Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 16:13, дипломная работа
Высшие учебные заведения России находятся сегодня, как и все общество, в состоянии глубокого кризиса. Его коренная причина в том, что десятилетиями высшая школа была привязана к государству, к господствующей системе. Высшая школа была нацелена на воспроизводство антирыночной экономики, антидемократической системы, где нет свободного человека. Это порождало острейшие противоречия не только в деятельности вузов, но и в умах и душах преподавателей и студентов.
Министерство образования Российской Федерации
ГОУВПО
«Удмуртский государственный
Институт экономики и управления
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
на тему: «Финансовое
состояние высшего учебного заведения
в
переходный период на примере Октябрьского
филиала Уфимского государственного нефтяного
технического университета»
Выполнил
студент гр.
Руководитель:
Допущен к защите в ГАК “ ”__________2004 г.
Зам. директора ИЭиУ, к.э.н. Г.Ю.Галушко
Зав. кафедрой ЭиСТ, к.э.н., доцент Н.Н. Олимских
Ижевск, 2004
Содержание
Высшие учебные заведения
До сих пор мало какая страна в мире может соперничать с Россией по богатству интеллектуальных ресурсов, достижений науки и техники. Вклад России в мировую науку и культуру неоспорим. Россия обладает одной из самых мощных систем высшего образования в мире. В России около шестисот вузов, в которых учатся студенты по всем специальностям, сложившимся в мире.
Реформы в России придают
сфере образования новое
В современных условиях вузы хотя и медленно, но становятся другими. Постепенно многие из них обрастают сетью научно-коммерческих предприятий, которые призваны доводить идеи ученого до уровня интеллектуального товара. Вузы пока робко, но все-таки начинают занимать важную нишу по производству наукоемкой и уникальной продукции.
Вузы начали переход на гибкие системы обучения. Это тоже влияние реформ, важнейшее условие для подготовки современного специалиста. Вуз обязан в новых условиях предоставить студенту ту образовательную программу, которую он выбрал.
Вузы не могут жить в современных условиях без поддержки со стороны государства. Особенно это касается гуманитарных, педагогических вузов и университетов, которым сегодня особенно трудно. Для фундаментальных наук и подготовки специалистов по фундаментальным направлениям знаний приемлема только одна форма подготовки - государственный заказ.
Сегодня из государственного
бюджета удовлетворяются
Критическое положение высшей школы требует принятия неотложных срочных мер, направленных на поддержку системы высшего образования Российской Федерации.
Много проблем возникает и по системе управления высшей школой. Внедрение новой системы управления, детальный анализ экономического состояния высшей школы позволит выявить внутренние резервы и более оперативно использовать новые рычаги рыночной экономики.
Этим и объясняется выбор темы данной дипломной работы. В качестве объекта исследования выступает Октябрьский филиал Уфимского государственного нефтяного технического университета.
Целью дипломной работы является анализ состояния высшего учебного заведения в современных условиях.
Дипломная работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы.
В введении обоснована актуальность выбранной темы и дана аннотация дипломной работы.
В первой главе раскрыто состояние высшего образования в России в переходный период, этапы его реформирования, рассматривается роль и место вуза в системе рыночных отношений.
Во второй главе дана общая характеристика Октябрьского филиала Уфимского государственного нефтяного технического университета.
В третей главе дается анализ экономической деятельности УГНТУ.
В четвертой главе на основе проведенного экономического анализа показателей финансово-хозяйственной деятельности университета приведены новые пути и источники обеспечения финансово-хозяйственной деятельности высшего образования.
Всякий раз, когда возникает вопрос о совершенствовании содержания структуры высшего образования, приходится слышать, что в нынешний момент это не самое главное, сейчас не этим надо заниматься. Главное - дать вузам деньги, и тогда высшая школа сама найдет формы и пути решения всех тех проблем, которые перед ней стоят.
Безусловно, система высшего
образования может успешно
Не менее часто приходится
слышать и другое: существующая система
высшего образования на протяжении
долгого времени
Однако как всякая система высшего образования, наша сформировалась в рамках определенной социально-экономической формации и, безусловно, впитала в себя все присущее ей - как положительное, так и отрицательное. Скажем, ориентация и организация социально-экономической и производственной сферы по узким направлениям отраслей и ведомств прямо повлияла на формирование системы образования; известное постановление, подписанное Л.Кагановичем, привело к тому, что в 30-е годы начался переход к узкопрофильным высшим учебным заведениям: возникли педагогические институты, произошло отделение медицинских факультетов от университетов. Все это нанесло серьезный ущерб общей фундаментальной подготовке специалистов. Затем, как следствие более глубокого характера, появились узкие специалисты и специализации; учебные планы, освоение которых с первого же курса приковало студента к узкому профилю последующей профессиональной деятельности. Эти программы и планы не позволяли в полной мере раскрыться потенциальным способностям каждой личности (особенно это касалось наиболее способной части студенчества). По сути дела эти программы и учебные планы приводили к тому, что две совершенно разные личности, пришедшие в высшую школу, образно говоря, сводились к одной, ликвидировалась их индивидуальность; все программы были ориентированы на некоего усредненного студента.
Именно жесткая регламентация учебного процесса породила обилие контрольных мероприятий и обязательных занятий, отсутствие необходимого свободного времени для освоения определенной дисциплины. Обо всем этом вскользь напоминал Питирим Сорокин когда, уже будучи в Америке, сопоставлял традиционную российскую систему обучения с американской системой, отличавшейся, по его мнению, большой рутинностью и заорганизованностью по сравнению с российской системой, не позволяющей творчески развиваться одаренной молодежи.
В последнее десятилетие
Выпускники гуманитарных
факультетов вообще не получают какого-либо
естественнонаучного
Другой недостаток, который ощутим в нашей системе образования, характерен для тех технических направлений, которые готовили специалистов для наукоемких производств. Стремление соединить во имя подготовки "на всю жизнь" фундаментальное образование и профессиональную подготовку повлекло за собой жесткую прессовку учебных планов и как следствие -гигантские нагрузки на студентов, увеличение аудиторных занятий, контрольных мероприятий. Это происходило до тех пор, пока, наконец, не поняли: всему научить в высшем учебном заведении невозможно.
И тогда естественно возник вопрос: а чему нужно учить в первую очередь? Он все с большей настойчивостью звучит сейчас, когда экономика страны еще не стабильна, а Россия остро нуждается в такой системе подготовки специалистов, которая могла бы быстро и адекватно реагировать на' меняющуюся конъюнктуру рынка.
Утверждается идея о необходимости сместить акцент в сторону фундаментального образования, которое обладает большим временем выживаемости, которое, при его правильном формировании, позволяет перейти к иному, чем раньше, принципу обучения; от образования на всю жизнь к образованию через всю жизнь.
Говоря о фундаментализации высшего образования, в последнее время все чаще связывают ее с многоуровневой системой подготовки специалистов.
В той структуре, которая сегодня вводится в действие, определены три уровня: неполное высшее образование, базовое высшее образование и полное высшее образование. И каждому из этих уровней соответствует свой фундамент, причем фундамент, подведенный под то будущее здание профессиональной подготовки, которую предполагает тот или иной человек, или тот или иной выпускник учебного заведения получить в перспективе.
Очень привлекательна эта многоуровневая структура подготовки, ибо не имеет тупиковых вариантов, позволяет выбрать свою траекторию обучения, наиболее полно раскрыть индивидуальные способности и - самое главное -естественно осуществить на каждом этапе обучения отбор тех, кто способен на следующем этапе более эффективно овладеть уровнем фундаментальной подготовки.
И самое главное: возможность формирования элитарных групп студенческого контингента. Очень долго воздерживались от этого понятия; но высшее образование является высшим потому, что не все могут им овладеть именно в силу своих объективных образовательно-познавательных возможностей. И каждая школа, безусловно, уделяя должное внимание всему контингенту, в первую очередь, должна сосредоточить усилия на подготовке именно этой интеллектуальной элиты.
Хотелось бы заметить, что, реализуя идея фундаментализации образования, крайне опасно идти на ощупь.
В связи с этим необходимо более полно использовать достижения эдукологии — науки о принципах формирования образованного человека и определения фундаментального знания как части общечеловеческой культуры, с одной стороны, и являющейся основой для профессиональной подготовки специалистов - с другой.
Как показывают исследования специалистов-эдукологов, основу фундаментализации высшего образования должны составлять два блока учебных дисциплин: гуманитарный и естественнонаучный. Их взаимное проникновение составляет фундамент современного высшего образования и способствует объединению двух культур.
Надо сказать, полноценное фундаментальное высшее образование должно удовлетворять некоторым общим требованиям, независимо от профиля подготовки специалистов. И прежде всего формировать целостное представление о научной картине мира, заложить необходимый фундамент научной подготовки для последующей профессиональной деятельности.
Следует отметить известную условность отнесения учебных дисциплин к различным циклам. Важно другое: непрерывность, целенаправленность и преемственность этих дисциплин.
Следует отметить также, что переход к базовому высшему образованию не сводится к простому увеличению объемов естественнонаучных дисциплин. Речь идет о качественно новом уровне преподавания этих дисциплин как единого комплекса наук о природе и месте в ней человека.
Вводя многоуровневую структуру подготовки специалистов, не нужно искусственно форсировать, подталкивать этот процесс. Надо очень и очень внимательно подойти к подготовке всего необходимого научно-методического сопровождения, которое обусловило бы полное и положительное раскрытие этой формы подготовки специалистов.
Сейчас уже много сделано. Произошло укрупнение специальностей в направлениях подготовки: из существовавших ранее 350 специальностей сформированы 72 направления по всем сферам научной и практической деятельности человека. Основная задача сегодня - это определение государственных стандартов, определение того ядра знаний, реализация которого должна обеспечить высокое качество подготовки специалистов на том или ином уровне многоуровневой структуры подготовки специалистов.