Человеческий капитал современного российского села

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 16:26, монография

Описание работы

В монографии рассматриваются основные подходы к теории человеческого капитала. Исследуются состав и структура человеческого капитала. Особое внимание уделяется методологическим основам изучения человеческого капитала, в т. ч. социокультурному проектированию человеческого капитала на селе. Приведены результаты конкретного социологического исследования, проведенного лабораторией «Крестьяноведения и социологических исследований КГАУ и ИС РАН» в 2005 году.

Содержание работы

Введение
5
I.
Теоретико - методологические аспекты изучения человеческого капитала.
10

1.1 Атрибутивный подход к изучению человеческого капитала
18

1.2. Генетико – исторический подход к изучению человеческого капитала.
24

1.3. Воспроизводственный подход.
26

1.4. Функционально – целевой подход к изучению человеческого капитала.
36

1.4. 1. Корпоративная культура как источник человеческого капитала
40

1.5. Социокультурное проектирование человеческого капитала.
45

1.5.1.Социокультурное проектирование взаимодействия власти, бизнеса и человеческого капитала на селе

60
II.
Особенности человеческого капитала современного села.
68

II.1.
Социальное и экономическое положение современного села.
68

II. 1. 1.
Социальное положение современного села
68

II. 1. 2.
Экономическое положение современного села.
75

II. 1. 3.
Практические решения и результаты.
80

II. 2
Конкретно – социологические исследования совокупности формирования и реализации человеческого капитала на селе.

85

Человеческий капитал на селе (по материалам социологического исследования).
85

Девальвация человеческого капитала в рамках образовательного процесса (на материалах исследований неформальных отношений в государственном ВУЗе).

110

Бизнес и региональная власть: поиск оптимальных моделей взаимодействия в развитии человеческого капитала.

117

Этничность как социальный ресурс: на примере русского населения Краснодарского края.

125

Человеческий капитал в контексте ценностных ориентаций сельских жителей Краснодарского края (по материалам социологических исследований).

133

Реализация человеческого капитала в новых видах деятельности на селе – предпринимательстве и фермерстве (на примере Республики Адыгея).

145

Гендерные особенности формирования, реализации и сохранения человеческого капитала (на примере Республики Адыгея).

158

Вместо заключения: Человеческий капитал как основа устойчивого социально – экономического развития России.

164

Человеческий капитал: словарь терминов
168

Библиография
180

Приложения
187

Сведения об авторах.
208

Файлы: 1 файл

!!!воспроиз-во ЧК!!!.doc

— 1.28 Мб (Скачать файл)

С переходом к постиндустриальному  обществу, основанному на информационных технологиях, наблюдается резкий рост требований к качеству человеческого капитала. Его интеллектуальная составляющая занимает лидирующее положение и становится важной на всех уровнях человеческого сообщества. Человеческий капитал превращается в фактор, определяющий успехи или неудачи в деятельности отдельных фирм, он полностью проявляет себя в качестве генератора научно-технического прогресса, изменяющего структуру национальной экономики, в которой собственно производство оттесняется на задний план под давлением комплекса отраслей науки и услуг, определяющих невероятный рост производительности труда в материальном производстве. (А. Тоффлер, Д. Белла, Е. Масуды и других).

В советской экономической  науке проблемы человеческого капитала тоже не оставались без внимания. В  период развитого социализма они  разрабатывались в трудах В. А. Медведева, В. В. Куликова, О. И. Ожерельева, Л. И. Абалкина и других авторов. В специфике социалистического понимания роли человеческого фактора в общественном производстве, во главу угла ставилась задача формирования нового социального типа человека, освобожденного от экономического и социального гнета, у которого потребность к труду становится первейшей жизненной потребностью, дающей ему возможность самовыражения и развития.

Значительную  роль в воспроизводстве рабочей  силы при социализме играли общественные фонды потребления (ОФП), значительная часть которых расходовалась на производство бесплатных услуг просвещения, здравоохранения, на жилищное строительство, на профессиональное образование и т.п. Издержки воспроизводства рабочей силы при социализме включали как стоимость материальных благ и услуг, покупаемых населением за счет заработной платы и денежных выплат из общественных фондов потребления, так и стоимость услуг, предоставляемых государством населению бесплатно или на льготных условиях за счет ОФП.

Очевидно, что для современной  России, оказавшейся в трудных  условиях трансформации общественных отношений, проблемы воспроизводства  и использования человеческого  капитала должны ставиться несколько  иначе по сравнению с постановкой их в других странах не только в силу особенностей национальной культуры, географических особенностей, но и исторических изменений. В силу специфики уплотненности исторического времени необходимо проводить преобразования модернизационного, позднеиндустриального и постиндустриального характера практически одновременно, когда в развитых государствах Запада подобные преобразования осуществлялись в различные исторические периоды.

Кроме того, наблюдается  многослойный деградирующий социальный феномен, складывающийся из целого ряда взаимосвязанных процессов, к числу которых относятся: депопуляция, и, прежде всего, сокращение численности населения в трудоспособном возрасте; ухудшение здоровья населения, саморазрушительное поведение (алкоголизм, курение, наркомания); нарастающая инвалидизация; падение трудовой морали и этики; утрата или "моральный износ" квалификации и образования; отсутствие возможностей или желания получить современное образование, повысить квалификацию или пройти переподготовку, бедность населения и т. п., исключающий полноценное использование человеческого капитала.

Приведу следующие цифры. По оценкам Всемирного банка, 76 процентов  национального богатства США  составляет человеческий капитал, то есть накопленные населением знания и  умения, используемые для нахождения эффективных решений в производственной деятельности и повседневной жизни. Физический - воспроизводимый - капитал дает 19 процентов богатства США, на природный фактор приходятся остальные 5 процентов. Для сравнения, благосостояние России держится вполовину (50%) на человеческом капитале, 10 дает воспроизводимый и 40 процентов национальных богатств обеспечивает природа.

 

I. 3. Воспроизводственный  подход предполагает характеристику изучаемого явления путем определения особых признаков и свойств, проявляющихся у данного явления в процессе его воспроизводственного движения. В последнем случае, понятие «человеческий капитал» получает определение как категория общественного воспроизводства. Институциональное направление находит отражение в теории человеческого капитала через вовлечение в сферу экономического анализа таких общественных институтов, как семья, школа, религиозные учреждения, заведения профессиональной подготовки и т.д., и выявление их связей с другими социальными и хозяйственными учреждениями общества. В обществе создаются рациональные структуры (институты). Они обеспечивают условия воспроизводства человеческого капитала, его сохранения и роста. Каждый институт влияет на формирование элементов человеческого капитала62.

В период структурной трансформации экономики актуализируются проблемы, связанные с институциональной средой. Поэтому синтез основных положений неоклассического направления экономической науки, социологии, культурологи, психологии и институционализма позволяет более успешно исследовать природу человеческого капитала с целью обоснования путей и механизма создания благоприятных условий функционирования социальных институтов.

Семья. Современные экономические исследования в условиях перехода к постиндустриальному, информационному обществу, в котором человек является как основным средством производства, так и его целью, выдвигают семью в центр своего научного интереса63. "Семьи продолжают выступать производственными единицами, однако результаты производства по своей значимости меняются. Это все больше не материальные блага, а сами люди, чье воспроизводство понимается как производство человеческого капитала". Семейное участие в воспроизводстве человеческого капитала определяется, прежде всего, различными возможностями реализации человеческого капитала. Оно определяется общественными, национальными, региональными, религиозными и др. особенностями.

Делать однозначные  выводы о развитии семьи трудно, так как, с одной стороны, ее реакция  на социально-экономические изменения  во внешней по отношению к ней общественной макросистеме порой трудно предсказуемы, с другой, экономическая наука столкнулась со сложностями в количественно-качественной оценке функционирования такого социального института как семья. Если семью рассматривать как рациональный субъект экономической системы, то можно проследить необходимые инвестиции в индивида для его жизнедеятельности и получаемый экономический эффект от этих инвестиций в виде доходов с учетом возмещения затрат на его функционирование. Так как членами семьи являются индивиды с биосоциальными характеристиками, то в процессе жизнедеятельности легко проследить иррациональность их поведения в силу влияния социальных факторов. Помимо этого момент отдачи от инвестиций в человеческий капитал может и не наступить из-за частичной потери способности приносить доход или с наступлением смерти.

Таким образом, человеческий капитал - это экономические отношения, возникающие между членами семьи  по поводу формирования, реализации, накопления человеческого капитала, самовозрастающая в процессе его реализации.

Сам процесс воспроизводства  человека носит комплексный и  системный характер, включающий в  себя воспроизводство индивида как  участника семейного и общественного  производства (одновременно он может  являться собственником, производителем, потребителем). Любое отклонение от нормального в этой системе приведет к результатам, чаще всего отрицательным. У Ф. Бэкона встречается такое понятие как "врожденная способность"64 - качество живой системы, изменение которой ведет к уничтожению самой системы. Даже при незначительном нарушении принципа "врожденной способности" в системе, которая является составляющей "общемировой" системы, происходит необратимая реакция - ее трансформация с характеристиками (может быть, с отрицательными) другой системы. Подтверждением нарушения принципа "врожденной способности" являются социальные изменения, происходящие как на микро- так и на макроуровне. Например, если индивид невостребован обществом и не может полностью реализоваться как член общества, это во многом определяется микросредой, условиями в которых индивид накапливал свой человеческий капитал. Обычно это происходит в рамках семьи. Эта невостребованность может отразится на следующем поколении в виде еще большего отклонения от требований общества. На каждом этапе развития  человека увеличиваются требования к его физическому, моральному, культурному и т.д. состоянию для соответствия своему поколению, времени. Но нельзя не учитывать в то же время, что в результате исторического развития, научно-технического прогресса постоянно увеличивается количество сфер, где возможно эффективное приложение человеческого капитала.

Образование. В формировании человеческого капитала общества ведущая роль принадлежит науке и образованию. Непосредственная задача этих двух отраслей народного хозяйства состоит в производстве, накоплении, сохранении знаний то есть в формировании образовательного потенциала общества, и, прежде всего, рабочей силы, вступающей в процесс общественного производства. В определенной мере наука и образование взаимосвязаны и интегрируются на уровне высшей школы, одним из направлений работы которой являются научные исследования и разработки. Эффективность образования в значительной степени зависит от того, в какой мере оно опирается на научные достижения, видит через них перспективы развития общества и адаптируется к изменяющимся общественным потребностям.

Исходя из роли образования  в жизни общества, традиционно  выделяют следующие его функции: культурно-историческая, социальная и  социально-экономическая, воспроизводственная, или репродуктивная, развивающая функция. Содержание этих функций заключается в стабилизации и контроле за основными параметрами культурной и социальной среды через целенаправленное формирование знаний, навыков, идеологических установок членов общества.

Благодаря системе образования  осуществляется передача и накопление знаний, сохраняется национальная культура, осуществляется подготовка человека к  активному включению в производственные и социальные связи. При более  узком подходе к характеристике роли образования в формировании человеческого капитала отмечают воспроизводственную и развивающую функции.

Следует отметить, что  требования, которые предъявляются  сегодня к качеству человеческого  капитала и, соответственно, к системе  образования, не могли возникнуть в условиях индустриального общества и тем более в предшествующих формациях. Более того, они полностью противоречат принципам, на которых строилось до сих пор общество и его жизнеобеспечивающие системы. Человек как личность в индустриальном обществе отступает на задний план перед человеком-функцией, который, оказавшись волею судьбы в определенной социальной среде, должен был исполнять свою роль в тех формах деятельности, которые перед ним открывались. Классическим примером подавления личности может служить промышленное производство с его узкой специализацией труда и жесткой дисциплиной. Человек как рабочая сила был полностью подчинен техническим средствам производства, которые он обслуживал, их ритму деятельности. Индустриальное производство подавляет личность, подчиняет ее общим принципам функционирования системы, и в этом ему активно помогает система образования.

Современные информационные технологии включают компьютеры, программное  обеспечение, телекоммуникации и Интернет. Наряду с генетикой и биотехнологиями, информационные технологии лежат в основе новой технологической революции, постепенно захватывающей в свою орбиту все новые страны. Их влияние выражается, прежде всего, в резком снижении стоимости обработки и передачи информации, объем и доступность которой многократно увеличиваются. Потенциал влияния информационных технологий на темпы экономического роста и производительность труда оценивается чрезвычайно высоко. Он реализуется по многим направлениям, в числе которых: организация новых хозяйственных процессов, разработка новой продукции, расширение рынков сбыта на фоне тенденций глобализации экономики. Претворение этих новых возможностей в жизнь в каждом конкретном предприятии натыкается на сдерживающий фактор, которым является качество рабочей силы. Требуются кадры, не только владеющие информационными технологиями, но и способные к творческому использованию новых информационных возможностей в организации и развитии производства. В этой связи перед системой образования встает сложнейшая задача коренного обновления учебных программ и технологий обучения и на передний план выдвигается его развивающая функция.

Здоровье. Укрепление и охрана здоровья повышают уровень и качество жизни населения, способствуют развитию производительных сил общества, а инвестирование здравоохранения составляет вклад в воспроизводство экономических ресурсов общества, в формирование его трудового потенциала. По имеющимся данным, только за счет снижения преждевременной смертности населения ежегодная экономия может достигать до 9% ВНП65. Финансирование мероприятий по укреплению здоровья есть вложение в создание экономических ресурсов общества, в формирование его трудового потенциала. По мнению ВОЗ, улучшение здоровья связано с четырьмя факторами, способствующими экономическому росту66:

      1. снижением потерь производства в связи с болезнью работников;
      2. возможностью использования природных ресурсов, прежде недоступных из-за болезней;
      3. ростом числа школьников и повышением их успеваемости;
      4. высвобождением ресурсов, которые пришлось бы истратить на лечение заболеваний.

Психическое здоровье. Важнейший аспект целостности человека – это единство в нем телесного и психического (его соматическое единство). Данная проблема чрезвычайно важна и имеет богатую историю своего развития. Еще Ф. Бэкон отмечал большое значение для человека его индивидуальных природных задатков: «Счастливы те, чья природа находится в согласии с их занятием».

Другой важный компонент  человеческой целостности – это  единство природного и социального ( и также социокультурного). Для формирования и развития ценностных ориентаций человека, его жизненного стиля, немалую роль играют биологические задатки, ритмы организма, адаптивные возможности нервной системы, которые, в свою очередь, оказывают довольно значимое воздействие на мотивы и механизмы усвоения культуры. О значении для образа жизни половозрастных, психических и физиологических особенностей говорил Пиаже.67

В то же время не только бытие определяет сознание человека, но и само сознание детерминирует  способ человеческого бытия68, выделяя особенности в ценностно – функциональные стороны психической жизни человека (ценностную, познавательную, побудительно – волевую).

Само разделение психики  на сознательную и бессознательную  зависит от ее целостного и нецелостного функционирования. Сознательная деятельности возникает в том случае, когда одновременно работают такие крупные блоки психологической саморегуляции как личностный (точнее поведенческий) и познавательный (гносеологический).

Душевное здоровье. Приступая к изучению душевного здоровья, в наиболее общем, философского – культурологическом плане, мы оказываемся перед тем фактом, что научной литературе отсутствует однозначное определение, что это – характеристика психики, которая может быть описана на основании исследования структуры личности, особенностей сознания, поведения, эмоциональной сферы. Тогда понятие душевного здоровья может быть раскрыто через ряд признаков, присущих душевно здоровым людям (например, через перечисление признаков эмоциональной стабильности в известной методике Г. Айзенка), и в таком случае оно является содержательным. В нашем исследовании душевное здоровье понимается формально – как соответствие сознания и поведения человека требованиям среды – природным и социальным – а также требованиям собственного внутреннего мира (установок, жизненных целей и т. п.).

Информация о работе Человеческий капитал современного российского села