Человеческий капитал современного российского села

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 16:26, монография

Описание работы

В монографии рассматриваются основные подходы к теории человеческого капитала. Исследуются состав и структура человеческого капитала. Особое внимание уделяется методологическим основам изучения человеческого капитала, в т. ч. социокультурному проектированию человеческого капитала на селе. Приведены результаты конкретного социологического исследования, проведенного лабораторией «Крестьяноведения и социологических исследований КГАУ и ИС РАН» в 2005 году.

Содержание работы

Введение
5
I.
Теоретико - методологические аспекты изучения человеческого капитала.
10

1.1 Атрибутивный подход к изучению человеческого капитала
18

1.2. Генетико – исторический подход к изучению человеческого капитала.
24

1.3. Воспроизводственный подход.
26

1.4. Функционально – целевой подход к изучению человеческого капитала.
36

1.4. 1. Корпоративная культура как источник человеческого капитала
40

1.5. Социокультурное проектирование человеческого капитала.
45

1.5.1.Социокультурное проектирование взаимодействия власти, бизнеса и человеческого капитала на селе

60
II.
Особенности человеческого капитала современного села.
68

II.1.
Социальное и экономическое положение современного села.
68

II. 1. 1.
Социальное положение современного села
68

II. 1. 2.
Экономическое положение современного села.
75

II. 1. 3.
Практические решения и результаты.
80

II. 2
Конкретно – социологические исследования совокупности формирования и реализации человеческого капитала на селе.

85

Человеческий капитал на селе (по материалам социологического исследования).
85

Девальвация человеческого капитала в рамках образовательного процесса (на материалах исследований неформальных отношений в государственном ВУЗе).

110

Бизнес и региональная власть: поиск оптимальных моделей взаимодействия в развитии человеческого капитала.

117

Этничность как социальный ресурс: на примере русского населения Краснодарского края.

125

Человеческий капитал в контексте ценностных ориентаций сельских жителей Краснодарского края (по материалам социологических исследований).

133

Реализация человеческого капитала в новых видах деятельности на селе – предпринимательстве и фермерстве (на примере Республики Адыгея).

145

Гендерные особенности формирования, реализации и сохранения человеческого капитала (на примере Республики Адыгея).

158

Вместо заключения: Человеческий капитал как основа устойчивого социально – экономического развития России.

164

Человеческий капитал: словарь терминов
168

Библиография
180

Приложения
187

Сведения об авторах.
208

Файлы: 1 файл

!!!воспроиз-во ЧК!!!.doc

— 1.28 Мб (Скачать файл)

Отечественные психологи  и философы рассматривают формирование человека как процесс решения  внутренних противоречий69, подчеркивая активность личности как саморегулирующейся, самоуправляющей системы. Продуктивное преодоление внутреннего конфликта ведет к становлению зрелой личности.

С точки зрения структурно – функционального анализа человеческого  капитала, следует заметить, что  сам человек является носителем  культурного опыта человечества. Выделение в системе культуры три подсистемы (жизнеобеспечивающая, социально – коммуникативная, смыслообразующая) и двух способов  ее воплощения (общественно – исторического и индивидуального) позволяет обнаружить причины утраты душевного здоровья в противоречии между содержанием и различных форм существования культуры.  Сама же культура только может помочь сохранить и укрепить душевное здоровье, но и может создать предпосылки для его утраты ( культурный шок).

Государство. Авторский коллектив книги «Технология политической власти», специально изучив зарубежный опыт, подчеркивает, что, согласно взглядам на Западе, функционирование политической системы происходит на различных уровнях.

Первый уровень  — это возможность системы, то есть ее действие как элемента своей среды (в данном случае — общества). Во взаимодействии со средой система в первую очередь должна задействовать свои четыре главные «способности — возможности».

Регулирующая  способность касается управления, координации поведения индивидов и групп. Эта способность может реализовываться путем введения норм, посредством действия администрации и судов и т. д. Регулирующая способность может быть более или менее сильной.

В тоталитарных системах ее цель — «зарегулировать» всю жизнь общества, поставить ее под контроль; в либеральных системах контроль распространяется на более ограниченные области, признается автономия индивидуумов и подсистем.

Экстракционная  способность. Любая система должна быть в состоянии черпать из внутренней или внешней среды необходимые для своего функционирования ресурсы: экономические и финансовые средства, политическую поддержку и т. п. (например, налоговое ведомство добывает финансовые ресурсы).

Дистрибутивная  способность связана с распределением государственной системой благ, услуг или знаков отличия отдельным лицам или социальным группам (выделение дотаций, награждение орденами, финансирование служб, занимающихся образованием, судопроизводством и т. д.). Распределение обычно является перераспределением ресурсов, полученных из внешней среды.

Реагирующая способность. С ее помощью система «отвечает» на импульсы, идущие от среды, особенно на требования, которые предъявляют отдельные люди и группы. Некоторые системы, обладающие большой реагирующей способностью, могут адаптироваться очень быстро. Другие, наоборот, являются очень жесткими.

Оценка по названным параметрам относительных  возможностей — способностей системы, выражающих власть над обществом, степень влияния на умы и поведение людей в интересах достижения правительственных целей, является важным компонентом функционального анализа властной системы.

Второй уровень  функционирования системы отражает то, что происходит в ней самой. Имеется в виду конверсивный процесс. Конверсивные процессы или функции — это способы превращения входящих факторов в исходящие. В системе это означает, что импульсы, поступающие на вход системы, трансформируются в легитимные решения, которые затем претворяются в жизнь.

Процесс конверсии  в одной системе можно проанализировать и сопоставить с аналогичными процессами в других системах на основе схемы, где приводятся шесть основных функций:

  1. артикуляция интересов (как формулируются требования);
  2. агрегация (агрегирование) интересов (как происходит комплектование требований в альтернативные программы действий);
  3. выработка правил (нормотворчество) (как формулируются нормы);
  4. применение правил (реализация норм) (как эти нормы претворяются в жизнь);
  5. контроль за применением правил (контроль над нормами) (как они контролируются и регулируются);
  6. коммуникация (как все эти столь разнообразные действия соотносятся друг с другом внутри системы, а также при взаимодействии системы с окружающей средой).

Первые две  — функции входа, остальные —  выхода.

Детализация, конкретизация, развернутая аналитическая  и прогностическая проработка вопросов властной практики с таких позиций способны помочь развитию и теории, и практики властной деятельности.

Соседствует с организацией, организаторской  деятельностью, нередко отождествляется  с ней во властной деятельности такая  ее форма, как собственно управление. Мы уже упоминали, что именно об управлении в России обычно и говорится и пишется больше всего.

Д. Н. Бахрах удачно различает три основных группы функций  в содержании управления — этого  очень многопланового и емкого процесса.

I. Ориентирование системы:

  1. прогнозирование;
  2. планирование;
  3. нормативное регулирование;
  4. методическое руководство.

II. Обеспечение системы:

  1. кадровое;
  2. материально-техническое обеспечение;
  3. финансирование;
  4. организационно-структурное обеспечение;
  5. информационное обеспечение.

III. Оперативное управление системой:

  1. непосредственное регулирование деятельности;
  2. учет;
  3. контроль;
  4. оценка (всей работы, отдельных работников, выполнения конкретных заданий и т. д.).

Участие в деятельности органов власти придает соответствующий статус лицам и структурным подразделениям и приводит их в состояние непрерывного функционирования.

Элементов, явлений и  определений разного рода здесь  большое число. Назовем и некоторые другие из них, необходимые в нашей теме.

Координация — взаимосвязь и взаимосогласование, сочетание, приведение в соответствие усилий органов власти, действующих сил, величин, факторов.

Контроль власти —  проверка, а также наблюдение с  целью проверки со стороны властей  или лиц, органов, уполномоченных на это властями. Не забудем, что в демократических условиях может иметь место контроль за самой властью.

Назовем и манипуляции  — махинации, мошенничество, проделки, в т. ч. и во властной практике (манипуляции  ценами, валютным курсом, общественным мнением, наконец, людьми, движениями).

Не забудем  и маневрирование тех или иных властей — их гибкое поведение в новой ситуации, совершение тех или иных маневров в меняющейся обстановке, умение распоряжаться, а также использование обходных путей, уловок, хитрых приемов и т. д.

Здесь же скажем и об имеющихся порой махинациях некоторых властных лиц, их жульнических деяниях, нечестных проделках. Явление это пока еще распространено в жизни разных стран. Различают махинации политические, самих властей, предвыборные, финансовые, даже преступные и т. п. И наконец, коррупция.

Результаты всякого рода деяний власти могут накладывать на нее разный отпечаток, сказываются на ее судьбах, приводят к разным оценкам власти как у подвластных граждан, так и за рубежом.

Это может  быть самоустранение власти — ее самовольное уклонение от выполнения круга своих обязанностей, прекращение заботы о добросовестном исполнении порученных дел, о ходе работы.

Может быть и  самоуспокоение властей — их легкомысленная, благодушная и необоснованная уверенность в благополучном течении дел, устранение от необходимости их анализа и соответствующих действий. Однако хуже, если в сфере властной деятельности происходят явления негативного плана:

  • произвол властей — своеволие, самовластие, тирания, основанные на субъективизме, прихоти; необузданные действия властей, не считающихся с законами;
  • превышения власти (служебных полномочий) — должностное преступление, состоящее в умышленном совершении должностным лицом (в т. ч. представителем власти) действий, явно выходящих за пределы прав и полномочий, предоставленных ему законом, если это преступление причинило существенный вред государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и интересам граждан;
  • злоупотребление властью (служебным положением) — умышленное использование служебного положения вопреки интересам службы, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности и причинившее ущерб государственным или общественным интересам, а также охраняемым законом правам и интересам физических и юридических лиц.

Шаги такого рода нередко прикрываются разговорами, уклончивыми рассуждениями — софизмами власти, то есть формально кажущимися правильными, но по существу ложными рассуждениями, умозаключениями, доводами, основанными на преднамеренно неверном подборе исходных посылок. Обычно они ведут к неверным, ошибочным действиям.

В процессе своего воспроизводственного движения человеческий капитал совершает естественный, экономический и инновационный обороты. Циклический характер воспроизводства человеческого капитала проявляется в трех главных видах.

1. Естественный оборот — обусловлен естественным выбытием и заменой работников при завершении периода их трудовой деятельности.

2. Экономический оборот — обусловлен  заменой традиционно применяемой  технологии, техники с целью поддержания  непрерывного процесса воспроизводства и сопровождается подготовкой работников традиционных профессий на среднем для той или иной отрасли уровне.

3. Инновационный оборот — обусловлен  качественным обновлением технологии  и техники, совершенствованием  организации труда и производства  и сопровождается переподготовкой работников, повышением их профессионально-квалификационных характеристик, улучшением качества и ростом производительности их труда.

Человеческий капитал  находится одновременно в состоянии  естественного и экономического оборотов; инновационный оборот имеет место в условиях качественного обновления физического, организационного и человеческого капиталов и требует не только значительных инвестиций, но и активного использования достижений научно-технического прогресса и новых научно-образовательных знаний. Для каждого вида оборота характерны своя длительность цикла, амортизационного периода и норма амортизации. Поскольку смена способов труда происходит во времени и пространстве циклически, постольку воспроизводственное движение человеческого капитала осуществляется тоже циклически.

Функциональный кругооборот  человеческого капитала осуществляется посредством жизнедеятельности  его носителя — человека, производительные силы которого принимают, в процессе воспроизводственного движения, различные  функционально-логические формы. Существует семь стадий функционального кругооборота человеческого капитала: инвестирование в человека в виде конкретных вложений; накопление человеком необходимого творческого потенциала; использование накопленного потенциала в процессе труда, ведущее к росту производительности труда; рост доходов человека и получение других эффектов; рост уровня потребления и повышение качества жизни человека; повышение мотиваций, заинтересованности в новых инвестициях; новое инвестирование в человека. Повторяющийся и возобновляемый в каждом новом цикле функциональный оборот человеческого капитала называется общим оборотом индивидуального человеческого капитала. Интеграция общих оборотов индивидуальных человеческих капиталов в единый процесс общественного воспроизводства называется общим оборотом совокупного человеческого капитала. Общий оборот индивидуального и совокупного человеческого капитала обеспечивает воспроизводство национального богатства страны, а также воспроизводство и развитие общества, всех сфер человеческой жизнедеятельности.

В русле концепции  человеческого капитала, инвестиции в человеческий капитал осуществляются в трех видах, каждый из которых нацелен на повышение производительности труда работников и соответственно на увеличение их доходов. Это расходы на образование, включая общее и специальное, формальное и неформальное, подготовку по месту работы; расходы на здравоохранение, складывающиеся из расходов на профилактику заболеваний, медицинское обслуживание, диетическое питание, улучшение жилищных условий; расходы на трудовую мобильность, благодаря которым работники мигрируют из мест с относительно низкой в места с относительно высокой производительностью труда.

Основным  формам инвестиций в человека соответствуют  основные активы человеческого капитала: общее и специальное образование; здоровье, рождение и воспитание детей; миграция, поиск экономически значимой информации. Данные активы характеризуют уже сформированные и применяемые в производстве производительные силы (способности) человека, но прежде чем они будут применены, они должны быть накоплены, оценены и персонифицированы в структуре производительных свойств живой человеческой личности. При оценке активов человеческого капитала используют как стоимостные методы, относящиеся к сфере экономики и разрабатываемые экономистами, так и натуральные, относящиеся к области экономической социологии.

В настоящее время  такие международные организации  как ООН и Всемирный банк используют для сопоставления уровня развития разных стран синтетический показатель, названный «индексом человеческого развития» (HDI — Human Development Index), учитывающий среднюю продолжительность жизни населения, уровень его образования и реальный ВВП на душу населения. В соответствии с размером данного показателя, все страны делятся на три категории: с высоким, средним и низким HDI. Создание подобного индекса — это одна из попыток по-новому определить понятие экономического роста, с тем чтобы «развитие служило людям, а не люди — развитию».

Впервые речь о подобном измерении была в 1998 году. Лауреат  Нобелевской премии в области экономики за 1998 год индийский экономист Амартия Сен разработал экономическую теорию, согласно которой количественный показатель дохода на душу населения не является адекватной характеристикой "процветания": "богатства" или "бедности" государства и общества.

Сен предложил ввести вместо количественного показателя - индекса ВВП ("валового внутреннего  продукта" на душу населения), качественный показатель - ИЧР ("индекс человеческого  развития"), призванный заменить ВВП  в определении уровня экономического развития общества. ИЧР должен включать наряду с традиционными экономическими показателями также уровень детской смертности, степень социального оптимизма, доступ к образованию, уровень грамотности, процентное соотношение врачей к общему числу населения и т.д.

Информация о работе Человеческий капитал современного российского села