Свободные экономические зоны Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 23:08, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования явилось территориально - хозяйственное управление в РК. В связи с поставленной целью в работе появились следующие задачи:
- раскрыть социально - экономические аспекты территориально-хозяйственного управления;
- проанализировать территориально - хозяйственное управление в РК.
- дать выводы и предложения по совершенствованию территориально-хозяйственного управления в РК.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ХОЗЯЙСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Мировой опыт создания территориально - хозяйственных единиц управления
Классификация свободных экономических зон
Современное состояние территориально - хозяйственных единиц управления как СЭЗ
Опыт зарубежных стран функционирования свободных экономических зон
АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В КАЗАХСТАНЕ
Принципы территориально - хозяйственного управления
Характеристика свободных экономических зон в РК
Научно - технологическое развитие территориально - хозяйственного управления
МЕРЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В КАЗАХСТАНЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУР
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

СЭЗ в Казахстане.doc

— 887.00 Кб (Скачать файл)

Конечно, если ничего не делать, то мы опоздаем навсегда. Этот процесс развивается, и наши компании, фирмы, специалисты должны понять какой уровень разработок сегодня в мире. Они должны пойти дальше, предложить продукцию лучшего качества с наименьшими затратами. Улучшение информационных технологий и выдача продуктов - процесс бесконечный. И через 300 лет нужны будут и новые идеи, и новые мозги. И они в стране есть. Люди талантливые, несмотря на утечку мозгов, как рождались, так и будут рождаться. И стремление, создать парк информационных технологий под Алатау, направлено на то, чтобы талантливых заметить, поддержать и дать им хорошую высокооплачиваемую работу. Это дело для молодежи. Задача в том, чтобы пришли талантливые молодые специалисты, которым страна, ученые передали свои знания, опыт, умение. И они пойдут в ногу с миром. И быстрее... Образно говоря, «паровоз», который должен тронуться как можно быстрее, и на него все время должны садиться новые пассажиры - участники этого инновационного процесса. Несмотря на большой процент нищих и безграмотных, Индия нашла в себе силы сформировать инфраструктуру, создать хорошую связь, мощнейшую космическую промышленность, выделить из бюджета средства для обучения кадров в области информационных технологий, создать сеть учебных центров. Наконец, послать на стажировку в ведущие компании мира сотни специалистов и создать у себя такую отрасль, которая сейчас дает продукции на десятки миллиардов долларов. Они сделали это за 10 лет. А почему мы не можем? Можем. Например, из жизни города Курчатова. Зимой 93-94 года, когда ушла российская армия, и город замерзал, на улице было минус 40, а в домах - минус 15. И те инженеры, которые остались в Национальном ядерном центре, в зараженной радиоактивностью пустыне, вытащили город и центр. Сегодня город живет за счет того, что продает свою продукцию, свои математические модели различных ядерных систем, которые родились в суровую зиму. Это тоже софтверная продукция.

Сегодня в мире действует  более восьми тысяч технопарков  как в США, германии, так и в  Индии, Китае. Все это в движении и прогрессирует. И когда хор скептиков говорит, что в Казахстане на это не нужно, что у нас ничего не выйдет, хочется сказать, что мы цивилизованная страна с образованным народом, что наши математики и программисты высокопрофессиональны и способны решать задачи мирового уровня.

Главную роль в решении  создать технопарк именно под  Алатау сыграл момент целесообразности. Ученые, специалисты, востребованные во всем мире, поедут в то место, где  максимально комфортные условия  для жизни и отдыха. Алатау представляет идеальные условия для технопарка: мягкий климат, рядом Алматы - крупный транспортный узел, из которого можно улететь в любую точку мира. К тому же южная столица - это полуторамиллионный город с большим количеством ученых, специалистов, студентов и школьников, среди которых можно найти талантливых людей. Потребуются минимальные затраты для обустройства их жилья и быта. То есть для старта это лучшее место с точки зрения оптимизации всех параметров, которые определяют успех. На первом этапе территория парка информационных технологий займет порядка 90 гектаров. Под офисные и производственные здания будет отводиться соответствующая территория с последующим благоустройством (лужайки, скверы, спортивные сооружения и т. д.). Ведь одна из целей технопарка - это создание новой культуры, нового образа жизни, новых отношений, новых стандартов.

По итогам открытого  конкурса по государственным закупкам разработку технико-эконмического  обоснования и проектно-сметной  документации будет выполнять известная германская фирма «Siemens», Это мирового уровня компания, которая имеет свои филиалы более, чем в 120 странах мира, и она хорошо знает рынок софтверной продукции. Разработку соответствующих проектов германская фирма будет проводить совместно с казахстанскими организациями. Компания является главным подрядчиком проекта.

Структура будущего технопарка - это дирекция в форме акционерного общества, при котором будут созданы  научно-технический совет, совет  директоров. В структуре самой  дирекции предполагается создать сектор спецпрограмм и спецконтроля, сектор маркетинга, менеджмента, сектор учебных центров и рекрутинга, сектор акционирования и инвестирования.

Министерство энергетики и минеральных ресурсов - может  быть единственное ведомство, у которого научные организации платят в бюджет налогов больше, чем получают из бюджета на поддержку науки. Пример -Национальный ядерный центр. Глобальной целью является приведение отрасли к мировым стандартам и создание инвестиционно-привлекательной среды. В этом заинтересовано как наше государство, фирмы, институты, так и зарубежные крупнейшие фирмы производители ГТ-технологий.

Для того, чтобы восстановить пробел между идеями и разработками, имеющими экспрементальный характер, до выпуска промышленного или  экспрементального образца, нужно создать условия. Все страны мира эти условия создают. Их сейчас создает. И Казахстан вот на этом пилотном проекте. В мировой практике государство либо берет на себя большие риски, и само платит за создание продукта, либо создает среду для привлечения инвестиций. Наше государство идет сегодня двумя путями: берет на себя риски, т.е. будет заказывать эту продукцию сразу мирового качества и дешевле. И берет на себя заказы, связанные с созданием соответствующей инфраструктуры. Задача состоит не только в том, чтобы купить для государства современную продукцию ГТ-технологий, но и продвинуть ее на рынке через компании, которые будут у нас работать. Это тот же «Siemens», «Microsoft», «Oracle» и другие, которые придут, и будут работать на территории парка информационных технологий. Ряд всемирно известных фирм уже проявили определенную заинтересованность.

Каждый выиграет. Резон  вопрос: а что выиграет Казахстан, если там практически не будет  налогов? Технопарк - это хорошая  возможность поднять отечественную науку, привлекая внешние инвестиции. Он даст толчок развитию сектора рынка высоких технологий в стране, а значит, создаст рабочие места и ускорит создание эффективной инновационной инфраструктуры, обеспечивающей все стадии новационного процесса. Возникает мультипликативный эффект.

Идет поиск наиболее приемлемых решений для создания парка информационных технологий в  рамках действующего в Казахстане правового  поля. В настоящее время пакет  нормативно-правовых документов по созданию парка информационных технологий согласован с заинтересованными министерства- ми и ведомствами и в установленном порядке внесен в Правительство Республики Казахстан. Но если уйти от всех формальностей, по большому счету, то парк информационных технологий Казахстана необходимо было создать еще вчера. Технопарки необходимы для экономики республики. Они предназначены для развития высоких технологий, в том числе информационных в нашей стране. И государство должно стать на первом этапе основным заказчиком продукции парка информационных технологий (12).

2.3 Научно - технологическое развитие территориально - хозяйственного управления

Сложившиеся тенденции  современного экономического развития ставят науку и технологию на первый план - как один из действенных и  эффективных ресурсов развития экономики. Усиливающаяся связь экономики и науки отвечает принципу «Сильная наука - сильная экономика», который является актуальным как для сегодняшнего дня, так и для будущего. Осознание того, что реальной независимостью и безопасностью в XXI веке будут обладать те государства, которые способны создавать и эффективно использовать собственные высокие технологии, приводят к переосмыслению роли науки в процессе социально-экономического развития общества.

На открытии Международной  конференции «Наука третьего тысячелетия» Президент Республики Казахстан Н. Назарбаев отметил: «Нет сомнения в том, что стратегия устойчивого развития в новом столетии будет связана с достижениями отечественной науки, переходом к производству наукоемкой и конкурентоспособной продукции на основе ресурсосберегающих экологически чистых технологий».

Сложившееся одностороннее  развитие экономики вызывает обеспокоенность  руководства страны, в связи, с  чем в 2009-2011 годах Правительство  усилило работу по совершенствованию  структуры экономики, развитию ее конкурентоспособности и созданию современных технологоемких и инновационных производств. Реализовать запланированные мероприятия помогут, одобренные Правительством концепции инвестиционной и индустриальной политики.

На конференции  «Астана - новый город»  вице-премьер К.  Масимов 
заявил, что основное внимание при разработке индустриальной политике будет 
уделено развитию отраслей, связанных с переработкой сырьевых ресурсов,

созданию, созданию четвертых  и пятых технологических переделов  в нефтехимии, металлургии, машиностроении, производстве потребительских товаров и строительных материалов. Республике, которая обладает значительными запасами углеводородного сырья и железосодержащих руд, необходимо в полной мере использовать это преимущество и основывать на их базе технологические производства с высокой степенью переработки. Известно, что рынок необработанного сырья во многих случаях оценивается, как рынок покупателя, поскольку значительному количеству продавцов противостоит ограниченное число покупателей - страны-экспортеры получают в среднем не более 25 процентов от суммы, которую платит западный потребитель за экспортируемые сырьевые товары.

В экспортно-ориентированных  сырьевых отраслях происходит быстрая  технологическая деградация промышленного потенциала. Эта тенденция ведет к развалу обрабатывающей промышленности и истощению практически не возобновляемой сырьевой базы добывающих отраслей. Добывающие отрасли в свою очередь, отличаются относительно высокой фондоемкостью, более низким уровнем производительности труда и рентабельности производства. Так, на производство единицы чистой продукции в добывающей промышленности требуется значительно больше капитальных вложений, чем в добывающих отраслях, что влияет на повышенный инвестиционный спрос. Один процент прироста продукции требует в топливной промышленности республики в 5 раз больше капитальных вложений, чем в машиностроении, легкой и пищевой промышленности.

Такие страна, как США  и Австралия, создали в мире прецеденты существования рациональной и эффективной пропорциональности экономической структуры государства, когда экспорт сырья присутствует с экспортом наукоемкой продукции. В развитых странах мира сложилась тенденция постепенного снижения доли добывающих секторов и одновременного увеличения доли наукоемких отраслей промышленности.

В мировой практике государственного управления наблюдается резкое усиление роли государства в стимулировании научно-технического прогресса, государства  тратят все больше средств на образование, фундаментальную науку, на поддержку опытных производств, предоставления гарантий инвестиций и нововведения.

 

Таблица   1   -   Объем   выполненных  научно-исследовательских  работ   и разработок в % к ВВП

 

2007

2008

2009

2010

2011

Валовой внутренний продукт, млрд. тенге

1672,1

1733,3

2016,5

2599,9

3285,4

Расходы   государственного   бюджета   на фундаментальные   научные   исследования млрд. тенге

3,2

3,1

2,2

1,5

2,3

Удельный   вес   расходов   на   фундаментальные исследования в % к ВВП

0,19

0,18

0,11

0,06

0,07

Объем   научно-технических   работ   млрд. тенге

4,171

4,338

4,89

6,1

9,3

Удельный     вес    выполненных    научно-технических  работ в % к ВВП

0,25

0,25

0,24

0,23

0,3


В Казахстане доля расходов государственного бюджета на фундаментальные  научные исследования в последние годы в республике составляют не более 0,1 процента от ВВП. Удельный вес научно-технических работ в структуре ВВП составляет 0,3 процента, вместе с тем объемы этих работ постоянно возрастают.

В 2011 году научные исследования и разработки в стране осуществляли 259 научных организаций. А объем выполненных научно-технических работ составило 9,2 млрд. тенге.

ЮНЕСКО рекомендовало  развивающимся странам довести  расходы на научно -исследовательские работы до 1 процента ВВП. До кризиса Казахстан выделял на эти цели 0,6-0,7 процентов ВВП. В последние годы доля науки не превышает 0,2-0,3 процентов. Около 95 процентов сумм мировых расходов на науку приходится на развитые страны. Они также лидируют по показателю национальных расходов на научно-исследовательские работы (в расчете на одного жителя) - от 50 до 150 долл., тогда как в развивающихся странах они не превышают 5 долл. В Казахстане в 2008  году этот показатель составил всего 1,2 долл.

Экономическая специализация  Казахстана на добыче и переработке  руд цветных и черных металлов, угля, фосфоритов, нефти, производства электроэнергии, сельскохозяйственная направленность определяют специфику сферы НИОКР республики - чрезвычайно высокую долю организаций, ведущих изыскательские, геолого-поисковые и геолого-разведочные работы.

В структуре научно-исследовательских  работ главным направлением научно-технической  деятельности являются прикладные исследования. Доля научно-технических разработок составляет около 20 процентов. Удельный вес научно-технических услуг  составил 17 процентов, что в 1,5 раза больше чем в 2010 году. Фундаментальные исследования занимают в объеме научно-технических работ 14 процентов.

 

Таблица  2  -  Распределение  выполнения  научно-технических  работ  по важнейшим направлениям научно-технической деятельности (в % к общему объему научно-технических работ)

 

Фундаментальные исследования

Прикладные исследования

Научно-технические Разработки

Научно-технические

услуги

2007

24,9

51,3

20,3

3,6

2008.

21,7

52,8

19,2

6,3

2009

14,8

61,6

11,4

12,2

2010

13,3

48,4

26,8

11,5

2011

14,4

46,7

21,8

17,1

Информация о работе Свободные экономические зоны Казахстана