Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 16:26, монография
В монографии рассматриваются основные подходы к теории человеческого капитала. Исследуются состав и структура человеческого капитала. Особое внимание уделяется методологическим основам изучения человеческого капитала, в т. ч. социокультурному проектированию человеческого капитала на селе. Приведены результаты конкретного социологического исследования, проведенного лабораторией «Крестьяноведения и социологических исследований КГАУ и ИС РАН» в 2005 году.
Введение
5
I.
Теоретико - методологические аспекты изучения человеческого капитала.
10
1.1 Атрибутивный подход к изучению человеческого капитала
18
1.2. Генетико – исторический подход к изучению человеческого капитала.
24
1.3. Воспроизводственный подход.
26
1.4. Функционально – целевой подход к изучению человеческого капитала.
36
1.4. 1. Корпоративная культура как источник человеческого капитала
40
1.5. Социокультурное проектирование человеческого капитала.
45
1.5.1.Социокультурное проектирование взаимодействия власти, бизнеса и человеческого капитала на селе
60
II.
Особенности человеческого капитала современного села.
68
II.1.
Социальное и экономическое положение современного села.
68
II. 1. 1.
Социальное положение современного села
68
II. 1. 2.
Экономическое положение современного села.
75
II. 1. 3.
Практические решения и результаты.
80
II. 2
Конкретно – социологические исследования совокупности формирования и реализации человеческого капитала на селе.
85
Человеческий капитал на селе (по материалам социологического исследования).
85
Девальвация человеческого капитала в рамках образовательного процесса (на материалах исследований неформальных отношений в государственном ВУЗе).
110
Бизнес и региональная власть: поиск оптимальных моделей взаимодействия в развитии человеческого капитала.
117
Этничность как социальный ресурс: на примере русского населения Краснодарского края.
125
Человеческий капитал в контексте ценностных ориентаций сельских жителей Краснодарского края (по материалам социологических исследований).
133
Реализация человеческого капитала в новых видах деятельности на селе – предпринимательстве и фермерстве (на примере Республики Адыгея).
145
Гендерные особенности формирования, реализации и сохранения человеческого капитала (на примере Республики Адыгея).
158
Вместо заключения: Человеческий капитал как основа устойчивого социально – экономического развития России.
164
Человеческий капитал: словарь терминов
168
Библиография
180
Приложения
187
Сведения об авторах.
208
Органы власти развивающихся стран должны концентрироваться на создании условий, способствующих уменьшению неформального сектора в экономике и последующему изменению доли частного сектора в экономической системе.
Постепенное увеличение роли частного сектора.
Органы власти должны установить действительное сотрудничество с представителями частного сектора своей страны для осуществления необходимых изменений и для обеспечения учета мнений предприятий малого, среднего и мелкого 6изнеса.
Общественно – частная сфера: поиск новых решений.
Для того, чтобы иметь возможность оказания основных видов услуг, все заинтересованные стороны должны объединить свои усилия в вопросах финансов, профессиональных знаний и создания государственных предприятий с участием частного капитала.
Облегчение доступа к разнообра
Мы предполагаем дальнейшее развитие внутренних финансовых рынков параллельно с развитием профессиональных знаний сотрудников регулятивных органов и частных финансовых институтов.
Помощь в развитии профессиональных знаний и навыков.
Деятельность но развитию профессиональных знаний может включать в себя программы как для коммерсантов и чиновников высшего ранга, так и для бизнесменов самого малого бизнеса, равно как и программы, нацеленные на улучшение знаний и навыков простых рабочих, реализуемые совместными усилиями органов государственной власти и профсоюзов.
Обеспечение основных видов услуг, в особенности обеспечение электроэнергией и водой.
Необходимо развивать инновационные модели взаимодействия между государственными поставщиками услуг, многонациональными и :местными компаниями.
Частная сфера: мобилизация возможностей и ресурсов.
Частный сектор, и в особенности крупные местные компании и многонациональные корпорации должны осознавать возможности своего влияния на ускорение процесса развития и борьбу с нищетой.
Для частного сектора.
Направление частной инициативы на благо развития.
Полагаем, что частный сектор обладает огромным потенциалом, а именно знаниями, опытом, ресурсами и связями, которые могут способствовать развитию страны.
Развитие связей с многонациональными и крупными внутренними компаниями для помощи малым компаниям.
Связи между различными типами фирм в развивающихся странах дают местным компаниям возможность доступа к рынкам, финансированию, профессиональным знаниям и технологиям.
Поиск возможностей для деловой деятельности на рынках ''дна пирамиды".
Изучение нужд рынков "дна пирамиды" (а это 4 миллиарда людей, годовой заработок которых составляет менее 1,500 долларов) и создание инновационных подходов к решению этих нужд являются еще одним жизненно важным видом деятельности, которым должен заняться частный сектор, как международный частный сектор, так и частный сектор внутри страны.
Внедрение стандартов.
Частному сектору необходимо взять на себя твердое обязательство способствовать устойчивому развитию, сосредоточив свои усилия на внедрении стандартов корпоративного управления и прозрачности.
Для гражданского общества и трудовых организаций.
Гражданское общество и рабочие организации должны и далее выступать в роли пристальных наблюдателен дальнейшего процесса развития, а также помощников и сторонников новых подходов к решению "Целей тысячелетия в области развития", способствующих улучшению качества жизни бедных людей.
Создание в системе более строгой отчетности
Под отчетность является основой успешной работы организации и гражданского общества - точно так же, как и их передовая роль в продвижения концепции устойчивого развития. Это направление следует развивать и дальше.
Налаживание нового сотрудничества и развитие новых отношений для достижения общих целей.
Организации гражданского общества наиболее близки к основанию пирамиды. Они также часто являются базой для экспериментов с новыми технологиями решения проблем.
Таким образом, социокультурное проектирование человеческого капитала в области взаимодействия бизнеса, власти и человеческого капитала можно представить схематически. (См. Рис. 7)
Создаются условия для создания нового общественного договора. Новый общественный договор – это такой набор социальных технологий взаимодействия членов общества и их организованных групп между собой и с властью, применение которого позволяет добиваться установления стабильных и справедливых правил игры в политике и экономике, верховенства закона, гражданского контроля за обороной, безопасностью, судом и полицией, эффективных, доступных и рентабельных систем образования, здравоохранения и жилищного хозяйства, реалистичного международного позиционирования и выработки адекватных стратегических приоритетов.
Продуктивная культура – это свобода и самоценность личности, ответственность, доверие, взаимность и сотрудничество, ценность успеха, основанного на добросовестном труде и честной конкуренции.
Исходя из предмета исследования следует произвести ранжирование сфер общественно – экономической жизни в зависимости от готовности к включению в общественный договор в три группы. В первую попадают сферы, где общественный договор находится в высокой степени готовности, и радикальные изменения назрели, а именно судебная, военная реформы и реформа высшего образования. Во вторую – требующие времени и дополнительной работы для оформления групп интересов и их договороспособных представителей (в т.ч. со стороны государства). Наконец, в третью группу попадают долгосрочные стратегические направления, требующие существенной предварительной работы (например, естественные монополии, налогообложение, пенсионная реформа и др.).
II. Особенности человеческого капитала современного села.
Треть населения нашей страны живет в сельской местности, и Россия по-прежнему продолжает оставаться аграрной страной. Сельское хозяйство для многих регионов является жизнеобеспечивающей отраслью.
Однако статистика и наши собственные данные позволяют утверждать, что в 1990-е гг. социокультурное пространство села вступило в стадию системной деградации. Из 150 тысяч сельских населенных пунктов, примерно в 8-9 процентах из них уже не проживает ни одного человека, еще в 20 процентах проживает до 10 человек, то есть, можно сказать, что почти треть – уже умирающие деревни, а именно порядка сорока тысяч деревень, сел и поселений. В ежегодном докладе Минсельхоза, Всероссийского НИИ экономики сельского хозяйства РАСХН и Центра всероссийского мониторинга социально – трудовой сферы села приведены следующие данные109: Депопуляцией охвачен 71 регион России. В 15 регионах смертность сельского населения превышает рождаемость в 2 – 2,9 раза, в 13 регионах превышение смертности составило 3 – 3,9 раза. При этом умирает все больше людей трудоспособного возраста, наиболее высоки ее показатели в возрастной группе от 30 до 49 лет. Особое внимание авторы доклада обратили на положение сельской молодежи. К 2005 году прогнозируется сокращение численности сельской молодежи, по сравнению с 2002 годом, более чем на полмиллиона человек, к 2010 году – на 1,6 миллиона. Практически во всех регионах идет снижение численности детей.
Конечно, в этом случае появятся пустые территории, а у нас с вами многонаселенные и перенаселенные страны – соседи, и можно прогнозировать, что России будет предъявлено обвинение в неспособности управлять и использовать свои территории»110.
Социологические исследования также показали, что в результате аграрной реформы в настоящее время основная масса селян лишена земельных и имущественных паев и работает в качестве наемных работников111. Для многих крестьянство ассоциируется с нищетой, низким уровнем культуры, низким уровнем социального благоустройства и т.п. Крестьянин как бы всю жизнь на обочине общества: не пускают его к лучшей жизни.
Называя себя крестьянами, респонденты отмечают, что если крестьянство и сохранилось, то, конечно, оно не то, что было раньше. Мало сохранилось истинных крестьян, кто дает земле, а не берет от нее. А можно рассуждать и так: «Крестьянства пока что и не было, потому что крестьянин - это хозяин».
Присутствуют и другие ответы. Признается, что крестьянам принадлежит невысокое место в системе общественных отношений: «крестьяне – рабы», «крестьянин - рабочая скотинка», «колхозник - ругательное слово», «крестьяне - на последнем месте в обществе, работяги», «крестьяне - забитые, поставленные ни во что», «жизнь крестьян всегда была трудной, крестьян всегда держали в черном теле, обирали и обирают, лишали самостоятельности».
Наша страна охотно продает газ и нефть в другие страны. На нашем газе живут европейские крестьяне, на нем готовят, им отапливают свои дома. Сейчас мы усиленно газифицируем Турцию, будем увеличивать поставки голубого топлива в Китай. Пусть в тепле живут турки и китайцы. А наши крестьяне топят печи дровами, они валюту не платят! Справедливости ради следует заметить, что ввод газовых сетей у нас все же растет. Но такими темпами, что всеобщей газификации и не предвидится. К тому же построенные ранее сети уже выходят из строя112.
Практически, страна живет по принципу: «Нефть в обмен на продовольствие». Мы даже для собственной армии закупаем импортные продукты. Например, американская армия на базах и в других странах снабжается своими продуктами, завозят их туда по воде, воздуху и земле. В самом деле, усиленно выкачивается нефть, газ, продается лес, металл, бриллианты и золото, чтобы купить в Австралии масло, в Аргентине – свинину и говядину, в Турции – яблоки, помидоры, картошку, в Голландии – капусту… А ведь все это мы можем вырастить сами! Но почему – то предпочитаем платить чужим товаропроизводителям, а не своим. «Министерство сельского хозяйства вообще отодвинуто от принятия соответствующих решений по ограничению импорта и регулированию поставок продовольствия из зарубежных стран»113.
«По оценкам наших ученых, потенциально Россия способна прокормить примерно 320 миллионов человек»114, но и своих – то 145 миллионов пока прокормить не может. В сельском хозяйстве банкротство предприятий во многом связано с огромной социальной проблемой и законодательной необеспеченностью115.
Другими словами, наше правительство продолжает выкачивать из села последние ресурсы, ничего не давая взамен. Возникает актуальность разработки закона о продовольственной безопасности, хотя в правительстве многие считают, что он лишний. Подобный закон уже был разработан в Госдуме прошлого созыва депутатами Павлом Бурдуковым и Виктором Илюхиным, но не был принят. Хотя, такая страна, как Германия, подобный закон имеет. Страны Евросоюза всячески помогают своим селянам, сумма поддержки села здесь около 60 миллиардов евро в год, государственные дотации составляют около 1 тысячи евро на гектар, у нас – менее 4 евро. При этом министры сельского хозяйства Евросоюза собираются раз в две недели и решают, как им лучше отреагировать на ситуацию, сложившуюся на мировом продовольственном рынке. Абсолютное большинство западных стран даже переименовали свои министерства, назвав их «министерствами сельского развития», понимая, что Агропром – не просто сектор экономики, а уклад жизни огромного числа людей традиции, культура. На сегодняшний момент парламентарии уверены, что сегодня нужен законе «О развитии сельского хозяйства и агропродовольственного рынка в РФ»116. Он должен закрепить роль государства в регулировании агропромышленного производства.
Суть этого тревожного для России процесса характеризуется следующими тенденциями:
1. Утратой естественно-природной среды села качеств окультуренности, одичанием значительных сельских пространств. Из сельскохозяйственного оборота выпало около 40 млн. га пашни, которая зарастает кустарниками, заболачивается, превращается в непроезжие и не контролируемые человеком пустоши. Из 112 млн. га мелиорированных земель большая часть утратила оросительные и дренажные системы, превратилась в засушливые богары или переувлажненные массивы. Внесение органических удобрений (а это важнейший показатель агротехнической культуры земледелия) уменьшилось в 7 раз, минеральных в 8 раз. По этой причине плодородие 80 млн. га сельскохозяйственных угодий снизилось до уровня естественного фона, т.е. они переходят из культурного состояния в доаграрно-естественное. Одичанию сельского пространства способствует разрушение большей части сельских дорог, для ремонта которых ни у населения, ни у сельскохозяйственных предприятий нет средств. Довершает картину варварская вырубка арендуемых лесов, после которой десятки млн. га естественного ландшафта становятся маложизненными и недоступными для хозяйственной деятельности.
2. Децивилизацией
на селе материальных
Информация о работе Человеческий капитал современного российского села