Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 16:26, монография
В монографии рассматриваются основные подходы к теории человеческого капитала. Исследуются состав и структура человеческого капитала. Особое внимание уделяется методологическим основам изучения человеческого капитала, в т. ч. социокультурному проектированию человеческого капитала на селе. Приведены результаты конкретного социологического исследования, проведенного лабораторией «Крестьяноведения и социологических исследований КГАУ и ИС РАН» в 2005 году.
Введение
5
I.
Теоретико - методологические аспекты изучения человеческого капитала.
10
1.1 Атрибутивный подход к изучению человеческого капитала
18
1.2. Генетико – исторический подход к изучению человеческого капитала.
24
1.3. Воспроизводственный подход.
26
1.4. Функционально – целевой подход к изучению человеческого капитала.
36
1.4. 1. Корпоративная культура как источник человеческого капитала
40
1.5. Социокультурное проектирование человеческого капитала.
45
1.5.1.Социокультурное проектирование взаимодействия власти, бизнеса и человеческого капитала на селе
60
II.
Особенности человеческого капитала современного села.
68
II.1.
Социальное и экономическое положение современного села.
68
II. 1. 1.
Социальное положение современного села
68
II. 1. 2.
Экономическое положение современного села.
75
II. 1. 3.
Практические решения и результаты.
80
II. 2
Конкретно – социологические исследования совокупности формирования и реализации человеческого капитала на селе.
85
Человеческий капитал на селе (по материалам социологического исследования).
85
Девальвация человеческого капитала в рамках образовательного процесса (на материалах исследований неформальных отношений в государственном ВУЗе).
110
Бизнес и региональная власть: поиск оптимальных моделей взаимодействия в развитии человеческого капитала.
117
Этничность как социальный ресурс: на примере русского населения Краснодарского края.
125
Человеческий капитал в контексте ценностных ориентаций сельских жителей Краснодарского края (по материалам социологических исследований).
133
Реализация человеческого капитала в новых видах деятельности на селе – предпринимательстве и фермерстве (на примере Республики Адыгея).
145
Гендерные особенности формирования, реализации и сохранения человеческого капитала (на примере Республики Адыгея).
158
Вместо заключения: Человеческий капитал как основа устойчивого социально – экономического развития России.
164
Человеческий капитал: словарь терминов
168
Библиография
180
Приложения
187
Сведения об авторах.
208
Ценность понятия "человеческий капитал", соответствующая современной оценке роли человека в экономической системе общества, для нашего исследования объясняется следующими причинами:
1) в данной концепции
человек рассматривается в
2) в понятии "человеческий
капитал" выделяются три
3) использование понятия
"капитал" для определения
роли человека в экономической
системе общества указывает на
необходимость инвестирования
4) понятие "человеческий
капитал" является
Таким образом, человеческий капитал представляет сформированный в результате инвестиций запас знаний, умений, навыков и мотиваций, отражающий совокупность физических, интеллектуальных и психологических качеств и способностей личности, приобретающий форму капитала в связи с непрерывностью процесса их накопления, используемый в сфере общественного производства, содействуя росту производительности труда и влияющий на рост доходов человека.
Теория человеческого капитала базируется на основных положениях неоклассического направления экономической мысли. Она подтверждает закон редкости ресурсов, который заключается в том, что индивид стремится предложить редкие ресурсы, которыми он обладает (знания, навыки, умения), с учетом их высокой оценки с точки зрения затрат, необходимых для создания продукта за счет этих ресурсов. Индивид как хозяйствующий субъект желает продать или сдать в аренду свои способности по более высокой цене, а общество желает купить, арендовать редкие услуги человеческого капитала.
Другой закон - закон предельной полезности. Если рассматривать этот закон с точки зрения инвестиций в человеческий капитал, то приоритетными будут инвестиции для воспроизводства невосполнимых или редких элементов человеческого капитала, так как полезность каждого следующего этапа инвестиций снижается. Во-первых, это здоровье - как физическое, так и психологическое, так и нравственное, - которое играет решающую роль при реализации других свойств человеческого капитала. Во-вторых, инвестиции в общее образование - это необходимость, поскольку в современном обществе без этого невозможна жизнедеятельность индивида. Следующим этапом инвестиций можно считать инвестиции в профессиональное образование, так как человеку необходимы средства для поддержания имеющегося человеческого капитала, т. к. товар - рабочую силу, индивид может продать на рынке труда при условии профессиональных навыков. Далее, инвестиции могут иметь разное направление в зависимости от интересов индивида, условий воспроизводства человеческого капитала.
На труд, как элемент формирования и реализации человеческого капитала, распространяется закон убывающей доходности, поскольку товар - рабочая сила является главной составляющей производственных отношений. Этот закон применим к теории человеческого капитала и выражается в том, что у человека тоже есть предельные возможности реализации его потенциальных возможностей. Если речь идет о природных элементах человеческого капитала, то известно, что она графически может выглядеть в виде выгнутой кривой с пиком на 18-20 году жизни индивида. Общественные элементы человеческого капитала накапливаются медленнее и пик их проявления может наблюдаться в более поздний период - 40-50-60 и даже 70 лет. Более точным было бы определение периода предельной производительности человеческого капитала с комплексным учетом природного и общественного капитала. Максимальные доходы здорового индивида при прочих равных условиях приходятся на 35-40-летний возраст.
Для анализа природы человеческого капитала интересно использование ключевых теорий неоклассического направления. Например, концепция альтернативных издержек производства. В этом случае речь может идти об инвестициях в индивида со стороны семьи. При реализации и накоплении капитала семья направляет средства, рассчитанные на долгосрочный период, на формирование и реализацию человеческого капитала. Человеческий капитал формируется не за счет будущих доходов, а за счет альтернативных издержек семьи.
При условии рационального
сочетания структурно-
На теорию человеческого капитала распространяется и учение об общем экономическом равновесии. Одним из условий формирования человеческого капитала является наличие его потребительной стоимости. Обществом формируется спрос на человеческий капитал, его качественные характеристики. Предложение человеческого капитала по сути многостороннее. Поэтому макроэкономическое изменение в спросе на человеческий капитал вызывают изменение в его предложении. Стараясь быть высокодоходным, человеческий капитал "выносит" на рынок необходимые на данный момент способности. Поэтому может сохраняться общее экономическое равновесие между спросом и предложением человеческого капитала.
В основу теории человеческого капитала положен научный опыт по изучению физического капитала. Ведь человеческий капитал, как и капитал физический, создается и накапливается благодаря особым капиталовложениям, которые способны приносить доход своим владельцам. Человеческий капитал подобен, с одной стороны, природному (земля), потому что "...он не произведен искусственно...", а с другой, подобен физическому капиталу, так как человеческий капитал является экономической формой проявления возможностей индивида и способен к самовозрастанию76.
Выносливость индивида характеризуется способностью переносить умственные или физические нагрузки в процессе трудовой деятельности или экстремальных условиях. Выносливость определяется предрасположенностью или может тренироваться. Но это зависит от физического здоровья индивида. Чаще всего этот элемент человеческого капитала проявляется в процессе его реализации.
Другим немаловажным
элементом человеческого
Важнейшим определителем
состояния человеческого
Помимо указания возраста, очень часто указывается пол потенциального работника. Принадлежность к полу определяет не только физические, но и физиологические особенности индивида, способные повлиять на эффективность реализации человеческого капитала. Такой подход чаще всего влияет на социальное положение в обществе, оценку качества человеческого капитала индивида, стереотипы традиционного поведения.
Физическое строение организма определяет возможность рационального выбора профессии. Например, физическое строение тела может дать возможность материальной реализации индивида уже в юном возрасте, когда его данные соответствуют спросу рынка. Эти способности трудно распознаваемы, поэтому чаще всего могут реализоваться уже в более позднем возрасте, когда есть основная профессия. На современном этапе развития мировой экономической системы доходы от физического строения и актерского мастерства являются одним из самых доходных отраслей реализации человеческого капитала.
Генная наследственность определяет потенциальные физические и умственные возможности индивида, поскольку в ней зашифрована память предшествующих поколений. Она может влиять на результаты реализации человеческого капитала. С другой стороны, при современных научных достижениях возможно изменить проявление генетической памяти на один жизненный цикл, но неизвестно, как это вмешательство повлияет на код ген следующего поколения. Генная наследственность как элемент природной части человеческого капитала оправдывается тем, что существуют генеалогические деревья.
Общественные элементы человеческого капитала формируются под воздействием внешних факторов. На уровне семьи происходит передача накопленных традиций, культуры, воспитания, которые находят свое проявление в течение всей последующей жизнедеятельности индивида.
В процессе производства и реализации человеческого капитала индивид приобретает опыт. Это может быть опыт по условиям формирования, производства, реализации и накопления человеческого капитала. Независимо от желания носителя человеческого капитала, опыт имеет способность накапливаться.
Знания, как общественный элемент человеческого капитала, имеют теоретический и профессиональный характер. Они направлены на формирование абстрактной картины окружающего мира. Некоторую область знаний можно проверить практикой, которая впоследствии становится опытом.
Знания, которые могут иметь правовое оформление, это запатентованные знания. Они имеют значение экономического преимущества на определенное время при реализации человеческого капитала.
Навыки и способности индивида в процессе жизнедеятельности зачастую доходят до автоматизма при реализации природных элементов человеческого капитала. Способности в отличие от навыка могут быть врожденными и приобретенными. Они характеризуются качественными показателями реализации человеческого капитала. Например, способный студент, обладающий хорошей зрительной памятью, гораздо быстрее готовится к сдаче экзамена, чем студент, не обладающий способностями к быстрому запоминанию учебного материала.
Услуги человеческого капитала предполагают использование заемных источников человеческого капитала с целью его реализации. Под этим элементом человеческого капитала можно понимать услуги преподавателя, воспитателя, репетитора и т.п.
В соответствии с общепринятой классификацией капитала и с учетом отличий капитала промышленного и человеческого, где длительность производственного цикла измеряется продолжительностью человеческой жизни, можно сделать сравнение между ними.
Под основным капиталом,
как элементом постоянного
Основной капитал (капитал-собственность) может себя реализовать при наличии функционирующего капитала - оборотного капитала. Под ним следует понимать человеческий капитал-функцию - коммуникабельность, инициативность, активность. Время оборота капитала-функции меньше, чем капитала-собственности. Если в промышленном цикле оборотный капитал должен постоянно возобновляться для поддержания процесса воспроизводства, то в условиях воспроизводства человеческого капитала, капитал-функция после каждого цикла использования самовоспроизводится, так как является особой формой проявления человеческого капитала.
Составной частью оборотного капитала является переменный, который предполагает превращение человеческого капитала в рабочую силу и при реализации человеческого капитала изменяет свою стоимость78. Рабочая сила может иметь различную потребительную стоимость. В зависимости от спроса на определенные элементы человеческого капитала подключаются различные комбинации капитала-собственности и капитала-функции. При рациональном их сочетании товар - рабочая сила получит максимальную цену. Таким образом, переменный человеческий капитал воспроизводит свой собственный эквивалент и сверх того избыток, прибавочную стоимость, которая в свою очередь, может изменяться, быть больше или меньше. Из постоянной величины эта часть капитала непрерывно превращается в переменную.
I. 4. 1. Корпоративная культура как источник человеческого капитала.
При реализации и сохранении человеческого капитала особую роль играет корпоративная культура.
При управлении человеческими
ресурсами в организации
Управление человеческими
ресурсами предприятий
Именно корпоративные ценности обеспечивают экономический прогресс, становятся тем ключевым звеном, от которого зависят сплоченность сотрудников, единство взглядов и действий, а, следовательно, и достижение целей организации.
Информация о работе Человеческий капитал современного российского села