Финансовое состояние высшего учебного заведения в переходный период на примере Октябрьского филиала Уфимского государственного нефтя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 16:13, дипломная работа

Описание работы

Высшие учебные заведения России находятся сегодня, как и все общество, в состоянии глубокого кризиса. Его коренная причина в том, что десятилетиями высшая школа была привязана к государству, к господствующей системе. Высшая школа была нацелена на воспроизводство антирыночной экономики, антидемократической системы, где нет свободного человека. Это порождало острейшие противоречия не только в деятельности вузов, но и в умах и душах преподавателей и студентов.

Файлы: 1 файл

Ф1.doc

— 459.00 Кб (Скачать файл)


Министерство  образования Российской Федерации

ГОУВПО  «Удмуртский государственный университет»

Институт  экономики и управления

 

 

 

 

 

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему: «Финансовое  состояние высшего учебного заведения  в  
переходный период на примере Октябрьского филиала Уфимского государственного нефтяного технического университета»

 

Выполнил

студент гр.

 

Руководитель:

 

Допущен к защите в  ГАК “     ”__________2004 г.

Зам. директора ИЭиУ, к.э.н.        Г.Ю.Галушко 

 

Зав. кафедрой ЭиСТ, к.э.н., доцент     Н.Н. Олимских

 

 

 

Ижевск, 2004

Содержание

 

 

Введение

 

Высшие учебные заведения России находятся сегодня, как и все  общество, в состоянии глубокого  кризиса. Его коренная причина в  том, что десятилетиями высшая школа  была привязана к государству, к  господствующей системе. Высшая школа  была нацелена на воспроизводство антирыночной экономики, антидемократической системы, где нет свободного человека. Это порождало острейшие противоречия не только в деятельности вузов, но и в умах и душах преподавателей и студентов. В той или иной степени каждая кафедра, каждый работник высшей школы вынужден был решать их самостоятельно, в соответствии со своим мировоззрением и совестью. Конечно, особенно в последние годы, уже остро давали о себе знать такие проблемы, как отставание в учебных планах, "перекосы" в подготовке специалистов определенного профиля. Все более обострялись социальные проблемы работников высшей школы. Другими словами, запас прочности на данный период был крайне незначительным. Поэтому трудности, которые в период реформ неизбежны, оказались для системы высшего образования России особенно болезненными. Они привели к заметным потерям.

До сих пор мало какая страна в мире может соперничать  с Россией по богатству интеллектуальных ресурсов, достижений науки и техники. Вклад России в мировую науку и культуру неоспорим. Россия обладает одной из самых мощных систем высшего образования в мире. В России около шестисот вузов, в которых учатся студенты по всем специальностям, сложившимся в мире.

Реформы в России придают  сфере образования новое значение. Уже в ближайшее время страна будет испытывать огромную потребность в специалистах мирового уровня, будут нужны не только профессионалы, но и люди высокой культуры. Сейчас, в современный период, нужно наиболее максимально сохранить все то ценное, что есть у нас, все жизнеспособное в новых условиях.

В современных условиях вузы хотя и медленно, но становятся другими. Постепенно многие из них обрастают  сетью научно-коммерческих предприятий, которые призваны доводить идеи ученого до уровня интеллектуального товара. Вузы пока робко, но все-таки начинают занимать важную нишу по производству наукоемкой и уникальной продукции.

Вузы начали переход  на гибкие системы обучения. Это  тоже влияние реформ, важнейшее условие для подготовки современного специалиста. Вуз обязан в новых условиях предоставить студенту ту образовательную программу, которую он выбрал.

Вузы не могут жить в современных условиях без поддержки  со стороны государства. Особенно это  касается гуманитарных, педагогических вузов и университетов, которым  сегодня особенно трудно. Для фундаментальных наук и подготовки специалистов по фундаментальным направлениям знаний приемлема только одна форма подготовки - государственный заказ.

Сегодня из государственного бюджета удовлетворяются потребности  учебных заведений в финансировании только на 30—40 процентов. Этих средств едва хватает на поддержание минимального уровня жизни преподавателей и студентов, ими лишь частично покрывается самое скудное обеспечение текущей деятельности вузов. У университетов и институтов нет денег на издательство и покупку учебно-методической литературы, новое строительство, закупку нового оборудования. По этой же причине почти свернуто международное сотрудничество.

Критическое положение  высшей школы требует принятия неотложных срочных мер, направленных на поддержку системы высшего образования Российской Федерации.

Много проблем возникает  и по системе управления высшей школой. Внедрение новой системы управления, детальный анализ экономического состояния высшей школы позволит выявить внутренние резервы и более оперативно использовать новые рычаги рыночной экономики.

Этим и объясняется  выбор темы данной дипломной работы. В качестве объекта исследования выступает Октябрьский филиал Уфимского  государственного нефтяного технического университета.

Целью дипломной работы является анализ состояния высшего учебного заведения в современных условиях.

Дипломная работа состоит  из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы.

В введении обоснована актуальность выбранной темы и дана аннотация  дипломной работы.

В первой главе раскрыто состояние высшего образования  в России в переходный период, этапы его реформирования, рассматривается роль и место вуза в системе рыночных отношений.

Во   второй   главе   дана   общая   характеристика Октябрьского филиала Уфимского государственного нефтяного технического университета.

В третей главе дается анализ экономической деятельности УГНТУ.

В четвертой главе  на основе проведенного экономического анализа показателей финансово-хозяйственной деятельности университета приведены новые пути и источники обеспечения финансово-хозяйственной деятельности высшего образования.

 

1. Современная концепция  развития высшего образования

1.1. Государственная политика развития высшего образования

 

Всякий раз, когда возникает  вопрос о совершенствовании содержания структуры высшего образования, приходится слышать, что в нынешний момент это не самое главное, сейчас не этим надо заниматься. Главное - дать вузам деньги, и тогда высшая школа сама найдет формы и пути решения всех тех проблем, которые перед ней стоят.

Безусловно, система высшего  образования может успешно развиваться  при наличии   необходимого   материально-технического   и   финансового обеспечения. Но ничто само собой не делается: для того, чтобы найти нужные формы организации учебного процесса, определить пути развития фундаментальной подготовки студентов, обсуждению всех этих проблем необходимо привлечь широкий круг специалистов - тех, кто ежедневно входит в студенческую аудиторию и на основе своего опыта ищет рациональные пути решения возникших вопросов.

Не менее часто приходится слышать и другое: существующая система  высшего образования на протяжении долгого времени зарекомендовала  себя очень хорошо, она готовила и готовит специалистов, отвечающих всем тем запросам, которые вчера и сегодня предъявляло к ним народное хозяйство. Да, по многим направлениям подготовки специалистов, прежде всего по естественнонаучным и техническим дисциплинам, в области культуры и искусства в стране готовили и готовят специалистов высшей пробы. Если бы это было не так, то не возникала бы проблема "утечки мозгов". Коль скоро она происходит, значит, действительно, потенциал не исчерпан; высшая школа России  жива и может готовить высококвалифицированные  кадры специалистов.

Однако как всякая система высшего образования, наша сформировалась в рамках определенной социально-экономической формации и, безусловно, впитала в себя все присущее ей - как положительное, так и отрицательное. Скажем, ориентация и организация социально-экономической и производственной сферы по узким направлениям отраслей и ведомств прямо повлияла на формирование системы образования; известное постановление, подписанное Л.Кагановичем, привело к тому, что в 30-е годы начался переход к узкопрофильным высшим учебным заведениям: возникли педагогические институты, произошло отделение медицинских факультетов от университетов. Все это нанесло серьезный ущерб общей фундаментальной подготовке специалистов. Затем, как следствие более глубокого характера, появились узкие специалисты и специализации; учебные планы, освоение которых с первого же курса приковало студента к узкому профилю последующей профессиональной деятельности. Эти программы и планы не позволяли в полной мере раскрыться потенциальным способностям каждой личности (особенно это касалось наиболее способной части студенчества). По сути дела эти программы и учебные планы приводили к тому, что две совершенно разные личности, пришедшие в высшую школу, образно говоря, сводились к одной, ликвидировалась их индивидуальность; все программы были ориентированы на некоего усредненного студента.

Именно жесткая регламентация  учебного процесса породила обилие контрольных мероприятий и обязательных занятий, отсутствие необходимого свободного времени для освоения определенной дисциплины. Обо всем этом вскользь напоминал Питирим Сорокин когда, уже будучи в Америке, сопоставлял традиционную российскую систему обучения с американской системой, отличавшейся, по его мнению, большой рутинностью и заорганизованностью по сравнению с российской системой, не позволяющей творчески развиваться одаренной молодежи.

В последнее десятилетие известные  ученые и педагоги справедливо выражали серьезную озабоченность по поводу неудовлетворительного преподавания   фундаментальных  естественных  дисциплин.   В частности, возникла реальная угроза ликвидации физики, химии и механики, как самостоятельных дисциплин в ряде вузов и даже - в базовой средней школе. Непродуманное постоянное вмешательство в формирование курса математики угрожает ей сегодня потерей облика фундаментальной дисциплины. У нас практически отсутствует современное экологическое образование.

Выпускники гуманитарных факультетов вообще не получают какого-либо естественнонаучного образования. Словом, происходит утрата замечательных  традиций российского естественнонаучного образования и его престижа в мировом сообществе.

Другой недостаток, который  ощутим в нашей системе образования, характерен для тех технических направлений, которые готовили специалистов для наукоемких производств. Стремление соединить во имя подготовки "на всю жизнь" фундаментальное образование и профессиональную подготовку повлекло за собой жесткую прессовку учебных планов и как следствие -гигантские нагрузки на студентов, увеличение аудиторных занятий, контрольных мероприятий. Это происходило до тех пор, пока, наконец, не поняли: всему научить в высшем учебном заведении невозможно.

И тогда естественно  возник вопрос: а чему нужно учить  в первую очередь? Он все с большей  настойчивостью звучит сейчас, когда  экономика страны еще не стабильна, а Россия остро нуждается в такой системе подготовки специалистов, которая могла бы быстро и адекватно реагировать на' меняющуюся конъюнктуру рынка.

Утверждается идея о  необходимости сместить акцент в  сторону фундаментального образования, которое обладает большим временем выживаемости, которое, при его правильном формировании, позволяет перейти к иному, чем раньше, принципу обучения; от образования на всю жизнь к образованию через всю жизнь.

Говоря о фундаментализации  высшего образования, в последнее  время все чаще связывают ее с многоуровневой системой подготовки специалистов.

В той структуре, которая  сегодня вводится в действие, определены три уровня: неполное высшее образование, базовое высшее образование и  полное высшее образование. И каждому  из этих уровней соответствует свой фундамент, причем фундамент, подведенный под то будущее здание профессиональной подготовки, которую предполагает тот или иной человек, или тот или иной выпускник учебного заведения получить в перспективе.

Очень привлекательна эта  многоуровневая структура подготовки, ибо не имеет тупиковых вариантов, позволяет выбрать свою траекторию обучения, наиболее полно раскрыть индивидуальные способности и - самое главное -естественно осуществить на каждом этапе обучения отбор тех, кто способен на следующем этапе более эффективно овладеть уровнем фундаментальной подготовки.

И самое главное: возможность  формирования элитарных групп студенческого контингента. Очень долго воздерживались от этого понятия; но высшее образование является высшим потому, что не все могут им овладеть именно  в  силу своих объективных образовательно-познавательных возможностей. И каждая школа, безусловно, уделяя должное внимание всему контингенту, в первую очередь, должна сосредоточить усилия на подготовке именно этой интеллектуальной элиты.

Хотелось бы заметить, что, реализуя идея фундаментализации  образования, крайне опасно идти на ощупь.

В связи с этим необходимо более полно использовать достижения эдукологии — науки о принципах формирования образованного человека и определения фундаментального знания как части общечеловеческой культуры, с одной стороны, и являющейся основой для профессиональной подготовки специалистов - с другой.

Как показывают исследования специалистов-эдукологов, основу фундаментализации высшего образования должны составлять два блока учебных дисциплин: гуманитарный и естественнонаучный. Их взаимное проникновение составляет фундамент современного высшего образования и способствует объединению двух культур.

Надо сказать, полноценное  фундаментальное высшее образование должно удовлетворять некоторым общим требованиям, независимо от профиля подготовки специалистов. И прежде всего формировать целостное представление о научной картине мира, заложить необходимый фундамент научной подготовки для последующей профессиональной деятельности.

Следует отметить известную  условность отнесения учебных дисциплин  к различным циклам. Важно другое: непрерывность, целенаправленность и  преемственность этих дисциплин.

Следует отметить также, что переход к базовому высшему  образованию не сводится к простому увеличению объемов естественнонаучных дисциплин. Речь идет о качественно новом уровне преподавания этих дисциплин как единого комплекса наук о природе и месте в ней человека.

Вводя многоуровневую структуру  подготовки специалистов, не нужно искусственно форсировать, подталкивать этот процесс. Надо очень и очень внимательно подойти к подготовке всего необходимого научно-методического сопровождения, которое обусловило бы полное и положительное раскрытие этой формы подготовки специалистов.

Сейчас уже много  сделано. Произошло укрупнение специальностей в направлениях подготовки: из существовавших ранее 350 специальностей сформированы 72 направления по всем сферам научной и практической деятельности человека. Основная задача сегодня - это определение государственных стандартов, определение того ядра знаний, реализация которого должна обеспечить высокое качество подготовки специалистов на том или ином уровне многоуровневой структуры подготовки специалистов.

Информация о работе Финансовое состояние высшего учебного заведения в переходный период на примере Октябрьского филиала Уфимского государственного нефтя