Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 13:30, курсовая работа
Целью данной работы является анализ управления прибылью ОАО Банк «Зенит».
Предметом являются способы управления прибылью коммерческого банка.
Объектом является процесс организации управления прибылью коммерческого банка.
Задачами данной работы являются:
- изучение сущности и видов прибыли коммерческого банка;
- изучение особенностей организации процесса управления прибылью коммерческого банка;
- определение порядка формирования показателей финансовых результатов коммерческого банка;
- определение способов оценки и регулирования уровня прибыли коммерческого банка;
Введение………………………………………………………………….....4
1 Теоретические основы управления прибылью
коммерческого банка……………………………………………………...............7
1.1 Сущность и виды прибыли коммерческого банка…………………..7
1.2 Организация процесса управления прибылью
коммерческого банка…………………………………………………………….21
1.3 Порядок формирования показателей финансовых результатов
коммерческого банка…………………………………………………..………...32
2 Методические аспекты управления прибылью
коммерческого банка…………………………………………………………….42
2.1 Способы оценки и регулирования уровня прибыли
коммерческого банка…………………………………………………………….42
2.2 Методы регулирования прибыли коммерческого банка…………..70
2.3 Управление рентабельностью банковского продукта
коммерческого банка…………………………………………………………….74
3 Анализ управления прибылью ОАО Банк «Зенит»……………….....82
3.1 Анализ способов оценки и регулирования уровня прибыли
ОАО Банк «Зенит»……………………………………………………………….82
3.2 Анализ рентабельности подразделений и продуктов
ОАО Банк «Зенит»………...................................................................................107
3.3 Пути совершенствования управлением прибылью
ОАО Банк «Зенит»……………………………………………………………...114
Заключение…………………………………………………………….....121
Список использованных источников…………………………
Наконец, на пятом этапе оценки эффективности каждого направления деятельности банка определяется чистый финансовый результат центров прибыли [10, с.295].
К управлению прибылью коммерческого банка на микроуровне относится управление рентабельностью конкретных банковских продуктов и услуг. Анализ продуктовой рентабельности направлен на установление прибыльности (эффективности) определённого банковского продукта или определенного набора (пакета) банковских продуктов. Прибыль от реализации любого банковского продукта определяется на основе его рыночной цены и себестоимости [10, с.298]. Специфика расчёта эффекта от создания и реализации банком отдельных видов продуктов и услуг определяется их характером, структурой затрат на создание банковских продуктов и формой цены.
По этим признакам банковские продукты целесообразно разделить на две группы:
- к первой группе следует отнести продукты, приносящие банку процентный доход или приравненный к нему доход (дисконтный доход, дивиденд), создание которых связано с вложением в активные операции банковских ресурсов. Это могут быть, например, ссудные операции, операции с ценными бумагами;
- ко второй будут относиться продукты, приносящие банку комиссионный доход и не связанные с использованием ресурсов, например расчётные услуги, предоставление гарантий, кассовые услуги и так далее.
Расчёт рентабельности по 1 группе продуктов производится по формуле:
Рп. =М – С,
где Рп.- рентабельность продукта;
М – процентная маржа по данному виду продукта, % годовых;
С – себестоимость операций по созданию продукта, % годовых.
Себестоимость операции рассчитывается на основе отношения абсолютной величины затрат на все операции в периоде, связанные с созданием продукта, к размеру этих операций.
Процентная маржа по отдельным видам активных операций банка определяется как разница между средней доходностью продукта и средневзвешенной стоимостью ресурсов, вложенных в соответствующую операцию. Структура ресурсов в разрезе активных операций банка определяется методом фондирования:
М = Д – Цр.,
где М – процентная маржа по активным операциям, сложившаяся в периоде;
Д – средняя доходность
Цр. – средневзвешенная цена
Расчёт рентабельности по 2 группе продуктов (услуг) осуществляется по формуле:
Рп.= Дк. – С / Оп.,
где Дк. – комиссионное вознаграждение банка за данный продукт в периоде;
С – себестоимость, то есть
все затраты, связанные с
Оп.- размер активных операций, связанных с данным продуктом.
В основе расчёта себестоимости банковского продукта лежит технология его создания и затраты времени подразделений, участвующих в этом процессе. Поэтому для управления рентабельностью продукта необходимо определение участвующих подразделений и их функций в создании конкретного продукта.
Если рассматривать банковские продукты как результаты деятельности банка, то анализ рентабельности банковских продуктов и операций необходимо осуществлять на основе изучения эффективности проводимых банком операций [13, с.243].
Важным элементом в системе управления прибыльностью продукта является блок методов текущего регулирования финансового результата. К методам регулирования прибыльности отдельных видов банковских продуктов можно отнести:
- совершенствование технологии создания продукта (устранение дублирования операций, их автоматизация, отработка кредитной документации, удешевление ресурсов и так далее);
- отслеживание динамики себестоимости и процентной маржи в разрезе конкретных продуктов;
- контроль за соответствием себестоимости и цены на рынке данного продукта;
- отслеживание динамики цен на рынке;
- разработка ценовой стратегии.
Управление стоимостью капитала означает прогнозирование его величины с учётом роста объёма балансовых и забалансовых операций, величины рисков, принимаемых банком, соблюдения установленных нормативными актами пропорций между различными элементами капитала с целью достижения установленных банком параметров.
Объектами управления являются: абсолютная величина собственного капитала, соотношение между капиталом 1 и 2 уровней, структура по элементам внутри каждого уровня, затраты на формирование и рентабельность капитала [25, с. 36-44].
Управление стоимостью капитала включает следующие основные этапы:
- разработка общего финансового плана;
- определение величины капитала, необходимого банку с учётом его целей, предполагаемых новых услуг, приемлемой степени подверженности риску, условий государственного регулирования;
- определение величины капитала, который можно привлечь за счёт внутренних источников;
- оценка и выбор наиболее подходящего к потребностям и целям банка источника капитала.
Из всего этого следует, что наряду с управлением рентабельностью отдельных направлений деятельности банка, необходимо также осуществлять управление рентабельностью банковского продукта. Это обусловлено тем, что без организации процесса управления рентабельностью отдельных банковских продуктов и услуг невозможно эффективное управление рентабельностью деятельности банка в целом. Также необходимо осуществлять управление стоимостью капитала банка, и, прежде всего собственного. То есть, чем ниже стоимость собственного капитала, тем меньше средств расходуется на привлечение заёмных ресурсов. А это означает, что банку необходимо стремиться к увеличению чистой прибыли.
В целом, можно сделать вывод, что любому банку необходимо стремиться к достаточно полной оценке и регулированию прибыльности своей деятельности. Для этого необходимо осуществлять анализ всех показателей прибыли и сравнивать полученные значения с результатами прошлых периодов. На основе этого можно будет судить о качестве полученных показателей прибыльности, а также осуществлять контроль над ними в дальнейшем. В свою очередь, для осуществления регулирования прибыльности своей деятельности, банку необходимо использовать все методы текущего регулирования прибыли, а именно: методы регулирования процентной маржи, управления беспроцентным доходом, регулирования текущих расходов банка, отслеживания критических показателей рентабельности банка или выбирать наиболее предпочтительные для своей деятельности. Также банку необходимо прибегать к методам текущего регулирования рентабельности отдельных направлений деятельности, прибыльности отдельных видов банковских продуктов и стоимости капитала. Всё это, несомненно, будет способствовать организации эффективного управления прибылью коммерческого банка.
3 Анализ управления прибылью ОАО Банк «Зенит»
3.1 Анализ способов оценки и регулирования уровня прибыли ОАО Банк «Зенит»
Как уже было сказано, прибыль коммерческого банка является внутренним источником его развития.
Поэтому управление прибылью – важная составная часть банковского управления, цель которой заключается в максимизации прибыли при доступном уровне рисков и обеспечении ликвидности баланса.
Управление прибылью банка осуществляется через систему элементов управления, тесно связанных между собой.
Система управления прибылью ОАО Банк «Зенит» представлена всеми элементами управления, то есть, высока эффективность организации процесса управления прибылью в банке.
Проведём вертикальный и горизонтальный анализ доходов и расходов ОАО Банк «Зенит» за 2006 – 2008 года.
Исходы из проведённого анализа можно сделать следующие выводы.
В 2006 году процентные доходы от размещения средств в кредитных организациях составляли 377 тыс. руб., а их прирост – 43,4%. К 2007 году данные доходы увеличились на 176 тыс. руб., а их прирост - на 3%. В 2008 году процентные доходы от размещения средств в кредитных организациях составили 764 тыс. руб., а из прирост сократился до 38,2%. В свою очередь, на конец 2006 года удельный вес таких доходов составлял 5,9% в общей сумме процентных доходов, к 2007 году он увеличился до 6,1%, а в 2008 году - на 71,6%. Рост данной статьи доходов является положительной тенденцией для банка, то есть основным источником данных доходов являются проценты, полученные по предоставленным кредитам (межбанковские кредиты). Но в свою очередь, ОАО Банк «Зенит» необходимо стремиться к увеличению удельного веса таких доходов.
Процентные доходы, полученные от ссуд, предоставленным клиентам (некредитным организациям) к 2007 году увеличиваются на 2,9 млн. руб. по сравнению с 2006 годом и составляют 7,9 млн. руб. Прирост таких доходов в 2006 году составлял 39,5%, а к 2007 году увеличился на 20,2%. В 2008 году процентные доходы, полученные от ссуд, предоставленным клиентам (некредитным организациям) увеличились до 11,8 млн. руб., а их прирост сократился до 50,1%. Также на конец 2007 года удельный вес данной группы доходов увеличился на 0,5% по сравнению с 2006 годом и составил 79,7% в общей сумме процентных доходов. К 2008 году он сократился на 3%. Данная категория доходов занимает наибольший удельный вес. Это свидетельствует о том, что банк получает достаточное количество процентных доходов, полученных от ссуд, предоставленных клиентам (некредитным организациям), но ему необходимо увеличивать их удельный вес, снижение которого связано с кризисной ситуацией в стране.
В 2006 году, процентные доходы, полученные по ценным бумагам с фиксированным доходом, составляли 876 тыс. руб., а их прирост – 31,7%. К 2007 году данная статья доходов увеличилась на 963 тыс. руб. Прирост процентных доходов, полученных по ценным бумагам с фиксированным доходом, увеличился на 78,4%. В 2008 году данные доходы увеличились на 18,8 тыс. руб. и составили 1,9 млн. руб., а их прирост составил 1%. В свою очередь, удельный вес процентных доходов, полученных по ценным бумагам с фиксированным доходом к 2007 году сокращается на 0,7% по сравнению с 2006 годом. На конец 2008 года удельный вес таких доходов увеличивается на 3,7% и составляет 17,9%. Из этого следует, что хотя и происходит рост данной категории доходов, всё же они занимают небольшой удельный вес в общей сумме процентных доходов. Это связано с сокращением объёма операций банка на рынке ценных бумаг. Но для банка данная ситуация не является неблагоприятной, поскольку данные доходы являются нестабильными и труднопрогнозируемыми.
Другие источники процентных доходов к 2007 году увеличиваются на 2 991 тыс. руб. по сравнению с 2006 годом и составляют 6 421 тыс. руб. Прирост же данной категории доходов увеличивается на 67,1% в 2007 году и составляет 87,2%. В 2008 году другие источники процентных доходов – отсутствуют. Удельный вес данной статьи доходов и на конец, и на начало 2006 года составлял 0,06%, как и в 2007 году. Другими источниками доходов ОАО Банк «Зенит» являются проценты, полученные по предоставленным кредитам, депозитам и иным размещённым средствам. В связи с ухудшением финансового положения заёмщиков в 2008 году данная статья доходов отсутствует.
В целом проценты, полученные и аналогичные доходы в 2006 году, составляли 6,2 млрд. руб., а их прирост – 43,4%. К 2007 году данные доходы увеличились на 4,1 млрд. руб., а их прирост – на 3%. В 2008 году проценты, полученные и аналогичные доходы, увеличились ещё на 4,2 млрд. руб. и составили 14,4 млрд. руб. Прирост данной статьи доходов к 2008 году составил 40,6%. Для банка данная ситуация является положительной.
Динамику процентных и аналогичных доходов ОАО Банк «Зенит» представим на рисунке 8.
Рисунок 8 - Динамика процентных и аналогичных доходов ОАО Банк «Зенит» за 2006 – 2008 года, (%)
В 2006 году процентные расходы банка по привлечённым средствам кредитных организаций составляли 699 тыс. руб., а их прирост был отрицательным (- 4,6%). К 2007 году сумма таких расходов увеличилась на 467 тыс. руб., а их прирост составил 66,8%. В 2008 году процентные расходы банка по привлечённым средствам кредитных организаций увеличились на 153 тыс. руб. и составили 1,3 млн. руб., а их прирост сократился на 53,7%. Также удельный вес процентных расходов банка по привлечённым средствам кредитных организаций на конец 2006 года составлял 28,3%, к 2007 году он сократился на 3,2%, а в 2008 году – составил 19,1%. Сокращение удельного веса таких расходов в общей сумме процентных расходов является для банка благоприятной тенденцией, то есть ОАО Банк «Зенит» сможет рассчитаться по своим обязательствам. Но также банку необходимо стремиться к сокращению их объёма.
К 2007 году процентные расходы банка по привлечённым средствам клиентов (некредитных организаций) увеличиваются на 1,6 млн. руб. по сравнению с 2006 годом, а их прирост – на 68,8%. В 2008 году данная статья расходов увеличивается на 1,1 млн. руб. и составляет 4,2 млн. руб. Прирост сокращается на 1,7%. В свою очередь, удельный вес процентных расходов банка по привлечённым средствам клиентов (некредитных организаций) на конец 2006 года составлял 40,6%, к 2007 году он увеличился до 52,8%, а в 2008 году удельный вес стал составлять 51,1%. Данная ситуация является не очень благоприятной для ОАО Банк «Зенит», так как вклады населения и межбанковские кредиты являются наиболее дорогими для банка. Поэтому ему необходимо прибегать к кредитам, предоставляемым под низкие проценты.
Информация о работе Анализ управления прибылью ОАО Банк «Зенит»