Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 16:26, монография
В монографии рассматриваются основные подходы к теории человеческого капитала. Исследуются состав и структура человеческого капитала. Особое внимание уделяется методологическим основам изучения человеческого капитала, в т. ч. социокультурному проектированию человеческого капитала на селе. Приведены результаты конкретного социологического исследования, проведенного лабораторией «Крестьяноведения и социологических исследований КГАУ и ИС РАН» в 2005 году.
Введение
5
I.
Теоретико - методологические аспекты изучения человеческого капитала.
10
1.1 Атрибутивный подход к изучению человеческого капитала
18
1.2. Генетико – исторический подход к изучению человеческого капитала.
24
1.3. Воспроизводственный подход.
26
1.4. Функционально – целевой подход к изучению человеческого капитала.
36
1.4. 1. Корпоративная культура как источник человеческого капитала
40
1.5. Социокультурное проектирование человеческого капитала.
45
1.5.1.Социокультурное проектирование взаимодействия власти, бизнеса и человеческого капитала на селе
60
II.
Особенности человеческого капитала современного села.
68
II.1.
Социальное и экономическое положение современного села.
68
II. 1. 1.
Социальное положение современного села
68
II. 1. 2.
Экономическое положение современного села.
75
II. 1. 3.
Практические решения и результаты.
80
II. 2
Конкретно – социологические исследования совокупности формирования и реализации человеческого капитала на селе.
85
Человеческий капитал на селе (по материалам социологического исследования).
85
Девальвация человеческого капитала в рамках образовательного процесса (на материалах исследований неформальных отношений в государственном ВУЗе).
110
Бизнес и региональная власть: поиск оптимальных моделей взаимодействия в развитии человеческого капитала.
117
Этничность как социальный ресурс: на примере русского населения Краснодарского края.
125
Человеческий капитал в контексте ценностных ориентаций сельских жителей Краснодарского края (по материалам социологических исследований).
133
Реализация человеческого капитала в новых видах деятельности на селе – предпринимательстве и фермерстве (на примере Республики Адыгея).
145
Гендерные особенности формирования, реализации и сохранения человеческого капитала (на примере Республики Адыгея).
158
Вместо заключения: Человеческий капитал как основа устойчивого социально – экономического развития России.
164
Человеческий капитал: словарь терминов
168
Библиография
180
Приложения
187
Сведения об авторах.
208
Однако, научно-техническое проектирование оказалось колоссом на глиняных ногах. Оно причастно к глобальным проблемам человечества, к миллионам погибших и заболевших из-за техногенных катастроф и т.д.
В XX веке интенсивно шло и социально-политическое проектирование, в результате которого была полностью перекроена мировая карта. Ведь войны и революции тоже проектируются разными людьми, с разными целями. Однако, ни один социально-политический проект не сделал ни одно общество счастливым.
Этапы развития современного социокультурного проектирования. Выше отмеченный недостаток проектирования в Советский период настолько давал о себе знать, что правящим кругам приходилось, помимо народно-хозяйственного планирования, обращаться к планированию социального развития предприятий, регионов, отраслей и страны в целом. Однако, из-за отсутствия необходимых методологических разработок и идеологического давления социальное планирование в СССР не успело пустить глубокие корни и в основном вылилось в очередную идеологическую кампанию.
Однако сама идея социального планирования обратила на себя внимание серьезных ученых и целых коллективов. Первым среди них был московский методологический семинар во главе с Г.П.Щедровицким. Сотрудничество этого семинара с Всесоюзным научно-исследовательским институтом технической эстетики дало плодотворные результаты. Ученые впервые в Советском Союзе проблемы проектирования стали рассматривать как проблемы социокультурного проектирования96.
В статье О. И. Генисаретского и Г. П. Щедровицкого «Деятельность проектирования и социальная система» культура и социум рассматривались в отношениях нормирования и реализации.
В этой системе «сфера культуры по сути, вводилась как множество социальных норм, а сфера социума - как множество социальных объектов»97. Для того чтобы включить эту модель в систему социального воспроизводства, была предложена следующая модель:
В этой модели нет подсистемы культуры: ее функциональное место занимает проектирование. Как и культура, проектирование снабжает подсистему производства нормами, которые оно реализует. В свою очередь, возникает вопрос о том, откуда «проектирование» черпает свои исходные нормы. Ясно, что конечным источником норм и ценностей является культура. Авторы встроили в ее сердцевину схемы и получили модель, хорошо работающую в социокультурных исследованиях98:
Другой коллектив под руководством Дридзе Т. М. в Институте социологии РАН разрабатывал теоретико-методологические проблемы прогнозного социального проектирования99.
Взаимодействие
в процессе прогнозного социального проект
На примере
прогнозного проектирования перспективной градостроительно
1. Зондажно - информационное обследование места;
4. Опросы населения, основанные на выборках, построенных не только по социально-демографическим, но и посредовым территориям;
5. Опросы должностных лиц, инвесторов, специалистов практиков и независимых экспертов;
6. Социальное картографирование, показывающее социально-пространственное распределение и динамику населения, а также зависимость качества жизни от разных факторов;
7. Специализированные прогнозно-проектные игровые техники.
В заключение автор пишет, что «органической частью исследовательской группы является осмысление и уточнение предметной области прогнозного социального проектирования как «мягкой» социальной технологии и звена социально-управленческого цикла...»100.
Из зарубежных трудов по проектированию следует отметить прежде всего сборник «Мир Управления Проектами», посвященный юбилею Роланда В.Гутча, лидера Международной Ассоциации Управления проектами (М., 1994 г.)101. Авторам удалось осветить в сборнике почти весь спектр вопросов, касающихся управления проектами и положение дел в этой области. Для рассматриваемой нами темы, «социокультурное проектирование», представляют интерес выделенные авторами четыре фазы жизненного цикла проекта: концепция, планирование, выполнение, окончание.
В сборнике выделен раздел «Культурный аспект управления проектами». Здесь отмечается, что большие проекты часто выполнялись без надлежащего внимания к культурным проблемам, а управленческий опыт не передавался по той причине, что не учитывались культурные различия.
В другом разделе сборника рассматривается «система проекта и ее среды» в следующей взаимосвязи102:
На этой модели наглядно можно видеть влияние инженерного (научно-технического) подхода к проектированию. Если добавить к ней недостающий блок «культурная среда», то получится модель более адекватная средам, в которых проходят все жизненные циклы проектов:
Возвращаясь
к отечественным публикациям уж
1) принцип «допустимого порога модификации и модернизации»;
2) принцип оптимизации «зоны ближайшего развития» личности;
3) принцип персонифицированно процесса и результатов социокультурного проектирования;
4) принцип оптимальной ориентации на сохранение и изменение;
5) принцип проблемно-целевой ориентации.
Обобщая вышеизложенные методологические ориентации в социокультурном проектировании можно заключить, что объектом этого проектирования выступает человеческий капитал. Он характеризуется двумя свойствами: 1. структурной и 2. формой деятельности.
Вопрос о
структуре человеческого
средства
Социокультурное проектирование есть проектирование социокультурных технологий. Ныне происходит институализация социальной технологии как вида научно-образовательной деятельности. Уже в некоторых вузах есть кафедры: и факультеты социальной технологии, что вселяет надежды на развитие социокультурных технологий.
Один из ведущих специалистов но управлению проектами Фил Бэгьюли рекомендует руководителям проектов помнить, следующие тезисы:
*проект - средство внесения изменений;
*его результаты могут быть материальными и нематериальными;
*проекты могут быть большими и маленькими; в их реализации может участвовать любое количество людей; сроки реализации проектов могут исчисляться днями, годами или десятилетиями;
* в основе всех проектов лежат действия, которые поддерживаются и усиливаются благодаря управлению, планированию, проверке и контролю;
* пять основных характеристик проекта говорят нам о том, что все проекты:
*границы проекта определены тремя «измерениями»: сроками, затратами и реализацией;
*жизненный цикл проекта включает в себя этап технико - экономического обоснования, планирования и разработки, производственный этап и этап завершения;
* в процессе внесения изменений в проект должны принимать участие все участники проекта;
объем которых может меняться в четко установленные сроки; этот процесс направлен на получение уникального результата, а не копии;
-стимулировать членов команды, подрядчиков и субподрядчиков;
-вести переговоры с целью выработки решений возникающих конфликтов103.
Дискурс как метод социокультурного проектирования.
Во второй половине XX века постмодернизм обосновывает особый вид социокультурной практики - дискурс. Презентация новой идеи дискурса состоялась 2.12.1970 г. в Коллеж де Франс. Здесь ранее кафедру «Истории философской мысли» возглавлял Ж.Ипполит. После его смерти в 1969 году был объявлен конкурс проектов реорганизации этой кафедры. Об уровне конкурса свидетельствует факт участия в нем П. Рикера с проектом кафедры «Философия действия». Но среди всех проектов победил проект кафедры Фуко «Истории систем мысли». Избрание в Коллеж де Франс открывало Фуко возможность адаптации в академической среде явно не академических идей. Инаугурационная лекция Фуко называлась «Порядок дискурса». В Сорбонне, олицетворяющей идеал классицизма, не могла состоятся такая лекция. Среди слушателей лекции были такие общепризнанные ученые как К.Леви - Стросс, Делез, Ф.Бродель, Ж.Дюмезиль и др., что способствовало социальной институализации постмодернистского типа философствования. Лекции Фуко в Коллеж де Франс имели мировой успех.
Основной линией философствования Фуко полагал преодоление проблемы отношений в системе «субъект -познание - мир» и соответствующее развенчание универсальности гегельства. В основании его суждений мы находим:
Говоря о языке Фуко имел в виду не английский, французский или китайский, но то, как разные области знания выражаются в различных образах мысли и речи - то что он называет дискурсом ( термин, которому в русском языке нет однозначного перевода: от лат. «блуждать»...).
Наши мысли
и значения создаются дискурсами,
которые нам доступны. Поэтому
мыслящего творчески
Аналитика дискурса объявляется Фуко как один из фундаментальных приоритетов его творчества. «Предметом «археологии знания», - заявляет Фуко, - выступает не автор, не лингвистический код, не читатель или индивидуальный текст, а ограниченный набор текстов, образующих регламентированный дискурс».
«Дискурс» Фуко
напоминает «Творческую эволюцию» Н.
Значение дискурса не ограничивается письменной и устной речью, но обозначает и внеязыковые семиотические процессы, ибо дискурс - это речь, погруженная в социальный контекст. Поэтому при анализе дискурса важно обратить внимание на то, что остается невысказанным, притаившись за фасадом «уже сказанного». В свою очередь, эта задача обратить внимание аналитика на внеязыковые условия возникновения дискурса - экономические, политические и т.д. В целом дискурс - это «существенная составляющая социокультурного взаимодействия» (Ван Дейк)105. Он своеобразный инструмент познания, предлагающий нетрадиционный продукт анализу культуры. Детальный анализ механизмов регуляции дискурсивных практик со стороны культуры позволяют Фуко сделать вывод о глубинной ограниченности и подконтрольности дискурс Е1 в культуре западано - европейского образца. Дискурс призван избавить нас от «ослепления традиционной культурной, которая выдаёт себя за естественную стихию дискурса. И тогда возникает возможность добраться, раздвигая пределы, к иному модусу знания.
Информация о работе Человеческий капитал современного российского села