Анализ эффективности производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 09:32, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование практики расчетов показателей эффективности производства предприятия. Здесь, даются характеристики показателей эффективности производства, которые необходимо применять при оценке эффективности производства предприятия. На основании расчетов данных показателей управление предприятием должно корректировать процессы производства, совершенствовать управление производством предприятия в целях повышения эффективности производства.
Методики определения и анализа системы показателей эффективности, использованные в работе, помогут руководителям любого уровня полнее выявить резервы дальнейшего повышения эффективности производства и наметить конкретные пути его совершенствования. Обеспечение стабильной работы предприятий по выпуску конкурентоспособной продукции, является задачей первостепенной важности для управляющих всех уровней, а важнейшей качественной характеристикой хозяйствования на всех уровнях является – эффективность производства.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….………………..3
1. Теория………………………………………………………………………….……..5
2 Характеристика основных технико-экономических факторов……………………9
3. Анализ производительности труда………………………………………….….…11
4 Анализ прибыли.……………………………………………………………….…...17
5 Анализ рентабельности.…………………………………………………………....22
6 Выявление резервов повышения эффективности производства…………….…..26
Заключение……………………………………………………...………………….…28
Список литературы……………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая по Эк. анализу.doc

— 3.55 Мб (Скачать файл)

ПрПОС к пл = (Q   *(Ц   -n   )- ПОС   )+(Q   *(Ц   -n   )-ПОС   )

ПрПОС к пл = (12 800 × (4 300 – 2 805) – 6 336) + (7 000 × (1 930 – 1 173) – 1 449) = 16 650 тыс. руб.

∆ПрПОС к пл = 16 650 – 16 891,5 = Пр   -Пр    = -241,5 тыс. руб.

Итого: ∆Прк пред.году = Пр   +Пр    +Пр   +Пр     = 929,5+ 8 692– 3 247 – 892,5 = +5 482 тыс. руб.

Итого: ∆Прк пл = Пр   +Пр    +Пр   +Пр      = -958,5 +5 470– 2 652– 241,5 = +1 618 тыс. руб.

 

Вывод: При анализе было выявлено, что произошло изменение прибыли к плану на 9,6 млн. руб., на это оказал положительное влияние фактор объема производства. На изменение прибыли, также повлияло изменение цены, которая выросла на 5,5 млн. руб. Произошло снижение переменных издержек на 3,2 млн. руб. к предыдущему году и к плану 2,6 млн. руб. Также произошло снижение постоянных издержек, как по отношению к предыдущему, так и по отношению к плановому показателю. В целом произошло увеличение прибыли к плановому показателю на 1,6 млн. руб., это связанно с увеличением объема выпуска продукции.

 

Таблица 4.3 – Исходные данные для расчета

Показатель

Предыдущий  год

Отчетный год

План

Факт

1

2

3

4

Себестоимость единицы  товарной продукции, руб., в т.ч.:

- Продукция А (1 сорт), руб.;

- Продукция Б (новая), руб.

 

3 100

1 200

 

3 100

1 300

 

3 300

1 380

Объем производства в натуральных ед., в т.ч.:

- Продукция А (1 сорт), ед.;

- Продукция Б (новая), ед.

 

12 500

6 000

 

12 700

8 400

 

12 800

7 000

Цена за единицу продукции, руб., в т.ч.:

- Продукция А (1 сорт), руб.;

- Продукция Б (новая), руб.

 

3 800

1 600

 

3 900

1 880

 

4 300

1 930


 

 

Таблица 4.4 – Данные для факторного анализа

Показатели

Предыдущий  год

пр.×Qпр.)

Отчетный год

Предыдущий  год × Факт

пр.×Qф)

План × Факт

пл×Qф)

План

пл×Qпл)

Факт

ф×Qф)

1

2

3

4

5

6

Себестоимость товарной продукции, тыс. руб.

45 950

50 290

51 900

48 080

48 780

Выручка от реализации, тыс. руб.

57 100

65 322

68 550

65 330

70 822

Прибыль, тыс. руб.

11 150

15 032

16 650

17 250

22 042


  1. Абсолютный размер влияния по выполнению задания по объему реализации на величину прибыли:

К предыдущему  году:

∆ПрQреализ = Прпред год× Коэфреализ – Прпред год

Коэфреализ= Вф : Впред год = 68 550/57 100 = 1,2005

∆ПрQреализ =(11 150 × 1,2005) – 11 150 = +2 236 тыс. руб.

К плану:

∆ПрQреализ = Прпл× Коэфреализ – Прпл

Коэфреализ= Вф : Впл = 68 550/65 322 = 1,0494

∆ПрQреализ = (15 032 × 1,0494) – 15 032 = +743 тыс. руб.

  1. Абсолютный размер влияния ассортиментных сдвигов:

К предыдущему  году:

∆Прасс = Вʹпред год–Впл× Коэфреализ

∆Прасс =65 330 –(57 100 × 1,2005)= -3 219 тыс. руб.

К плану:

∆Прасс = Вʹпл–Впл× Коэфреализ

∆Прасс =70 822– (65 322 × 1,0494)= +2 273 тыс. руб.

  1. Абсолютный размер влияния себестоимости:

К предыдущему  году:

∆Прс/с = Сʹпред год –Сф

∆Прс/с =48 080 – 51 900= -3 820 тыс. руб.

К плану:

∆Прс/с = Сʹпл –Сф

∆Прс/с =48 780– 51 900= -3 120 тыс. руб.

  1. Влияние изменения отпускных цен на величину прибыли:

К предыдущему  году:

∆ПрЦф – Вʹпред год

∆ПрЦ = 68 550 –65 330= +3 220 тыс. руб.

К плану:

∆ПрЦф – Вʹпл

∆ПрЦ =68 550 –70 822= -2 272 тыс. руб.

 

Вывод: Абсолютное влияние на изменение прибыли оказал фактор объем реализации, который составил к предыдущему году – 2,2 млн. руб., к плану 0,7 млн. руб. Произошло увеличение прибыли за счет ассортиментных сдвигов к плану на 2,2 млн. руб. Произошло увеличение себестоимости продукции к предыдущему году на 3,8 млн. руб., а к плану на 3,1 млн. руб., что в свою очередь и повлияло на увеличение отпускных цен в отчетном году.

 

 

 

 

 

5 Анализ рентабельности

 

Данный анализ можно  провести методом элиминирования приемом цепных подстановок.

 

Таблица 5.1 – Расчет рентабельности

Показатель

Расчет

Предыдущий  год

Отчетный год

Абсолютное  отклонение, (+;-)

Относительное отклонение, %

План

Факт

От пред. года

От плана

От пред.

 года

От плана

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Объем производства продукции (ВП), тыс. руб.

 

57 100

65 322

68 550

+11 450

+3 228

+20,05

+4,94

Себестоимость товарной продукции(С), тыс. руб.

 

45 950

50 290

51 900

+5 950

+1 610

+12,95

+3,20

Прибыль от реализации (Прп), тыс. руб.

 

11 150

15 032

16 650

+5 500

+1 618

+49,33

+10,76

Рентабельность производственной деятельности (Rз)

Прп / С

0,2427

0,2989

0,3208

+0,0781

+0,0219

+32,18

+7,33

Рентабельность продаж (оборота) (Rоб)

Прп / ВП

0,1953

0,2301

0,2429

+0,0476

+0,0128

+24,37

+5,56


 

Таблица 5.2 – Данные для факторного анализа

Продукция

Объем выпуска  в натуральных ед.

Цена единицы  продукции, руб.

Переменные  издержки за ед., руб.

Постоянные  издержки, тыс. руб.

Пред.

год

Отчетный год

Пред.

год

Отчетный год

Пред.

год

Отчетный год

Пред.

год

Отчетный год

План

Факт

План

Факт

План

Факт

План

Факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

А

(1сорт)

12 500

12 700

12 800

3 800

3 900

4 300

2 635

2 635

2 805

5 812,5

5 905,5

6 336

Б (нова)

6 000

8 400

7 000

1 600

1 880

1 930

1 020

1 105

1 173

1 080

1 638

1 449


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

∆Rзк пред.году = Rз – Rз    = 70,16 – 55,91 = +14,25 пункта.

∆Rзкпл = Rз – Rз    = 70,16 – 70,43 = -0,27 пункта.

  1. Влияние изменения объема производства и структуры выпуска продукции на рентабельность затрат:

 

 

 

∆RQ к пред.году = RQ к пред году – Rз пред год = 72,39 – 55,91 = +16,48 пункта

 

 

 

∆RQ к пл = RQ к пл – Rз пл = 66,35 – 70,43 = -4,08 пункта

  1. Влияние изменения цены за единицу продукции на рентабельность затрат:

 

 

 

∆RЦ к пред.году = RЦ к пред году – RQ к пред году = 103,56 – 72,39 = +31,17 пункта

 

 

 

∆RЦ к пл = RЦ к пл – RQ к пл = 83,01 – 66,35 = +16,66 пункта

  1. Влияние изменения переменных издержек на рентабельность затрат:

 

 

 

 

∆Rп к пред.году = Rn к пред году – RЦ к пред году = 77,35 – 103,56 = -26,21пункта

 

 

 

 

∆Rп к пл = Rn к пл – RЦ к пл = 68,81 – 83,01 = -14,20 пункта

  1. Влияние изменения постоянных издержек на рентабельность затрат:

 

 

 

∆RПОС к пред.году = RПОС к пред году – Rn к пред году = 70,16 – 77,35 = -7,19 пункта

 

 

 

∆RПОС к пл = RПОС к пл – Rn к пл = 70,16 – 68,81 = +1,35 пункта

Итого: ∆Rк пред. году = ∆RQ к пред.году +∆RЦ к пред.году +∆Rп к пред.году +∆RПОС к пред.году = 16,48 + 31,17 – 26,21 – 7,19 = +14,25 пункта

Итого: ∆Rк пл = ∆RQ к пл +∆RЦ к пл +∆Rп к пл +∆RПОС к пл = -4,08 + 16,66 – 14,20 + 1,35 = -0,27 пункта

 

Вывод: Анализ влияния на рентабельность издержек показывает, что на изменение оказали влияние структурные сдвиги выпуска продукции к предыдущему году они увеличились на 16 пунктов, а к плану произошло их уменьшение на 4 пункта. Изменение цены произошло на 31 пункт и на к плану на 16 пунктов. Произошло снижение переменных издержек на 14 пунктов к плану, и небольшой рост постоянных издержек на 1,3 пункта. В целом произошло незначительное уменьшение рентабельности продаж на 0,27 пункта, что не повлияло на деятельность предприятия. Это было связанно с тем, что в производство было запущенно новый вид продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6 Выявление резервов повышения эффективности производства

 

Изучение и анализ показателей эффективности деятельности предприятия позволил выявить основные резервы повышения эффективности использования его возможностей. Эти резервы могут быть сгруппированы следующим образом:

1. Резервы повышения  объёмов производства и реализации.

2.Резервы повышения эффективности использования основных производственных фондов.

3. Резервы использования  кадрового потенциала.

4. Экономное и разумное  формирование себестоимости.

5. Резервы увеличения прибыли.

Все эти направления  взаимосвязаны между собой. Так, например, увеличение объёмов произведённой  продукции приведёт к увеличению таких показателей, как фондоотдача и производительность труда, характеризующих эффективность использования основных производственных фондов и кадрового потенциала. Также повысится возможность снизить удельную себестоимость за счёт снижения доли в ней постоянных расходов.

Рост объёмов реализации приведёт к увеличению прибыли и  ускорению оборачиваемости оборотных  средств. В свою очередь, ускорение  оборачиваемости оборотных средств  и рост прибыли улучшат финансовое состояние предприятия, так как снизят потребность в заёмном капитале и позволят увеличить величину собственных средств.

Поэтому реализацию мер  по повышению эффективности производственной деятельности следует начать с введения резервов повышения объёмов произведенной  продукции. Реализация этого направления невозможна без применения различных современных маркетинговых подходов. В первую очередь нужно направить усилия отдела маркетинга на восстановление докризисных объёмов поставки продукции на экспорт.

Увеличение объёмов  производства и реализации должно проходить и за счёт освоения новых видов продукции.

Анализ позволил выявить  такие резервы снижения себестоимости  продукции предприятия как:

- снижение материальных  затрат за счёт снижения закупочной цены;

- снижение затрат на оплату труда за счёт совершенствования системы её начисления;

- снижение затрат на  обслуживание оборудования за  счёт его обновления. Кроме всего  прочего приобретение нового  современного высокопроизводительного  оборудования позволит выпускать  востребованную продукцию.

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Анализ эффективности производства