Свободные экономические зоны Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 23:08, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования явилось территориально - хозяйственное управление в РК. В связи с поставленной целью в работе появились следующие задачи:
- раскрыть социально - экономические аспекты территориально-хозяйственного управления;
- проанализировать территориально - хозяйственное управление в РК.
- дать выводы и предложения по совершенствованию территориально-хозяйственного управления в РК.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ХОЗЯЙСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Мировой опыт создания территориально - хозяйственных единиц управления
Классификация свободных экономических зон
Современное состояние территориально - хозяйственных единиц управления как СЭЗ
Опыт зарубежных стран функционирования свободных экономических зон
АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В КАЗАХСТАНЕ
Принципы территориально - хозяйственного управления
Характеристика свободных экономических зон в РК
Научно - технологическое развитие территориально - хозяйственного управления
МЕРЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В КАЗАХСТАНЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУР
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

СЭЗ в Казахстане.doc

— 887.00 Кб (Скачать файл)

 

Некоторые наши экономисты предлагают создавать в числе других и такие экономические зоны, которые будут поставлять на экспорт не менее 50 процентов своей продукции, причем имеется в виду, что эта продукция обязательно будет высокотехнологичной. Думается, что планка поднята слишком высоко. Пока продукция Казахстана, которую можно отнести к высокотехнологичной, составляет примерно 1,2 процентов от экспорта страны. Поэтому целесообразно предусмотреть определенную шкалу поощрений за поставку на экспорт наукоемкой продукции, начиная, допустим, с 15-20 процентов продукции конкретного предприятия зоны.

Например, для России неразумно исключать поставку на экспорт из некоторых СЭЗ, расположенных  на востоке страны, сырья и полуфабрикатов. При определенных условиях экспорт  таких товаров может оказаться наиболее выгодным, причем выгодным по настоящему, без всяких скидок на северные надбавки, искусственно установленные транспортные тарифы и другие льготы. Во многом правы те наши экономисты, которые утверждают, попытки создания свободных экономических зон в границах целых областей не могли увенчаться успехом. За дело взялись неграмотно, одержимые только одним желанием -получить иностранные инвестиции, на худой конец - инвестиции из госбюджета, обеспечить себе льготы и привилегии за счет других регионов. Совершенно не учитывалось, что при этом целая область должна быть исключена из единого таможенного пространства республики. А как это сделать хотя бы технически, не говоря уж об экономических последствиях для всей страны? Об этом всерьез никто не задумывается.

Несколько слов о коррупции  в связи с созданием свободных  экономических зон. Коррупция, несомненно, дело отрицательное. Но почему она особенно пышно процветает на ниве подобного  предпринимательства? Потому что для  определенных элементов появляется возможность урвать от жирного чужого пирога. Нам кажется, что принимая решительные меры против коррупции, надо правильно оценивать и более широкую перспективу, а именно: сопоставлять ущерб от коррупции с ценностью того пирога, который в конечном счете достается государству в результате создания и функционирования СЭЗ. Одинаково неправильны и невмешательство в коррупцию, и преувеличение ее последствий.

Также к слабым сторонам СЭЗ относятся увлечение гигантскими  масштабами территории, грандиозность  производственных планов и инвестиционных ожиданий, нечеткость механизма предоставления льгот предпринимателей, сложность в ряде случаев экономических проблем. Нельзя не отметить стремление местной администрации ограничить свободу транспортного перемещения товаров.

Думается, что перечень и размер предоставляемых льгот находятся в тесной зависимости с ситуацией на мировом рынке капиталов. Если Казахстан не будет обладать какими либо существенными преимуществами по сравнению с конкурентами на этом рынке, то трудно рассчитывать на успех. Причем в качестве реальных конкурентов следует рассматривать не только

 

такие страны, как США, Германия, Франция, Норвегия, Нидерланды, Китай, Южную Корею, но и многие развивающиеся  страны, а также страны СНГ. В ряде государств зарубежный инвестор имеет возможность получить не только весомые таможенные и налоговые льготы, не только арендовать землю под предприятие, но и купить этот участок. Есть и более заманчивые варианты. Например, президент Филиппин лично участвовал в переговорах с корпорацией «Дженерал Моторз» и предлагал самый крупный пакет льгот, когда-либо представлявшийся этой страной зарубежной компании, в том числе право на бесплатное пользование земельным участком на 5 лет и компенсацию за инвестиции в инфраструктуру.

Особое внимание следует уделить странам СНГ, претендующим на крупные иностранные инвестиции. К ним относятся, например, Украина. В ее законе о СЭЗ есть статья 15 под многообещающим для потенциальных иностранных инвесторов названием «Свобода экономической деятельности в специальной экономической (свободной) зоне». В ней, в частности, говорится: «На территории специальной (свободной) экономической зоны имеют право функционировать любые субъекты экономической деятельности, согласно законодательству Украины и закону о создании этой зоны.

Субъекты экономической  деятельности указанные в части  первой настоящей статьи, имеют право  самостоятельно выбирать виды, формы  и методы своей деятельности на территории специальной (свободной) экономической  зоны, не противоречащих настоящему закону, закону о создании этой зоны и законодательству Украины».

Заметим, что на Украине, по всей видимости, не очень терзаются  сомнениями о целесообразности создания СЭЗ. Более того, уже к имеющимся  законам добавляются новые. Недавно  было принято решение создать очередную зону на Дунае в городе Рении. Как следует из проекта, эта зона будет частью международной экономической зоны «Рении-Галац-Джурджулетти». На первом этапе каждая из стран-участниц создает свою локальную зону, которые затем должны слиться в единую. Таким образом, Украина, Молдавия и Румыния решили объединить свои усилия для реализации многообещающего проекта. Место для учреждения СЭЗ выбрано очень удачно. Низовье Дуная завершает коридор Рейн-Майн-Дунай, по которому по которому проходят грузопотоки из Западной Европы в Россию и дальше на восток, а из России и стран Восточной Европы - на Балканы и Средиземноморье. С развитием зоны есть надежда существенно увеличить грузооборот ренийского порта.

На базе морского торгового  порта Рении предполагается учредить зону сроком на 49 лет. Потребность в капиталах определена примерно в 50 млн. долларов США. Намечается реконструировать нефтяной причал, построить терминал для перевалки минеральных удобрений, комплекс для перегрузки вина и элеватор. Намечены сроки, сжатые, а темпы роста - сверхвысокие.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

При организации таких  комплексных формирований территориально -хозяйственного управления как свободных  экономических территорий нужно  внимательно проработать вопрос, какими по размерам они должны быть. Здесь полезно учесть опыт некоторых стран. Например, первая в мире зона экспортного производства, созданная в районе международного аэропорта Шэннон в Ирландии, размещалась сначала на площади 10 гектар. Но это не помешало ей стать одной из наиболее эффективных зон экспортного производства.

Не смотря на то что  в мировой экономике имеется  опыт создания крупных китайских  специальных экономических зон, нашей стране не стоит пользоваться этим опытом. Дело в том, что расположение так называемых открытых районов в Китае рассчитано на предпринимателей Гонконга, Макао, Тайваня, а также этнических китайцев, являющимися гражданами других стран. И совершенно не случайно, что в этих открытых районах подавляющий объём иностранных инвестиций приходится на зарубежных китайцев. Нам представляется, что при определении масштабов зон надо исходить из рекомендаций зарубежных экспертов, которые предлагают ограничивать специальные экономические территории хотя бы на первом этапе 140-160 гектарами.

Цели преследуемые другими странами при создании свободных экономических зон преследуются и Казахстаном. И в нашей стране специальные экономические зоны могут служить:

-фактором вовлечения экономики в МРТ через развитие экспортноориентированного и импортозамещающего производства;

  • стимулом развития отдельных регионов страны;
  • средством совершенствования специальных отраслевых производств;

 

  • в качестве территории свободного предпринимательства, где апробируется особый механизм перехода к рынку;
  • способом косвенного модернизирующего воздействия на экономику через демонстрационные и обучающие эффекты, выходящие за пределы зональной территории;
  • методом образования в национальной экономике так называемых центров развития, или центров роста.

Однако все эти цели сразу не могут быть достигнуты. Да и стремиться к этому вовсе не обязательно. Казахстану в настоящее время можно сконцентрировать свои усилия на достижение всего лишь нескольких целей. Надо избирательно проводить определенные мероприятия, которые будут способствовать привлечению иностранного капитала в страну. На нынешнем этапе участия Казахстана в мировой экономике главной целью создания свободных экономических зон является более глубокое включение Казахстана в международное разделение труда посредством привлечения в эти зоны иностранного капитала. Хотя бы приближенное достижение этой - цели предполагает решение многих важных экономических задач.

Важной    задачей    углубления    участия    страны    в    международном 
разделении   труда   является   концентрация   усилий   на   развитие   не   всех 
имеющихся видов СЭЗ, а только трех-четырех видов. При избирательном

подходе задача организации  зональных территорий может быть решена в минимально короткие сроки. На наш взгляд, такими первостепенные для реализации видами свободных  экономических зон могут быть свободные таможенные зоны, экспортно-ориентированные зоны и зоны импортозамещающего производства.

Перспективным видом зон можно считать зоны импортной направленности, т.е. территории, где может происходить сборка изделий, преднозначанных для внутреннего рынка. Организация таких зон приводит к удешевлению импорта, так как доработка деталей и других частичных изделий обходится дешевле, чем импорт дешевой продукции. В этих же зонах можно наладить производство импортозамещающей продукции.

Анализ зарубежного опыта создания СЭЗ показывает, что для их нормального функционирования важнейшей задачей является обеспечения страхования иностранных инвестиций. Страхование также должно гарантировать неприкосновенность капитала, вложенного в отечественными и зар


Информация о работе Свободные экономические зоны Казахстана