Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 16:26, монография
В монографии рассматриваются основные подходы к теории человеческого капитала. Исследуются состав и структура человеческого капитала. Особое внимание уделяется методологическим основам изучения человеческого капитала, в т. ч. социокультурному проектированию человеческого капитала на селе. Приведены результаты конкретного социологического исследования, проведенного лабораторией «Крестьяноведения и социологических исследований КГАУ и ИС РАН» в 2005 году.
Введение
5
I.
Теоретико - методологические аспекты изучения человеческого капитала.
10
1.1 Атрибутивный подход к изучению человеческого капитала
18
1.2. Генетико – исторический подход к изучению человеческого капитала.
24
1.3. Воспроизводственный подход.
26
1.4. Функционально – целевой подход к изучению человеческого капитала.
36
1.4. 1. Корпоративная культура как источник человеческого капитала
40
1.5. Социокультурное проектирование человеческого капитала.
45
1.5.1.Социокультурное проектирование взаимодействия власти, бизнеса и человеческого капитала на селе
60
II.
Особенности человеческого капитала современного села.
68
II.1.
Социальное и экономическое положение современного села.
68
II. 1. 1.
Социальное положение современного села
68
II. 1. 2.
Экономическое положение современного села.
75
II. 1. 3.
Практические решения и результаты.
80
II. 2
Конкретно – социологические исследования совокупности формирования и реализации человеческого капитала на селе.
85
Человеческий капитал на селе (по материалам социологического исследования).
85
Девальвация человеческого капитала в рамках образовательного процесса (на материалах исследований неформальных отношений в государственном ВУЗе).
110
Бизнес и региональная власть: поиск оптимальных моделей взаимодействия в развитии человеческого капитала.
117
Этничность как социальный ресурс: на примере русского населения Краснодарского края.
125
Человеческий капитал в контексте ценностных ориентаций сельских жителей Краснодарского края (по материалам социологических исследований).
133
Реализация человеческого капитала в новых видах деятельности на селе – предпринимательстве и фермерстве (на примере Республики Адыгея).
145
Гендерные особенности формирования, реализации и сохранения человеческого капитала (на примере Республики Адыгея).
158
Вместо заключения: Человеческий капитал как основа устойчивого социально – экономического развития России.
164
Человеческий капитал: словарь терминов
168
Библиография
180
Приложения
187
Сведения об авторах.
208
Капиталом стал рассматриваться любой актив - овеществеленный или человеческий, обладающий способностью генерировать поток будущих доходов. Поэтому в процессе человеческой жизнедеятельности на первый план выступают экономические факторы, которые являются предпосылкой для развития других сторон жизни. По мере повышения роли науки, информации и других новых факторов современного развития значение "человеческого фактора" не уменьшается, а возрастает в сторону изучения такого явления как "человеческий капитал". Именно "человеческий капитал", а не заводы, оборудование и производственные запасы, является условием конкурентоспособности, экономического роста и эффективности.
После научно-технической
революции, с развитием электроники,
автоматизации, повышением роли качества
труда и технологических
У истоков формирования теории человеческого капитала стояли американские экономисты Т. Шульц и Г. Беккер. Позднее большой вклад в ее разработку внесли И. Бен-Порэт, Г. Боуэн и др. Так, Т. Шульц отмечал, что "если образование влияет на производство, что важно для экономики, то следовательно, это и есть форма капитала"18. Здесь речь идет об опосредованном влиянии человеческого капитала (профессиональные способности индивида) на капитал промышленный. И поскольку "одной из форм капитала является образование, человеческим его называют потому, что эта форма становится частью человека, а капиталом является вследствие того, что представляет собой источник будущих удовлетворении или будущих заработков, либо того и другого вместе"19. Т. Шульц акцентирует свое внимание только на одном из составляющих компонентов человеческого капитала - образовании. Это неполное представление о формах проявления человеческих способностей, поэтому требует дополнительного изучения с точки зрения форм и источников человеческого капитала.
Г. Беккер считает, что "главным
побудительным фактором стало осознание
того, что в большинстве стран
рост физического капитала объясняет относительно
незначительную часть роста дохода. Поиск
удовлетворительных объяснений привел
к разработке более совершенных измерителей
физического капитала и вызвал интерес
к менее осязательным сущностям, таким,
как технический прогресс и человеческий
капитал"20. Наряду с собственниками средств производства
появляется и развивается новая группа
собственников - владельцы человеческого
капитала:"...
Другой ученый Й. Бен-Порэт определяет человеческий капитал как "фонд, функция которого - производство трудовых услуг в общепринятых единицах измерения и который в этом своем качестве аналогичен любой машине как представительнице вещественного капитала"24. Роль человека возрастает из-за повышения доли прогрессивных отраслей и сфер деятельности, имеющих высокую концентрацию квалифицированной рабочей силы как физического, так и умственного труда. Речь идет не только о быстрорастущем наукоемком секторе обрабатывающей промышленности, но и сфере услуг, рост доли которой в общественной занятости стал наиболее заметным отраслевым сдвигом в экономике США. В середине 90-х годов нашего столетия в сфере услуг США работало 75 % всех занятых. Из них 80 % составляют работники умственного труда, а 87 % - кадры высшей квалификации. Это такие сектора сферы услуг, как наука, образование, здравоохранение, телекоммуникационные, компьютерные, управленческие и другие профессиональные услуги25. Функционально – целевой подход к изучению человеческого капитала так же оказывается недостаточным, т. к. не предусматривает источники формирования, развития и сохранения человеческого капитала.
Следует отметить вклад отечественных ученых в разработку данной проблемы. В доперестроечный период большое внимание советскими исследователями уделялось рабочей силе, как фактору промышленного производства, производительным силам общества, человеческому фактору. В начале 90-х годов появились публикации по человеческому капиталу, где даются различные его определения. Так, М. Критский под человеческим капиталом понимает "всеобщую форму экономической жизнедеятельности - итог исторического движения человеческого общества к современному состоянию"26. Данное определение указывает на значение изучаемого понятия в историческом аспекте, генетико – исторического подхода, что не дает представления о его природе возникновения, структуре и форм проявления. Другое определение дают А. И. Добрынин и С. А.Дятлов, где "человеческий капитал - это совокупность всех атрибутивных качеств и свойств, производительных способностей и сил, функциональных ролей и форм, рассматриваемых с позиций системной целостности и адекватных современному состоянию общества эпохи научно-технической и социально-информационной революции, включенных в систему рыночной экономики в качестве ведущего творческого фактора общественного воспроизводства"27. Однако, данное определение человеческого капитала представляется недостаточно полным, неконкретным не отвечающим на основные вопросы - причины и условия возникновения человеческого капитала, его структурно-функциональные особенности. При атрибутивном подходе упущен субъект экономического анализа. Его можно лишь только предполагать, поскольку речь идет о капитале человеческом. По мнению другого автора, где "под ним (человеческим капиталом) подразумеваются способности, знания и умения работников, которые дают им возможность функционировать в социально-экономической среде. Такие качества определяются питанием, здоровьем, образованием человека". Данное определение затрагивает физиологические и профессиональные источники формирования человеческого капитала и не отражает политической, социально – культурной и экономической сущности этой категории.
Также в приведенных определениях не отмечена роль семьи в формировании человеческого капитала.
Изучение данной категории следует начать с условий и факторов формирования "человеческого капитала"28. По своей природе капитал возникает и реализуется в процессе товарного обращения. Поэтому человеческий капитал, прежде всего, создается за счет личных средств и возможностей.
Помимо того, что у человеческого капитала должны быть источники происхождения, способности индивида должны обладать потребительной стоимостью, то есть пользоваться спросом со стороны общества. Процесс реализации человеческих способностей, когда индивид получает от этого доход, является моментом реализации человеческого капитала29.
При условии возмещения затрат (необходимый продукт) на поддержание товара рабочая сила проходит процесс простого воспроизводства человеческого капитала. При уменьшении необходимого продукта происходит деградация человеческого капитала. Если индивид не может обеспечить себе условия поддержания товара «рабочая сила», то это может перерасти в процесс постепенной депопуляции. Необходимый продукт товара рабочая сила является экономической границей существования человеческого капитала. В условиях полноценного возмещения затрат индивида и накопления происходит процесс расширенного воспроизводства человеческого капитала. Таким образом, в рамках данного подхода не рассматриваются условия развития и сохранения человеческого капитала.
Человеческий капитал, понимаемый как атрибутивные качества и свойства человека, неотделим от своего носителя, индивида, непосредственно слит с живой человеческой личностью. Поэтому, когда экономисты называют капиталом определенные способности, навыки, образованность, здоровье человека и когда под капиталом понимают накопленные и используемые в производстве человеческие способности и навыки, то речь идет о двух взаимосвязанных видах человеческого бытия - предметно фиксированном (капитал-собственность) и функциональном (капитал-функция). В первом случае речь идет о структуре человеческого капитала, способностях, воплощенных в человеке и нераздельно слитых с его живой личностью. Во втором - о функциональных способностях индивида, заключающихся в коммуникабельности, инициативности, активности. Капитал-собственность и капитал-функция не способны существовать отдельно друг от друга, так как знания и навыки индивида не могут принести доход владельцу без его функциональных способностей. Потеряв функциональную роль, индивид теряет и капитал-собственность. В то же время индивид работающий, использующий капитал-функцию, быстрее развивается, увеличивает капитал-собственность. Для получения индивидом максимальной прибыли от реализации человеческого капитала должно быть рациональным сочетание капитала-собственности и капитала-функции. Если соблюдается наибольшее соответствие структуры и места приложения (функциональной роли) человеческого капитала, то должно происходить дальнейшее его эффективное развитие. При этом индивид должен участвовать в процессе формирования, реализации и накопления капитала.
Человеческий капитал
может реализоваться при
При условии рационального
сочетания структурно-
На теорию человеческого
капитала распространяется и учение
об общем экономическом
Институциональное направление находит отражение в теории человеческого капитала через вовлечение в сферу анализа таких общественных институтов, как семья, школа, религиозные учреждения, заведения профессиональной подготовки и т.д. и выявление их связей с другими социальными и хозяйственными учреждениями общества. В обществе создаются рациональные структуры (институты). Они обеспечивают условия воспроизводства человеческого капитала, его сохранения и роста. Каждый институт влияет на формирование элементов человеческого капитала31.
В период структурной
трансформации экономики
В основу теории человеческого капитала положен научный опыт по изучению физического капитала. Ведь человеческий капитал, как и капитал физический, создается и накапливается благодаря особым капиталовложениям, которые способны приносить доход своим владельцам. Человеческий капитал подобен, с одной стороны, природному (земля), потому что "...он не произведен искусственно...", а с другой, подобен физическому капиталу, так как человеческий капитал является экономической формой проявления возможностей индивида и способен к самовозрастанию32.
Человеческий капитал имеет длительное, но все же ограниченное время использования, как любой истощаемый и используемый ресурс; он может устареть до того, как исчерпается. Это связано с временными ограничениями существования носителя человеческого капитала. Хотя, по определению Л. Вальраса, человеческий капитал является "... вечным, так как каждое поколение производит себе подобных..."33, но, к сожалению, знания и опыт, которые являются основным элементом человеческого капитала, полностью не передаются по наследству от поколения к поколению. Это "производство" лишь людей, которые могут стать носителями человеческого капитала при условии, что они обладают способностями, необходимыми для его создания и пополнения. Таким образом, человеческий капитал каждого индивида обесценивается со снижением и потерей трудоспособности или со смертью.
Духовные источники определяются такими институтами как семья, религиозные и общественные организации, формирующие в индивиде духовное начало человеческого капитала. Традиции, религиозные взгляды накладываются на процесс формирования, реализации, накопления человеческого капитала.
Использование техники в процессе жизнедеятельности человека несет в себе не только экономию времени, но и дополнительную информацию. Эта техника может быть источником человеческого капитала опосредованно, так как ее содержание является результатом труда работника, чей человеческий капитал уже реализован и информация может быть передана другому лицу - пользователю. Это может быть персональный компьютер, аудио-, видеотехника и т.п.
Таким образом, выделены
следующие источники
а) по уровню отношений: природные, технические, экономические, социальные, духовные;
б) по отраслям: промышленные, коммуникационные связи, сфера услуг;
в) по масштабам: общемировые, национальные, региональные, локальные;
г) по формам собственности: собственные, заемные, общие;
д) по происхождению: современный опыт, опыт предыдущих поколений, приобретаемый опыт.
Таким образом, каждый из
перечисленных подходов рассматривает
предмет однобоко и возникает
необходимость в таком
Информация о работе Человеческий капитал современного российского села