Человеческий капитал современного российского села

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 16:26, монография

Описание работы

В монографии рассматриваются основные подходы к теории человеческого капитала. Исследуются состав и структура человеческого капитала. Особое внимание уделяется методологическим основам изучения человеческого капитала, в т. ч. социокультурному проектированию человеческого капитала на селе. Приведены результаты конкретного социологического исследования, проведенного лабораторией «Крестьяноведения и социологических исследований КГАУ и ИС РАН» в 2005 году.

Содержание работы

Введение
5
I.
Теоретико - методологические аспекты изучения человеческого капитала.
10

1.1 Атрибутивный подход к изучению человеческого капитала
18

1.2. Генетико – исторический подход к изучению человеческого капитала.
24

1.3. Воспроизводственный подход.
26

1.4. Функционально – целевой подход к изучению человеческого капитала.
36

1.4. 1. Корпоративная культура как источник человеческого капитала
40

1.5. Социокультурное проектирование человеческого капитала.
45

1.5.1.Социокультурное проектирование взаимодействия власти, бизнеса и человеческого капитала на селе

60
II.
Особенности человеческого капитала современного села.
68

II.1.
Социальное и экономическое положение современного села.
68

II. 1. 1.
Социальное положение современного села
68

II. 1. 2.
Экономическое положение современного села.
75

II. 1. 3.
Практические решения и результаты.
80

II. 2
Конкретно – социологические исследования совокупности формирования и реализации человеческого капитала на селе.

85

Человеческий капитал на селе (по материалам социологического исследования).
85

Девальвация человеческого капитала в рамках образовательного процесса (на материалах исследований неформальных отношений в государственном ВУЗе).

110

Бизнес и региональная власть: поиск оптимальных моделей взаимодействия в развитии человеческого капитала.

117

Этничность как социальный ресурс: на примере русского населения Краснодарского края.

125

Человеческий капитал в контексте ценностных ориентаций сельских жителей Краснодарского края (по материалам социологических исследований).

133

Реализация человеческого капитала в новых видах деятельности на селе – предпринимательстве и фермерстве (на примере Республики Адыгея).

145

Гендерные особенности формирования, реализации и сохранения человеческого капитала (на примере Республики Адыгея).

158

Вместо заключения: Человеческий капитал как основа устойчивого социально – экономического развития России.

164

Человеческий капитал: словарь терминов
168

Библиография
180

Приложения
187

Сведения об авторах.
208

Файлы: 1 файл

!!!воспроиз-во ЧК!!!.doc

— 1.28 Мб (Скачать файл)

Этот документ является ежегодным отчетом Программы  развития ООН и коллектива независимых  экспертов. В этом году тема доклада - "Культурная свобода в современном  и многообразном мире". Авторы, в число которых входят лауреаты Нобелевской премии Амаритья Сен, Ширин Эбади, Джон Хьюм, президент Афганистана Хамид Карзай и бывший президент ЮАР Нельсон Мандела, попытались найти ответ на вопрос, как сглаживать и преодолевать конфликты на языковой, культурной и национальной почве. Главный вывод заключается в том, что культурная свобода - это важнейшая составляющая развития человеческого потенциала.

В докладе приведен индекс развития человеческого потенциала для 177 стран мира, который отражает качество образования населения, среднюю  продолжительность жизни, уровень развития медицины и показатель ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности). Учитываются и такие факторы, как свобода, достоинство человека, его возможность участия в общественной жизни. Первое место в списке занимает Норвегия, в первую пятерку вошли Швеция, Австралия, Канада, Нидерланды. США и Япония - на восьмом и девятом местах. Россия оказалась в первой трети списка - 57-й. Выше - Эстония (36-я), Литва (41-я) и Латвия (50-я). Замыкают список страны с самым низким уровнем развития человеческого потенциала - Буркина-Фасо, Нигер, Сьерра-Леоне70.

Особенным в теории человеческого  капитала с точки зрения функционально  – целевого подхода является новое  понимание роли и места отдельного человека в процессе производства богатства. Эти особенности заключаются в следующем:

- во-первых, данная теория  воспринимает человека как активного  участника воспроизводственного  процесса, отвечающего за прирост  благосостояния, а не простой  ресурс, возмещаемый путем учета  затрат. "Человеческий капитал есть мера воплощенной в человеке способности приносить доход. Человеческий капитал включает врожденные способности и талант, а также образование и приобретенную квалификацию"71. Благосостояние, пусть и в его традиционной форме (как материальный доход) ставится в зависимость от способности человека к самостоятельной экономической адаптации и творческой активности;

- во-вторых, рост благосостояния  напрямую увязывается с развитием  хотя и одного, но центрального  его элемента - способностями к  труду. "Инвестиции в человеческий капитал - это любое действие, которое повышает квалификацию и способности, или, другими словами, производительность труда рабочих"72 Более того, безусловно, полагается, хотя содержательно и не оговаривается, что подобные инвестиции могут происходить только посредством расширения реальной экономической свободы человека, посредством изменения условий распределения вновь созданной стоимости;

в-третьих, круг интереса инвестиционной активности расширяется  до общих границ условий жизнедеятельности, т.е. фактически индивидуальный материальный кругооборот ставится над общественным, господствует над ним. "Из множества характеристик, составляющих потенциал человека, теория человеческого капитала исследует те, которые существенно влияют на изменения доходов. Это относится к здоровью, творческим способностям, образованию, профессиональным навыкам"73.

Однако, несмотря на это, в теориях человеческого капитала важнейшим остается вопрос общественной эффективности затрат, пусть и  производимых на микроуровне. Прежде всего, исследуется связь величины денежных доходов с вложениями в некоторые обобщенные элементы жизнедеятельности человека, которым придаются характеристики физических элементов капитала вообще, способных к амортизации и воспроизводству (прежде всего это касается профессиональных способностей, повышения квалификации). Эти элементы капитала не рассматриваются как субъективная ценность, как элементы благосостояния человека, но используются для инвестирования. При этом схема мотивации труда остается традиционно однофакторной, ориентированной на рост исключительно материального благосостояния, дохода, конечного потребления. Сфера индивидуального труда в этом случае отождествляется с производственным трудом и его условия противопоставляются прочим сферам жизнедеятельности, и, прежде всего, потреблению, они по-прежнему не рассматриваются как звенья одной цепи - цикла индивидуального материального воспроизводства человека.

С нашей  точки зрения, все элементы, включаемые в состав человеческого капитала, имеют не только общественную, но и субъективную значимость, а, следовательно являются материальными элементами благосостояния, в процессе оценки которого они исследуются не только как условия трудовой деятельности, но и как самоцель развития человека. С точки зрения благосостояния сама возможность инвестирования в эти элементы настолько соответствует человеческой природе и его потребностям, что является фактором более производительным с точки зрения мотивации труда, чем уровень получаемых доходов. В данном случае, внедряя человеческий капитал, общество более следует интересам человека и его законом развития, чем человек потребностям роста эффективности производства.

Таким образом, сторонники теорий человеческого капитала, как  правило, верно рассматривают человеческий капитал в качестве средства роста общественного благосостояния, но не замечают, что он сам по себе является воплощением, объектом индивидуального благосостояния.

Данная методологическая ошибка будет  более понятна после рассмотрения структуры такого сложного явления как благосостояние, которую мы рассмотрим ниже.

Классические трактовки благосостояния человека, отражают условия господства капиталистического товарного производства, отождествляют его с ростом массы  присвоенных им материальных благ и, по сути, не являются трактовками индивидуального благосостояния, связанного с субъективным отношением человека к процессу собственной материальной адаптации, т. е. не рассматривают его как информационную категорию. Благосостояние не может быть измерено внешним к человеку образом как богатство (например, меновая стоимость), которое является только предпосылкой для активной трудовой деятельности человека, в которой он и раскрывается как личность.

Индивидуальное благосостояние человека это субъективное представление о качественно-количественном состоянии условий и результатов трудовой деятельности, формируемое в процессе экономической адаптации индивида в обществе. Данная оценка формируется как общий результат экономических отношений данного индивида во всех четырех фазах общественного воспроизводства и является основой мотивации развития трудовой деятельности.

Содержание индивидуального благосостояния включает:

а) наличие широкого круга способностей к труду, реализуемых во всех сферах общественного воспроизводства и соответствующим общественным потребностям человека;

б) наличие материальных благ, удовлетворяющих  индивидуальные материальные запросы  человека;

в) соответствие условий распределения  материальных благ представлениям человека об условиях справедливости и равенства;

г) наличие возможности выбора человеком условий своей деятельности и изменения содержания, как труда, так и потребления становление и развитие индустриального общества, особенно на его ранних стадиях, характеризовалось явным противопоставлением основной части рабочей силы, подвергавшейся нещадной эксплуатации, с творческим началом, воплощенным в труде инженеров и организаторов производства; рынок труда, таким образом, оставался, по существу, неисчерпаемым.

Сопоставляя кругооборот  вещественного капитала с человеческим (Д - Т - Д, где Д - создание нормальных условий для производства человеческого капитала, Т - стадия производства человеческого капитала, Д - реализации человеческого капитала) можно представить источники его формирования, типы.

Человеческий  капитал имеет различное происхождение. В основе его формирования лежит развитие общества с его историческими и культурными традициями, которые и являются определяющими в формировании навыков и способностей индивида. Знания, навыки и способности человека могут накапливаться через предоставление  услуг человеческого капитала, которые предлагаются на рынке и являются вложением в производство других предметов и услуг и через отдельные элементы пригодных для патентования знаний, которые могут быть куплены и проданы. Представленные формы проявления человеческого капитала прямо или опосредованно влияют на его формирование.

Природные факторы формируют его биологическую сущность, физические способности индивида, которые могут принести доход. Примером может стать такая сфера экономической деятельности как шоу-бизнес, где физическое строение тела, способность изменения облика (имиджа), природный дар (музыкальные способности, голос и т.п.) приносит их владельцу не только известность и популярность, но и доход.

Технические источники человеческого капитала выражаются через использование результатов научно-технического прогресса. С помощью техники человек может улучшать свои условия быта, экономя время на самообслуживание. За счет этого сэкономленное время может быть направлено на эффективное использование человеческого капитала, его реализацию или накопление.

Товарное производство и обращение являются исходными пунктами возникновения человеческого капитала. Поскольку капитал не может возникнуть из обращения, так же не может возникнуть вне обращения. Он должен возникнуть в обращении и в то же время не в обращении. Здесь источником человеческого капитала является непосредственное участие индивида в процессе  формирования, реализации, накопления человеческого капитала. Для формирования человеческого капитала необходимы материальные и денежные условия. Процесс реализации человеческого капитала находит свое выражение на рынке капиталов - промышленных, финансовых и т.д.

Двойственная  природа человеческого капитала - природная, с одной стороны, социальная - с другой, определяют его источники. Социальные институты, участвующие в формировании человеческого капитала, (общество, семья, дошкольные, школьные учреждения и т.д.) образуют социальный капитал, формирующий в индивиде духовное начало человеческого капитала.

Использование техники  в процессе жизнедеятельности человека несет в себе не только экономию времени, но и дополнительную информацию. Эта техника может быть источником человеческого капитала опосредованно, так как ее содержание является результатом труда работника, чей человеческий капитал уже реализован и информация может быть передана другому лицу - пользователю. Это может быть персональный компьютер, аудио-, видеотехника и т.п. Через технику индивид получает информацию, знания, которые формируют человеческий капитал.

По  масштабам источниками человеческого  капитала могут быть общемировые, национальные, региональные и локальные, которые отличаются между собой особенностями формирования и реализации человеческого капитала на каждом из уровней. Каждый из уровней предполагает свой масштаб и цели воздействия, свою аудиторию. Это может быть система телевидения, радиовещания и т.п.

Собственными  источниками человеческого капитала могут стать его природные элементы. Они неотделимы от носителя человеческого капитала и не могут возникнуть за его пределами. Это может выразиться через опыт, знания, умения, специфические способности (музыкальный слух, художественное воображение и т.д.). Большое значение имеют профессиональные и личностные пристрастия индивида, проявляющиеся с детских лет.

Заемные источники - это получаемая информация извне. Владельцы заемных источников могут передать свой опыт, знания непосредственно сами или через предоставление услуг, технику. Безусловно, во многом это относится к членам семьи, учителям, старшему поколению и т.д. Они передают знания, информацию, опыт посредством личного общения, имеющего формальный (преподавание школьных предметов и т.д.) или неформальный характер (дружеская беседа, передача жизненного опыта и т.п.). Однако сегодня большое значение приобретают средства массовой коммуникации для передачи заемных источников. Они имеют форму книжных и журнальных изданий, теле-, радиопередач, специально разработанных инструкций по использованию того или иного технического средства бытового пользования или промышленного предназначения и т.д. Человек их выбирает из общего массива знаний, в соответствии со своими запросами, природными задатками74.

Общие источники - это общественные источники, институции, которые могут влиять на формирование человеческого капитала. Общие источники никому не принадлежат, они общедоступны для пользования. Примером могут служить традиции, общепринятые нормы поведения и т.п.

Можно выделить источники человеческого капитала по происхождению - это имеющийся опыт, которым владеет индивид на данный момент. Опыт предшествующих поколений, который накапливался и получал свое выражение в том, что передавался из поколения в поколение. Приобретаемый опыт - совершенствование, преобразование опыта прошлых поколений75.

Таким образом, выделены следующие источники человеческого капитала:

а) по уровню отношений: природные, технические, экономические, социальные, духовные;

б) по отраслям: промышленные, коммуникационные связи, сфера услуг;

в) по масштабам: общемировые, национальные, региональные, локальные;

г) по формам собственности: собственные, заемные, общие;

д) по происхождению: современный  опыт, опыт предыдущих поколений, приобретаемый  опыт.

 

1. 4. Функционально – целевой подход  к изучению человеческого капитала

 

В рамках функционально-целевого подхода изучаемое явление характеризуется с точки зрения выявления его главного функционально-целевого назначения.

Современный взгляд на человека как носителя человеческого капитала означает признание его способностей в полном смысле слова капиталом, но с ярко выраженной спецификой, без учета которой потенциал может и не реализоваться. Это специфика состоит в признании элементов неуловимого, иррационального, неизмеряемого в природе человека, в его задатках, поведении, потребностях, которые опосредуют соотношение вложения и результатов.

Осознание истинного  места человека в обществе, взгляд на субъектов экономики как на совокупность типологически разных личностей возможен только при выходе экономики за чисто экономические или технико-экономические рамки, ее синтез с философией, социологией, культурологией и т. д.

Информация о работе Человеческий капитал современного российского села