Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 13:30, курсовая работа
Целью данной работы является анализ управления прибылью ОАО Банк «Зенит».
Предметом являются способы управления прибылью коммерческого банка.
Объектом является процесс организации управления прибылью коммерческого банка.
Задачами данной работы являются:
- изучение сущности и видов прибыли коммерческого банка;
- изучение особенностей организации процесса управления прибылью коммерческого банка;
- определение порядка формирования показателей финансовых результатов коммерческого банка;
- определение способов оценки и регулирования уровня прибыли коммерческого банка;
Введение………………………………………………………………….....4
1 Теоретические основы управления прибылью
коммерческого банка……………………………………………………...............7
1.1 Сущность и виды прибыли коммерческого банка…………………..7
1.2 Организация процесса управления прибылью
коммерческого банка…………………………………………………………….21
1.3 Порядок формирования показателей финансовых результатов
коммерческого банка…………………………………………………..………...32
2 Методические аспекты управления прибылью
коммерческого банка…………………………………………………………….42
2.1 Способы оценки и регулирования уровня прибыли
коммерческого банка…………………………………………………………….42
2.2 Методы регулирования прибыли коммерческого банка…………..70
2.3 Управление рентабельностью банковского продукта
коммерческого банка…………………………………………………………….74
3 Анализ управления прибылью ОАО Банк «Зенит»……………….....82
3.1 Анализ способов оценки и регулирования уровня прибыли
ОАО Банк «Зенит»……………………………………………………………….82
3.2 Анализ рентабельности подразделений и продуктов
ОАО Банк «Зенит»………...................................................................................107
3.3 Пути совершенствования управлением прибылью
ОАО Банк «Зенит»……………………………………………………………...114
Заключение…………………………………………………………….....121
Список использованных источников…………………………
Таким образом, из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что для повышения эффективности деятельности коммерческого банка, необходимо использовать способы оценки и регулирования прибыльности деятельности банка, а также выбирать наиболее подходящий способ для каждого конкретного банка. В свою очередь, для того, чтобы регулирование прибыльности осуществлялось наиболее эффективно, необходимо проводить анализ прибыли в полном объёме. Всё это предполагает анализ состава и структуры прибыли за период, динамический, факторный анализ прибыли, анализ в разрезе структурных подразделений банка, а также анализ использования прибыли. Если по результатам анализа не будет существенных отклонений от показателей предыдущих периодов, это будет свидетельствовать об эффективности оценки и регулирования уровня прибыли банка.
2.2 Методы регулирования прибыли коммерческого банка
Важным элементом в системе управления прибылью является её текущее регулирование.
Оценка уровня прибыльности банка в целом позволяет оценить степень надёжности банка и выделить основные факторы, от которых она зависит. В свою очередь, эти основные факторы определяют предпочтительные методы текущего регулирования прибыли. Их условно можно разделить на следующие группы: регулирование процентной маржи, управление беспроцентным доходом, регулирование текущих расходов банка, отслеживание критических показателей рентабельности банка.
Представим их схематически на рисунке 7.
Рисунок 7 – Методы текущего регулирования прибыли
Рассмотрим последовательно эти методы.
Метод текущего регулирования процентной маржи складывается из следующих элементов [10, с.293]:
- определение коэффициента достаточной процентной маржи на предстоящий период на основе бизнес-плана, фиксирование его уровня в документе о кредитной политике;
- регулярный контроль над соответствием коэффициентов фактической и достаточной процентной маржи;
- контроль над спрэдом на основе коэффициентов спрэда и посреднической маржи;
- контроль над долей работающих активов;
- формирование договорного процента с учётом коэффициента достаточной процентной маржи:
Д = РСР + Мд +И (1+ Мд) + П, (33)
где Д – договорный процент по размещению ресурсов;
РСР – реальная стоимость ресурсов;
Мд – коэффициент достаточной процентной маржи;
И – темпы инфляции, ожидаемые в течение срока ссуды.
Реальная стоимость депозитных ресурсов определяется с учётом норм обязательных резервов, а также предельной стоимости привлечённых межбанковских ресурсов, устанавливаемой ЦБ РФ, которая может относиться на себестоимость банковских операций.
Метод управления беспроцентным доходом может включать:
- отслеживание тенденций изменения беспроцентного дохода на рубль активов;
- контроль над соотношением стабильных и нестабильных беспроцентных доходов;
- обеспечение диверсификации различных источников комиссионного дохода за счёт развития банковских услуг;
- изучение рынка предоставляемых клиентам услуг и разработка стратегии банка на этом рынке с целью правильного формирования комиссионного вознаграждения и создания новых услуг;
- принятие мер к относительному повышению доли стабильного беспроцентного дохода по сравнению с процентным доходом при ожидаемом повышении темпов инфляции;
- выявление «умирающих» рынков услуг и изыскание новых источников дохода;
- активное использование рекламы банковских услуг.
Регулирование текущих беспроцентных расходов банка направлено на их оправданную минимизацию. В этих целях осуществляются:
- контроль над структурой расходов;
- отслеживание тенденций изменения их величины на рубль активов;
- сопоставление тенденций изменения расходов и доходов банка;
- контроль над центрами затрат.
Метод отслеживания критических показателей рентабельности банка заключается в следующем.
К критическим показателям рентабельности банка относятся:
- сложившееся падение коэффициента прибыли;
- тенденция сокращения процентной маржи;
- рост «бремени»;
- формирование чистой прибыли в основном за счёт нестабильных источников;
- отрицательная процентная маржа по ссудным операциям, являющимся традиционным направлением деятельности банка;
- поглощение процентной маржи «бременем» и налогами.
Наряду с основными методами также используются и вспомогательные. К ним относятся методы текущего регулирования рентабельности отдельных направлений деятельности банка и прибыльности отдельных видов банковских продуктов [22, с. 53-57].
Методами текущего регулирования рентабельности отдельных направлений деятельности банка могут являться:
- контроль за соблюдением сметы затрат подразделений и финансовым результатом центров прибыльности;
- отслеживание спрэда;
- контроль за формированием договорного процента и комиссии;
- построение оплаты труда руководящих работников центров прибыльности на основе финансового результата подразделения.
Важным элементом в системе управления прибыльностью продукта является блок методов текущего регулирования финансового результата. К методам регулирования прибыльности отдельных видов банковских продуктов можно отнести:
- совершенствование технологии создания продукта (устранение дублирования операций, их автоматизация, отработка кредитной документации, удешевление ресурсов и так далее);
- отслеживание динамики себестоимости и процентной маржи в разрезе конкретных продуктов;
- контроль за соответствием себестоимости и цены на рынке данного продукта;
- отслеживание динамики цен на рынке;
- разработка ценовой стратегии.
Использование всех предложенных выше методов отражает специфику регулирования прибыли коммерческого банка. И, несмотря на то, что каждый банк должен использовать наиболее предпочтительные для своей деятельности методы текущего регулирования прибыли, ему необходимо стремиться к применению всех вышеизложенных методов.
2.3 Управление рентабельностью банковского продукта
Управление рентабельностью отдельных направлений деятельности банка основывается на выделении центров ответственности – функциональных подразделений банка, ответственных за определённые направления деятельности банка, то есть за группу однородных банковских продуктов, и финансовый результат, полученный по ним.
Примерами подобных центров ответственности являются: управление ссудных операций, управление ценных бумаг, управление депозитных операций, операционное управление, управление валютных операций и другое.
Оценка финансового результата работы подразделений, ответственных за отдельные направления деятельности, включает несколько этапов. Представим их в виде таблицы 1.
Таблица 1 – Этапы оценки финансового результата работы подразделений банка
Номер этапа |
Содержание этапа |
1 этап |
является основным и предполагает определение бюджета подразделения, то есть сметы затрат на соответствующий период и величины доходов, полученных в этот период от создания и реализации продуктов, за которые ответственно данное подразделение. |
2 этап |
производится выявление |
3 этап |
осуществляется определение |
4 этап |
распределение чистого сальдо затрат
штабных подразделений (расходы
– доходы) между функциональными
подразделениями |
5 этап |
определяется чистый финансовый результат центров прибыли. |
При составлении сметы затрат подразделений банка используются следующие способы (1 этап):
- разделение всех затрат банка на прямые (то есть непосредственно относящиеся к данному подразделению) и косвенные;
- определение критериев распределения косвенных затрат между подразделениями банка;
- расчёт размера затрат, относящихся к отдельным функциональным и штабным (вспомогательным) подразделениям банка.
Условное закрепление отдельных видов доходов за подразделениями определяется руководителем банка. Например, за различными подразделениями банка отдельные виды доходов могут быть закреплены следующим образом: управление ссудных операций: процентный доход от ссуд, предоставленных клиентам; управление дилинговых операций: процентный доход по межбанковским кредитам, управление ценных бумаг: процентный и купонный доходы по долговым обязательствам, процентный и дисконтный доходы по векселям, полученные дивиденды.
При превышении доходов над расходами (2 этап) подразделение является центром прибыльности, при превышении расходов над доходами – центром затрат. К центрам прибыльности, как правило, относятся все функциональные подразделения, к центрам затрат – штабные, то есть вспомогательные, подразделения, создающие нормальные условия для деятельности функциональных подразделений и отделов.
Одной из наиболее простых форм управленческого учёта – по центрам затрат – является составление списка бюджетных статей затрат и доходов центра и установление соответствующего контроля за этими статьями [16, с.363].
В процессе анализа рентабельности центров прибыли необходимо:
- оценить выполнение плана по рентабельности;
- определить эффективность текущих расходов центра (отношение прибыли каждого центра к его текущим расходам);
- рассчитать рентабельность капиталовложений в создание центра (отношение прибыли, планируемой к получению, к величине планируемых капитальных вложений);
- определить эффективность использования активов, находящихся в распоряжении центров (отношение прибыли центра к величине активов, размещённых центром) и использования пассивов (отношение прибыли цента к величине привлечённых им средств);
- дать оценку производительности труда сотрудников центра (как отношение прибыли центра к количеству его работников).
В основе расчёта величины перераспределяемого дохода лежит размер этих ресурсов (3 этап), а также разница между альтернативной процентной ставкой и средневзвешенной ценой привлечённого ресурса.
Размер и структура ресурсов, вложенных в то или иное направление деятельности банка, может определяться различными способами. Одним из них может являться метод «общего котла». В этом случае фактическая стоимость ресурсов, вложенных в данное направление деятельности, рассчитывается на основе средней стоимости ресурсов (платных и бесплатных), которыми располагает банк, и объёма активных операций, соответствующих этому направлению бизнеса.
Более точный результат даёт определение размера и структуры ресурсов, вложенных в данный вид банковского бизнеса, на основе «фондирования». Последнее означает распределение ресурсов по активным операциям с учётом степени востребуемости (стабильности) первых и ликвидности вторых. Метод «фондирования» является наиболее предпочтительным при управлении прибылью для её максимизации при допустимом уровне рисков и обеспечении ликвидности баланса. Система фондирования разрабатывается банком с учётом качества активов и пассивов баланса [15, с.365].
Себестоимость всех направлений деятельности банка увеличивается за счёт включения затрат его штабных подразделений. Поэтому четвёртым этапом оценки рентабельности какого – либо направления бизнеса является распределение чистого сальдо затрат штабных подразделений (расходы – доходы) между функциональными подразделениями пропорционально затратам последних.
Информация о работе Анализ управления прибылью ОАО Банк «Зенит»