Анализ управления прибылью ОАО Банк «Зенит»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 13:30, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ управления прибылью ОАО Банк «Зенит».
Предметом являются способы управления прибылью коммерческого банка.
Объектом является процесс организации управления прибылью коммерческого банка.
Задачами данной работы являются:
- изучение сущности и видов прибыли коммерческого банка;
- изучение особенностей организации процесса управления прибылью коммерческого банка;
- определение порядка формирования показателей финансовых результатов коммерческого банка;
- определение способов оценки и регулирования уровня прибыли коммерческого банка;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….....4
1 Теоретические основы управления прибылью
коммерческого банка……………………………………………………...............7
1.1 Сущность и виды прибыли коммерческого банка…………………..7
1.2 Организация процесса управления прибылью
коммерческого банка…………………………………………………………….21
1.3 Порядок формирования показателей финансовых результатов
коммерческого банка…………………………………………………..………...32
2 Методические аспекты управления прибылью
коммерческого банка…………………………………………………………….42
2.1 Способы оценки и регулирования уровня прибыли
коммерческого банка…………………………………………………………….42
2.2 Методы регулирования прибыли коммерческого банка…………..70
2.3 Управление рентабельностью банковского продукта
коммерческого банка…………………………………………………………….74
3 Анализ управления прибылью ОАО Банк «Зенит»……………….....82
3.1 Анализ способов оценки и регулирования уровня прибыли
ОАО Банк «Зенит»……………………………………………………………….82
3.2 Анализ рентабельности подразделений и продуктов
ОАО Банк «Зенит»………...................................................................................107
3.3 Пути совершенствования управлением прибылью
ОАО Банк «Зенит»……………………………………………………………...114
Заключение…………………………………………………………….....121
Список использованных источников…………………………

Файлы: 1 файл

Управление прибылью коммерческого банка.doc

— 736.50 Кб (Скачать файл)

          К прочим расходам относят случайные затраты, вызванные непредвиденными обстоятельствами. Иначе их можно назвать расходами на покрытие рисков в деятельности банка. Эти расходы либо не включаются в смету затрат банка, либо в смете предусматривается определенная сумма на непредвиденные расходы исходя из уровня, сложившегося за предыдущие периоды. Они являются нежелательным элементом расходов, их возникновение чаще всего связано с ошибками или преднамеренными нарушениями сотрудниками банка договоров и законодательства, просчетами в кредитной политике банка, недостатками в управлении кредитной организацией.

          К прочим расходам относятся:

         - штрафы, пени, неустойки;

         - расходы прошлых лет, выявленные в отчётном периоде;

          - расходы по выбытию имущества банка;

          - расходы по списанию дебиторской задолженности;

          - расходы по списанию задолженности по кредитам;

          - расходы по судебным и арбитражным делам;

          - расходы по списанию недостач, хищению денежной наличности,

материальных  ценностей, монетам;

           - расходы, связанные со списанием не полностью амортизированных

основных средств;

        - расходы, связанные с выплатой сумм по претензиям клиентов.

            Чтобы избежать роста прочих расходов, банки должны направлять определённые средства на создание резервов для покрытия сомнительных и убыточных операций и формировать резервный фонд. Представим схематически структуру расходов банка на рисунке 3.

 

 


      


 

        





 



 


 

 



   

 

        Рисунок 3 – Классификация расходов коммерческого банка


         Отражение расходов банка в учёте и отчётности производится в соответствии с действующим планом счетов бухгалтерского учёта в кредитных организациях.

          Процентная маржа – это разница между процентным доходом и расходом коммерческого банка, между процентами полученными и уплаченными. Она является основным источником прибыли банка и призвана покрывать налоги, убытки от спекулятивных операций и так называемое «бремя» - превышение беспроцентного дохода над беспроцентным расходом, а также банковские риски.

         Размер маржи может характеризоваться абсолютной величиной в рублях и рядом финансовых коэффициентов.

         Абсолютная величина маржи может рассчитываться как разница между общей величиной процентного дохода и расхода банка, а также между процентным доходом по отдельным видам активных операций и процентным расходом, связанным с ресурсами, которые использованы для этих операций.

         Динамика абсолютной величины процентной маржи определяется несколькими факторами:

        - объёмом кредитных вложений и других активных операций, приносящих процентный доход;

       - процентной ставкой по активным операциям банка;

        - процентной ставкой по пассивным операциям банка;

       - разницей между процентными ставками по активным и пассивным операциям (спрэд);

          - долей беспроцентных ссуд в кредитном портфеле банка;

        - долей рисковых активных операций, приносящих процентный доход;

         - соотношением между собственным капиталом и привлечёнными ресурсами;

        - структурой привлечённых ресурсов;

       - способом начисления и взыскания процента;

        - системой формирования и учёта доходов и расходов;

        - темпами инфляции.

      Имеются значительные различия между отечественными и зарубежными стандартами учета процентных доходов и расходов банка, которые влияют на размер процентной маржи.

    Процентные доходы и расходы по российской системе учета отражаются в отчетности по моменту поступления их на счет или списания со счета банка. По зарубежным стандартам в отчетности должны отражаться доходы и расходы, относящиеся исключительно к отчетному периоду независимо от времени отражения операций.

       Исходя из всего выше изложенного, можно сделать вывод, что для раскрытия сущности прибыли коммерческого банка, необходимо провести анализ основных её составляющих, то есть доходов и расходов, а также процентной маржи. В свою очередь, для эффективного функционирования банка нужно, чтобы доходы превышали его расходы, а также отсутствовала просроченная задолженность банка.

 

 

    1.2 Организация процесса управления прибылью коммерческого банка

 

 

    Прибыль коммерческого банка является внутренним источником его развития.

         Поэтому управление прибылью – важная составная часть банковского управления, цель которой заключается в максимизации прибыли при доступном уровне рисков и обеспечении ликвидности баланса [30].

         Управление прибылью банка осуществляется через систему элементов управления, тесно связанных между собой [10, с.279].

        Можно выделить следующие основные блоки управления прибылью коммерческого банка:

            - Определение подразделений банка, участвующих в процессе управления прибылью;

           - планирование доходов, расходов и прибыли банка;

            - применение способов оценки уровня прибыльности банковской деятельности;

            - определение методов текущего регулирование прибыли (финансового результата).

          Управление прибылью коммерческого банка осуществляется на различных уровнях: на уровне банка в целом (высший уровень) и на уровне отдельных направлений деятельности банка, конкретных банковских продуктах, отдельных рабочих мест, взаимоотношений с клиентом (микроуровень).

          Содержание отдельных элементов управления рентабельностью кредитной организации имеет свою специфику применительно к перечисленным уровням.

         В управлении прибылью банка принимает участие различные его подразделения: руководящие органы, департаменты, управление, отделы.

          К их числу относятся:

          - Во – первых, функциональные подразделения, то есть управления и отделы, прямо участвующие в проведении активных и пассивных операций банка, например управление ссудных операций, ценных бумаг, депозитных операций, операционное управление. В их функции по управлению прибылью входит оценка и анализ рентабельности создаваемых продуктов, контроль за рентабельностью отдельных сделок, предоставление информации в сводные аналитические управления для оценки рентабельности банка в целом. Контрольные формы участия функциональных подразделений в управлении прибылью банка определяется Правлением банка.

          - Во - вторых, к их числу подразделений кредитной организации, участвующих в управлении прибылью, относиться казначейство или другое сводное управление. В его функции входят составление плана доходов и расходов банка как составной части бизнес-плана, анализ и оценка уровня прибыли банка в целом и рентабельности отдельных направлений деятельности банка, разработка рекомендаций о величине достаточной процентной маржи, процентных ставок по активным и пассивным операциям банка, ориентировочном уровне комиссионного вознаграждения, структуре работающих активов и ресурсов. Конкретные функции казначейства во многом зависит от структуры кредитной организации, и определяются Правлением банка.

        - Третьим подразделением банка, участвующим в управлении прибылью, является бухгалтерия, которая обеспечивает аналитические службы казначейства и функциональных подразделений необходимой информацией.

           - В качестве четвертого подразделения следует выделить службу внутреннего контроля, в функции которой входит контроль за правильностью формирования и использования прибыли. Основные направления этого контроля включают следующее:

         - проверка соблюдения нормативных требований Центрального Банка Российской Федерации в отношении организации аналитического и синтетического учета доходов, расходов, формирования и использования прибыли (порядок открытия счетов, использование их в соответствии с целевым назначением, соответствие данных аналитического и синтетического учёта, проверка заключительных оборотов, своевременности закрытия доходных и расходных счетов, содержание оборотов на счетах прибылей и убытков и так далее);

          - проверка соблюдения требований Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по расчету налогооблагаемой базы (увеличение балансовой прибыли при расчёте налогооблагаемой базы на проценты, уплаченные по межбанковским кредитам сверх нормы Центрального банка, по просроченным межбанковским кредитам, на превышение лимита по нормируемым расходам, на часть отчислений в резервы на возможные потери по ссудам и под обесценение ценных бумаг, на стоимость безвозмездно полученных средств и так далее);

          - проверка правильности применяемых ставок налога и сроков его перечисления;

           - проверка льгот, используемых банком при исчислении налогов;

            - проверка использования прибыли (целевое использование прибыли отчётного года, бухгалтерские проводки по её распределению, решения учредителей по использованию нераспределённой прибыли предшествующих лет).

      Представим  схематически данные подразделения на рисунке 4.

 

 

 

       


 

 


 

 

 

 

         Рисунок 4 – Структура подразделений, участвующих в управлении прибылью коммерческого банка

 

         Планирование доходов, расходов и прибыли банка в качестве элемента управления рентабельностью банка на макроуровне включает следующие направления: составление планового баланса дохода и расходов банка в рамках бизнес-плана, планирование на его основе достаточно процентной маржи, составление сметы доходов и расходов банка, прогнозный расчет нормы прибыли на активы и собственный капитал, планирование распределения прибыли.

           Центры прибыли — центры финансового учета, деятельность которых связана с получением прибыли. Они занимают центральное место в финансовой структуре банка, поскольку основной целью деятельности коммерческого банка является прибыль. В банке обычно выделяют несколько таких центров: управление кредитования, управление расчетно-кассового обслуживания, казначейство, управление пассивных операций и другие. Центры прибыли — это подразделения, которые непосредственно взаимодействуют с клиентурой в процессе продажи продукта и имеют собственный балансовый отчет и отчет о прибылях и убытках.

        Из этого вытекает, что им присуща ответственность за реализацию закрепленного за ними продукта или продуктов. В свою очередь, центры прибыли можно разделить на центры привлечения средств и их размещения. Некоторые банки разграничивают центры прибыли и центры дохода.   Различия между ними заключаются в том, что центр прибыли способен оказывать влияние на уровень затрат, а центр дохода — нет.

         Центр затрат — центр финансового учета, деятельность которого связана с обеспечением деятельности других центров финансового учета и не приносит прибыли. Указанные центры могут подразделяться на центры поддержки бизнеса, центры обеспечения и обслуживания и штабные центры затрат.

          Подразделения по поддержке бизнеса (центры затрат) характеризуются тем, что все их расходы полностью переносятся на соответствующие центры прибыли. К ним можно отнести, в частности, управление кредитных рисков, управление электронной обработки данных и некоторые другие [10, с.280].

          Деятельность центров обеспечения и обслуживания (центры затрат) направлена на обеспечение (материальное, технологическое, информационное и так далее) функционирования всех подразделений банка. Таким подразделениям, как правило, устанавливаются лимиты расходов, за которыми осуществляется строгий контроль в процессе исполнения бюджета. Расходы этих подразделений в рамках бюджета распределяются на все другие подразделения, для которых осуществляются затраты. К таким центрам относят, например, отдел по работе с персоналом, PR, транспортный, хозяйственный и другие.

         Штабные центры затрат выполняют функции общебанковского учета, контроля и управления. Ими могут являться: Правление банка, секретариат, управление финансового планирования, юридический отдел, управление внутри банковского контроля и аудита, управление бухгалтерского учета.     Расходы данных подразделений рассматриваются как общебанковские и распределяются в процессе составления бюджета.

          Разделение деятельности отдельных подразделений на центры ответственности должно закрепляться в Положении о финансовой структуре банка. После выделения центров ответственности определяется схема взаимосвязи между ними, что позволяет руководству банка оценивать финансовые результаты деятельности каждого центра, управлять не только банком в целом, но и каждым центром в отдельности.   

Информация о работе Анализ управления прибылью ОАО Банк «Зенит»