Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 16:26, монография
В монографии рассматриваются основные подходы к теории человеческого капитала. Исследуются состав и структура человеческого капитала. Особое внимание уделяется методологическим основам изучения человеческого капитала, в т. ч. социокультурному проектированию человеческого капитала на селе. Приведены результаты конкретного социологического исследования, проведенного лабораторией «Крестьяноведения и социологических исследований КГАУ и ИС РАН» в 2005 году.
Введение
5
I.
Теоретико - методологические аспекты изучения человеческого капитала.
10
1.1 Атрибутивный подход к изучению человеческого капитала
18
1.2. Генетико – исторический подход к изучению человеческого капитала.
24
1.3. Воспроизводственный подход.
26
1.4. Функционально – целевой подход к изучению человеческого капитала.
36
1.4. 1. Корпоративная культура как источник человеческого капитала
40
1.5. Социокультурное проектирование человеческого капитала.
45
1.5.1.Социокультурное проектирование взаимодействия власти, бизнеса и человеческого капитала на селе
60
II.
Особенности человеческого капитала современного села.
68
II.1.
Социальное и экономическое положение современного села.
68
II. 1. 1.
Социальное положение современного села
68
II. 1. 2.
Экономическое положение современного села.
75
II. 1. 3.
Практические решения и результаты.
80
II. 2
Конкретно – социологические исследования совокупности формирования и реализации человеческого капитала на селе.
85
Человеческий капитал на селе (по материалам социологического исследования).
85
Девальвация человеческого капитала в рамках образовательного процесса (на материалах исследований неформальных отношений в государственном ВУЗе).
110
Бизнес и региональная власть: поиск оптимальных моделей взаимодействия в развитии человеческого капитала.
117
Этничность как социальный ресурс: на примере русского населения Краснодарского края.
125
Человеческий капитал в контексте ценностных ориентаций сельских жителей Краснодарского края (по материалам социологических исследований).
133
Реализация человеческого капитала в новых видах деятельности на селе – предпринимательстве и фермерстве (на примере Республики Адыгея).
145
Гендерные особенности формирования, реализации и сохранения человеческого капитала (на примере Республики Адыгея).
158
Вместо заключения: Человеческий капитал как основа устойчивого социально – экономического развития России.
164
Человеческий капитал: словарь терминов
168
Библиография
180
Приложения
187
Сведения об авторах.
208
Человеческий капитал современного российского села.
Рецензент: |
академик Голенкова З.Т. |
Научный редактор: |
профессор Хагуров А.А. |
Человеческий капитал современного российского села.
В монографии рассматриваются основные подходы к теории человеческого капитала. Исследуются состав и структура человеческого капитала. Особое внимание уделяется методологическим основам изучения человеческого капитала, в т. ч. социокультурному проектированию человеческого капитала на селе. Приведены результаты конкретного социологического исследования, проведенного лабораторией «Крестьяноведения и социологических исследований КГАУ и ИС РАН» в 2005 году.
Предназначена студентам и преподавателям, аспирантам, работникам научных учреждений и аппарата управления, всем, кто интересуется новыми подходами в рассмотрении формирования, развития и реализации человеческого капитала на селе.
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение |
5 | |||
I. |
Теоретико - методологические аспекты изучения человеческого капитала. |
10 | ||
1.1 Атрибутивный подход к изучению человеческого капитала |
18 | |||
1.2. Генетико – исторический
подход к изучению |
24 | |||
1.3. Воспроизводственный подход. |
26 | |||
1.4. Функционально – целевой подход к изучению человеческого капитала. |
36 | |||
1.4. 1. Корпоративная культура как источник человеческого капитала |
40 | |||
1.5. Социокультурное проектирование человеческого капитала. |
45 | |||
1.5.1.Социокультурное |
60 | |||
II. |
Особенности человеческого капитала современного села. |
68 | ||
II.1. |
Социальное и экономическое положение современного села. |
68 | ||
II. 1. 1. |
Социальное положение современного села |
68 | ||
II. 1. 2. |
Экономическое положение современного села. |
75 | ||
II. 1. 3. |
Практические решения и результаты. |
80 | ||
II. 2 |
Конкретно – социологические исследования совокупности формирования и реализации человеческого капитала на селе. |
85 | ||
Человеческий капитал на селе (по материалам социологического исследования). |
85 | |||
Девальвация человеческого капитала в рамках образовательного процесса (на материалах исследований неформальных отношений в государственном ВУЗе). |
110 | |||
Бизнес и региональная власть: поиск оптимальных моделей взаимодействия в развитии человеческого капитала. |
117 | |||
Этничность как социальный ресурс: на примере русского населения Краснодарского края. |
125 | |||
Человеческий капитал в контексте ценностных ориентаций сельских жителей Краснодарского края (по материалам социологических исследований). |
133 | |||
Реализация человеческого капитала в новых видах деятельности на селе – предпринимательстве и фермерстве (на примере Республики Адыгея). |
145 | |||
Гендерные особенности формирования, реализации и сохранения человеческого капитала (на примере Республики Адыгея). |
158 | |||
Вместо заключения: Человеческий капитал как основа устойчивого социально – экономического развития России. |
164 | |||
Человеческий капитал: словарь терминов |
168 | |||
Библиография |
180 | |||
Приложения |
187 | |||
Сведения об авторах. |
208 |
Введение.
Актуальность темы исследования определяется необходимостью нового взгляда на человека и человеческую жизнь как главные достояния российского общества и один из важнейших факторов достижения экономического прогресса. Для России, делающей первые шаги в становлении рыночной экономики, важно осознать ключевую роль человеческого капитала. Гигантский по своему значению и социальному смыслу переход страны к новой стадии развития, имеет крупное общецивилизационное содержание, что является началом переосмысления российской реальности, а в некоторой степени и прогнозированию её будущего. Кроме того, явно виден кризис во всех сферах жизнедеятельности человека: экономической, политической, культурной.
Российская экономика идет по пути развития за счет сырьевых источников. Использование сырьевого потенциала для смягчения кризисной ситуации, увеличения масштабов инвестиций, оплаты валютных долгов необходимо, но не является главным средством решения социально-экономических проблем. Возможности эксплуатации сырьевых источников не бесконечны. Единственный ресурс, возможности разумного использования которого практически безграничны - производительные способности людей. Человеческий капитал предстает как наиболее ценный производительный ресурс по сравнению с капиталом материальным.
В нашей стране к началу экономической трансформации был накоплен значительный научно-технический, образовательный, квалификационный потенциал1. Кризисные явления, противоречивость осуществляемых экономических преобразований привели к его обесцениванию, поскольку последний создавался для социалистического, планового хозяйства, а, следовательно, по его меркам. При переходе к рынку человеческий капитал, сформированный в условиях административно-командной экономики, оказался в особо уязвимом положении.
Экономические реформы начались без предварительной оценки их воздействия на человеческий потенциал, без включения необходимых социальных амортизаторов, без выявления допустимых границ ухудшения человеческого капитала страны и тем самым резко понизили дореформенный уровень жизни, негативно отразились на степени трудовой и социальной активности. Сократились возможности как частного, так и государственного сектора инвестировать развитие производительных способностей населения. Недоиспользование, разрушение накопленного человеческого капитала, отсутствие новых направлений его развития создают серьезные опасения в том, что российская экономика может утратить один главный источник экономического прогресса.
Таким образом, практика
побуждает переоценивать и
Исходной предпосылкой построения концептуальной модели исследования, должно быть представление о нем не только как о предельной абстракции, но и как о вполне определенном социокультурном образовании, рождающемся в бытии и содержащем его в себе.
Исходной посылкой социокультургерменевтики
как аналитики смысла является признание,
что человек живет в пространст
В западноевропейской культуре факт существования человеческого сознания ставится в прямую зависимость от необходимости построить картину мира, т. е. от познавательной деятельности субъекта, которая инициирована стремлением к пониманию3.
Значение смысла и осмысление значения – процессы, теснейшим образом связанные с деятельностью субъекта: первый предполагает задержать осуществление программы действия, мысленно спланировав ее, второй, наоборот – запустить программу действия или начать искать новый смысл, при этом и тот и другой не осуществляется лишь внутри самого сознания и исключительно его силами, но воплощаются в предметной деятельности, переходя в реальность4.
Однако вектор культурной преемственности направлен не только в трансценденцию, но и в область архетипического (онто – и филогенеза).
Архитектоника человеческого
капитала включает в себя следующие
сферы: знания, человеческие переживания
(эмоции), предметно – практическая
деятельность (имеющая как внешне-
В соответствии с реляционной
теорией «пространство
Применение синергетического
подхода к анализу
Таким образом, открываются
возможности для
Социальное пространство жизненное пространство пространство личности.
Она выступает не как набор разрозненных систем, а как некая их совокупность, которой присущи свойства динамичных систем: сложность иерархической структуры, эмерджентность (свойство, которым обладает система в целом и не обладают ее отдельные элементы), множественность функциональных целей, динамичность процессов, носящих стохастический характер, многофункциональность6.
Таким образом, свобода
принятия решений и ответственности
за их реализацию в социальной практике
обуславливается «
Одно из тревожащих противоречий социальных процессов последних лет, - противоречие между значительным расширением возможностей для самореализации человеческого капитала в самых разных сферах и областях жизни, снятием здесь различных ограничений, существовавших ранее, с одной стороны, и снижающимся уровнем востребованности этих возможностей, с другой. При этом можно констатировать, что на фоне снижения «общего энергетического потенциала» нации происходит рост и распространение деструктивных – вплоть до «теневых» - форм активности. В то же время обращает на себя внимание глубокая эрозия социальных отношений, крайне низкий уровень «достижительной» активности, мотивации на успех, самоорганизации в группах интересов и т. д. К тому же на смену беспрецендентному по своему размаху всплеску политической активности и самостоятельности граждан России конца 80-х – начала 90-х годов пришел период глухой «самообороны» общества от власти, длящийся уже почти десять лет.
Сложившаяся институциональная инфраструктура и механизмы, наличествуя формально, не выступают в качестве «агентов» демократического участия. Политики и идеологи, властвующие элиты перешли на охранительные позиции и фактически отказались от выработки привлекательного будущего. Разработка идеологических схем опиралась на оправдание нового, далеко не совершенного и неэффективного порядка, доказательство его целесообразности и устойчивости. Система местного самоуправления задействуется в основном при переделе полномочий властных субъектов разного уровня; основные усилия профсоюзов направлены на организацию публичных акций, торг с правительством и в гораздо меньшей степени – на формирование действенной системы социального партнерства на «низовом» уровне; разного рода гражданские инициативы (экологические движения, комитеты солдатских матерей, общества потребителей и т. д.), не вписавшись в существующий партийно-политический расклад, постепенно оттесняются на обочину политической жизни.
Соответственно, сама идея демократического участия в глазах российского общества постепенно делегируется. В обществе возобладал устойчивый скептицизм в отношении подавляющего большинства форм и каналов политического участия, за исключением участия в выборах. Причем, это коснулось как реальной включенности людей в политический процесс, так и вербальной оценки населением своих возможностей воздействия на власть. Более того, за последние годы этот скептицизм только усилился.
Важные вопросы, которые в этой связи возникают, сводятся к следующей дилеме: не является ли видимое снижение «энергетического потенциала» следствием, с одной стороны, плюратизации тех форм, в которых реализируются жизненные интересы россиян, а с другой – проявлением обратной стороны свободы выбора, то есть ориентациями на пассивность, которой очень многие смогли воспользоваться легально; либо сами якобы новые возможности в действительности оказались мнимыми и фиктивными, а российский правящий класс далеко не заинтересован в расширении масштабов активности и участи, как это часто в последние годы декларировалось.
Информация о работе Человеческий капитал современного российского села