Человеческий капитал современного российского села

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 16:26, монография

Описание работы

В монографии рассматриваются основные подходы к теории человеческого капитала. Исследуются состав и структура человеческого капитала. Особое внимание уделяется методологическим основам изучения человеческого капитала, в т. ч. социокультурному проектированию человеческого капитала на селе. Приведены результаты конкретного социологического исследования, проведенного лабораторией «Крестьяноведения и социологических исследований КГАУ и ИС РАН» в 2005 году.

Содержание работы

Введение
5
I.
Теоретико - методологические аспекты изучения человеческого капитала.
10

1.1 Атрибутивный подход к изучению человеческого капитала
18

1.2. Генетико – исторический подход к изучению человеческого капитала.
24

1.3. Воспроизводственный подход.
26

1.4. Функционально – целевой подход к изучению человеческого капитала.
36

1.4. 1. Корпоративная культура как источник человеческого капитала
40

1.5. Социокультурное проектирование человеческого капитала.
45

1.5.1.Социокультурное проектирование взаимодействия власти, бизнеса и человеческого капитала на селе

60
II.
Особенности человеческого капитала современного села.
68

II.1.
Социальное и экономическое положение современного села.
68

II. 1. 1.
Социальное положение современного села
68

II. 1. 2.
Экономическое положение современного села.
75

II. 1. 3.
Практические решения и результаты.
80

II. 2
Конкретно – социологические исследования совокупности формирования и реализации человеческого капитала на селе.

85

Человеческий капитал на селе (по материалам социологического исследования).
85

Девальвация человеческого капитала в рамках образовательного процесса (на материалах исследований неформальных отношений в государственном ВУЗе).

110

Бизнес и региональная власть: поиск оптимальных моделей взаимодействия в развитии человеческого капитала.

117

Этничность как социальный ресурс: на примере русского населения Краснодарского края.

125

Человеческий капитал в контексте ценностных ориентаций сельских жителей Краснодарского края (по материалам социологических исследований).

133

Реализация человеческого капитала в новых видах деятельности на селе – предпринимательстве и фермерстве (на примере Республики Адыгея).

145

Гендерные особенности формирования, реализации и сохранения человеческого капитала (на примере Республики Адыгея).

158

Вместо заключения: Человеческий капитал как основа устойчивого социально – экономического развития России.

164

Человеческий капитал: словарь терминов
168

Библиография
180

Приложения
187

Сведения об авторах.
208

Файлы: 1 файл

!!!воспроиз-во ЧК!!!.doc

— 1.28 Мб (Скачать файл)

Теоретической основой  для работы с социальным капиталом  вполне могут служить разработки в области социальной психологии как науки о роли психологических факторов в социальном процессе, который есть не что иное, как движение системы социальных связей, осуществляющееся посредством обмена образами, в которых зафиксированы позиции и ценности участников этого процесса, их отношение (оценка) к отношению (связи)88.

Потребность в специалистах по развитию и культивированию социальных связей (социального капитала) - личных, институциональных и прочих - будет  неуклонно расти. При этом надо уточнить: в работе с кадрами будет недостаточно просто переименовать традиционного кадровика в "менеджера по HR", а скороспелого рекламщика в "менеджера по PR". Этих специалистов надо готовить целенаправленно, с учетом самых современных знаний в соответствующей области. Одной из таких областей, незаслуженно заброшенной, является работа с внутренними общественными связями, которыми раньше занимались партия, комсомол и профсоюзы.

Учитывая, что российская деловая культура является по преимуществу "отношенческой", а не "предметно-ориентированной"89, можно предсказать большую практическую перспективу эволюции традиционно фрагментарного подхода к видам капитала (отдельно к физическому, отдельно к человеческому) в сторону системного анализа и управления социальным капиталом с акцентом на его этическое ядро, оценочное отношение к социальным связям.

В практическом плане  необходимым условием осознанного  изменения организации станет опора  на социокультурную специфику контекста, в котором организация функционирует.

В ближайшем будущем возрастет роль морально-психологической стороны социального взаимодействия, этики социальных отношений, образующей ядро социального капитала. Как следствие этого, на первый план выдвинутся такие реалии жизни организации, как доверие, порядочность, лояльность90 и другие, еще менее осязаемые феномены.

Их роль станет ключевой по мере смены: а) традиционно устойчивых во времени и пространстве взаимосвязей связями временными (адхократическими), б) жестко фиксированных вертикальных иерархических структур преимущественно горизонтальными сетями, создаваемыми для выполнения конкретных задач и проектов. Работа в "пирамидах" уступит "сетеванию" (networking).

Учитывая, что российская деловая культура является по преимуществу "отношенческой", а не "предметно-ориентированной"91, можно предсказать большую практическую перспективу эволюции традиционно фрагментарного подхода к видам капитала (отдельно к физическому, отдельно к человеческому) в сторону системного анализа и управления социальным капиталом с акцентом на его этическое ядро, оценочное отношение к социальным связям.

В связи с "принудительным" характером процесса глобализации и  интернационализации, общественные связи  приобретают все более выраженный кросс-культурный (или точнее - транскультурный) характер92. Отсюда - возрастающее значение кросс-культурных исследований.

Прогнозирование и социокультурное  планирование воспроизводства и  развития человеческого капитала становится не только экономической, но и социокультурной, политической, идеологической проблемой  для России.

При обращении к проблеме человеческого капитала как объекта  социокультурного проектирования, следует  иметь материал, раскрывающий методологическую базу проектной деятельности, поскольку технология социолькультурного проектирования связана с вмешательством в реальные социокультурные процессы как на макроуровне (страны), так и на микроуровне (жизнедеятельности отдельного индивида).

В основе социокультурного проектирования человеческого капитала находится проблема воспроизводства, восстановления и развития человеческого капитала, создания проектных технологий воспроизводства, которые обеспечивают конкурентоспособность  специалиста на рынке труда, т. к. даже при умеренной по масштабам безработице недостаточное внимание к развитию человеческого капитала российской экономики, отсутствие эффективного взаимодействия населения, работодателей и учреждений профессионального образования в процессе подготовки и переподготовки кадров, содействия их профессиональной, территориальной и должностной мобильности, oбpекают страну на тяжелые экономические и социальные потери.

Социокультурное проектирование - это специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей.

В качестве объекта  социокультурного проектирования высыпает две подсистемы: социум и культура. Расхождение,  противоречие между реальной картиной и идеальными представлениями о норме составляет проблемное поле формирования и реализации проектов в социокультурной сфере. Проект в таком случае является средством сохранения или воссоздания социальных явлений и культурных феноменов, соответствующих сложившимся нормам. Существует потенциальное многообразие проектных решений и той же проблемной ситуации, что обусловлено как различными представлениями об идеальном состоянии культуры и социума, способов воссоздания (возрождения, реконструкции, сохранения) социальной и культурной целостности. Задачи проектной деятельности:

- анализ ситуации, т.е. всесторонняя диагностика проблем и четкое определение их источника и характера поиск и разработка вариантов решений рассматриваемой проблемы с учетом имеющихся ресурсов и оценка возможных последствий реализации каждого из вариантов;

  • выбор оптимального решения, т.е. социально приемлемых и  культурнообоснованных рекомендаций, способных произвести желаемые изменения в объективной области проектирования и его проектное оформление;
  • разработка организационных форм внедрения проекта в социальную практику и условий, обеспечивающих реализацию проекта в материально-техническом, финансовом и правовом отношении.

Основными результатами технологии проектирования являются программа и проект.

Программа - это  развернутый документ, прорабатывающий в масштабах конкретной территории (клуба, центра, объединения, города, региона, федерации) всю совокупность условий, необходимых для оптимизации культурной жизни (т.е. процессов создания, сохранения, трансляции и развития культурных ценностей, норм, традиций, технологий) и включающей в себя помимо анализа социокультурной ситуации и обоснования приоритетов культурного развития, функционально-содержательные модели учреждений и организационно-управленческих структур, а также материально-техническое, организационное, кадровое, информационное обеспечение реализации намеченных в рамках программы мероприятий, акций, идей, инициатив.

Проект может существовать в двух формах:

- как составная часть программы, представляющая собой форму конкретизации и  содержательного  наполнения приоритетных направлений развития социокультурной жизни;

-как самостоятельный вариант решения локальной проблемы, адресованной конкретной аудитории.

Т. о. проект это  локальная программа, ориентированная  на преодоление или профилактику различного рода проблем путем содержательных и структурных изменений в социокультурной среде и в основных сферах жизнедеятельности личности, создания условий успешной самореализации человека за счет оптимизации его образа жизни, форм и способов его взаимодействия со средой.

Важнейшим структурным  элементов технологии проектирования является исследовательская деятельность, т. к. необходимо знать, видеть реальные проблемы функционирования той или иной объектной области (например, культура региона, среда и условия жизнедеятельности личности, социальной группы), иметь представление о идеальном состоянии целого и способах его поддержки.

Приоритетные  области проектирования - это наиболее значимые в социальном и личностном плане сферы социально-культурной жизни и соответствующие им виды деятельности), характеризующиеся максимальной концентрацией проблем и обладающие возможностями и ресурсами отпимизации человеческой жизнедеятельности. Выявление приоритетных направлений проектирования осуществляется преимущественно путем анализа ситуации, характеризующей совокупность обстоятельств и условий функционирования общества в целом и локальной ситуации, фиксирующей социальные, социально - демографические и социально-культурные проблемы конкретной территориально-административной единицы.

Аудитория проекта - носитель социально-культурных и личностных проблем, та социальная категория или группа населения, характеризующаяся специфическими социальными и культурными особенностями и отличающаяся от других групп условиями и процессами жизнедеятельности.

В процессе проектирования необходимо учитывать основные параметры, характеризующие специфику рассматриваемой общности:

- проблемы, носителем которых является данная общность;

-социальнокультурные  особенности (ценности, нравы, обычаи, традиции), регулирующие поведение и социальное взаимодействие в общности;

  • знания, умения и навыки, которыми владеют члены общности и которые могут быть использованы в качестве средства разрешения проблемной ситуации;
  • ресурсы, потенциально доступные членам общности и которые можно задействовать в ходе реализации проекта.

Инструментальная, содержательная часть проектирования, которая представляет собой систему действий, состоит в выявлении необходимых для решения задач ресурсов (средств), определении методов достижения целей (которые конкретизируются в виде мероприятий и содержания деятельности), форм организации усилий субъектов, задействованных в процессе реализации проекта.

Практические  мероприятия служат основным инструментом реализации целевой установки проекта Они фиксируют начало и этапы реализации проекта, определяют направления, виды, формы и содержание деятельности, привлекают дополнительные ресурсы, необходимые для реализации целей и задач каждого этапа. В рамках конкретного проекта содержание мероприятий определяется и конкретизируется совместно со специалистами (например, работниками учреждений культуры, досуга, образования, на базе которых он реализуется), профессионально владеющими теми видами социально-культурной деятельности, которые в рамках проекта используются в качестве средства достижения целей и решения задач.

 

Из истории проектирования. В повседневной жизни человек, поскольку наделен разумом, постоянно проектирует цели, средства и результаты своей деятельности. Делает он это на основе здравого рассудка, без применения тех методов, которыми систематически пользуются при научном проектировании. Проектирование, как таковое, старо как мир, а его история содержит много поучительных страниц.

Исследователи отмечают, что строительство пирамид было первым действительным проявлением широкомасштабного проектирования93. Более трех тысяч лет назад архитектор фараона Имхотеп спроектировал и соорудил первую огромную каменную конструкцию в виде пирамиды. Построенная для фараона Зосера в Саггаре эта пирамида была первым строительством, в котором использовались новые архитектурные формы, строительные материалы и техника. Потом строились другие пирамиды, среди которых пирамида Хеопса считается высшим достижением в строительстве подобных сооружений.

Первый культурологический вопрос, возникающий при изучении пирамид - это вопрос о мотивах  и стимулах рабочих, специализированных в грандиозных масштабах. Последние исследования позволили по - новому ответить на этот вопрос. «Египтяне верили, - пишет Абдель-Фаттих Эль-Марашли, - что без фараона их жизнь малоценна, так как он один мог дать им некую заимствованную вечность. Таким образом, они работали на него в надежде, что их усилия обеспечат им какой- то шанс выжить после смерти… Мы должны допустить, что строительство пирамид было по сути добровольной деятельностью и стимулами стали собственные личные интересы».

Другая историческая эпоха и другой народ являют пример эффективного проектирования в военном деле. Викинги, или нордический народ, на протяжении более 200 лет ( с 800 до 1050 гг.) успешно воевали на территории от Англии до России. Они совершали набеги на Францию и Италию, поселялись в Константинополе. Перед началом похода проводились большие собрания и совершались обряды. При возвращении, после успешных завоеваний устраивали праздники и церемонии94.

Мартен Фангель, проанализировавший нордический поход к проектированию, сделал следующие выводы, полезные и для современного проектирования. Он отмечает, что ключевая позиция всей истории в нордическом управлении - более сотрудничество, чем управление. Это отражается в терминологии: в нордическом языке используется «проектное сотрудничество» вместо «управления проектами».

Далее, организация  проекта имеет минимальное число уровней. От руководителя требуется смелость, чтобы действовать открыто и «быть в лодке» вместе с участниками, осуществляя достойный вклад в тяжелую работу коллектива (как было в морских походах викингов). Опыт викингов говорит о том, что участие в проектах может стать образом жизни для многих людей и что проектные методы это методы не только сотрудничества, но и методы совместной борьбы. Наконец, опыт викингов свидетельствует о том, что некоторые проекты могут быть успешными и без использования сложных методов.1Некоторые авторы считают, что «древние культуры содержат опыт, который способен радикально изменить современное Управление проектами», что культуры, существовавшие вне Центральной Европы приобрели опыт в решении проблем в турбулентной и суровой окружающей среде и недостаточных ресурсах, а запад только сейчас начинает серьезно сталкиваться с этим95.

Особенность проектирования в эпоху научно-технической революции. Проектная фаза может иметь иное, отличное от изложенного в п.2 членение. Тогда в нее включают четыре этапа: концепцию - разработку - инженерии - производство. И это членение в целом и терминология «инжениринг» свидетельствуют о том, что проектирование четче, чем в любых других сферах, разработано в научно-технической сфере. Весь XX век был веком научно-технического проектирования, кульминацией которого были, пожалуй, выход человека в космос и высадка его на Луну.

Информация о работе Человеческий капитал современного российского села