Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 16:26, монография
В монографии рассматриваются основные подходы к теории человеческого капитала. Исследуются состав и структура человеческого капитала. Особое внимание уделяется методологическим основам изучения человеческого капитала, в т. ч. социокультурному проектированию человеческого капитала на селе. Приведены результаты конкретного социологического исследования, проведенного лабораторией «Крестьяноведения и социологических исследований КГАУ и ИС РАН» в 2005 году.
Введение
5
I.
Теоретико - методологические аспекты изучения человеческого капитала.
10
1.1 Атрибутивный подход к изучению человеческого капитала
18
1.2. Генетико – исторический подход к изучению человеческого капитала.
24
1.3. Воспроизводственный подход.
26
1.4. Функционально – целевой подход к изучению человеческого капитала.
36
1.4. 1. Корпоративная культура как источник человеческого капитала
40
1.5. Социокультурное проектирование человеческого капитала.
45
1.5.1.Социокультурное проектирование взаимодействия власти, бизнеса и человеческого капитала на селе
60
II.
Особенности человеческого капитала современного села.
68
II.1.
Социальное и экономическое положение современного села.
68
II. 1. 1.
Социальное положение современного села
68
II. 1. 2.
Экономическое положение современного села.
75
II. 1. 3.
Практические решения и результаты.
80
II. 2
Конкретно – социологические исследования совокупности формирования и реализации человеческого капитала на селе.
85
Человеческий капитал на селе (по материалам социологического исследования).
85
Девальвация человеческого капитала в рамках образовательного процесса (на материалах исследований неформальных отношений в государственном ВУЗе).
110
Бизнес и региональная власть: поиск оптимальных моделей взаимодействия в развитии человеческого капитала.
117
Этничность как социальный ресурс: на примере русского населения Краснодарского края.
125
Человеческий капитал в контексте ценностных ориентаций сельских жителей Краснодарского края (по материалам социологических исследований).
133
Реализация человеческого капитала в новых видах деятельности на селе – предпринимательстве и фермерстве (на примере Республики Адыгея).
145
Гендерные особенности формирования, реализации и сохранения человеческого капитала (на примере Республики Адыгея).
158
Вместо заключения: Человеческий капитал как основа устойчивого социально – экономического развития России.
164
Человеческий капитал: словарь терминов
168
Библиография
180
Приложения
187
Сведения об авторах.
208
Теоретической основой для работы с социальным капиталом вполне могут служить разработки в области социальной психологии как науки о роли психологических факторов в социальном процессе, который есть не что иное, как движение системы социальных связей, осуществляющееся посредством обмена образами, в которых зафиксированы позиции и ценности участников этого процесса, их отношение (оценка) к отношению (связи)88.
Потребность в специалистах по развитию и культивированию социальных связей (социального капитала) - личных, институциональных и прочих - будет неуклонно расти. При этом надо уточнить: в работе с кадрами будет недостаточно просто переименовать традиционного кадровика в "менеджера по HR", а скороспелого рекламщика в "менеджера по PR". Этих специалистов надо готовить целенаправленно, с учетом самых современных знаний в соответствующей области. Одной из таких областей, незаслуженно заброшенной, является работа с внутренними общественными связями, которыми раньше занимались партия, комсомол и профсоюзы.
Учитывая, что российская деловая культура является по преимуществу "отношенческой", а не "предметно-ориентированной"89, можно предсказать большую практическую перспективу эволюции традиционно фрагментарного подхода к видам капитала (отдельно к физическому, отдельно к человеческому) в сторону системного анализа и управления социальным капиталом с акцентом на его этическое ядро, оценочное отношение к социальным связям.
В практическом плане
необходимым условием осознанного
изменения организации станет опора
на социокультурную специфику
В ближайшем будущем возрастет роль морально-психологической стороны социального взаимодействия, этики социальных отношений, образующей ядро социального капитала. Как следствие этого, на первый план выдвинутся такие реалии жизни организации, как доверие, порядочность, лояльность90 и другие, еще менее осязаемые феномены.
Их роль станет ключевой по мере смены: а) традиционно устойчивых во времени и пространстве взаимосвязей связями временными (адхократическими), б) жестко фиксированных вертикальных иерархических структур преимущественно горизонтальными сетями, создаваемыми для выполнения конкретных задач и проектов. Работа в "пирамидах" уступит "сетеванию" (networking).
Учитывая, что российская деловая культура является по преимуществу "отношенческой", а не "предметно-ориентированной"91, можно предсказать большую практическую перспективу эволюции традиционно фрагментарного подхода к видам капитала (отдельно к физическому, отдельно к человеческому) в сторону системного анализа и управления социальным капиталом с акцентом на его этическое ядро, оценочное отношение к социальным связям.
В связи с "принудительным"
характером процесса глобализации и
интернационализации, общественные связи
приобретают все более
Прогнозирование и социокультурное планирование воспроизводства и развития человеческого капитала становится не только экономической, но и социокультурной, политической, идеологической проблемой для России.
При обращении к проблеме человеческого капитала как объекта социокультурного проектирования, следует иметь материал, раскрывающий методологическую базу проектной деятельности, поскольку технология социолькультурного проектирования связана с вмешательством в реальные социокультурные процессы как на макроуровне (страны), так и на микроуровне (жизнедеятельности отдельного индивида).
В основе социокультурного проектирования человеческого капитала находится проблема воспроизводства, восстановления и развития человеческого капитала, создания проектных технологий воспроизводства, которые обеспечивают конкурентоспособность специалиста на рынке труда, т. к. даже при умеренной по масштабам безработице недостаточное внимание к развитию человеческого капитала российской экономики, отсутствие эффективного взаимодействия населения, работодателей и учреждений профессионального образования в процессе подготовки и переподготовки кадров, содействия их профессиональной, территориальной и должностной мобильности, oбpекают страну на тяжелые экономические и социальные потери.
Социокультурное проектирование - это специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей.
В качестве объекта социокультурного проектирования высыпает две подсистемы: социум и культура. Расхождение, противоречие между реальной картиной и идеальными представлениями о норме составляет проблемное поле формирования и реализации проектов в социокультурной сфере. Проект в таком случае является средством сохранения или воссоздания социальных явлений и культурных феноменов, соответствующих сложившимся нормам. Существует потенциальное многообразие проектных решений и той же проблемной ситуации, что обусловлено как различными представлениями об идеальном состоянии культуры и социума, способов воссоздания (возрождения, реконструкции, сохранения) социальной и культурной целостности. Задачи проектной деятельности:
- анализ ситуации, т.е. всесторонняя диагностика проблем и четкое определение их источника и характера поиск и разработка вариантов решений рассматриваемой проблемы с учетом имеющихся ресурсов и оценка возможных последствий реализации каждого из вариантов;
Основными результатами технологии проектирования являются программа и проект.
Программа - это развернутый документ, прорабатывающий в масштабах конкретной территории (клуба, центра, объединения, города, региона, федерации) всю совокупность условий, необходимых для оптимизации культурной жизни (т.е. процессов создания, сохранения, трансляции и развития культурных ценностей, норм, традиций, технологий) и включающей в себя помимо анализа социокультурной ситуации и обоснования приоритетов культурного развития, функционально-содержательные модели учреждений и организационно-управленческих структур, а также материально-техническое, организационное, кадровое, информационное обеспечение реализации намеченных в рамках программы мероприятий, акций, идей, инициатив.
Проект может существовать в двух формах:
- как составная часть программы, представляющая собой форму конкретизации и содержательного наполнения приоритетных направлений развития социокультурной жизни;
-как самостоятельный вариант решения локальной проблемы, адресованной конкретной аудитории.
Т. о. проект это локальная программа, ориентированная на преодоление или профилактику различного рода проблем путем содержательных и структурных изменений в социокультурной среде и в основных сферах жизнедеятельности личности, создания условий успешной самореализации человека за счет оптимизации его образа жизни, форм и способов его взаимодействия со средой.
Важнейшим структурным элементов технологии проектирования является исследовательская деятельность, т. к. необходимо знать, видеть реальные проблемы функционирования той или иной объектной области (например, культура региона, среда и условия жизнедеятельности личности, социальной группы), иметь представление о идеальном состоянии целого и способах его поддержки.
Приоритетные
области проектирования - это
наиболее значимые в социальном и личностном
плане сферы социально-культурной жизни
и соответствующие им виды деятельности),
характеризующиеся максимальной концентрацией
проблем и обладающие возможностями и
ресурсами отпимизации человеческой жизнедеятельности.
Выявление приоритетных направлений проектирования
осуществляется преимущественно путем
анализа ситуации, характеризующей совокупность
обстоятельств и условий функционирования
общества в целом и локальной ситуации,
фиксирующей социальные, социально - демографические
и социально-культурные проблемы конкретной
территориально-
Аудитория проекта - носитель социально-культурных и личностных проблем, та социальная категория или группа населения, характеризующаяся специфическими социальными и культурными особенностями и отличающаяся от других групп условиями и процессами жизнедеятельности.
В процессе проектирования необходимо учитывать основные параметры, характеризующие специфику рассматриваемой общности:
- проблемы, носителем которых является данная общность;
-социальнокультурные особенности (ценности, нравы, обычаи, традиции), регулирующие поведение и социальное взаимодействие в общности;
Инструментальная, содержательная часть проектирования, которая представляет собой систему действий, состоит в выявлении необходимых для решения задач ресурсов (средств), определении методов достижения целей (которые конкретизируются в виде мероприятий и содержания деятельности), форм организации усилий субъектов, задействованных в процессе реализации проекта.
Практические мероприятия служат основным инструментом реализации целевой установки проекта Они фиксируют начало и этапы реализации проекта, определяют направления, виды, формы и содержание деятельности, привлекают дополнительные ресурсы, необходимые для реализации целей и задач каждого этапа. В рамках конкретного проекта содержание мероприятий определяется и конкретизируется совместно со специалистами (например, работниками учреждений культуры, досуга, образования, на базе которых он реализуется), профессионально владеющими теми видами социально-культурной деятельности, которые в рамках проекта используются в качестве средства достижения целей и решения задач.
Из истории проектирования. В повседневной жизни человек, поскольку наделен разумом, постоянно проектирует цели, средства и результаты своей деятельности. Делает он это на основе здравого рассудка, без применения тех методов, которыми систематически пользуются при научном проектировании. Проектирование, как таковое, старо как мир, а его история содержит много поучительных страниц.
Исследователи отмечают, что строительство пирамид было первым действительным проявлением широкомасштабного проектирования93. Более трех тысяч лет назад архитектор фараона Имхотеп спроектировал и соорудил первую огромную каменную конструкцию в виде пирамиды. Построенная для фараона Зосера в Саггаре эта пирамида была первым строительством, в котором использовались новые архитектурные формы, строительные материалы и техника. Потом строились другие пирамиды, среди которых пирамида Хеопса считается высшим достижением в строительстве подобных сооружений.
Первый культурологический вопрос, возникающий при изучении пирамид - это вопрос о мотивах и стимулах рабочих, специализированных в грандиозных масштабах. Последние исследования позволили по - новому ответить на этот вопрос. «Египтяне верили, - пишет Абдель-Фаттих Эль-Марашли, - что без фараона их жизнь малоценна, так как он один мог дать им некую заимствованную вечность. Таким образом, они работали на него в надежде, что их усилия обеспечат им какой- то шанс выжить после смерти… Мы должны допустить, что строительство пирамид было по сути добровольной деятельностью и стимулами стали собственные личные интересы».
Другая историческая эпоха и другой народ являют пример эффективного проектирования в военном деле. Викинги, или нордический народ, на протяжении более 200 лет ( с 800 до 1050 гг.) успешно воевали на территории от Англии до России. Они совершали набеги на Францию и Италию, поселялись в Константинополе. Перед началом похода проводились большие собрания и совершались обряды. При возвращении, после успешных завоеваний устраивали праздники и церемонии94.
Мартен Фангель, проанализировавший нордический поход к проектированию, сделал следующие выводы, полезные и для современного проектирования. Он отмечает, что ключевая позиция всей истории в нордическом управлении - более сотрудничество, чем управление. Это отражается в терминологии: в нордическом языке используется «проектное сотрудничество» вместо «управления проектами».
Далее, организация
проекта имеет минимальное
Особенность проектирования в эпоху научно-технической революции. Проектная фаза может иметь иное, отличное от изложенного в п.2 членение. Тогда в нее включают четыре этапа: концепцию - разработку - инженерии - производство. И это членение в целом и терминология «инжениринг» свидетельствуют о том, что проектирование четче, чем в любых других сферах, разработано в научно-технической сфере. Весь XX век был веком научно-технического проектирования, кульминацией которого были, пожалуй, выход человека в космос и высадка его на Луну.
Информация о работе Человеческий капитал современного российского села