевым направлением деятельности бюджетной комиссии. Нынешний год принципиальный в плане подготовки всех институциональных аспектов реализации данной программы. Нужно проанализировать и составить план мероприятий по переходу на мировые стандарты. К 2007 году финансовые стандарты в Казахстане будут соответствовать европейским требованиям, и можно принять за ориентир работу, проведенную в финансовом секторе.
3. МЕРЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В КАЗАХСТАНЕ
Нужны ли Казахстану свободные экономические зоны? Сегодня этот вопрос представляет не только предмет академического спора, но и существо острых разногласий политиков и бизнесменов. Порой высказываются взаимоисключающие точки зрения. В нашей стране есть также сторонники и противники СЭЗ. Последние ссылаются на безрезультатность первого опыта таких зон в Казахстане, на широкие масштабы коррупции вокруг и внутри СЭЗ. А теперь у них появился дополнительный аргумент: Всемирная торговая организация выступает против СЭЗ, ибо в них применяются нормы и правила, отличающиеся от общепринятых на мировом рынке.
Видимо стоит разобраться в этих оценках, чтобы ясно представить себе перспективы СЭЗ в Казахстане.
Как известно из имеющихся определений, в частности Киотской конвенции 1973 года и практики функционирования более 700 СЭЗ в различных странах мира, преимущественно в развитых, подобная зона предполагает главным образом и, прежде всего полностью или частично свободное (беспрепятственное) перемещение товаров, услуг, интеллектуальной собственности, инвестиций и людей (рабочей силы и специалистов) через государственную и таможенную границу, отделяющую мировой рынок от территории какого-либо государства. Кроме таможенных могут предоставляться и некоторые другие льготы, например налоговые.
В современной мировой практике существует более 20 разновидностей свободных экономических зон - от небольших до очень крупных, включающих широкий набор отраслей и производств. Предпринимательство в свободных экономических зонах развивается от простого к сложному, от дешевых вариантов к более капиталоемким и дорогим. При этом производственные функции все чаще сочетаются со снабженческо-сбытовой, инвестиционной, банковской, страховой. Продукция предприятий, расположенных на территории этих зон, реализуется на внешнем и на внутреннем рынках. Иностранные предприниматели приглашаются в зону после того, как там создана необходимая инфраструктура. А капиталовложения в инфраструктуру составляют основную долю всех затрат, связанных с созданием и функционированием СЭЗ. Поэтому примерно 80% всех инвестиций в СЭЗ приходится на внутренние источники капиталовложений. У нас же, в Казахстане, многие надеются покрыть основные первоначальные затраты за счет иностранных источников, что зарубежным предпринимателям просто не понятно.
Вторая ошибка, допускаемая при организации свободных экономических зон - совершенно необоснованный расчет на крупные прибыли уже после 2-3 лет их функционирования. Например, в России с особой осторожностью следует подходить к созданию СЭЗ в восточных районах страны, где и сроки строительства длиннее и среднее качество продукции ниже. Также необходимо