Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 16:26, монография
В монографии рассматриваются основные подходы к теории человеческого капитала. Исследуются состав и структура человеческого капитала. Особое внимание уделяется методологическим основам изучения человеческого капитала, в т. ч. социокультурному проектированию человеческого капитала на селе. Приведены результаты конкретного социологического исследования, проведенного лабораторией «Крестьяноведения и социологических исследований КГАУ и ИС РАН» в 2005 году.
Введение
5
I.
Теоретико - методологические аспекты изучения человеческого капитала.
10
1.1 Атрибутивный подход к изучению человеческого капитала
18
1.2. Генетико – исторический подход к изучению человеческого капитала.
24
1.3. Воспроизводственный подход.
26
1.4. Функционально – целевой подход к изучению человеческого капитала.
36
1.4. 1. Корпоративная культура как источник человеческого капитала
40
1.5. Социокультурное проектирование человеческого капитала.
45
1.5.1.Социокультурное проектирование взаимодействия власти, бизнеса и человеческого капитала на селе
60
II.
Особенности человеческого капитала современного села.
68
II.1.
Социальное и экономическое положение современного села.
68
II. 1. 1.
Социальное положение современного села
68
II. 1. 2.
Экономическое положение современного села.
75
II. 1. 3.
Практические решения и результаты.
80
II. 2
Конкретно – социологические исследования совокупности формирования и реализации человеческого капитала на селе.
85
Человеческий капитал на селе (по материалам социологического исследования).
85
Девальвация человеческого капитала в рамках образовательного процесса (на материалах исследований неформальных отношений в государственном ВУЗе).
110
Бизнес и региональная власть: поиск оптимальных моделей взаимодействия в развитии человеческого капитала.
117
Этничность как социальный ресурс: на примере русского населения Краснодарского края.
125
Человеческий капитал в контексте ценностных ориентаций сельских жителей Краснодарского края (по материалам социологических исследований).
133
Реализация человеческого капитала в новых видах деятельности на селе – предпринимательстве и фермерстве (на примере Республики Адыгея).
145
Гендерные особенности формирования, реализации и сохранения человеческого капитала (на примере Республики Адыгея).
158
Вместо заключения: Человеческий капитал как основа устойчивого социально – экономического развития России.
164
Человеческий капитал: словарь терминов
168
Библиография
180
Приложения
187
Сведения об авторах.
208
Таблица 1.
Ядро системы
ценностей корпоративных
Группа ценностей |
Ценности |
Трудовые требования |
1.1 .Выполнение своих
обязанностей на высоком уровне
1.2.Инициативность и |
Обще корпоративные ценности |
2.1.Способность быть
«открытым для информации» |
Поиск рациональных решений при управлении системой человеческих ресурсов, связанных с различиями национальных культур, происходит с использованием двух подходов: дифференцированного, ориентированного на выявление различий, и интегрированного, ориентированного на поиск сходства. Различия между национальными культурами создают благоприятные возможности для роста и развития компаний, но также могут вызвать серьезные проблемы, если эти различия не поняты и не учтены.
В современной России на данный момент особенно остро стоит проблема качества человеческого капитала. При проведении сравнительного анализа состояния и динамики человеческого капитала в высокоразвитых странах и в России в 1990-е годы показал, что процесс сохранения и развития человеческого капитала носил регрессивный характер. Специфической особенностью российской ситуации является то, что слабо прослеживается взаимозависимость между уровнем образования и производительностью и уровнем доходов, заработков и качеством жизни.
Управление человеческим капиталом становится стратегической задачей корпорации, решение которой позволит ей выжить и развиваться в современном мире. Инструментом накопления и развития человеческого капитала корпорации является корпоративная культура.
В большинстве исследований
особенностей трансформации социально-
При отсутствии инвестиций
в промышленность, устаревшем и изношенном
парке техники, конкурентном противостоянии,
опережающем по множеству показателей
западные предприятия, надежды управленца-соотечестве
По данным, которые приводят К.Камерон и Р.Куинн, из сотни крупнейших компаний, существовавших в начале 90-х годов, к концу десятилетия осталось только 16. За тот же период в списке журнала «Fortune Magazin» первых 500 самых крупных компаний сохранили за собой места только 29 фирм. Бросаются в глаза и неудачи в деле своевременной реализации большинства планируемых организационных изменений. Известно, что до 3\4 усилий, направленных на реинжиниринг, менеджмент всеобщего качества, стратегическое планирование и сокращение размеров организации, оказывались либо полностью безуспешными, либо создавали настолько серьезные проблемы, что возникала угроза самому существованию организации. Во многих исследованиях сообщалось, что наиболее частой упоминаемой причиной неудачи было пренебрежение культурой организации. А успех самых преуспевающих фирм США определялся в первую очередь ценностями компаний, заповедями личностного свойства, заботой об общем для всего персонала понимании ситуации.
Культура организации может быть заложена основателем фирмы (Уолт Дисней), может формироваться постепенно, по мере борьбы организации за выживание в окружающей среде (Кока-Кола), может быть создана конкретными людьми, например, менеджерами, поставившими себе такую задачу (General Electric). Главным в культуре организации является то, что она способна уменьшить степень коллективной неопределенности, внести ясность в то, что ожидает членов коллектива обеспечить целостность за счет ключевых ценностей и норм, воспринимаемых членами коллектива как вечные и передаваемые из поколения в поколение, создать неотделимость от коллектива и преданность общему делу и освещать перспективу развития организации, давая тем самым заряд энергии для движения вперед. Стремясь изменить присутствие на рынке или добиться технологических преимуществ, преуспевающие компании осуществляют разработку и реализацию корпоративной культуры. Культура оказывает мощное влияние на производственные показатели деятельности и долгосрочную эффективность предприятий; а также на отдельных людей, на их моральные качества, преданность делу, производительность труда, состояние физического здоровья и эмоциональное благополучие.
Более того, динамика культуры
органически связана с
Хаотические, распространяющиеся
быстро колебания внешнего окружения
чреваты опасностью того, что вчерашняя
организационная культура станет препятствием
корпоративному успеху. Чтобы разобраться,
каким образом изменение культу
В дополнение к нормам, принятым в обществе, каждая группа людей, в том числе и организация, вырабатывает собственные культурные образцы, которые получили название организационной культуры. Организационная культура не существует сама по себе, она всегда включена в культурный контекст данного географического региона и общества в целом и испытывает воздействие со стороны национальной культуры. В свою очередь, организационная культура влияет на формирование культуры подразделений, рабочих и управленческих групп и команд.
Национальная культура
Организационная культура Соотношение и взаимовлияние
Рабочая культура
Культура команд
Организационная культура – это совокупность ценностей, общих для всех сотрудников данной организации, предопределяющих нормы их поведения. Корпоративная культура – это основной компонент в достижении организационных целей, повышении эффективности организации и управлении инновациями. Главная цель корпоративной культуры – обеспечение внешней адаптации и внутренней интеграции организации за счет совершенствования управления персоналом.
Функциями корпоративной культуры являются:
Организационная культура включает следующие компоненты:
Таким образом, корпоративная культура – это система материальных и духовных ценностей, проявлений, взаимодействующих между собой, присущих данной корпорации, отражающих ее индивидуальность и восприятие себя и других в социальной и вещественной среде, проявляющаяся в поведении, взаимодействии, восприятии себя и окружающей среды.
Структура корпоративной культуры включает:
в) культура управления;
Поуровневая схема элементов корпоративной культуры:
1)культура личности
2)культура коммуникаций
Основные признаки культурной корпорации:
Внешние субъекты взаимодействия организации:
(среда прямого воздействия)
поставщики
профсоюзы
(среда косвенного воздействия)
международные события
организация
научно-технический прогресс
Внутренние субъекты корпоративной культуры:
Личность
Группа персонал Организация
Круг субъектов, интересы которых являются решающими для корпорации:
Клиенты
Акционеры
Таким образом, корпоративная культура может, как помогать организации, создавая обстановку, способствующую повышению производительности и внедрению нового, так и работать против организации, создавая барьеры, препятствующие выработке и реализации корпоративной стратегии. Эти барьеры включают сопротивление новому и неэффективные коммуникации. (Японский ученый М. Аоки выявил закономерность: системе горизонтальных коммуникаций соответствует жесткая иерархическая система управления персоналом и наоборот: жесткой иерархической системе управления производством адекватна слабая, ограниченная по функциям и возможностям система управления кадрами. Совершенно справедливо, что менеджер по персоналу в этих условиях на ведущих японских фирмах – второе лицо в иерархии рангов после главы фирмы). Работники воспринимаются как самостоятельные, способные к принятию грамотных , ответственных решений творческие личности. Сам потенциал личности оценивается по-разному. А.А. Погорадзе со ссылкой на исследование В.Г.Нестерова и Л.И.Иванько определяет структуру личного потенциала следующим образом:
Информация о работе Человеческий капитал современного российского села